Мастер–класс: «Финансовая грамотность старших дошкольников ДОУ»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель мастер-класса:
Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_finansy.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер–класс: «Финансовая грамотность старших дошкольников ДОУ»
Воспитатель: Засова Саида Яшаровна
Организация: МАДОУ «Детский сад комб. вида № 18 г. Учалы»
Мастер-класс для воспитателей «Уроки финансовой грамотности от тетушки Копеечки»
Цель мастер-класса:
Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ.
Задачи:
-познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ.
- воспитывать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосфера.
Оборудование:
карточки красные и синие, предметные картинки с изображением профессий, видами работ дидактические игры «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?», выставка копилок, выставка детских рисунков, ИКТ технологии.
Аудитория слушателей: педагоги ДОУ.
Вступление: Ход мастер-класса
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы. Это задача трудная, но решаемая.
- Уважаемые коллеги, вы любите путешествовать?
- Тогда мы отправляемся в гости к тетушке Копеечке.
- Добрый день, друзья. Я тетушка Копеечка.
Люблю денежки считать,
Да хозяйство возглавлять.
С экономикой дружу-
Потому и не тужу!
Я живу в стране Экономике, здесь прошёл сильный финансовый ураган и всё разрушил, помогите мне навести порядок в моей стране Финансов.
Воспитатель: Поможем копеечке?
Предлагаю вам экскурсию по стране Экономике!
А страна очень необычная!
Испытаний череда интересная!
Вот карта страны. По ней мы отправляемся в путь!
Для того чтобы все испытания пройти, предлагаю разделиться вам на две команды и придумать название команды и девиз!
За каждое пройденное испытания, Копеечка будет благодарить вас копеечкой. Победит та команда, которая соберёт бюджет больше. А чтобы бюджет копился, я вам дам копилки.
-Проведём небольшую разминку:
-Давайте вспомним, что такое деньги?
-Какие бывают деньги?
-Что мы знаем про деньги?
- Когда и где появились первые , бумажные деньги?
-Отправляемся в путь.
1.И первой нас встречает «Усадьба экономических пословиц». Слайд.
Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой
2.Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя». Хвалит
3. Какой аллюр иногда бывает у инфляции? Галоп (Галопирующая инфляция – стремительный рост цен от 20 до 200% в год.)
4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель
5. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха
Да. Молодцы. Все ответы верны
Уважаемые коллеги пословицы стимулируют ребенка на новые знания..
Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
Отправляемся дальше. слайд
2.Дорогие друзья мы с вами пришли к «Сказочному замку».
Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.
Слайд включается по ответу на вопрос.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?
Колобок
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?
Репка
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?
Золотая антилопа
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?
Курочка Ряба, золото
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
Кот в сапогах
(Обращаюсь к зрителям)
-Молодцы.
Вывод :Знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью
Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Отправляемся дальше.
3.Экономические загадки. Слайд
-На нашем пути оказалась «Яма загадок» и чтоб в нее не попасть, необходимо отгадать все загадки.
-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами.
Предлагаю вам загадки – добавлялки.
1. На товаре быть должна, обязательно … цена
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … доход
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … налог
4.Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … вклад
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке… проценты
Помните уважаемые коллеги, что в загадках дети тоже обучаются.
Слайд
Предлагаю провести
Физкультминутку «Будем денежки считать» Слайд
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
4.Экономические задачи.
Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
Вывод
5. Дидактическая игра.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Вы знаете, что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Я предлагаю поиграть в следующую дидактическую игру.
1. «Сигнальщики» (товар или услуга)
Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».
Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.
Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).
6.Сюжетно- ролевая игра..
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Назовите сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность. («Семья», «Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости» ,«День рождения» ,«Почта» ,«Ателье», «Монополии»)
Мы пришли к «Экономическому озеру», чтоб перебраться на другой берег нам нужна лодка. Лодка есть у рыбака, но даст он ее нам, если мы поможем его семье составить семейный бюджет.
Нам необходимы знатоки экономики.
Бухгалтер, представитель семейных доходов и представитель семейных расходов (вызываю желающих)
Девиз бухгалтера: Статья расходов не должна превышать статью доходов.
Представитель семейного дохода держит в руках кошелек с деньгами, и выбирает из чего состоит семейный бюджет. (предложены картинки: зарплата, пенсия, детские пособия, личное-подсобное хозяйство)
Представитель семейных расходов получает корзину и выбирает, что входит в статью семейных расходов. (предложены картинки: оплата коммунальных услуг, набор картинок из корзины потребителя)
Каждый представитель бюджетов выбирает себе по два помощника. Дается 3 минуты на составление статьи доходов и корзины потребителя.
По итогу бухгалтер подводит итог в котором выясняет не превысил ли расход семейный доход.
Вывод: Данное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Вот так дорогие коллеги в сюжетно-ролевой игре воспитывается финансовая грамотность детей.
Ну, что же мы получили лодку от рыбака и отправляемся дальше.
Слайд лодка
И последняя остановка в стране Экономики «Банковская крепость»
С деньгами спокойно и радостно жить,
Но где-то ведь надо те деньги хранить.
-А где вы предпочитаете хранить сбережения!
листать слайды с изображением мест хранения денег 3 слайда
- В чем надежнее хранить деньги? слайд
Верно в банке но не стеклянной а в финансовом.
Я предлагаю вам совместно с детьми изготовить копилку из разных подручных материалов, я предлагаю вам свой вариант из разных железных баночек.
-Как видите, существует множество вариантов хранения денег.
Выставка детских рисунков : Денежное дерево.
Вывод через образовательные области ФГОС.
Сегодня я познакомила вас с рядом познавательных заданий, которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в своих детских садах. Но в каких областях образовательной деятельности? На этот вопрос нам поможет ответить следующее задание. И выполним мы его все вместе.( надписи- в виде облачков разминка, реклама, сказки, пословицы, загадки, сюжетно-ролевые игры). ( Маркером при ответе отмечаем стрелочкой).
Коллеги, посмотрите, что получилось. Каждое предложенное мной задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то что диктует нам ФГОС.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?
Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.
Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!
Играйте с детьми в экономику!
И я благодарю всех! Спасибо за внимание!
Выбирайте, какой вариант хранения нравится вам, а я желаю вам стабильного финансового благополучия!
Экономика имеет важную роль в жизни каждого,
Экономика умеет быть интересной,
Играйте с детьми в экономику!
А наше путешествие заканчивается.
И я благодарю всех! Спасибо за внимание! слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников на основе метода морфологического анализа»
Для воспитателей ДОУ...
Мастер-класс для воспитателей квест-игра «Финансовая грамотность старших дошкольников»
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в усл...
Мастер- класс «Формирование читательской грамотности старших дошкольников».
Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Проводниками юных читателей в мир большой литературы являются взрослые. Станет ли ребенок ...
Мастер класс для педагогов. Тема: Финансовая грамотность старших дошкольников"
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в усл...
Мастер - класс " Финансовая грамотность старших дошкольников в ДОУ"
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкол...
Мастер-класс на тему: «Финансовая грамотность старших дошкольников»
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в усл...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....