Картотека математических сказок для детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая, подготовительная группа)

Билида Анна Владимировна
Картотека математических сказок для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека математических сказок для детей старшего дошкольного возраста

№ 1 ДОГАДАЙСЯ САМ!

Цель: Формирование элементарных математических представлений.

Задачи: Развивать общие представления о множестве; совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; дать детям элементарные представления о времени.


В живом уголке детского сада жил попугай Кеша, кто-то из родителей привез его из жарких стран. Попугай был хорош и дети не отходили от него. Они рассматривали его разноцветные перышки, чистили клетку, кормили и поили.

Но самым интересным было то, что попугай был говорящим. Как-то дети спросили: «Как тебя зовут?» А он им ответил «Догадайся сам!»

Малыши были просто в восторге. Вопросы посыпались один за другим: «Сколько тебе лет? А где ты жил раньше? Что ты любишь есть? Хочешь ли ты семечек?» Но попугай только отвечал «Догадайся сам!»

Так в детском саду началась очень весёлая и интересная игра, в которой участвовали все, и взрослые и дети. Заключалась она в том, чтобы придумать вопрос или задачу для попугая. Попугай слушал и как всегда кричал «Догадайся сам!». Тогда все дети начинали искать правильный ответ на вопрос.

Взрослые, с удовольствием игравшие в эту игру, часто говорили тем, кто находил решение: «Молодец!».

Однажды, когда кто-то из малышей радостно выкрикнул ответ, попугай сказал «Молодец!» Все сначала не поверили услышанному, но попугай еще раз четко повторил: «Молодец!» Дети от восторга захлопали в ладоши: «Кеша научился говорить новое слово!». Игра стала еще интересней. Дети старались правильно ответить, потому что очень им нравилось, когда попугай говорил им «Молодец!»

Вопросы, которые придумывали ребята, становились все сложней, потому что так было интересней.

Чаще всего вопросы придумывались дома, и в этом участвовала вся семья. А утром собирались возле клетки, и начиналась игра.

«Охотник шел по лесу. Вдруг, он увидел пенек, из-за которого торчали шесть заячьих ушей. Угадай, сколько зайцев спряталось за пеньком?» «Шесть», - крикнул кто-то из детей. «А вот и не шесть»,- лукаво улыбнулся Вовка, это он придумал вопрос. «Догадайся сам!» - закричал попугай.

Так сколько зайцев за пеньком? Подумайте и вы, ребята.

Через несколько минут сразу несколько малышей догадались: «За пеньком сидели три зайца! Ведь у каждого зайца по два уха, а ушей было всего шесть». Попугай уже кричал «Молодец!»

Мария Васильевна, воспитательница, сказала: «Вопрос можно еще нарисовать на бумаге».

Некоторые дети, которые так и не поняли, почему же три зайца взяли карандаш и бумагу и нарисовали шесть заячьих ушей, торчавших из-за пенька. И стало ясно что: ведь зайца с одним ухом не бывает!

На следующий день загадку придумала маленькая Соня: «Дети вернулись с лыжной прогулки, воткнули в снег 10 палок, сняли лыжи и пошли в детский сад, Анна Петровна выглянула из окна и сказала: «Я знаю, на сколько человек нужно накрывать стол». Как она догадалась, сколько человек пришло с прогулки? Ребята сразу попросили карандаш и бумагу, чтобы зарисовать вопрос.

№ 2 ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ НАЙТИ ДОРОГУ

Цель: закрепление навыковориентировки на листе бумаги.

Однажды Незнайка, Самоделкин, Карандаш и Дюймовочка решили пойти в поход на

Голубое озеро. Карандаш и Дюймовочка взяли с собой рюкзаки, а Самоделкин прихватилеще и удочку. Ждали только Незнайку. И вот он появился: с большим чемоданом в однойруке и с подушкой в другой. Увидев его, друзья рассмеялись: «Незнайка, разве так ходят впоход? Тебе нужно сначала зайти в спортмагазин за рюкзаком. И еще купить котелок,чтобы варить кашу». Но тот стоял в растерянности: оказывается, он не знал, как найтимагазин спорттоваров. Дюймовочка стала объяснять: «Отсюда пойдешь прямо, уцветочного магазина свернешь направо, пройдешь еще немного, перейдешь через площадьи между обувной мастерской и булочной увидишь магазин спорттоваров».— «Только неуходите без меня. Я быстро»,— сказал Незнайка и вприпрыжку побежал по дороге.

Но, добежав до цветочного магазина, он остановился: «Дюймовочка сказала, что надо идтинаправо. А как же пойти направо, по какой из дорог?».

Чтобы помочь Незнайке, нарисуйте на листке бумаги домик (это будетцветочный магазин) и от него две дорожки: влево и вправо. Стрелочкой покажите, покакой дорожке должен пойти Незнайка, чтобы не ошибиться. Как бы вы объяснили

Незнайке, что такое «справа» и «слева»?

Добрые люди объяснили Незнайке, как пойти от цветочного магазина направо, и онблагополучно добрался до площади, пересек ее и оказался перед тремя домами, стоящимив ряд. В каждом из них были магазины. Но Незнайка еще не умел читать и поэтомуспросил у детей, которые играли неподалеку: «Скажите, пожалуйста, в каком из этихдомов спортивный магазин?» Малыши были рады помочь Незнайке. Они встали лицом кмагазинам и начали рассуждать. «Спортивный магазин находится слева от обувноймастерской», — сказала девочка. «Да нет же, он справа от булочной»,— возразил мальчик.

Незнайка растерялся: «Наверное, вы оба ошибаетесь. Ведь Дюймовочка сказала, чтоспортивный магазин между обувной мастерской и булочной!»

Так кто же прав? Чтобы ответить на этот вопрос, нарисуйте на листке бумагитри домика в ряд: это будут булочная, магазин спорттоваров и обувная мастерская.

Как бы вы объяснили Незнайке, где находится спортивный магазин? (Правы ока-

зались все. Если стоять лицом к магазинам, то спортивный магазин действительнобудет слева от обувной мастерской или справа от булочной, а еще можно сказать —между булочной и обувной мастерской.)

Незнайка вошел в спортивный магазин, и глаза его разбежались: на верхней полкестояли разнообразные котелки, на средней— рюкзаки, а на нижней — мячи, ракетки, сеткидля игры в волейбол и другие интересные вещи.

Рюкзаки были одинакового цвета, но отличались количеством карманов. Один изних, на котором карманов было больше, чем на всех остальных, очень понравился

Незнайке. Как же объяснить продавцу, какой рюкзак он хочет купить? Но Незнайке не зряобъясняли, что такое «слева» и что такое «справа». «Дайте мне, пожалуйста, вон тотрюкзак. Он лежит третьим справа или вторым слева», обратился Незнайка к продавцу. Иполучил рюкзак, на котором было много-много карманов.

Ребята, вы догадались, сколько всего было рюкзаков? Нарисуйте в рядкружочки (это рюкзаки) и отметьте крестиком тот, который выбрал Незнайка.

Купив рюкзак и котелок, Незнайка быстро вернулся к друзьям. Наши туристывстали в колонну друг за другом: впереди Самоделкин, за ним Дюймовочка, за

Дюймовочкой Незнайка, последний — Карандаш.

Перед тем, как тронуться в путь, Самоделкин сказал: «Мы должны добраться добольшой поляны. От поляны идут две дороги: одна — вправо, другая — влево. Мы пойдемвправо, до домика лесника». Самоделкин специально так подробно рассказал маршрутпохода до первого привала: вдруг кто-то отстанет, а зная, куда идти, он сможет догнатьдрузей.

Вы запомнили, как шли друзья! Кто шел первым! Кто последним! Кто за

Самоделкиным? Кто перед Карандашом! Нарисуйте, как наши друзья отправляются

Путешественники шли по лесу. Погода была прекрасная. На пути им встречалосьмного ягод и грибов. Друзья собирали грибы и лакомились малиной. Незнайка зашел вгустой малинник, где ягод было видимо-невидимо, и никак не мог оторваться от крупных,сочных ягод. Пока Незнайка собирал малину, друзья ушли далеко вперед. Незнайкабросился их догонять: «Хорошо, что Самоделкин рассказал, как идти!»

Добежав до большой поляны и не увидев там товарищей, Незнайка поспешилсвернуть на дорожку, которая должна привести к домику лесника. Он бежал очень быстро,стараясь поскорей всех догнать, но тропинка впереди была по-прежнему пуста. «Какбыстро они ушли вперед!» — подумал Незнайка. И вдруг он увидел, что дорогаупирается... в огромное болото. «А где же домик лесника?!» — закричал Незнайка вотчаянии.

Как вы думаете, почему Незнайка не попал к домику лесника?

Незнайка сел на пенек и заплакал: «Что же теперь делать? Как я найду дорогу?» Немножкоотдохнув, он решил вернуться на большую поляну. Пока наш герой шел обратно, он всевремя думал, почему не нашел друзей. «Ведь Самоделкин сказал, что от большой полянынадо идти вправо! — догадался он.— А я пошел туда, куда ноги несли. Наверное, я пошелвлево». Но вот и большая поляна. На поляне стояли Карандаш и Дюймовочка. Незнайкатак обрадовался, увидев их, что начал прыгать и, кувыркаться. Но Дюймовочка сказаластрого: «Все твои неприятности — оттого, что ты не слушаешь и не знаешь, куда нужноидти». — «Дюймовочка, я уже сам все понял! Я просто поторопился и не подумал, кудаидти, — объяснил Незнайка.— А теперь я могу сказать, как надо было идти». Незнайкавстал посреди поляну лицом к двум расходящимся дорогам и сказал уверенно: «Нити надопо этой дороге!»

Ребята, а вы нарисуйте поляну, и две дороги: одна уходит вправо от поляны,другая — влево. Стрелкой покажите, по какой дороге должны пойти наши герои кдомику лесника.

Друзья двинулись в путь и скоро оказались у домика лесника. Самоделкин ждал ихи радостно поспешил навстречу: «Обед уже готов. Сейчас мы поедим — и снова в путь!»

От домика лесника шли живописной дорогой. Вокруг пели птицы. От звонкого ихщебетания всем стало весело. Внимание путешественников привлек огромныйраскидистый дуб. «Какое красивое, и большое дерево! — воскликнула Дюймовочка.

— Если пойдет дождь, под ним можно укрыться, как в домике!» Все с интересомрассматривали великана: «А сколько птиц сидит на его ветках!» На ветках дубадействительно сидели разные птицы: на самой верхней — ворона, ниже — сорока,ниже сороки примостилась синица, а ниже синицы — дятел.

Возьмите карандаш и бумагу и попробуйте нарисовать дерево с сидящими нанем вороной, сорокой, синицей и дятлом. А теперь ответьте: кто сидит выше дятла?

Кто сидит между сорокой и дятлом? Кто сидит ниже вороны? Кто — ниже синицы?

Полюбовавшись птицами, друзья пошли дальше. Вскоре их путь преградила речка,через которую можно было перейти по мостику. Незнайка не стал ждать своих спутников,сразу перебежал на другой берег. Все остальные остались на месте, потому что

Самоделкин начал объяснять, как нужно идти дальше, чтобы попасть на Голубое озеро:

«Влево от моста вдоль реки должна пролегать узенькая тропинка, она-то и приведет наозеро». Самоделкин, Дюймовочка и Карандаш двинулись в путь. Оглянувшись, ониувидели, что Незнайка, который был на противоположном берегу, побежал совсем вдругую сторону.

«Незнайка! Незнайка! Куда же ты? Ты опять все перепутал!» — закричали друзья.

«Ничего я не перепутал — стал объяснять Незнайка.— Я встал лицом к реке, так же как ивы, и пошел влево от мостика вдоль реки. Ты же, Самоделкин, сам сказал, что идти надотак».— «Но ведь ты-то стоял на другом берегу, напротив нас. А значит, куда тебе надобыло идти — налево или направо от моста?» — спросил Самоделкин. Незнайка задумался.

Он никак не мог найти правильный ответ.

Давайте поможем Незнайке. Нарисуйте речку, мостик через речку, трифигурки перед мостиком (это будут Самоделкин, Дюймовочка и Карандаш). Онистоят лицом к реке, и Самоделкин объясняет, что надо идти от мостика налево вдольреки. Покажите стрелкой, как они пойдут. На другом берегу нарисуйте Незнайку,стоящего тоже лицом к реке. Объясните, как ему нужно идти — налево от мостикаили направо, чтобы попасть вместе с друзьями на Голубое озеро. Покажите стрелкой,как он должен пойти по другому берегу реки.

«Я понял! Я понял! — закричал Незнайка— Пойдемте!» Он пошел все-таки подругому берегу вдоль реки, но... направо от мостика. Речка была неширокая, и поэтомудрузья легко могли переговариваться. «Как интересно, получается,— рассуждал Незнайка,

— оказывается, так важно знать, где налево, где направо надо повернуть. Если не будешьэтого знать, можно прийти совсем в другое место. Теперь я все понял и буду всегдавнимателен, никогда не буду путаться!»

За разговорами наши путешественники и не заметили, как дошли до цели: речка впадала вогромное озеро, которое искрилось и блестело на солнце, и действительно было голубое-голубое. «Ура! Мы на Голубом озере!» — дружно закричали наши путешественники и,скинув рюкзаки, побежали к воде.

№ 3 ЖЕНЬКИНЫ ИГРЫ

Цель: закрепить понятие мерка, учитьдетей измерять при помощи меркидлину, вес и объем жидкости. Развитиевнимания, памяти, мышления.

Жил-был на свете мальчик по имени Женя. Больше всего он любил, когда с нимиграли и занимались, особенно когда это делал папа. Папа всегда придумывал что-нибудьинтересное. Однажды он принес книжку и показал сыну картинку, на которой былинарисованы жираф и козлик: жираф объедает листочки с дерева, а козлик стоит рядом исмотрит вверх. Когда Женя рассматривал картинку, папа спросил: «Как ты думаешь,козлику хочется отведать нежных зеленых листочков?» — «Конечно, хочется,— ответилЖеня,— даже очень хочется. На картинке видно, как он смотрит на листочки».— «Апочему бы и козлику не пощипать листочков?» — снова спросил папа. «Да он же недостанет! Жираф вон какой высокий, поэтому все достает, а козлику разве дотянуться?»—пожалел его Женя.

Вечером того же дня папа затеял новую игру: «Я буду прятать конфетку, а тыдолжен найти и достать ее. Если тебе удастся это сделать три раза подряд, она твоя». Женяс радостью согласился. Первый раз папа спрятал конфету так, что Женя сразу увидел ее итут же достал. Второй раз ему пришлось немного поискать. Зато в третий раз папа спряталконфету так, что никак не найти. Сначала Женя осмотрел все подоконники и полки, потомобследовал диван и кресла, стол и даже заглянул под шкаф. Конфетки нигде не было. Папахитро улыбался, а мальчик думал, думал, где можно еще поискать, но все усилия былинапрасны. Наконец Женя устал, сел на диван и, подняв глаза к потолку, на шкафу, насамом краешке, увидел конфетку. «Ура!» — закричал он и подбежал к шкафу, чтобыдостать ее. Сначала мальчик встал на носочки, но до конфеты не достал, потом сталподпрыгивать — опять ничего не вышло. Он приставил к шкафу свой маленький стульчики снова попытался дотянуться — не достал. Женя расстроился. «Я как тот бедный козликна картинке: хочу достать конфетку и не могу»,— грустно сказал он. «А ты не сдавайся,еще подумай, как можно достать»,— подбадривал папа сына. «Надо, чтобы я стал повыше, а для этого нужно...— Женя задумался.— Вот что нужно!» Он подвинул к шкафу большойстул, встал на него и легко достал конфету. Папа похвалил сына: «Молодец! Догадался!

Конфета твоя».

Мальчик хотел играть дальше, но в дверь позвонили. Это пришел сосед Вовка.

Женя, который не успел еще слезть со стула, радостно закричал: «Посмотри, вот я какойвысокий, как папа!» — «Да ты же на стуле стоишь! А ты слезь и снова будешь ниже папыи даже ниже меня»,— ответил тот. Последние слова Вовки раззадорили Женю. Онспрыгнул со стула и начал мериться ростом с другом, прося папу посмотреть, кто же выше.

Вовка оказался чуть пониже Жени. Он даже немножко расстроился, но папа что-то шепнулему и подвел мальчиков к зеркалу, поставив их рядышком: «Посмотрите сами, кто из васвыше!» К великому изумлению Жени, Вовка оказался выше, чем он. Сначала мальчикрастерялся,но, увидев хитро улыбающееся лицо Вовки, понял, что здесь что-то не так. Он посмотрелвниз и увидел, что тот стоит на скамеечке, которую незаметно подставил папа. «Такнечестно! — возмутился Женя.— Мы должны стоять одинаково!» — «Молодец!—похвалил папа сына.— Измерять надо всегда от одной линии». Ребята еще раз померилисьростом и сами увидели, что Вовка ниже, но совсем чуть-чуть...

Папа часто что-то мастерил дома, а Женя всегда помогал ему: приносил и подавалнеобходимые инструменты, выполнял несложные операции. На этот раз отец решилсмастерить табуретку. Она была почти готова, не хватало только одной ножки. Заметив,что сын наблюдает за работой, папа попросил его принести с балкона недостающуюножку.

Мальчик побежал на балкон и долго выбирал среди заготовок подходящую. «Нучто, можно прибивать?» спросил папа Женю, когда тот принес брусочек для четвертойножки. «Конечно, прибивай. И табуретка готова». Папа прибил четвертую ножку и по-ставил табуретку. Но табуретка никак не хотела стоять. Она оказалась уродливой и какой-то хромой. Мальчик с удивлением смотрел на папу и ничего не понимал: «Что же делать?

Почему так получилось?»

Действительно, почему же табуретка оказалась «хромой»? В чем была ошибка Жени?

«Посмотри-ка внимательно на ножки табуретки», — предложил папа. Тут Женяувидел, что одна из ножек явно короче остальных. Так вот в чем дело! Наверное, надобыло взять табуретку с собой на балкон и там подбирать ножку.

Ребята, как можно было по-другому подобрать для ножки брусочек нужнойдлины? Подумайте вместе с Женей!

Папа взял веревочку, приложил ее конец к началу одной из прибитых ножек, а там,где ножка кончается, сделал на веревке отметку и отрезал по ней: «Видишь, я измерил,какой длины ножка. Теперь ты можешь взять эту веревочку-мерку и принести брусокточно такой длины».

Женя снова побежал на балкон, чтобы выбрать брусок по мерке, которую дал папа.

Он прикладывал веревочку-мерку к разным брускам и, наконец, нашел подходящий.

Пока мальчик искал нужный брусок, папа отбил короткую ножку. «Ну, давайбрусок. Буду прибивать заново. Надеюсь, теперь ты не ошибся!»

Табуретка получилась красивая и устойчивая. Женя сел на нее и сказал: «Мне оченьпонравилось тебе помогать. Это даже интересней, чем играть!»

Приближалось время обеда, и Женя с папой пошли на кухню посмотреть, что делаетмама. Она уже сварила суп и собиралась варить кашу. В кастрюле кипела вода. «Давай ятебе помогу»,— сказал Женя. Он взял со стола пакет с крупой и собрался уже высыпатькрупу в кастрюлю. «Что ты делаешь? — остановила его мама.— Ведь сначала надоотмерить, сколько нужно крупы». Мальчик очень удивился. И здесь мерить! А мамаобъяснила: «Если хочешь мне помочь, отсыпь из пакета два полных стакана крупы вмиску, а я засыплю крупу в кастрюлю». Вместе с папой Женя отсыпал крупу.

Ребята, вы умеете отмерять нужное количество крупы! Попробуйте сделать этовместе с мамой или с папой.

Прошло несколько дней. В один из вечеров папа придумал новую игру — «влетчиков». Он был командиром одного экипажа, а Женя — другого. Обоим экипажампредстоит длительный полет. Самолет Жени летел на остров Сахалин, а папин — в

Хабаровск.

Сначала оба командира выяснили, как далеко им лететь. Они достали карту, нашли

Сахалин, затем отыскали город Хабаровск; оказалось, что до Сахалина лететь дальше.

Затем начались приготовления к перелету. Надо было предусмотреть абсолютно все, таккак перелет был беспосадочным. Летчики внимательно изучили маршрут. Проверилиаппаратуру в самолете, проверили, есть ли запас питания и воды. Все было в порядке.

Теперь предстояло сделать самое главное: проконтролировать заправку самолетагорючим. Оба командира пошли на заправочную площадку, где стояли цистерны сгорючим. Но оказалось, что механик, ведающий заправкой самолетов, неожиданнозаболел. Уходя, домой он показал две цистерны, которые предназначались двумсамолетам, и сказал, что в одной горючего больше, а в другой — меньше.

Оба командира сразу поняли, почему в одной из цистерн горючего больше.

А вы, ребята, догадались почему! Какому из экипажей горючего понадобитсябольше!

Женя начал рассуждать вслух: «Если до Сахалина лететь дальше, то и горючегонадо больше. Ведь перелет беспосадочный, заправиться в воздухе нельзя. Значит, оченьважно выбрать ту цистерну, где горючего побольше. Если мы перепутаем цистерны и мнепопадется та, где горючего меньше, то я не долечу до цели». Папа поддержал сына: «Да,ошибиться никак нельзя! Надо знать точно, в какой больше».

Цистернами в игре были непрозрачные канистры, а вместо горючего была, конечно,налита вода.

«Как же быть? Пока мы не узнаем, где больше, а где меньше горючего, лететьнельзя. Но как же узнать? Ведь не видно, где больше», — продолжал размышлять Женя.

Папа тоже делал вид, что напряженно думает, ищет решение.

Подумайте и вы, ребята, как узнать, в какой из цистерн горючего больше.

Пока Женя и папа искали выход из создавшегося положения, вернулась мама. Онаразделась, помыла руки и пошла на кухню. И тут Женю осенило. Он вспомнил, какнесколько дней назад отмерял крупу, и радостно закричал: «Я придумал! Надо померить!»

Папа тоже обрадовался: «Молодец! Конечно, надо померить сначала горючее в однойцистерне, потом в другой, и сразу будет ясно». Договорились мерить кружкой, а чтобы несбиться со счета, решили откладывать пуговицы. Женя откладывал белые, измеряягорючее в одной цистерне, папа — черные пуговицы, измеряя горючее в другойцистерне. Каждый раз, когда переливали кружку из цистерны в большой бак, откладывалиодну пуговицу.

Закончив измерять, Женя и папа пересчитали свои пуговицы. У мальчика оказалось

7 пуговиц, а у папы — 8 Значит, в одной цистерне было 8 кружек, а в другой — 7 Какаяже цистерна предназначалась для самолета, летевшего на Сахалин? «Ну, это уж совсемпросто», — сказал Женя, он быстро решил задачу.

А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос!

Итак, Женя выбрал цистерну, в которой было 8 кружек, потому что восемь больше,чем семь: «Теперь я могу спокойно отправляться в полет!»

Летчики заправили самолеты и благополучно долетели до цели.

«Командиры, ужинать!» — позвала с кухни мама.

За столом только и было разговоров, что об игре. «А знаешь, мамочка,— сказалмальчик,— если бы я тогда не научился мерить крупу, я бы сегодня ни за что не догадалсяи игра бы не получилась».

В субботу мама, папа и Женя пошли гулять. По дороге они заглянули в мебельныймагазин и увидели книжный шкаф, который давно собирались купить. Шкаф был большой,все книги уместятся. Женя уже представил, как шкаф будет стоять в комнате, и дажевыбрал, на какой полочке будут его книги. Но тут он заметил, что родители о.чем-тоспорят. Мама хотела сейчас же выписать шкаф и оформить доставку, а папасомневался, поместится ли шкаф на том месте, куда они его хотят поставить, ипредлагал поискать шкаф поменьше. Женя слушал, слушал их, а потом сказал:

«Что вы спорите? Надо же померить!»

Дома Женя нашел длинную веревку и вместе с папой измерил простенок междудвумя окнами, куда собирались поставить шкаф. Лишний кусок веревки отрезали.

Получилась удобная мерка, с которой можно было пойти в магазин и измерить ширинушкафа. После обеда все снова отправились в магазин. Мальчик первый подбежал к шкафуи приложил к нему веревку-мерку: «Ура! Как раз такой!» Подошедшие папа и мамапроверили еще раз и убедились, что Женя прав.

На следующий день шкаф стоял в комнате на выбранном месте, и Женя помогалпапе расставлять книги...

Сейчас Женя уже ходит в школу. Он умеет решать самые сложные задачки, ночасто вспоминает свои игры, которые многому его научили.

№ 4 КАК ТОП УЧИЛСЯ МАТЕМАТИКЕ

Цель: закрепление порядковогосчета, числового ряда в пределах10; ориентировка на листебумаги; учить отвечать на вопрос«Насколько?»

Вы знаете, ребята, что такое «Детский мир»? Многие сразу скажут: «Детский мир»

— самый большой магазин игрушек в Москве». Но знает ли кто-нибудь из вас, что этоволшебный магазин? В его центральном зале висят чудо-часы. Каждый час дается дивнаямузыка, в открытых расписных дверях появляются разные игрушечные звери и танцуютпод бой часов. Это могут увидеть все.

Но никто не видит, что происходит ночью в волшебном магазине Я-то знаю, потомучто мне рассказал про это мой друг. Кто друг, спросите вы? О, это очень умный и хорошознающий математику медвежонок Топ. Он раньше жил в «Детском мире», а теперь живет у

Каждый вечер, когда стихают голоса детей и взрослых, гаснет свет и закрываютсядвери, в большом зале, в том самом, где висят часы, начинается сказочная жизнь. Куклы,матрешки, гномики зверюшки перестают делать вид, что они не умеют ходить иразговаривать, и вот тут-то происходит самое интересное.

И вот однажды пришел мой Топ в гости к Буратино, а тот смеется, не можетостановиться.

— В чем дело? — спросил его Топ. А Буратино не унимается:

— Ну и насмешили меня сегодня покупатели. Просто умора. Вот посмотри: на верхнейполке стоят игрушки.

— Вижу,— говорит Топ.

— Ну и что ты видишь?

— Вижу машинку, большую куклу в красном платье, ведерко совочком, лошадку,маленькую куколку и ежика.

Чтобы вы, ребята, поняли, над чем смеялся Буратино, возьмите лист бумаги инарисуйте эти игрушки в ряд так, как они стояли на верхней полке.

— Все правильно,—продолжал Буратино.— Подходит сегодня к нам мама со своейдочкой. В руках у девочки маленькая колясочка. Дочка говорит: «Мамочка, купи,пожалуйста, мне куколку» вон ту, вторую. Я ее посажу в колясочку и буду катать».—

«Нет, - говорит мама,— не стоит покупать вторую, давай лучше купим пятую. Втораяне поместится в твоей колясочке, колясочка маленькая для такой большой куклы».— «Чтоты, мамочка,— отвечает дочка,как раз пятая кукла такая большая, что она раздавит мою колясочку, а вторая куколка какраз самая подходящая».

Долго они так объяснялись, никак не могли понять друг друга. У мамы голосстановился все строже, у дочки на глазах слезы появились, вот-вот ручьями польются.

— Как ты думаешь, почему они спорили? — Буратино загадочно посмотрел на Топа.

Топ пожал плечами:

— Наверное, дочка была капризуля?

— Вовсе нет. Просто с самого начала мама с дочкой не сказали, кто с какой сторонысчитает. Я еле сдержался, чтобы не вмешаться в разговор. Вот смотри! Если тебя спросить,сколько игрушек на полке, что ты сделаешь?

— Пересчитаю их,— ответил Топ.

— Пересчитай! Попробуй пересчитывать слева, от машины до ежа. Ну, сколько?

— Шесть игрушек.

— Теперь пересчитай справа налево, от ежа до машины.

— Опять шесть,— сказал Топ.— Ну и что?

— Так вот, когда спрашивают «сколько?», надо игрушки просто пересчитывать, и все.

— А откуда их нужно пересчитывать? — спросил медвежонок.

— Не имеет значения. Результат получится один и тот же, потому что количество неменяется, откуда бы ты ни начинал счет. Можно все эти игрушки поставить в круг иначинать считать от любой. Главное — не ошибиться при счете, не пропустить ни однойигрушки или случайно одну и ту же не посчитать два раза. Совсем другое дело, если тебяспрашивают, на котором месте стоит игрушка. Сначала надо договориться, откудабудем считать.

— Я понял: дочка считала справа, от ежа. На втором месте справа как раз стоитмаленькая куколка, которую она хотела катать в своей колясочке,— догадался Топ.

Если вы, ребята, посмотрите на свой рисунок, то увидите, что если считатьслева, от машины, то на втором месте слева находится большая кукла.Она, конечно,не могла поместиться в маленькую колясочку. Об этом мама и говорила своей дочке.

— Теперь ты понял, Топ, почему мама и дочка не могли договориться?— спросил

Буратино и снова рассмеялся.— Они говорили о разных куклах.

Даже серьезному Топу стало весело.

— Им надо было объяснить всего лишь, откуда кто считал, и они сразу бы поняли другдруга. Да, забавная история.

На помощь пришла продавец отдела игрушек. Она спросила, как одеты куклы, окоторых спорят мама и дочка. Тогда-то всем стало ясно, что говорят они о разных куклах.

Мама рассмеялась, поняв свою ошибку, и купила дочке маленькую куколку. Девочкаприжала ее к себе и тоже улыбнулась. Так закончилась эта история.

— Получается, что о том, где находится одна и та же кукла, можно сказать по-разному? —сделал вывод Топ.

— Конечно! Ну-ка, попробуй.

— Большая кукла стоит на втором месте слева или на пятом справа.

— Молодец! — похвалил друга Буратино.

Вы, ребята, тоже попробуйте, глядя на свой рисунок, по-разному рассказать,где находится одна и та же игрушка. Даже загадку можно об этом загадать, например:

«Что находится на последнем месте слева и на первом месте справа!» Конечно, этоежик. Загадайте такие загадки друг другу. Будет интересно, не пожалеете. За быструюотгадку — одно очко.

— Да, умный ты, Буратино,— сказал Топ.— Как это ты догадался, что надо обязательноговорить, откуда считаешь, чтобы не было путаницы?

— Очень просто. Я ведь все-таки в школу ходил. Хотя иногда про меня думают, что яплохим учеником был, а я многому в школе научился. Вот смотри, что у меня есть.

Буратино открыл большую книгу. Но там вместо страниц с картинками, как этобывает во всех детских книжках, находились кармашки. Внизу — самый большой карман,на конверт похожий. Достал Буратино из конверта карточки с цифрами и говорит Топу:

— Разложи цифры в кармашки, наведи порядок.

Ребята, достаньте и вы цифры, разложите их по порядку. Топ — оченьаккуратный медвежонок, каждую цифру в карманчик ставит ровненько. Вот порядоктак порядок!

«Сейчас меня Буратино похвалит»,— думает Топ. Но не тут-то было.

— Ты что сделал? — Буратино даже рот раскрыл от удивления.

— Что ты мне сказал, то и сделал—навел порядок. Смотри, как все аккуратно получилось.

— Ну и дремучий же ты медведь, Топ! Тебе только по деревьям в тайге лазить. Как же тыцифры расставил?

— Прямо так и расставил, как они в стопочке лежали: сначала 1, затем 3, 6, 8, потом 4, 5, 9и 10, потом 7 и 2

— На первом месте ты правильно поставил единицу. Но после единицы идет число 2,потом 3 — так надо эти цифры ставить.

— Какая разница, после какой цифры какая стоит? Главное, чтобы поставить все цифры,ни одну не потерять.

— К тому же посмотри, какой стройный ряд получился у Топа. Напрасно ты, Буратино,сердишься,— раздался чей-то голос. Это Чиполлино решил заступиться за старательногомедвежонка.

— Еще один двоечник отыскался,— Буратино не на шутку начал сердиться.— Есливы хотите разбираться в математике, то слушайте внимательно. Числа следуют одно задругим в строгом порядке.

— Почему? — хором спросили Топ и Чиполлино.

— Потому что существует тайна числового ряда, и. ее надо знать, только тогдастанешь настоящим математиком.

— Ты ее знаешь? — шепотом спросил Топ. Буратино кивнул.

— Пожалуйста, расскажи нам тайну числового ряда, мы тоже хотим стать настоящимиматематиками.

— Ну ладно, чем больше людей и зверей знают эту тайну, тем лучше. Это такая тайна,которую хранить нельзя, наоборот, надо всем ее рассказывать. Так вот, числа вчисловом ряду стоят всегда в определенном порядке, они как бы построились по росту.

Топ и Чиполлино переглянулись:

— Как это?

— Вот так. Принесите-ка коробку с кубиками. Сейчас все поймете.

Чиполлино побежал к отделу, где продавался детский строительный набор, Топ едвапоспевал за ним. Выбрав самую большую коробку и погрузив ее на тачку, они привезликубики своему учителю.

— Молодцы! Вижу, в самом деле, хотите узнать тайну числового ряда.— Буратино взялодин кубик.— Сейчас мы будем строить лесенку.

Ребята, вы тоже не отставайте от Топа и Чиполлино. Возьмите кубики иначинайте строить лесенку.

— Вот первая ступенька. Сколько в ней кубиков?

— Один,— хором ответили примерные ученики. Буратино взял еще один кубик ипоставил рядом:

— Будем строить вторую ступеньку.

— Лесенка должна подниматься все выше и выше,— робко заметил Топ.

— Справедливое замечание. Кажется, вы начинаете уже хорошо разбираться,— Буратинос удовольствием исполнял роль учителя.— Сейчас вторая ступенька равна первой, лесенкане получается. Что нам надо сделать, чтобы вторая ступенька стала выше первой?

— Добавить еще один кубик во вторую ступеньку. В первой будет один кубик, во второй—два кубика.—Чиполлино очень старался.

— Правильно. Как мы получили число два? К одному кубику прибавили еще один кубик,получилось два кубика. Число два, больше числа один на один. Значит, и стоять онодолжно после него.

Рядом со ступенькой из двух кубиков Буратино поставил еще такую же ступенькуиз двух кубиков.

— Продолжаем строить лесенку. Следующая ступенька должна быть выше или ниже?

— Конечно, выше, а у тебя она равна второй. Надо на третью ступеньку добавить ещеодин кубик, — дружно ответили Топ и Чиполлино.

— На сколько новая, третья, ступенька выше второй? — Буратино указал на лесенку.

— Так... В ней три кубика. Третья ступенька выше второй на один кубик. Значит, числотри больше числа два на один и должно стоять в числовом ряду после него, — теперь уже

Топ и Чиполлино быстро нашли правильный ответ.

— Я вижу, вы поняли, как надо строить лесенку дальше. Каждая следующая ступенькабудет на один кубик выше,— Буратино был очень доволен своими учениками.

Ребята, попробуйте и вы построить лесенку дальше. Каждый раз объясняйте,какое число получилось. Например: число четыре больше числа три на один, поэтомудолжно стоять после трех; число пять больше числа четыре на один, поэтому должностоять после четырех. В последней ступеньке будет десять кубиков. Можно лесенкустроить и дальше, ведь чисел после десяти очень много. Но об этом вы узнаетепозднее.

№ 5 В ГОСТЯХ У ГНОМА-ЧАСОВЩИКА, ИЛИ ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК НЕ ОПОЗДАТЬ В ШКОЛУ

Цель: знакомство со значением времени, различными видами часов. Дать понятия оназначении минутной и часовой стрелок, учить определять время по часам. Развитиепамяти, внимания, связной речи.

Накануне нового учебного года с будущими первоклассниками могут происходитьсамые невероятные истории. Сегодня мы расскажем одну из них.

Жил-был Саша, обыкновенный мальчик. Ему, как и многим .его сверстникам,купили новенький ранец с блестящими замками. Ранец этот тут же наполнилиразнообразными удивительными вещами, без которых не может обойтись ни одиншкольник. Здесь были ручки, карандаши, ластик, линейка, счетные палочки и многоетолькодолгожданного, полного неизвестностей первого сентября.

Одно беспокоило мальчика. Раньше, когда Саша ходил в детский сад, его всегдабудила бабушка. Поэтому он никогда не опаздывал. А что же теперь? Ведь стыдно, еслитебя по утрам будут тормошить, как малыша. Оставался единственный выход — вставатьсамому, без посторонней помощи. Можно ведь завести будильник, и он прозвонит в

С будильником у Саши были сложные отношения. Он знал уже все цифры на циферблате.

Знал, что стрелки помогают узнавать, который час. Но стрелки эти помогали всем, кроме

Саши. Сколько раз мальчик подолгу стоял возле часов и смотрел на них так пристально, что на глазах появлялись слезы! Бабушке даже становилось жаль внука, и она успокаивала его: «Не огорчайся — скоро и ты научишься узнавать время».

Накануне первого сентября папа сказал Саше:

— Сегодня ты ложись в постель пораньше. Нужно хорошенько выспаться.

— Когда я должен встать, чтобы не опоздать в школу? — спросил мальчик.

— В семь часов утра,— ответил папа,— как только зазвонит будильник.

Папа покрутил какие-то ручки, потрогал рычажки и поставил будильник на стол

— Спокойной ночи, первоклассник,— сказал он, поцеловал сына и тихо вышел из

Саша долго лежал и думал о предстоящем дне. Он даже не заметил, как глаза закрылись, и он вдруг оказался перед воротами сказочного замка. Самая высокая башня была украшена часами со светящимися стрелками. «Какой красивый замок! Интересно, можно ли туда попасть?» — подумал Саша.

В тот же миг перед ним появился маленький смешной человечек. Мальчик сразу узнал доброго Гнома.

— Что тебе нужно? — спросил Гном.

— Я очень хочу попасть в замок,— ответил Саша.

— Это волшебный Замок Часов, - пояснил Гном, — а я — Главный Часовщик. Попасть в наш замок может только тот, кто хорошо умеет определять время по часам.

Услышав эти слова, Саша чуть не расплакался.

— Я не умею определять время по часам. Значит, никогда не попаду туда,— тихо произнес он.

Доброму Гному стало жаль мальчика. Он заглянул ему в глаза и сказал:

— Ты ведь наверняка очень хочешь научиться узнавать время. У Саши замерло сердце.

— Я помогу тебе попасть в замок.

Гном прошептал волшебные слова, ворота распахнулись, и они оказались в тенистой аллее. На ветках деревьев звонко пели птицы, в траве стрекотали кузнечики, над красивыми цветами порхали бабочки. Аллея привела Гнома и Сашу к башне с часами. Они прошли через широкую кованую дверь и оказались в большом зале.

Саша с восхищением смотрел по сторонам. Часы с огромными маятниками стояли прямо на полу. Стены украшали часы в причудливых рамах.

— В замке хранятся самые разнообразные часы. Здесь ты видишь настенные и напольные часы,— пояснил Главный Часовщик замка.— О чем тебе говорят их названия?

— Настенные, наверное, потому, что их надо вешать на стену. А напольные стоят на полу,— рассуждал Саша.

Гном похвалил его и добавил:

— Может быть, догадаешься, как называются часы на башне замка?

— Башенные,— сразу сообразил Саша.

Он сделал несколько шагов по залу, и его внимание привлекли часы, похожие на дворец.

— Неужели это тоже часы? — удивился мальчик.

— Да, старинные часы.— Гном погладил блестящую поверхность.— Они обычно стояли на каминах. Как они называются?

— Я думаю, что они называются каминными.

— Совершенно верно. Теперь, пожалуй, ты сможешь отгадать мои загадки, которые должны решить все, кто попадает в замок:

Кто ходит ночь

И ходит день,

Не зная, что такое лень?

— Конечно же, это часы! — воскликнул Саша.

— Послушай еще одну:

Стучат, стучат, не велят скучать.

Идут, идут, а все тут да тут.

— Эта загадка тоже про часы! — Саша был доволен, что выдержал испытание.

— Молодец! Ты быстро отгадал загадки. Значит, мы можем идти дальше.

Они перешли в другой зал, где стояло много шкафов с прозрачными дверцами.

— В этом зале собраны все будильники, которые только бывают на свете.— Гном явно гордился своей коллекцией.

На полках за стеклом стояли будильники с колокольчиками, трещотками и звоночками. Гном взмахнул рукой, и будильники зазвонили все разом, каждый по-своему.

Поднялся невообразимый шум. Саша засмеялся:

— Если бы в каждом доме было столько будильников, и все они звонили вместе, то тогда никто бы никуда не опаздывал.

Теперь уже улыбнулся Гном:

— Зачем же столько будильников сразу? Достаточно одного. Когда за ним хорошо ухаживают, не забывают заводить, он всегда показывает точное время и будит тебя вовремя.

Саша вспомнил про свой будильник, стоящий на столике возле кровати, и дал себе слово, что обязательно подружится с ним.

— Здесь и другие часы хранятся? — Мальчик взглянул на одну из полок шкафа.— Вот эти носят на руке.

— Они называются... — Гном вопросительно посмотрел на своего спутника.

— Наручными,— уверенно продолжил Саша.— А у моего дедушки есть круглые часы с крышкой. Они висят на цепочке. Он на руку их не надевает, а кладет в карман.

— Ты можешь сам дать им название? — спросил Главный Часовщик.

— Наверное, карманные,— предположил Саша.

— Правильно. В старину делали карманные часы с музыкой. Крышка открывалась, и звучала мелодия. В нашем замке такие тоже есть. Вот послушай.— Гном достал из шкафа часы, открыл крышку, и послышалась восхитительная мелодия.

Саше показалось, что играет целый сказочный оркестр. Мальчик радостно захлопал в ладоши. Когда звуки музыки стихли, Гном положил часы на место и, загадочно улыбаясь, сказал:

— Ты увидел здесь много всяких часов. Все они чем-то похожи. Чем же?

Саша растерялся. Часы были такие разные, что невозможно было отыскать двух одинаковых. Мальчик посмотрел на коллекцию замка и задумался: — Все часы очень разные, даже называются по-разному. Но... я вижу, что у всех часов есть цифры и две стрелки.

— Совершенно верно. Молодец! Стрелки и циферблат есть почти у всех часов,—похвалил мальчика Гном.

— Почему вы сказали почти? Разве есть часы без стрелок? — удивился Саша.

— Представь себе, есть!

Гном открыл шкаф, и Саша увидел очень странные предметы, совсем непохожие на часы. На подставке стояли два прозрачных шарика, один на другом. Они были соединены между собой. На дне нижнего шарика был насыпан мелкий-мелкий песок.

— Это песочные часы,— пояснил Гном.— В маленьких часах из одного шарика в другой песок пересыпается за одну минуту. В тех, что побольше,— за пять минут, а в самых больших — за десять минут.

Гном перевернул самые маленькие часы. Песок оказался в верхнем шарике.

Тоненькой струйкой он начал стремительно пересыпаться вниз.

— Есть и другие часы, без стрелок. Это современные часы, электронные. Точное время на них показывают светящиеся цифры,— продолжал Главный Часовщик.

— Как интересно! — только успел воскликнуть Саша, а Гном уже подводил его к окну.

— Есть и такие часы, у которых только одна стрелка, да и то ненастоящая.

— А где же другая?

— Ее нет. Она просто не нужна. Вот посмотри.

Мальчик выглянул в окно и увидел небольшое возвышение, а на нем какой-то странный предмет.

— Что это? — спросил он.

— О, это очень интересная и мудрая вещь. Ты, наверное, даже не догадываешься, что это тоже часы. Но часы необычные, солнечные. Когда светит солнце, то от колышка ложится тень. Она как бы образует стрелку. Тень-стрелка падает на цифру и показывает, который час.

— Вот так часы! — с восхищением проговорил Саша.— Как просто по ним узнавать время!

— Просто? Но как ты узнаешь время, когда нет солнца: вечером или в пасмурную погоду?

— хитро прищурившись, спросил Гном. Саша задумался.

— Ну да ладно! Я обещал научить тебя узнавать время по часам и сдержу свое слово. По солнечным, песочным и электронным определять время просто. Давай поговорим о тех часах, у которых на циферблате две стрелки.— Гном указал палочкой на большие часы.—

Отсчет времени начинается ночью, когда ты уже спишь. Обе стрелки тогда стоят на цифре

12 (но запомни, что в этом случае они обозначают ноль часов). Трудно даже увидеть, что это две грелки, потому что короткая закрыта длинной.

— Мне папа говорил, что длинная стрелка называется минутной, а короткая — часовой,—вспомнил Саша.

— Хорошо, что ты это уже знаешь,— улыбнулся Главный Часовщик,— значит, тебе нетрудно будет запомнить то, что я расскажу. Длинная минутная стрелка начинает свое движение. За один час она проходит полный круг и снова возвращается к цифре 12

— А короткая стрелка бежит за ней? — спросил мальчик.

— Короткая часовая стрелка движется очень медленно. За это же самое время она только переберется с цифры 12 к цифре 1 Часы будут показывать один час.

— Я понял, понял! — обрадовался Саша.— Через час короткая часовая стрелка передвинется к цифре 2 А длинная минутная за это время пробежит снова полный круг и вернется к цифре 12 На часах будет два часа.

— Я горжусь тобой, мальчик! — Гном был доволен своим учеником.— Бегут минуты,часы. Стрелки движутся по циферблату, отсчитывая время. Они встретятся еще раз днем на цифре 12,

Внезапно раздался громкий выстрел. Мальчик даже подпрыгнул от неожиданности.

— Не пугайся! Это выстрелила пушка на стене замка,— успокоил его Главный Часовщик.

— А зачем она выстрелила? — недоумевал Саша.

— Это самая мирная пушка. Каждый день она стреляет ровно в 12 часов, сообщая всем, что наступил полдень.

Гном взял Сашу за руку, и они вошли в зал, где все часы показывали разное время.

— Я специально привел тебя сюда, чтобы ты поучился узнавать время. Вот взгляни на эти часы. Который час они показывают?

Саша посмотрел туда, куда указывал. Гном. Минутная стрелка на часах стояла на цифре

12, а часовая — на цифре 8

— На этих часах восемь часов, а рядом с ними будильник показывает десять часов.—

Саша подбежал поближе.— Посмотрите: часовая стрелка стоит на цифре 10, а минутная

— на цифре 12

Гном довольно улыбался и кивал головой. Теперь Саша быстро разбирался, какое время показывают часы, и рассказывал об этом Гному. Около одних часов мальчик вдруг остановился:

— Я что-то не понимаю, какое время показывают эти часы. Здесь каждая стрелка прошла только половину пути.

— Минутная подошла к цифре 6,— начал объяснение Гном,— а часовая находится между цифрами 4 и 5 Когда стрелки пройдут оставшуюся половину пути, будет ровно пять часов.

А сейчас на них четыре с половиной часа, или половина пятого. Теперь попробуй определить, какое время показывают эти стрелки.— Главный Часовщик подошел к часам, висевшим у окна.

— На них семь с половиной часов,— ответил Саша.

— Правильно, или половина восьмого,— добавил Гном.— Вот ты и научился узнавать время по часам. Но нам пора прощаться. Вспоминай обо мне иногда.— С этими словами Гном отворил перед мальчиком дверь, раздался оглушительный звон...

Саша открыл глаза и проснулся. Рядом стоял новенький ранец. На стуле висела выглаженная школьная форма. На столике около кровати трезвонил будильник. В комнату вошла мама.

— Мамочка, с добрым утром! — улыбнулся Саша.— Часы показывают семь часов, значит, пора вставать и собираться в школу!

— Откуда ты знаешь, который час? — удивилась мама.

— Я теперь всегда буду сам узнавать время по часам. Я научился,— ответил Саша и загадочно улыбнулся.

№ 6 Первая история о проволочке

Жила-была проволочка. Лежала она себе на дорожке, а мимо пробегали звери, пролетали птицы, но никому из них проволочка была не нужна, и они не замечали проволочку.

Однажды лесной учитель Сова летела на урок и увидела проволочку. Решила она взять её с собою на урок, чтобы объяснить своим ученикам, что такое прямая. Прилетела сова, показала свою находку ученикам: "Эта проволочка похожа на прямую линию. Только прямая линия не имеет ни конца, ни начала, она бесконечно продолжается во все стороны, у неё нет ни изгибов, ни углов. Что похоже на прямую?"

– Электрические провода! Рельсы! Асфальтированная дорога!

Сова взяла проволочку и сделала несколько изгибов.

– А теперь на что похоже? – спросила она.

– На волны на реке! – ответила сорока, которая как раз возвращалась с реки.

– На тропинку в нашем лесу, – сказал ёжик.

– На меня! – гордо заявила пушистая ярко-зелёная гусеница.

– И на меня, – сказал чёрный блестящий уж.

– Молодцы! – похвалила Сова. И ещё эта проволочка похожа на линию, которую так и называют – кривая. Видите, у неё есть изгибы…

– А можно сделать из проволоки другую линию? – закричали ученики.

Сова несколько раз резко перегнула проволочку так, что получились острые углы.

– Такая линия называется ломаная, – объяснила она.

– Да, как будто кто-то сломал ветку дерева, и получился вот такой излом, – сказала белочка.

– Такой излом называется "угол", – пояснила Сова.

– Этот угол похож на крыши домов, которые строят люди, – заявил дрозд.

– И на забор!

– И на чьи-то острые зубы, – прошептал зайчонок.

– На молнию на небе, когда гроза, – сказал лисёнок.

– Видите, какой полезной оказалась простая проволочка, которая скучала на дорожке, – сказала Сова. – Мы её спрячем, она нам ещё пригодится. А теперь – перемена, все отдыхаем! И ученики разлетелись, расползлись и разбежались кто куда.

№ 7 Вторая история о проволочке

Пока все звери резвились, ёжик взял проволочку и стал гнуть её в разные стороны. Наконец, он соединил оба конца.

– Ух ты, получилось колечко! – обрадовался ёжик, взял палочку и стал катать колечко по поляне. Постепенно около него собрались остальные зверята. Белочка надевала колечко то на шею, как бусы, то на лапку, как браслет. Медвежонок надел на голову, как шляпу. Бельчата положили колечко на землю и прыгали в него и обратно.

На шум прилетела Сова.

– Смотрите, у нас получилось колечко! – сообщили её зверята.

– У вас получилась окружность, – сказала Сова. – Окружность – это замкнутая линия. Кстати, она прямая, кривая или ломаная?

А как вы думаете, что ответили зверята?

– Окружность – это замкнутая кривая линия, – повторила Сова. – У окружности есть центр. От него до любой точки на окружности – одинаковое расстояние. Люди рисуют окружности с помощью вот такого инструмента – он называется "циркуль".

– От слова "цирк"? – спросил медвежонок. – Не люблю я цирки…

– От слова "круг" на одном из языков, на которых разговаривают люди. "Цирк" означает круглый. А это циркуль…

Звери смотрели на циркуль, как завороженные.

– Учитель, а откуда у Вас циркуль? – робко спросила синичка.

Его выронил из портфеля мальчик Вася, который утром очень торопился в школу, – сказала Сова. – Все птицы свистели и кричали, но Вася не обратил на них никакого внимания. Так и остался циркуль у нас. Хотите попробовать нарисовать с его помощью ровную окружность? (Воспитатель вызывает несколько детей).

– Кстати, для рисования прямых линий используется тоже специальный предмет – он называется "линейка". Смотрите, какая ровная прямая линия получается, если чертить её по линейке…

Тем временем ёжик снова взял проволочку и согнул её в виде петли.

– Учитель, а что это такое?

– Это петля. Какая это линия? Замкнутая ли она? Замкнутой называется линия, концы которой совпадают. Петля – незамкнутая линия, но она пересекает саму себя. Попробуйте придумать сами другую замкнутую линию.

Белочка выгнула из проволочки красивое сердечко. Лисёнок сделал окружность, а затем сплющил её и получился эллипс.

– Пожалуй, на сегодня достаточно, – сказала Сова. – Вы познакомились с окружностью, с циркулем и линейкой, узнали про замкнутые линии. Пора и отдохнуть. А в следующий раз сделаем кое-что новенькое.

№ 8 Третья история о проволочке

Сова созвала зверят на следующий урок. Она взяла снова проволочку, согнула её с двух концов вверх одинаковые отрезки и соединила их.

– Смотрите, что у меня получилось, – обратилась она к ученикам. – На что это похоже?

– На крышу человеческого дома! – крикнул дрозд.

– На муравейник, – подсказал ёжик.

Сова выслушала зверят и произнесла:

– Такая фигура называется треугольником. А сейчас я вас познакомлю ещё с одной геометрической фигурой, – и она принялась снова сгибать проволочку. – Видите, что получилось? Эта фигура называется прямоугольник. Противоположные её стороны равны, а соприкасающиеся – нет. А у похожего на него квадрата равны все стороны, – и Сова вновь принялась за работу, чтобы показать зверятам как выглядит квадрат.

Зверята слушали очень внимательно и рисовали фигуры к себе в тетрадь (вы тоже рисуете?)

Дети зарисовывают фигуры у себя на листочках.

– Сегодня я покажу вам с помощью нашей замечательной помощницы – проволочки, как по-разному могут располагаться линии относительно друг друга. Возьмём проволочку и палочку, – продолжала урок Сова. – Они могут быть расположены вот так, как мои лапы, на одинаковом расстоянии друг от друга.

– Как провода! – сказала синичка.

– Как рельсы, по которым едут поезда, – сказал ёжик.

– В таких случаях люди говорят, что эти линии па-рал-лель-ны, – сказала Сова. – Нарисуйте на песке под большой сосной 2-3 параллельные линии. Положите несколько больших сосновых иголок параллельно друг другу. Чтобы красиво чертить прямые параллельные линии, пользуются линейкой; будет ещё удобнее, если взять линейки сразу – вот так. (И Сова начертила 3 параллельные прямые).

– Прямые линии могут и пересекаться (Сова сложила проволочку и веточку "крест-накрест"). Сколько раз могут пересекаться 2 прямые, как вы думаете? Нарисуйте пересекающиеся прямые.

– Кривые тоже могут пересекаться и даже не один раз, – сказал зайчонок. – Тропинки в нашем лесу также кривые, и они пересекаются 2 раза – у поляны и у озера.

– А ещё прямые линии могут быть расположены вот так. (Сова взяла веточку в клюв, а проволочку положила на песок). Они не пересекаются, но не параллельны. В этом случае говорят, что прямые – скрещивающиеся.

Сова подняла упавший с дерева лист.

– Проволочкой можно проткнуть этот лист, а веточку положить на него сверху. Получится, что они распложены так же, как скрещивающиеся прямые. На сегодня – достаточно.

И Сова улетела.

-Давайте зарисуем линии о которых говорила Сова.

- А теперь превратим все наши фигуры в картинки и отправим их Сове в Лесную школу, пусть все звери полюбуются вашими картинками.  Дорисуйте свои фигуры так, чтобы получились картинки!

№ 9 Четвёртая история о проволочке

В ожидании учеников Сова задумчиво накручивала проволочку на палочку, а потом сняла с палочки получившийся завиток.

Ой, завитушка! - воскликнула белочка.

Это такие колечки, - сказал ёжик.

Зверята стали собираться на полянку.

-То, что получилось, похоже на линию, которая называется спираль, - сказала Сова. - Между прочим, на твоей раковине, улитка, её можно увидеть.

Все посмотрели на раковину улитки, а она просто засияла от гордости. -Я видела лестницу в доме человека, - пропищала, дрожа и робея, маленькая мышка. - Она тоже загибалась, как раковинка улитки и как эта… пи-пи-спираль…

-А я однажды нашёл на дороге электрическую лампочку - у неё внутри тоже была спираль из тоненькой проволочки, - сказал ёжик.

-Спирали могут быть закручены или влево, или вправо, - нарисовала Сова две спирали на песке. - Витки спирали могут быть расположены близко друг к другу или далеко. Поищите спирали вокруг вас и расскажите о ваших наблюдениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека математических сказок для детей старшего дошкольного возраста

математические сказки для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сценариев - сказок для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека сценариев - сказок для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Материал подготовленный для педагогов и родителей. ...

Картотека математических считалок для детей старшего дошкольного возраста

Картотека математических считалок для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека математический игр для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал содержит картотеку математических игр для детей старшего дошкольного возраста....