Главные вкладки

    Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"
    консультация (подготовительная группа) по теме

    Афанасьева Ирина Михайловна


    Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс на тему:

    «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

    посредством логико-математических игр».

    Педагог - психолог: Афанасьева Ирина Михайловна

    Цель мастер-класса:

    повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – психолога   с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.

    Задачи мастер-класса:

    • Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

    • Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

    • Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициа-тиву, желание применять на практике данные технологии;

    • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

    Ход выступления: 

    Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

    Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

    Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

    Характеристика логических операций:

    Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;

    Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;

    Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;

    Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др.

    Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

    Классификация включает 2 логических действия:

    • Выделение общего признака – основание классификации;
    • Деление на классы по основанию классификации.


    Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

    Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация и другие – применяются во всех видах деятельности.
    Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.
    В своей работе использую технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

    Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей

    В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления например:

    Геоконт  ( математический планшет геометрик).

    В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Он знакомит дошкольников с такими геометрическими понятиями, как точка, прямая, отрезок, луч, спектральный анализ света, с линиями разного типа (прямые, кривые, ломаные), углами , с фигурами и окружностью.
     Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.


    Сложи узор. 

    В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

    Игры-головоломки (геометрические конструкторы).

    Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.

    Сложи квадрат. 

    Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

    Чудо-соты. 

    Развивающая игра-конструктор из серии «Чудо-головоломки». Она позволяет знакомить детей с цветом, формой, величиной: «Разложи детали по цвету», «Найди все треугольники, квадраты…», «Найди маленькие треугольники…». Для развития тактильно-осязательных анализаторов и операций мышления можно предложить ребенку с закрытыми глазами отыскать геометрические фигуры разной величины. Эта игра способствует хорошему развитию конструктивных навыков. Здесь возможны варианты: «Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку»… Дошкольник собирает из деталей конструктора заданные модули (соты), конструирует предметные формы по схемам, придумывает и складывает свои предметные формы, сюжетные картины.


    Блоки ДЬЕНИША.

    Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

    Палочки КЮИЗЕНЕРА.

    Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

    Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:
    Конструктор «Велькрошка» Автор Олеся Жукова

    Головоломки из спичек

    Игры с счётными палочками

    Игра «Внимание – Угадайка»

    Игра «Загадки в картинках»

    Игра «Что лишнее?»

    Математический планшет

    Игра «Четвёртый лишний»

    Игра «Осьминожки»

    Игра «Цветные резиночки»

    Игра «Аналогии»

    Игра «Фигуры»

    Разноцветный коврик

    Игры на состав чисел: «Домики», «Круги», «Грузи и вези

    Также в работе  я использую «Математические раскраски», Головоломки «Судоку», «Зеркальные числа»,  «Находилки», «Круговая шифровка» , Лабиринты..

    Сегодня  я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как  можно использовать игры.

     

    Заключение.

    Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в форме мастер-класса "Развитие логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

    В материале представлен план проведения родительского собрания и конспект мастер-класса на тему "Нетрадиционные способы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

    Проект развития логико-математических представлений детей дошкольного возраста "Страна Математики"

    Подробный проект по развитию логико-математических представлений детей дошкольного возраста "Страна Математики". План работы для средней, старшей и подготовительной групп....

    Консультация "РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР"

    Консультация  "РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ      КОМПЕТЕНТНОСТИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ  РАЗВИВАЮЩИХ  ИГР"...

    Презентация « РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»

    laquo; РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»...

    Мастер - класс «Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»

    Актуальность мастер-класса  заключается в  повышении  уровня профессиональной компетенции его участников в вопросах развития исследовательских способностей и познавательной активности д...