Конспект ООД Познавательное развитие(математика) Тема: «Число 0. Цифра 0.»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Васина Елена Евгеньевна

Конспект ООД

Познавательное развитие(математика)                                    воспитатель: Васина Е.Е.

Тема: «Число 0. Цифра 0.»                                                            Дата проведения:

Цель и задачи:

  1. Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
  3. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
  4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

 

Материалы к занятию: Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. (наклеены на стульчики).Карточки с цифрами от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей).

Карточки с разным количеством геометрических тел.

Карточки с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка).

Карточка без точек (на каждого ребенка).

Набор цифр от 0 до 9.

Применение ИКТ: презентация «Число 0»

 

Ход ООД

 

  1. Введение в ситуацию.

- Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу? (ответы детей)

- А что вы там делали? (ответы детей)

- Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью? (ответы детей)

- Ребята, к нам за помощью обратился егерь. Кто такой егерь? (ответы детей)

- У егеря осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь егерю? (ответы детей)

- Сможете? (ответы детей)

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Покупка билетов»

- А как мы можем добраться до леса? (ответы детей)

(Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке).

- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (ответы детей)

- Нужно купить билет.

- Электричка набирает скорость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_poznavatelnoe_razvitie.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

Познавательное развитие(математика)                                       Воспитатель: Васина Е.Е.

Тема: «Число 0. Цифра 0.»                                                            Дата проведения:

Цель и задачи:

  1. Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
  3. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
  4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Материалы к занятию: Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. (наклеены на стульчики).Карточки с цифрами от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей).

Карточки с разным количеством геометрических тел.

Карточки с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка).

Карточка без точек (на каждого ребенка).

Набор цифр от 0 до 9.

Применение ИКТ: презентация «Число 0»

Ход ООД

  1. Введение в ситуацию.

- Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу? (ответы детей)

- А что вы там делали? (ответы детей)

- Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью? (ответы детей)

- Ребята, к нам за помощью обратился егерь. Кто такой егерь? (ответы детей)

- У егеря осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь егерю? (ответы детей)

- Сможете? (ответы детей)

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Покупка билетов»

- А как мы можем добраться до леса? (ответы детей)

(Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке).

- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (ответы детей)

- Нужно купить билет.

- Электричка набирает скорость.

(Дети топают ногами быстрее.)

- Электричка приближается к станции.

(Дети замедляют топот.)

- Электричка остановилась.

(Дети перестают топать).

- Вот мы и приехали в лес.

2.2 Игра «Домики для птичек»

- Ребята, смотрите как красиво в лесу! Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, вдохните этот прохладный свежий воздух.

- На мой телефон пришло СМС-сообщение. Это сообщение от егеря. Он извиняется, что не может встретить нас. Но вот, что он пишет в сообщении:

- Некоторые птицы собираются в стаи, чтобы улететь в теплые края. Нужно посчитать, сколько птиц собралось в каждую стаю и подписать их количество.

- Как называются птицы, которые улетают зимовать в тёплые края? (ответы детей)

- Это перелетные птицы.

- Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)

- Как называются птицы, которые остаются на зиму и не улетают? (ответы детей)

- Они называются зимующими.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

- Готовы посчитать птиц в каждой стае? (ответы детей)

- Я приглашаю вас подойти к столам.

(Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки, на которых нарисованы птички-точки.)

- Как вы будете подписывать стаи? (ответы детей)

(Пересчитаем, сколько птичек собралось в стаю, и внизу карточки поставим цифру, соответствующую количеству птиц).

(Дети выполняют задание.)

3. Затруднение в ситуации

- Ребята, еще одна стая птиц осталась неподписанная.

(Воспитатель выкладывает перед каждым ребенком пустую карточку.)

- Ребята, сколько птичек собралось в эту стаю? (ответы детей)

- Ни сколько, ни одной.

- Когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят: ноль или равно нулю.

- Сколько птичек собралось в эту стаю?

(Ответы детей: Ноль птичек, количество птичек равно нулю.)

- Предлагаю написать нужную цифру на этой стае.

(Дети в затруднении.)

- Смогли мы помочь егерю и подписать все стаи?

(Ответы детей: Не смогли)

- Почему не смогли?

(Ответы детей: Потому что не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

- Значит, что нам нужно узнать? Что нужно сделать?

(Ответы детей: Познакомиться с новым числом. Узнать, как пишется число ноль).

4. Открытие нового знания.

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

(Ответы детей: Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).

(Дети предлагают придумать самостоятельно цифру.)

- Ребята, придумывать цифру – это очень не простое дело. Я приглашаю вас прогуляться по лесу.

(Дети гуляют под звуки природы, пение птиц)

- Смотрите, ребята, сколько грибов и орехов кругом! Давайте пособираем их на зиму зверям.

- Кого угостим грибами? (ответы детей)

- Кто ест орехи? (ответы детей)

- Срывайте и складывайте их в мешок.

- Погуляли, отдохнули, собрали угощение для зверей на зиму.

- Ой, а мешок-то наш пустой оказался! Как такое могло случиться? (ответы детей)

- Наверное, в нашем мешке дырка.

- Сколько грибов мы принесли в дырявом мешке?

(Ответы детей: ноль грибов).

- Сколько орехов мы принесли в дырявом мешке?

(Ответы детей: ноль орехов).

- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке?

(Дети показывают пальцами дырку).

- А пусть это и станет обозначением цифры ноль.

- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0.

(Дети пробуют нарисовать символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)

- Получилось? А теперь проверим себя.

(Воспитатель вывешивает карточку с цифрой 0. Дети сравнивают свой рисунок с цифрой 0).

- Похоже? (ответы детей)

- Цифра вроде буква 0,

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

- А теперь мы можем подписать оставшуюся карточку? (ответы детей)

- Возьмите карточку, на которой написана цифра ноль, и положите на оставшуюся карточку стаи)

- Ребята, что обозначает эта цифра?

(Ответы детей: Ни одного. Отсутствие предметов.)

Вывод:

Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

(Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что егерь благодарит их).

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1 Игра «Покорми зверей» (работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе», ч.3, №1, с.13)

Ребята, рассмотрите картинку.

- Пришло новое сообщение от егеря. Он просит собрать в мешок (который уже зашили) корм для животных.

- Сначала нужно положить в мешок морковку для зайцев (треугольники).

- Потом кубики соли для лосей и оленей (квадратики).

- И, наконец, орешки для белочки (круги).

- Обведите одной линией отдельно треугольники, круги, квадраты.

- Сосчитайте сначала морковку (треугольники) и соедините с соответствующим числом. Сложили в свой мешок.

- Затем таким же образом поступите с кубиками соли (квадратами) и орешками (кругами).

- И их сложили мы в свой мешок.

- Сколько морковок осталось?

(Ответы детей: Ни одной, ноль).

- Сколько кубиков соли осталось?

(Ответы детей: ни одного, ноль).

- Сколько орешков осталось?

(Ответы детей: ни одного, ноль).

- Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0?

(Ответы детей: Что не осталось ни одного предмета).

- Как вы думаете, сто больше один или ноль? (ответы детей)

- Где должен стоять ноль в числовом ряду? (ответы детей)

- Давайте назовём по порядку все цифры от 0 до 9. (ответы детей)

(Можно расположить по порядку карточки с цифрами.)

5.2 Игра «Напиши записку»

- Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть, о чем рассказать дома маме, давайте запишем, кого мы сегодня в лесу встретили, что делали, что собирали.

- А как мы запишем, ведь писать буквы еще не умеем? (ответы детей)

- Можем мы записать это цифрами и картинками? (ответы детей)

- Предлагаю наклеить рассказ в наших дневничках. Согласны? (ответы детей)

(Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола соответствующие карточки и наклеивают в дневнички.)

«Сегодня в лесу я встретил 6 кукушек, 8 уток, 3-х журавлей. Собрал 7 орехов, 9 морковок и 8 кубиков соли. но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя».

- Кто хочет прочитать, какая запись у вас получилась?

(Дети по желанию читают свою запись).

6. Итог. Рефлексия.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (ответы детей)

- Кому нам удалось помочь? (ответы детей)

- Как мы помогли егерю? (ответы детей)

- Что делали? (Ответы детей: мы подписали стаи птичек, сложить в мешки корм для зверей, и т.д..)

- Какое новое знание нам помогло это сделать? (Ответы детей: мы узнали как записывается число 0).

- Ребята, где это знание может пригодиться? Что пока не получилось? Как справились с затруднениями? - Молодцы, что вы это заметили! Вы справились с очень трудными заданиями. Значит, все получится! А сейчас самостоятельно оцените свою работу лучиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике. Тема: Числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи

Тема: Числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -, <, >, понятия «слева», «справа», «впере...

Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....

Конспект занятия в средней группе «Число и цифра 1»

Конспект занятия в средней  группе «Число и цифра 1»...

Конспект НОД в средней группе "Число и цифра 8"

Материал содержит игровые упражнения, оъедиенные единым сюжетом "В гостях у матрешки"....

конспект занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.»

конспект  занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.»...

Конспект открытого занятия на тему: "Число и цифра 3"

Конспект открытого занятия на тему: "Число и цифра 3"...

Конспект НОД "Счёт до пяти. Число и цифра 5."

Цель: Закрепить с детьми счёт в пределах пяти, познакомить с цифрой 5.Задачи:Обучающие:учить устанавливать связь между числом и количеством предметов;учить обозначать число пять цифрой 5;закрепить кол...