Педагогический совет по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
методическая разработка по математике

Бобкова Татьяна Владимировна

В методической разработке использованы интерактивные формы работы с педагогами в  ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_sensornomu_razvitiyu_detey_rannego_vozrasta.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29»

Педагогический совет по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

                                                                      Составил:

старший  воспитатель

высшей квалификационной категории

Бобкова Татьяна Владимировна

г. Арзамас, 2022г.

«Сенсорное развитие детей  раннего возраста»


План проведения:


1. Вступительное слово по теме педсовета. Актуальность темы педсовета.

Ответственный - заведующий

2. Итоги выполнения решения педагогического совета № 2

Ответственный - ст. воспитатель

3.Итоги тематического контроля по теме «Система работы по развитию сенсорных навыков у детей дошкольного возраста»

Ответственный  – ст. воспитатель

4. Деловая игра

Ответственный  – ст. воспитатель

5. Обсуждение проекта решений. Вынесение решения.

КВИК - настройка: Педагоги занимают места на стульях, расположенных по кругу. Старший воспитатель, предлагает всем взяться  за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу и так по кругу.

ХОД педсовета:

  1. С актуальностью темы педсовета знакомит заведующий.  Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в РФ» был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с 1 января 2014 года. В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие». В ФГОС выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Решение данной задачи осуществляется педагогами ДОУ в рамках сенсорного развития. Сенсорное развитие – это развитие процессов восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм и свойств предметов (игрушек, предметов домашнего обихода). Каждый малыш даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. Дети на третьем году жизни должны выделять цвет, форму, величину как основные признаки предметов. Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка. Как показала практика, сенсорное развитие, не только является основой общего умственного развития ребенка, но и имеет, в значительной степени, прикладное значение, поскольку полноценное восприятие внешних свойств предметов необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер, и влечёт за собой развитие таких его форм как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша. Возникновение и развитие речи ребёнка происходит, в совместной со взрослыми предметной деятельности. На ее основе зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка. Для детей третьего года жизни (при создании необходимых условий) характерен ускоренный темп сенсорного развития. В этот период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребенок интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, связывается с конкретными предметами и явлениями. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно - это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений. К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.); всевозможные мозаики или пазлы; кубики или простые конструкторы.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

  1. Старший воспитатель знакомит присутствующих с итогами  выполнения решения предыдущего  педсовета.

3. Старший воспитатель зачитывает справку по итогам тематического контроля «Система работы по развитию сенсорных навыков у детей дошкольного возраста». По  результатам контроля необходимо пополнить в группах раннего возраста дидактические столы дидактическими играми для сенсорного развития детей;

- провести  в группах мастер-классы для родителей «Дидактические игры в сенсорном развитии детей раннего возраста».

  1. Деловая игра.  

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. И мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику! (звучит сказочная мелодия, воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку).

 Вот я палочкой взмахну, загадаю чудо!

Всем педагогам  помогу, доброй феей буду!

Палочка-чудесница, волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг, за руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять, глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться, в ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки, подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся, в поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет, в страну Сенсорику повезёт!

(звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, воспитатели становятся «паровозиком»).

- Вот мы в поезде сидим и в окошечко глядим,

Поезд едет чу-чу-чу, далеко я укачу.

1. Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь удобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)

(выставляются человечки соответствующего цвета)

***

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести (зелёный цвет)

***

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет (красный цвет)

***

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции, цветные человечки, предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

Пальчиковая игра «Пальчики работают» (выполнять одновременно двумя руками).

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел (поднять большой палец, пошевелить им).

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки (выполнять щелчки большим и средним пальцами).

Безымянный поедает (поднести безымянный палец ко рту).

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает (постучать мизинцем по столу).

Игра «Разложи по коробочкам».

Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: небольшие предметы разных цветов, маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: предложить разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом.

- А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.

(Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Вот мы в поезде сидим и в окошечко глядим,

Поезд едет чу-чу-чу, далеко я укачу.

2. Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны, а родня – одни блины (круг)

***

Обведи кирпич мелком на асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

***

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

***

Кубик в краску окуни, приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

***

- Как станция называется? Догадались? Станция Фигурная. Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра «Волшебный мешочек».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет.

Игра «Определи форму».

Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

- А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка). Едем дальше!

Вот мы в поезде сидим и в окошечко глядим,

Поезд едет чу-чу-чу, далеко я укачу.

3. Станция "Следопыты"

«Узнай по запаху» (три  мешочка с наиболее знакомыми запахами, например,  кофе, апельсин, мята. Вспомнить  их названия и назвать запах)

«Угадай на вкус». Поставьте на стол несколько тарелочек с разными продуктами – чем-то сладким, соленым, густым, кислым. Дайте детям сначала посмотреть, что на столе. Потом одному из них завяжите глаза, ему надо отгадать, что он ест.

- А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят.

4. Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся (знакомство с играми Прищепки, сенсорные коробки).

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

5. С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

(звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмахну – загадаю чудо!

Всем ребятам помогу, доброй феей буду!

Палочка-чудесница,  волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг, за руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять, глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться и во взрослых превращаться.

- Уважаемые  коллеги! Рада видеть всех, кто нашёл время, побывать у меня в гостях! Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи).

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

Рефлексия.

- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.

- Просим оценить нашу встречу.

На входных дверях в приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник.

Подведение итогов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

5. Утверждение решения педагогического совета:

- Продолжить создавать в ДОУ условия для сенсорного развития детей раннего возраста;

- пополнить в группах раннего возраста дидактические столы дидактическими играми для сенсорного развития детей;

- провести  в группах мастер-классы для родителей «дидактические игры в сенсорном развитии детей раннего возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

В этой статье мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1-3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Педагогический проект по работе с родителями в первой младшей группе Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

проектпо работе с родителями в первой  младшей группеТема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»...

Педагогический проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры».

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) ....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Информационно-методический материал для воспитателей

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...