Математические представления, мышления, дошкольного возраст, развитие
статья по математике

Юшина Юлия Владимировна

Математические представления, мышление, дошкольный возраст, развитие.

Основы математических знаний, необходимых ребенку в школе закладываются в дошкольном возрасте. Для формирования элементарных ма­те­матических представлений требуются целенаправленные занятия и постоянное привлечение внимания ребенка к окружающим его предметам и явлениям. Условием полноценного математического развития является создание развивающей среды.

Из опыта обучения дошкольников становится ясно, что на успешность его влияет не только содержание предлагаемого материала, но так же форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и повысить познавательную активность. Следовательно, можно сделать вывод, что главный критерий к требованию по форме организации воспитания и обучения это попытаться разнообразить занятия по формированию элементарных математических представлений и сделать их максимально интересными для того, чтобы ребенок мог доступным ему образом понять тот объем знаний, который ему предлагают.

     И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Применение наглядности при обучении детей искусству счета является психологически необходимым правилом для быстрого усвоения новых знаний. Картинки также должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении арифметике.

Не следует забывать, что основным наглядным пособием по-прежнему остаются вещественные предметы, поскольку они подлежат осязанию, а также их можно прибавить или убавить на самом деле, как по оному, так и группой. Это позволяет ребенку производить операции не в воображении или мысленно, а уловить суть в реальной ситуации.

Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике  не должно быть скучным занятием. Детская память избритательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые настаивают. Простое и порой скучное приобщение к математическим категориям не способствует полноценному усвоению знаний дошкольником.

Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. И здесь на помощь педагогу приходит масса разнообразных и непосредственных способов и методов: начиная народными сказками и заканчивая бросовым материалом.

При подготовке материала следует учитывать уровень развития дошкольников,  психофизиологические особенности, связь с уже пройденным материалом. Важным аспектом является доступность изложения и логичность, последовательность и насыщенность иллюстрациями, сопровождение пояснительными примерами и объяснениями. Все это позволяет повысить уровень внимания ребенка к представляемой теме.

Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений в дошкольном периоде – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и залог разностороннего развития личности. Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям. Такие поня­тия, как форма, величина, время суток и направление движения, являются на­глядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные пред­ставления требуют методичного обучения. Современная теоретическая и методическая концепция формирования математических представлений в дошкольном возрасте учитывает возрастные особенности детей (личностно-ориентированный подход) и обеспечивает организацию полноценного математического развития.

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников.

Важной ступенькой формирования количественных представлений, является ознакомление дошкольников старшего возраста с порядковым значением числа.

Ознакомление с порядковым значением числа происходит на основе сопоставление его с количественным значением. Детей подводят к пониманию того, что когда нужно узнать, сколько предметов всего, их считают так: один, два, три, четыре. В результате такого счёта они могут ответить на вопрос «Сколько?»

Таким образом, значение развития математических представлений в жизни человека, в особенности в детские годы. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.

Обучение математике в детском саду подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями. Сделать обучение наглядным - это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_matematich_predstav.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста

В статье отражены направления по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, раскрывается значение математического образования дошкольников в свете современных требований общества. 

Математические представления, мышление, дошкольный возраст, развитие.

Основы математических знаний, необходимых ребенку в школе закладываются в дошкольном возрасте. Для формирования элементарных математических представлений требуются целенаправленные занятия и постоянное привлечение внимания ребенка к окружающим его предметам и явлениям. Условием полноценного математического развития является создание развивающей среды.

Из опыта обучения дошкольников становится ясно, что на успешность его влияет не только содержание предлагаемого материала, но так же форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и повысить познавательную активность. Следовательно, можно сделать вывод, что главный критерий к требованию по форме организации воспитания и обучения это попытаться разнообразить занятия по формированию элементарных математических представлений и сделать их максимально интересными для того, чтобы ребенок мог доступным ему образом понять тот объем знаний, который ему предлагают.

     И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Применение наглядности при обучении детей искусству счета является психологически необходимым правилом для быстрого усвоения новых знаний. Картинки также должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении арифметике.

Не следует забывать, что основным наглядным пособием по-прежнему остаются вещественные предметы, поскольку они подлежат осязанию, а также их можно прибавить или убавить на самом деле, как по оному, так и группой. Это позволяет ребенку производить операции не в воображении или мысленно, а уловить суть в реальной ситуации.

Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике  не должно быть скучным занятием. Детская память избритательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые настаивают. Простое и порой скучное приобщение к математическим категориям не способствует полноценному усвоению знаний дошкольником.

Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. И здесь на помощь педагогу приходит масса разнообразных и непосредственных способов и методов: начиная народными сказками и заканчивая бросовым материалом.

При подготовке материала следует учитывать уровень развития дошкольников,  психофизиологические особенности, связь с уже пройденным материалом. Важным аспектом является доступность изложения и логичность, последовательность и насыщенность иллюстрациями, сопровождение пояснительными примерами и объяснениями. Все это позволяет повысить уровень внимания ребенка к представляемой теме.

Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений в дошкольном периоде – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и залог разностороннего развития личности. Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям. Такие понятия, как форма, величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения. Современная теоретическая и методическая концепция формирования математических представлений в дошкольном возрасте учитывает возрастные особенности детей (личностно-ориентированный подход) и обеспечивает организацию полноценного математического развития.

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников.

Важной ступенькой формирования количественных представлений, является ознакомление дошкольников старшего возраста с порядковым значением числа.

Ознакомление с порядковым значением числа происходит на основе сопоставление его с количественным значением. Детей подводят к пониманию того, что когда нужно узнать, сколько предметов всего, их считают так: один, два, три, четыре. В результате такого счёта они могут ответить на вопрос «Сколько?»

Таким образом, значение развития математических представлений в жизни человека, в особенности в детские годы. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.

Обучение математике в детском саду подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями. Сделать обучение наглядным - это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Список литературы:

1.  Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / [О. А. Шаграева и др.]; под ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Academia, 2002. - 200 с.

3. Методика обучения математике в детском саду : учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е. И. Щербакова. – 2-е изд., стер. – Москва : Academia, 1998, 2000. – 272 с. : ил. – (Педагогическое образование). – Прил.: с. 254–269. – Библиогр.: с. 270. – ISBN 5-7695-0522-2. – ISBN 5-7695-0284-3.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в процессе развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...

Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...

Тема: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений младшего дошкольного возраста».

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

Тема: «Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста».

Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математической  сказки для развития математических представлений дошкольников. Задачи: • расширить знания педагогов о с...