Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.
учебно-методический материал

Волкова Наталья Анатольевна

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование также является фундаментом научно-технической деятельности, на основе которой формируется инженерное мышление.

И поэтому мы разработали проект «ИнженериУм», он рассчитан на 4 года, срок реализации с сентября 2020 по май 2024. 

Этап 1. Подготовительный, сроки реализации: август 2020 года

Этап 2. Организационно-практический, сроки реализации: сентябрь 2020 – май 2024 гг.

Этап 3. Завершающий, сроки реализации: апрель-май 2024 г.

Мы разбили инженерное мышление на 2 направления: математическое развитие и конструирование.  В учебный план организованной образовательной деятельности включили занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием авторских игровых средств (блоков З. Дьенеша, цветных палочек Д. Кюизенера). В учебный план занятий по техническому конструированию включены следующие виды конструкторов. Вторая младшая и средняя группы: деревянный строитель; LEGODUPLO, геометрические конструкторы: Тико «Малыш», Полидрон «Гигант», Полидрон «Малыш», Полидрон «Магнитный».

Старшая и подготовительная к школе группы: деревянный строитель; LEGODUPLO, LEGOEducation, геометрические конструкторы: Тико «Малыш», Тико «Геометрия», Полидрон, Полидрон «Малыш», Полидрон  «Магнитный», механический пластмассовый и металлический конструкторы. Постоянное и постепенное усложнение игр, «по спирали», позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Взрослому остается лишь постепенно вовлекать детей в более сложные формы игровой активности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

Новые требования к образованию и возможности современных технологий, скорость и глубина изменений, происходящих в стране и в мире в целом, ведут к всесторонним и масштабным переменам в развитии ребенка, ожиданиях родителей, профессиональной деятельности педагогов.

Президент Владимир Владимирович Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование, которое в нашей стране немного отстаёт от других стран в мире и нуждается в профессиональных кадрах. Основой успешной технической деятельности является развитое на высоком уровне инженерное мышление. И в настоящее время его целенаправленному развитию у школьников, особенно на старшей ступени образования, уделяется все больше внимания. Однако первые представления о том, как устроен мир, первые попытки понять его через созидание нового происходят в период дошкольного детства.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование также является фундаментом научно-технической деятельности, на основе которой формируется инженерное мышление.

И поэтому мы разработали проект «ИнженериУм», он рассчитан на 4 года, срок реализации с сентября 2020 по май 2024.  

Этап 1. Подготовительный, сроки реализации: август 2020 года

Этап 2. Организационно-практический, сроки реализации: сентябрь 2020 – май 2024 гг.

Этап 3. Завершающий, сроки реализации: апрель-май 2024 г.

Мы разбили инженерное мышление на 2 направления: математическое развитие и конструирование.  В учебный план организованной образовательной деятельности включили занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием авторских игровых средств (блоков З. Дьенеша, цветных палочек Д. Кюизенера). В учебный план занятий по техническому конструированию включены следующие виды конструкторов. Вторая младшая и средняя группы: деревянный строитель; LEGODUPLO, геометрические конструкторы: Тико «Малыш», Полидрон «Гигант», Полидрон «Малыш», Полидрон «Магнитный».

Старшая и подготовительная к школе группы: деревянный строитель; LEGODUPLO, LEGOEducation, геометрические конструкторы: Тико «Малыш», Тико «Геометрия», Полидрон, Полидрон «Малыш», Полидрон  «Магнитный», механический пластмассовый и металлический конструкторы. Постоянное и постепенное усложнение игр, «по спирали», позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Взрослому остается лишь постепенно вовлекать детей в более сложные формы игровой активности.

   Для реализации данного проекта нам нужна материально-техническая база. Необходимый ассортимент игр, игровых и методических материалов

Возраст

Наименование

Младший возраст (3-4 года)

Конструктор напольный большой (36) (тип LEGO)

Тематические наборы (тип LEGO)

Тематические наборы DUPLO

Наборы деревянного строителя;

Геометрические конструкторы: Тико «Малыш»,

                                                       Полидрон «Гигант»,

                                                       Полидрон «Малыш».

Строительные наборы

Средняя группа (4-5 лет)

Конструктор напольный большой (36) (тип LEGO)

Тематические наборы (тип LEGO)

Тематические наборы DUPLO, LEGO DACTA

Наборы деревянного строителя;

Геометрические конструкторы: Тико «Малыш»,

                                                       Полидрон «Гигант»,

                                                       Полидрон «Малыш»,

                                                               Полидрон «Магнитный»

Строительные наборы

Старший возраст (5-7 лет)

Тематические наборы (тип LEGO)

Тематические наборы DUPLO

Наборы деревянного строителя;

Геометрические конструкторы: Тико «Малыш»,

                                                        Тико «Геометрия»

                                                        Полидрон,

                                                        Полидрон «Малыш»,                    

                                                       Полидрон «Магнитный»

Механический пластмассовый конструктор

Первые конструкции 5+              

Первые механизмы 5+

Виртуальный конструктор LEGO Digital Designer

Учебно-методический комплекс «Моя первая история»

Учебно-методический комплекс «Построй свою историю» 6+

Программное обеспечение «Визуализатор историй» (StoryVisualizer)

Ноутбуки 3 шт.

Оборудование для мульт-лаборатории

Строительные наборы

На сегодняшний день мы приобрели:

«Цветные палочки» Кюизенера – 16 комплектов,

Блоки З. Дьенеша – 30 комплектов,

ТИКО «Азбука» – 3 комплекта,

ТИКО «Арифметика» – 3 комплекта,

ТИКО «Архимед» – 12 комплектов,

ТИКО «Малыш» – 78 комплектов,

ТИКО «Фантазер» – 12 комплектов.

Полидрон.

Ожидаемый результат: сформированы предпосылки инженерного мышления у детей дошкольного возраста, через организацию воспитательно-образовательного процесса, развивающую предметно-пространственную среду, что приведёт к формированию у дошкольников предпосылок инженерного мышления интеллектуально – творческой и техническо-конструктивной деятельности.

Старший воспитатель                                                                                                                 Н.А. Волкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"

Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Материал презентации  отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также  задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...