Главные вкладки

    конспект занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.»
    план-конспект занятия по математике (старшая группа)

    Давидовская Наталья Александровна

    конспект  занятия в старшей группе «Число 0. Цифра 0.»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ф.И.О. педагога: Давидовская Наталья Александровна____________________

    Дошкольная организация: МБДОУ «ЦРР-ДС № 9»_______________________

    Должность: воспитатель____________________________________________

    Сценарий занятия в старшей группе

    Тема: «Число 0. Цифра 0.»

    Цель:

    1. Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
    2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
    3. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
    4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный:

    Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. (наклеены на стульчики).

    Карточки с цифрами от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.

    Карточки с цифрами 0 (по количеству детей).

    Раздаточный материал:

    Карточки с разным количеством геометрических тел.

    Карточки с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка).

    Карточка без точек (на каждого ребенка).

    Набор цифр от 0 до 9.

    Дневнички.

    Карточки с изображением утки, журавля, кукушки, треугольника (морковка), квадрата (кубики соли), круга (орехов), лисы, волка, медведя, набор цифр от 0 до 9, две карточки с цифрой 8, три карточки с цифрой 0.

    Ход занятия:

    1. Введение в ситуацию.

    Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

    Воспитатель собирает детей вокруг себя.

    - Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу? (ответы детей)

    - А что вы там делали? (ответы детей)

    - Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью? (ответы детей)

    - Ребята, к нам за помощью обратился егерь. Кто такой егерь? (ответы детей)

    - У егеря осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь егерю? (ответы детей)

    - Сможете? (ответы детей)

    2. Актуализация знаний.

    2.1 Игра «Покупка билетов»

    Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9, закреплять умение узнавать и называть геометрические тела; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, абстрагирование; развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.

    - А как мы можем добраться до леса? (ответы детей)

    (Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке).

    - Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (ответы детей)

    - Нужно купить билет.

    («Билеты» лежат на отдельном столе.

    Дети покупают билет, встав предварительно в очередь. На «билетах» нарисовано разное количество геометрических тел (шаров, кубов, пирамид, цилиндров, конусов).

    Электричка построена из стульев, на которых написаны цифры. Дети должны занять свое место в соответствии с количеством фигур на «билете». Воспитатель – контролер проверяет билеты. Пассажир должен сказать, какое количество геометрических тел нарисовано на его билете и указать место (цифру), какое он займёт.

    Воспитатель следит за правильным согласованием числительного и существительного в роде и числе.

    Когда билеты проверены, электричка отправляется в путь. Дети могут изображать стук колес, топая ногами по полу.)

    - Электричка набирает скорость.

    (Дети топают ногами быстрее.)

    - Электричка приближается к станции.

    (Дети замедляют топот.)

    - Электричка остановилась.

    (Дети перестают топать).

    - Вот мы и приехали в лес.

    2.2 Игра «Домики для птичек»

    Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить число с количеством, развивать мышление, воображение, внимание.

    - Ребята, смотрите как красиво в лесу! Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, вдохните этот прохладный свежий воздух.

    - На мой телефон пришло СМС-сообщение. Это сообщение от егеря. Он  извиняется, что не может встретить нас. Но вот, что он пишет в сообщении:

    - Некоторые птицы собираются в стаи, чтобы улететь в теплые края. Нужно посчитать, сколько птиц собралось в каждую стаю и подписать их количество.

    - Как называются птицы, которые улетают зимовать в тёплые края? (ответы детей)

    - Это перелетные птицы.

    - Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)

    - Как называются птицы, которые остаются на зиму и не улетают? (ответы детей)

    - Они называются зимующими.

    - Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

    - Готовы посчитать птиц в каждой стае? (ответы детей)

    - Я приглашаю вас подойти к столам.

    (Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки, на которых нарисованы птички-точки.)

    G:\ИГРАЛОЧКА\!курсы\5\Новая папка\Безымянный.png

    - Как вы будете подписывать стаи? (ответы детей)

    (Пересчитаем, сколько птичек собралось в стаю, и внизу карточки поставим цифру, соответствующую количеству птиц).

    (Дети выполняют задание.)

    G:\ИГРАЛОЧКА\!курсы\5\Новая папка\Безымянный.png

    3. Затруднение в ситуации

    Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

    G:\ИГРАЛОЧКА\!курсы\5\Новая папка\0.png

    - Ребята, еще одна стая птиц осталась неподписанная.

    (Воспитатель выкладывает перед каждым ребенком пустую карточку.)

    - Ребята, сколько птичек собралось в эту стаю? (ответы детей)

    - Ни сколько, ни одной.

    - Когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят: ноль или равно нулю.

    - Сколько птичек собралось в эту стаю?

    (Ответы детей: Ноль птичек, количество птичек равно нулю.)

    - Предлагаю написать нужную цифру на этой стае.

    (Дети в затруднении.)

    - Смогли мы помочь егерю и подписать все стаи?

    (Ответы детей: Не смогли)

    - Почему не смогли?

    (Ответы детей: Потому что не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

    - Значит, что нам нужно узнать? Что нужно сделать?

    (Ответы детей: Познакомиться с новым числом. Узнать, как пишется число ноль).

    4. Открытие нового знания.

    Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

    - Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

    (Ответы детей: Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).

    (Дети предлагают придумать самостоятельно цифру.)

    - Ребята, придумывать цифру – это очень не простое дело. Я приглашаю вас прогуляться по лесу.

    (Дети гуляют под звуки природы, пение птиц)

    - Смотрите, ребята, сколько  грибов и орехов кругом! Давайте пособираем их на зиму зверям.

    - Кого угостим грибами? (ответы детей)

    - Кто ест орехи? (ответы детей)

    - Срывайте и складывайте их в мешок.

    - Погуляли, отдохнули, собрали угощение для зверей на зиму.

    - Ой, а мешок-то наш пустой оказался! Как такое могло случиться? (ответы детей)

    - Наверное, в нашем мешке дырка.

    - Сколько грибов мы принесли в дырявом мешке?

    (Ответы детей: ноль грибов).

    - Сколько орехов мы принесли в дырявом мешке?

    (Ответы детей: ноль орехов).

    - Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке?

    (Дети показывают пальцами дырку).

    - А пусть это и станет обозначением цифры ноль.

    - Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0.

    (Дети пробуют нарисовать символ, обозначающий ноль.  Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)

    - Получилось? А теперь проверим себя.

    (Воспитатель вывешивает карточку с цифрой 0. Дети сравнивают свой рисунок с цифрой 0).

    - Похоже? (ответы детей)

    -  Цифра вроде буква 0,

    Это ноль иль ничего.

    Круглый ноль такой хорошенький,

    Но не значит ничегошеньки.

    - А теперь мы можем подписать оставшуюся карточку? (ответы детей)

    - Возьмите карточку, на которой написана цифра ноль, и положите на оставшуюся карточку стаи)

    - Ребята, что обозначает эта цифра?

    (Ответы детей:  Ни одного. Отсутствие предметов.)

    Вывод:

    Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

    (Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что егерь благодарит их).

    5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

    5.1 Игра «Покорми зверей» (работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе», ч.3, №1, с.13)

    Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0.

    (Дети открывают тетрадь.)

    - Ребята, рассмотрите картинку.

    - Пришло новое сообщение от егеря.  Он просит собрать в мешок (который уже зашили) корм для животных.

    - Сначала нужно положить в мешок морковку для зайцев (треугольники).

    - Потом кубики соли для лосей и оленей (квадратики).

    - И, наконец,  орешки для белочки (круги).

    - Обведите одной линией отдельно треугольники, круги, квадраты.

    - Сосчитайте сначала морковку (треугольники) и соедините с соответствующим числом. Сложили в свой мешок.

    - Затем таким же образом поступите с кубиками соли (квадратами) и орешками (кругами).

    - И их сложили мы в свой мешок.

    - Сколько морковок осталось?

    (Ответы детей:  Ни одной, ноль). 

    - Сколько кубиков соли осталось?

    (Ответы детей:  ни одного, ноль).

    - Сколько орешков осталось?

    (Ответы детей:  ни одного, ноль).

    - Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0?

    (Ответы детей:  Что не осталось ни одного предмета).

    - Как вы думаете, сто больше один или ноль? (ответы детей)

    - Где должен стоять ноль в числовом ряду?  (ответы детей)

    - Давайте назовём по порядку все цифры от 0 до 9. (ответы детей)

    (Можно расположить по порядку карточки с цифрами.)

    5.2 Игра «Напиши записку»

    Дидактические задачи: Закреплять умение соотносить зрительный образ числа с его словесным обозначением, развивать воображение, память, речь, мышление, внимание.

    - Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть, о чем рассказать дома маме, давайте запишем, кого мы сегодня в лесу встретили, что делали, что собирали.

    - А как мы запишем, ведь писать буквы еще не умеем? (ответы детей)

    - Можем мы записать это цифрами и картинками? (ответы детей)

    - Предлагаю наклеить рассказ в наших дневничках. Согласны? (ответы детей)

    (Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола соответствующие карточки и наклеивают в дневнички.)

    «Сегодня в лесу я встретил 6 кукушек, 8 уток, 3-х журавлей. Собрал 7 орехов,   9 морковок и 8 кубиков соли.  но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя».

    - Кто хочет прочитать, какая запись у вас получилась?

    (Дети по желанию читают свою запись).

    6. Осмысление.

    Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

    - Ребята, где мы сегодня побывали? (ответы детей)

    - Кому нам удалось помочь?  (ответы детей)

    - Как мы помогли егерю? (ответы детей)

    - Что делали? (Ответы детей: мы подписали стаи птичек, сложить в мешки корм для зверей, написали в дневничке записку на память.)  

    - Какое новое знание нам помогло это сделать? (Ответы детей: мы узнали как записывается число 0).

    - Молодцы, вот не знали бы этого, ничего у нас бы получилось!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе)« Число и цифра 4.»

    Конспект занятия по математике для дошкольников по теме       « Число и цифра 4.»  /Соотнесение цифры и количества. Состав чисел (игра «Волшебные домики»)....

    Конспект занятия по математике старшая группа "Число и цифра 10"

    Задачи;Образовательная;  Закрепление навыков количественного и  порядкового  счета в пределах 10, знание цифр и состава чисел 8,9. Сформировать представления о числе и цифре 10, его обр...

    Конспект занятия-путешествия по ФЭМП в старшей группе: «Число 6. Цифра 6.»

    Конспект занятия-путешествия по ФЭМП в старшей группе: «Число 6. Цифра 6.»Тема: знакомство с цифрой «6» с помощью счета от 1 до 6 на слух.Цель: формирование умения сосчитать предметы на слух; развитие...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Число и цифра 8".

    Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Число 8. Цифра 8».Математические задачи:1. Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать ...

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 1»

    Занятие в старшей группе "Познание"- ФЭМП...

    Конспект по математике в старшей группе "Число и цифра 9"

    Ход занятия. - Сегодня мы вновь в волшебной стране «Математика». - Итак, начинаем счёт: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. - Что напоминает вам цифра 6? Дети: «Цифра шесть – Дверной замо...