Мастер-класс для воспитателей Формирование математических представлений средствами игровых технологий
материал по математике

Галиаскарова Айгуль Фаизовна

Мастер-класс для воспитателей Формирование математических представлений средствами игровых технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Формирование математических представлений средствами

игровых технологий»

          Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я приветствую вас на моем мастер-классе и приглашаю принять в нем участие. Своё выступление хотелось бы начать со слов Питера Грейя: детям легко учить математику, когда они сами управляют процессом обучения.                

           Так как в образовательный процесс ДОУ происходит внедрение ФГОС и содержание образования со временем усложняется, то закономерно на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Дети каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами.

        Ежедневно мы отвечаем на пытливые вопросы наших ребят, а сегодня разрешите задать вопросы вам, уважаемые коллеги?

Скажите, пожалуйста, какое сегодня число, какой сегодня день недели, номер машины, на которой вы приехали, во сколько вы вышли из дома, чтобы успеть на сегодняшнее мероприятие.

Какие знания вам помогли ответить на поставленные вопросы?

Вы правы, коллеги. Математика – удивительная наука. И как говорил Михаил Васильевич  Ломоносов :  «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

        Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в школе.

Коллеги, что позволит увлечь ребенка математикой в дошкольном возрасте?  (игра)

Верно, главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра. Не зря Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Применение игровых технологий на занятиях по математическому развитию  в ДОУ:

- делает ребёнка более активным;

- повышает познавательный интерес;

- развивает память, мышление и внимание;

- развивает логическое мышление;

- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

- поощряет проявление инициативы.        

          Принято считать, что математика – наука серьёзная, сухая, скучная, поэтому многие педагоги стараются «выдержать тон», организованная деятельность с детьми по ФЭМП обычно носит примитивный характер. Передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике. В сработе с детьми использую: логические блоки Дьенеша,  игры с Палочками Кюизенера,  игры Никитина, игры Воскобовича.  Особое значение уделяю использованию ИКТ. Дидактические игры и пособия, созданные с помощью информационно-коммуникационных технологий, дают возможность в игровой форме, ненавязчиво ввести детей в мир математики.

Практическая часть

 Коллеги,  сегодня, когда я пришла в наш детский сад, увидела конверт. Посмотрите, какой он необычный (фиолетового цвета). Интересно, что там может быть? (письмо или открытка) От кого оно, как вы думаете? (от зверей из леса, от детей из другого садика и тд.) Гномы рассказывают о том, что в фиолетовый лес залетел ветер Гуляка  и устроил беспорядок в лесу, раскидал листья, разбросал грибы, жилища, в которых жили гномы, сильно пострадали, а жителям нужна помощь.

Воспитатель: поможем жителям волшебного леса? Давайте отправимся в фиолетовый лес.

Задание 1.

Материал: игровизор, фломастеры, пособие «Катя, рыжик и рыбка». Идти пешком далеко, на каком транспорте мы туда доберемся? (ответы детей).

Давайте соберем в мешочек геометрические фигуры, из которых будем строить.

Пройди по дорожке и собери геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры собрали?

Задание 2.

Материал: блоки Дьенеша: 2 круга большого размера (толстый и тонкий), 2 квадрата большого размера (тонкий, толстый), 2 треугольника большого размера (толстый и тонкий), 2 прямоугольника большого размера (тонкий, толстый).

Придумай и построй транспорт.

Отгадайте загадку

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(Круг)

Посмотрите, круги разной толщины. Сравниваем круги. Это какой круг? (толстый). Это какой круг? (тонкий).

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(Треугольник)

 Считаем уголки и стороны.

Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(Квадрат)

Знакомим с понятием «НЕ». В дальнейшем задания можно усложнять. Покажи фигуру по моделям. Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

Задание 3.

Материал: ковровое покрытие ФЛ, 4 гномика (красный, оранжевый, желтый и зеленый), деревья из фетра, листья (красного, оранжевого, желтого и зеленого цвета).

Ну вот и очутились мы в ФЛ. (Можно поговорить о признаках осени, птицы улетают на юг, листочки меняют цвет и опадают). Кто нас встречает? Это гномики, которые писали нам письмо. Давайте познакомимся. Первый гномик – Кохле, второй гномик – Охле, третий гномик – Желе и четвертый гномик – Зеле. (всего 10 гномиков, но с остальными мы познакомимся позже).

В лесу беспорядок и гномики решили прибраться и собрать листочки. Как вы думаете, какого цвета будет собирать листочки гномик Кохле? (красного). Охле? (оранжевого), Желе? (желтого). Зеле? (зеленого).

(дети собирают листья).

Задание 4.

Материал: разноцветные листья (большого, среднего и маленького размера), две мышки (большого и маленького размера).

Прибежали мышки. И попросили листочки, чтоб утеплить свои норки. Но какие листочки им взять они не знают. Поможем? Какие листочки мы дадим большой мышке? (большие). Маленькой мышке? (маленькие). А какие листочки остались? Не маленькие и не большие, а средние. Молодцы, помогли мышкам собрать листочки!

Задание 5.

Материал: математические корзинки Воскобовича.

Ветер Гулялка раскидал грибы на полянке. И ёжику сложно собрать их в корзинки. Давайте поможем. Надо посмотреть какая цифра нарисована на корзинке и собрать столько грибов (дети собирают в корзинки грибы). Сколько поместилось грибов в первой корзинке? 1. А во второй корзинке? 2. В третьей? 3. В четвертой? 4. В какой корзинке много грибов, а в какой только 1 гриб?

Молодцы!

Задание 6.

Материал: набор цветных палочек Кюизенера.

Ёжику помогли, мышкам помогли, а вот гномики совсем замерзли. Давайте им поможем построить дом.

Как вы думаете, в каком доме будет уютно и приятно жить гномику? (в аккуратном, в правильном, в крепком, в надёжном)

- Возьмите 4 самые длинные палочки (оранжевые палочки) и составьте их так, чтобы получился квадрат.

- Чем гордится квадрат? (У квадрата есть 4 угла, 4 одинаковые стороны)

- Что мы построили у дома этим квадратом? (Мы построили стены)

- Стены готовы.Что строим дальше? (Теперь строим крышу)

- Постройте крышу из трёх синих палочек.

- Какой формы получилась крыша у дома? (Крыша получилась треугольной формы)

- Как вы поняли, что это треугольник? (Потому-то есть 3 угла)

- Чего не хватает на крыше? (На крыше нет трубы)

- Постройте трубу красного цвета слева, из 1-ой палочки.

- Что есть у дома ещё, кроме стен и крыши? (У дома есть окна и двери)

- Возьмите 2 розовые и 2 жёлтые палочки и постройте посередине дома окно.

- Какой формы получилось окно? (Окно получилось прямоугольное)

- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (Прямоугольник отличается от квадрата тем, что у него 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. А у квадрата все стороны одинаковые).

- Теперь поставим дверь, возьмите одну бордовую палочку и поставьте её справой стороны дома.

- Молодцы!  К дому нужно пристроить лестницу

- Возьмите по одной палочке: белой, розовой, голубой, красной.

-Лестницу строить будем справой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.

- Начинаем строить снизу вверх от самой длинной до самой короткой ступеньки.

- Какого цвета ступенька внизу? (Внизу ступенька красного цвета)

- Какого цвета ступенька вверху? (Вверху ступенька белого цвета)

- Какого цвета ступеньки находятся в середине? (В середине находятся ступеньки розовая и голубая)

- Какого цвета ступенька самая длинная? (Самая длинная ступенька красного цвета)

- Какого цвета ступенька самая короткая? (Самая короткая ступенька белого цвета)

Задание 7.

Материал: разноцветные листья среднего размера

Какие красивые домики у вас получились. Ребята (2-3) рассказывают кому именно они хотят подарить домики. Давайте сделаем дорожку к домикам.

Сначала сделаем дорожку из красных и зеленых листьев. Сначала кладем красный лист, потом зеленый, опять красный, потом зеленый. Далее какой лист положим? красный. А потом? Зеленый.

Из оранжевых и желтых тоже сделаем дорожку. Сначала 2 оранжевых, потом 1 желтый. Опять 2 оранжевых, потом 1 желтый. Дальше какие листья идут? 2 оранжевых. Потом? 1 желтый.

Гномы: Какие вы молодцы! Всем помогли в нашем фиолетовом лесу. И жители нашего леса решили подарить вам частичку нашего волшебного леса, чтобы вы почаще вспоминали о нас и заглядывали к нам в гости. (?) До свидания, ребята.

Воспитатель: Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? А какое настроение у вас сейчас? А приятно ли вам было помогать другим?

В игровые комплексы необходимо включать музыку, отдыхайки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

Наш мастер – класс  показал, что знания, данные в занимательной форме, в форме

игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений средствами игровых методов

Уважаемые педагоги хотелось бы предложить практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений с детьми подготовительной группы....

Мастер-класс для родителей по формированию математических представлений детей с помощью ЛЕГО конструирования

Тема: ЛЕГО конструирование в математическом образовании дошкольников.Цели: 1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования в математическом образовании дошкольников;2) прив...

Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений дошкольников через использование информационных компьютерных технологий»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...

Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений средствами музыки».

laquo;Формирование математических представлений средствами музыки».Музыка и математика – чувства, эмоции и холодная точность. Казалось бы, что может быть общего? Оказывается, может.В исто...

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой технологии «Палочки Кюизенера»

Консультация для родителей , как развивать математические способности с помощью "Палочек Кюизенера"...