Использование логических задач и занимательного материала на занятиях ФЭМП.
консультация по математике

Vagina Anzhela Alexandrovna

Занимательный материал используемый на занятиях по ФЭМП.

Мастер класс для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида№24»

       

Семинар – практикум

«Использование логических задач и занимательного материала на занятиях ФЭМП»

                                                                 Подготовила: Вагина А. А.

Майкоп 2022.

   Практика дошкольного образования показывает, что успешность образования влияет не только содержание подаваемого материала, но и форма его подачи детям. Материал, который подается в занимательной форме усваивается быстрее, легче и эффективнее. Дети играя, выполняют различные упражнения: сравнивают предметы, выполняют простые арифметические действия, тренируются в устном счете, решают задачи. Занимательный материал, вовлекает и побуждает детей, наблюдают анализируют, способствует развитию внимания, памяти и мышлению.

   Занимательный материал, применяемый на занятиях по математике, можно разделить условно на три группы:

  1. Развлечения (игра – квест, вечера – развлечения)
  2. Математические игры и зидачи
  3. Развивающие (дедактические игры и упражнения)

   Наибольшее применение находят дидактические игры, которые дают возможность упражняется в деление предметов на группы, различии геометрических фигур по цвету, размеру и их свойствам, знакомства с цифрами, решение арифметических действий. Каждая из игр решает конкретную задачу – совершенствует математические представления дошкольников.

Слайд №1.

Игры для среднего возраста .

Игры №1 «Найди и назови»

Цель: Закрепить умения находить геометрическую фигуру заданного цвета.

Слайд №2.

Игра №2 «Группировка фигур»

Цель: Закрепить умения формировать геометрические фигуры по цвету, называть их упражнять в счете.

Слайд №3

Игра №3 «Найди что лишнее»

Цель: Закрепить свойства геометрических фигур и их отличия.

Слайд №4

Игра №4 «Чего не хватает?»

Цель: Закрепить умения определять недостающую фигуру

Старший возраст.

Слайд №5

Игра №5 «Отгадай число»

Цель: Закрепить знания порядка чисел, умения определять пропущенное число.

Слайд №6

«Загадки шутки»

   Это занимательные игровые задачи с математическими смыслами. Решая задачи, в этой форме занимательного материала дети получают возможность проявить смекалку, находчивость и даже юмор. Например:

  1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг, сколько весит курица, если она будет стоять на двух ногах? (2кг)
  2. У бабушки Даши, внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько внуков у бабушке. (1 внучка).

   

  И еще одна форма занимательного материала не менее интересная и увлекательная – математические сказки. Такая форма дает возможность легко и ненавязчиво, а самое главное доступно объяснить новый материал и закрепить пройденный. Также способствует формированию собственного логического мышления, выполняет познавательную функцию, учит выполнять простейшие арифметические действия, объясняет взаимосвязь между предметами. Например:

«Теремок»

Эта сказка поможет запомнить не только количественный счет но и основы арифметике. Дети легко усваивают как увеличивается количество на единицу (прискакал зайка и стало их трое. Прибежала лисичка и стало из четверо).

«Репка» и «Колобок»

Эти сказки хороши для освоения порядкового счета. «Кто первый пришел репку рвать? Кто повстречался колобку первым?»

«Три медведя»

Эта супер математическая сказка. И медведей можно посчитать и о размере поговорить, соотнести мишек к соответствующим стульям, тарелкам, кроваткам.

«Красная шапочка»

В этой сказке мы можем поговорить о понятии длинный и короткий путь.

«Про козленка, который мог считать до 10»

Здесь дети вмести с козленком пересчитывают героев сказки, запоминают счет до 10.

Пример: «Ноль и Единица»
В одном городе жили цифры от 0 до 9. Они всегда спорили и хвастались друг перед другом, кто больше или старше. Цифры даже придумали для себя знаки «>» и «<», так им легче было хвастаться. Некоторые цифры очень грустили, особенно доставалось Нолику и Единичке, ведь они были самыми маленькими, и их постоянно дразнили: «Малыши!».

Однажды Ноль и Единица сидели и плакали от обиды, что они ничего не могут сделать против старших цифр. Тогда они взялись за руки, чтобы было не так обидно. Ноль с Единицей шли по улице, а другие цифры как-то странно на них смотрели — как будто снизу.

Друзья дошли до витрины магазина и увидели в отражении, что они стали большими, как никогда! Даже больше, чем цифра 9! Так получилось число 10. Другие цифры посмотрели на 10 и поняли, что если объединиться и действовать сообща, то можно стать сильнее и больше. (Задание для детей разделить цифры на две группы: 1. Однозначные 2. Двузначные)

Пример: "СПОР ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР"
Заспорили Квадрат, Треугольник и Круг, кто из них важнее.
— Я важнее, ведь у меня больше всех углов – целых четыре! — сказал Квадрат.
-Ну и что, зато мои углы острее, чем твои, значит, я лучше! – возразил Треугольник.
— У меня хоть углов нет, зато я могу катиться по дорожке, а вы будете до вечера перекатываться на своих углах, – ответил на это Круг.
— Ну, можешь ты катиться, а дальше что? Никому фигура без углов не нужна, – сказал Квадрат, а Треугольник его поддержал, – даже дом не построишь без квадрата или треугольника: стены да окна у дома квадратные, а крыша – треугольная. А круга там и в помине нет!
Тут Круг говорит:
— Посмотрите на небо, там солнце, оно самое важное на небе, а оно на круг похоже! Значит, я тоже важен! Луна тоже круглая, а без нее ночью темно.
Посмотрели Квадрат с Треугольником на небо: действительно, солнце – как круг. И луна ночью круглая. Поняли фигуры, что они все важны.
— Да, — сказал Квадрат, — правда, без круга тоже никак. А вокруг нас, оказывается, столько круглых, квадратных и треугольных предметов.

  Подводя итог мы делам вывод, что занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности рассуждения желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, ма...

Логические задачи и занимательные вопросы для детей

Данный занимательный материал необходим для развития познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, т что является залогом успешного интеллектуального  развития ребёнка дошкольног...

Мастер-класс по использованию логических задач на занятиях по математике

Мастер-класс по использованию логических задач на занятиях по математике поможет воспитателям при планировании работы....