Логико-математический квест в рамках занятия ФЭМП
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Анастасия Валерьевна Бартосик

Игровое занятие по познавательному развитию с использованием квестовых заданий, направленное на непринужденное повторение и изучение нового материала в рамках формирования элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest429.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                               детский сад №16 компенсирующего вида                                                        Красногвардейского района Санкт-Петербурга                                           

Конспект  занятия

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей подготовительного дошкольного возраста.

Логико-математический квест в рамках занятия ФЭМП

Тема: «В поисках сокровищ»

                                                             Составитель: воспитатель

Бартосик Анастасия Валерьевна

Использование современных педагогических технологий:

  • технология исследовательской деятельности
  • игровая технология (ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста);
  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
  • технология моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-символический язык);
  • здоровьесберегающая технология;
  • элементы мнемотехники;
  • технология деятельностного подхода;
  • интерактивная технология.

Санкт-Петербург

2022 год


Цель:  Создание благоприятных условий для успешного и непринужденного формирования у  детей элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение планировать свои действия, следовать определенным правилам при выполнении алгоритма действий;
  • Формировать поисковые и аналитические умения при решении практических задач;
  • Совершенствовать умение воссоздавать и преобразовывать изображения предметов из геометрических фигур;
  • Закреплять представления детей о форме, цвете и размере предметов.
  • Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивающие:

  • Развивать познавательный  интерес;
  • Развить память, внимания,  логическое мышление, воображение;
  • Развить умения работать со схемой, действовать по инструкции;
  • Развивать связную речь детей отвечать полным ответом;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение договариваться и помогать друг другу
  • Совершенствовать умение работать в команде
  • Воспитывать самостоятельность, решительность, инициативность, настойчивость, организованность, творчество, фантазию.

Словарная работа: постепенное расширение активного словаря, обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий, имен существительных, глаголов.

Предварительная работа: 

Выполнение дидактических заданий на закрепление и обогащение знаний об элементарных математических представлениях: решение логических задач, составление части от целого, работа с планом, схемами,  ориентировка в пространстве, работа с символами.

Методические материалы и оборудование: сундучок; видеообращение капитана Врунгеля; конверты с заданиями; грани куба со схемами; раздаточный материал: «блоки Дьенеша», схема с условием выполнения задания; напольная игра «Танграмм», схемы к игре; карточки «Чего не хватает?», фонарики по количеству детей; напольный математический лабиринт; напольная игра «Геометрическое судоку»; наборы счетных палочек; гюйсы  (по количеству детей).


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Примерный ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей пред занятием.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Валерьевна. Я увидела, как у вас в саду уютно и решила зайти в гости. Примете меня в свою дружную компанию?

Давайте соберемся в круг и подарим друг другу хорошее настроение

 «Милый друг»        
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг  и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Дети проходят в зал.
Дети здороваются.

Дети выражают согласие

Дети выполняют упражнение «Милый друг»

Мотивация (игровая ситуация)

Воспитатель, оглядывая зал и подходя к сундуку:

Как у вас здесь интересно, сколько всего необычного..

-Что это? (показывает на сундук)

-Интересно, а что внутри?

-А как узнать?

-Можно ли детям подходить и трогать  неизвестные, чужие вещи?

Внезапно включается экран.

 На экране: 

Видеообращение капитана  Врунгеля с просьбой о помощи.

(Здравствуйте, ребята, не беспокойтесь. Вы узнали меня? Правильно, я капитан Врунгель. Не волнуйтесь, это я вам прислал сундук.

Я его нашел на таинственном острове, но не смог открыть. Ведь, чтобы открыть этот сундук нужен ключ. Ключ необычный! Он сделан в виде куба, грани которого находятся на разных островах. Но найти их не так просто,  нужно выполнить разные задания и преодолеть разные испытания.

Мой корабль сейчас на ремонте, а моя команда вся заболела поэтому я не смогу отправится

в путешествие. Как быть..

Видео обрывается

Дети отвечают, что это сундук, что его раньше в зале не было, что они не знают содержимое сундука, предлагают свои способы открытия сундука.

Дети повторяют правила безопасного обращения с незнакомыми предметами, делают вывод: нет, это небезопасно

Рассуждения и предположения детей

 

(дети смотрят обращение)

Дети смотрят обращение капитана Врунгеля

Выявление проблемы.

 Воспитатель:

Ребята, я запуталась. Что случилось у капитана Врунгеля?

Как жалко, что капитан не может узнать, что же прячет этот сундучок.

Если команда капитана не может отправиться в путешествие и собрать волшебный куб, то кто же сможет?

Снова загорается экран.

Врунгель:

 Спасибо ребята, что вы согласились мне помочь, я уверен, что вы смелые и бесстрашные!

Дети объясняют, что капитан Врунгель прислал сундук, так как сам не может отправиться в путешествие на поиски ключа от него.

Дети предлагают самим отправиться на поиски разгадки

Дети смотрят обращение капитана Врунгеля

Целеполагание.

 Воспитатель:

-Ребята, я не помню, что говорил капитан про ключ от сундука. По-моему, он какой-то необычный.

-Но я совсем не представляю, где же эти острова, на которых спрятаны грани. В мире тысячи островов. Как нам понять, какие именно нам нужны? И что нам необходимо для путешествия?

-А где нам взять эту карту?

Снова загорается экран.

Врунгель: Я знаю, что вы очень смелые и умные дети. Вы не испугаетесь

такого путешествия и обязательно справитесь с этим заданием. Для того, чтобы вы не сбились с пути, я вам передаю  карту, Двигайтесь по стрелке, в указанном направлении. Удачи вам!

На экране появляется карта

Дети объясняют, что ключ выполнен в виде куба. Грани куба находятся на разных островах. Чтобы собрать весь куб нужно выполнить все задания и получить все грани.

 

Предположение детей  о том, какой инвентарь нужен в путешествии: компас, карта, бортовой компьютер и т.д.

Дети смотрят обращения Врунгеля.

Планирование будущей деятельности.

- Что мы здесь видим?

- Сколько всего островов нам с вами надо посетить?

- Что означают цифры на карте?

-Зачем  стрелки на карте?

-Ребята, я предлагаю вам надеть отличительный элемент одежды для отважных моряков - гюйсы и превратиться в настоящих моряков.

-И так, в путь!

Дети рассматривают карту, считают острова.

Дети выражают свое согласие

Дети рассказывают, что изображено на карте: вода, острова с цифрами.

Стрелка показывает на какой остров надо идти. А цифры-на какой остров по порядку нам предстоит отправляться.

Дети надевают гюйсы.

Реализация плана.

















-


Задание 1.

На какой остров мы отправляемся?

Мы прибыли на первый остров. Смотрите конверт какой-то необычный. И что-то там внутри есть. Открываем?

Воспитатель читает задание.

- Ребята, вам предстоит пройти через числовой лабиринт. Будьте внимательны! Двигаемся от цифры 1до 10 по порядку, не пропуская ни одной цифры.

C:\Users\GBDOU16\Downloads\IMG-9470.jpg

- Все справились, Молодцы! И вы получаете первую грань куба.

Задание 2

-Куда же мы сейчас держим путь?

Рассматриваем карту.

Воспитатель:

-Я забыла, зачем мы с вами отправились в столь далекое путешествие.

Точно! Мы должны разгадать тайну сундучка! Уверена, что у нас получится!  

Мы отправляемся на остров под номером 2.

О! Еще один конверт! Открываем?

Воспитатель читает задание:

-Для того, чтобы получить грань волшебного куба, необходимо разделиться на пары и разложить морские камушки по схеме.

Давайте рассмотрим схему.

Что вы можете сказать о камнях? Одинаковые ли они?

-С какой фигуры вы начнете выкладывать камни?

 (задание с блоками Дьенеша).

C:\Users\GBDOU16\Downloads\IMG-9465.JPG

Молодцы! Все справились с заданием! И вы получаете вторую грань куба.

Куда же мы отправимся теперь?


Задание 3.

Воспитатель:

Интересно, а какое здесь нам предстоит испытание, как узнать побыстрее?

Воспитатель читает задание:

Ребята, здесь нам нужно подойти к столам, отсчитать пять палочек и выложить из них два треугольника.

C:\Users\GBDOU16\Downloads\IMG-9469.JPG

Отлично! Мы нашли третью грань куба.

Полный вперед! Куда держим курс?

Задание 4

Воспитатель берет конверт:

Вы готовы к следующему приключению?

Воспитатель читает задание:

Вам нужно разделится на две команды и сложить  изображение по схеме ( Танграм)

И с этим заданием вы справились! Ох, капитан Врунгель мог бы нами гордиться! Вы отличная команда, на вас можно положиться!

C:\Users\GBDOU16\Downloads\IMG-9467.JPG

Теперь у нас есть четвертая грань куба.

Отправляемся в путь. Как вы думаете, под каким номером ждет нас следующие приключение?

Воспитатель:

Ребята, вы такие быстрые и ловкие, но даже самым опытным путешественникам нужен отдых, чтобы набраться сил для новых приключений!

Физминутка «Краб»

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает,(2 раза)

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит

Чайка над водой летает,

И за рыбками ныряет (2 раза)

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне (2 раза)

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит

Воспитатель:

Все размялись, отдохнули? Никого краб не цапнул, крокодил не укусил?

Отправляемся в путь тогда, согласны?

Задание5.

Воспитатель берет конверт и читает задание:

На этом острове вам нужно расставить недостающие фигуры в свободные ячейки на игровом поле так, чтобы расположение фигуры не повторялись ни по цвету, ни по форме, ни по вертикали (столбцы), ни по горизонтали (строки).

C:\Users\GBDOU16\Downloads\IMG-9468.JPG

Отлично и с этим заданием вы справились и добыли еще одну грань куба!

Сколько граней куба вы добыли?

Можно из них сложить куб?

А сколько островов мы уже посетили? Сколько частей куба мы нашли?

Чего же у нас было больше: полученных граней куба или увиденных островов

Тогда сколько островов нам нужно еще увидеть? Сколько граней куба нужно собрать?

-Мы близки к разгадке! Плывем скорее на шестой остров!

Воспитатель читает задание:

- На этом острове нам нужно найти какую-то недостающую часть.

Воспитатель достает из конверта карточку.

Но подождите, она же пустая.  Ребята, не пойму, а зачем здесь еще и фонарики?

C:\Users\GBDOU16\Downloads\IMG-9466.JPG

-Молодцы! Ребята, а теперь мы готовы собрать наш ключ? Все ли у нас для этого есть? Все ли мы части нашли?

Раздается  волшебная музыка, сундук открывается.

Ребята, давайте вспомним, знал ли капитан Врунгель о содержимом сундука? Кто должен первый подойти к сундуку?

Воспитатель:

Ребята, все в порядке! Да здесь несметные богатства! Подходите, посмотрите

Внезапно включается экран.

 На экране: 

Видеообращение капитана  Врунгеля Спасибо, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями. Открыли сундук с сокровищами. Возьмите каждый себе по одному кристаллу, а сундук с оставшимися кристаллами я попрошу вашего педагога отправить мне по почте.

Экран гаснет.

Ребята, как вы думаете, ваши родители обрадуются тому, что вы добыли сокровища?

Тогда скорее возвращаемся домой и ждем вечера, чтобы рассказать родным и друзьям о невероятных наших приключениях!

На остров под номером 1

Дети находят конверт

Открываем

Дети проходят числовой лабиринт.

Дети забирают первую грань.

Дети отвечают, что путь их должен пройти через остров под номером 2

Дети объясняют, что на каждом острове нужно выполнить задание, взять грань от куба и собрать ключ от сундука, который не смог открыть капитан Врунгель.

Дети находят конверт.

Дети рассматривают схему.

Дети делают вывод, что камни отличаются формой и цветом и лежат в определенном порядке.

Дети предлагают варианты, делают вывод, что начать можно с любой фигуры.

Дети выполняют задание.

Дети забирают вторую грань.

Дети отвечают, что должны отправиться на остров номер 3

Дети обращают внимание на конверт. Открывают его. Передают материалы воспитателю.

Дети выполняют задание

Дети забирают третью грань.

Дети объясняют, что плыть нужно на остров под номером 4.

Подходят к нему.

Дети выражают согласие.

Дети делятся на команды в соответствии с цветом платков и выполняют задание

Дети забирают четвертую грань.

Дети объясняют, что плыть нужно на остров под номером 5.

Дети выполняют разминку вместе с педагогом.

Ответы детей о своем настроении и самочувствии.

Дети подходят к нужному острову

Дети рассматривают игровое поле, выполняют задание

Дети отвечают, что нашли 5 граней. Дети отвечают, что нужна еще одна часть.

Дети делают выводы, что количество увиденных островов и полученных частей куба равно

Дети отвечают, что нужно плыть еще на один острова и там найти еще одну грань куба.

Дети отправляются на остров под номером 6. Дети находят и передают конверт воспитателю.

Дети находят коробку с фонариками.

Рассуждения детей.

Просвечивают карточки, ищут недостающие детали, проверяют себя вновь, просвечивая карточки.

Дети отвечают, что нашли все шесть частей от ключа и что они могут собрать полноценный куб.

Дети собирают ключ-куб.

Дети говорят, что капитан Врунгель не знал, что в сундуке, поэтому в таком случае только взрослый первый осматривает содержимое

Дети рассматривают сокровища

Дети выбирают себе понравившийся кристалл

Ответы детей

Оценка и рефлексия

  • Откуда мы с вами сегодня вернулись?
  • А какой испытание вы еще до этого никогда не преодолевали?
  • Что вы считаете, было самым интересным в нашем путешествии?
  • Что для вас оказалось самым непростым?
  • Какой момент из путешествия запомнился больше всего?
  • Что нам помогло так быстро добраться до сокровищ?

Ребята, мне было очень приятно и интересно с вами путешествовать! Надеюсь, что когда-нибудь мы еще раз сможем совершить столь невероятное плаванье за сокровищами!

Дети отвечают на вопросы педагога: анализируют занятие, свою деятельность по достижению поставленной цели.

Дети делятся своими впечатлениями о путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе №5. Тема: «Цветик-Семицветик» (формирование логико-математических представлений)

Задача: Закрепить навыки порядкового количественного счета в пределах 10-ти.Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10-ти.Совершенствовать умения решать задачи. Продолжать формировать простра...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...

Консультация логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...

Консультация для педагогов «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

В консультации представлено, как использовать игры по ФЭМП в свободное время...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...