Что такое Ментальная Арифметика
статья по математике

Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие.  Одна из таких методик, позволяющая ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста - Ментальная арифметика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx951.46 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое ментальная арифметика

Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие.  Одна из таких методик, позволяющая ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста - Ментальная арифметика.

  Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала.

Что Ментальная арифметика дает детям:

  • быстрый устный счет
  • умение концентрировать внимание
  • усидчивость
  • развитие памяти, воображения
  • уверенность в себе

   Основной вид деятельности на занятиях по Ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Все задачи представлены в виде игры.

   Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:

  • вычисления на счетах для начинающих и улучшение навыков работы с ними. Сначала детям нужно научиться складывать и вычитать с помощью счетов, а затем отточить эти навыки. Только тогда, когда ребенок сможет считать не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу занятий.
  • переход к устному счету. Теперь игры и упражнения направлены на то, чтобы научиться считать ментально. Для этого нужно привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться считать на нем. Этот этап может занимать много времени, но полученные в результате способности оправдают ожидания.

   Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения.

 Также программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков.

Основные принципы обучения Ментальной арифметике:

  • Системность

Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

  • Комплексность

 Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.

  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
  •  Постепенность, пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Индивидуализация темпа работы Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
  •  Повторяемость Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

   Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятия состоят не только из счета, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения, используются различные графические упражнения.

Итак, рассмотрим поподробнее приспособления и дидактический материал, который используется при обучении старших дошкольников Ментальной арифметике:

  • Абакус.

Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус.

    Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.

   Верхние косточки называют – братья или небесные, нижние – друзья или земные.

   Если к центральной планке не придвинуто никаких косточек, это обозначает 0. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т.е. прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется «крабик».

    Когда только учатся счету, работают на абакусе, но в дальнейшем этот предмет убирают и учатся представлять абакус в уме, ментально.

  • Таблицы Шульте являются средством развития концентрации внимания, а также расширением зоны периферического зрения. А именно: глаза человека обычно хорошо различают только те предметы, которые буквально перед носом - в очень небольшом пятачке. Прочие объекты, лежащие вне этой центральной зоны, нам кажутся размытыми. Это свойство внимания существенно ограничивает и затрудняет возможности поиска информации. Пользуясь таблицами Шульте, можно значительно расширить область видения.

таблицы Шульте для детей

Тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнения мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определённой очередности.

Повысить результативность упражнения можно

также используя различные варианты заданий:

  • Показать и назвать числа по порядку.
  • Показать и назвать числа в обратном порядке.
  • Находить сначала только чётные числа, а потом нечётные. 
  • На время (не более 45 секунд).


Далее следуют

  • Игры и упражнения, которые могут быть использованы в работе с детьми для развития логики, мышления, воображения.

  • Это лабиринты:

 

  • рисование и штриховка двумя руками:

https://i.mycdn.me/image?id=858382074701&t=3&plc=WEB&tkn=*C0MH5r5kdXxy5BcVn0Q322vnL9U

«Нарисуй зёрнышки. Рисовать надо одновременно двумя руками. Раскрась петушков тоже одновременно двумя руками».

  • Упражнение «Назови цвет». В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: как можно быстрее читай строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова.

ЖЁЛТЫЙ   СИНИЙ   ОРАНЖЕВЫЙ

ЧЁРНЫЙ     КРАСНЫЙ   ЗЕЛЁНЫЙ

ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЁРНЫЙ

СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ

  • Задания на визуализацию:

«Протяни разноцветные ленточки,

соединив предметы с цифрой и абакусом»

«Рассмотри рисунок.

Какое значение показывает абакус?

Запиши в соответствующую клеточку.

Представь в уме абакус с этим     значением».

  • Кинезиологические упражнения. Эти упражнения помогают детям развивать сразу оба полушария мозга, становиться более расслабленными в своих движениях, обрести уверенность в успехе.
  • «Колечко»

Делаем «колечко» — соединяем большой палец с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. И обратно. Ускоряем темп, меняем положение пальцев как можно быстрее.

  •  «Ухо – нос»

Зажимаем левой рукой кончик носа, правой – левое ухо. Нужно одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. Очень забавное упражнение

  • «Лезгинка»

Нужно сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Меняем положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.

  • «Кулак-ребро-ладонь»

Сжимаем кулак, потом выпрямляем ладонь ребром к столу (перпендикулярно столу), потом ладонь параллельно столу. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Эти упражнения можно использовать во время динамических пауз, для смены деятельности, отдыха и расслабления


Список литературы

 

1.   Б.Артур, Ш.Майкл. «Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие математические фокусы».– М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2017 г.

2.     Р.Багаутдинов, Р.Ганиев. «Ментальная арифметика. Знакомство». – М.: изд-во «Траст», 2016 г.

3.     А.Бенжамин. «Матемагия. Секреты ментальной математики». – Интернет-издание, 2014 г.

4.     К.Бортолато. «Набор «Учимся считать. Числовой ряд до 20».– М.: изд-во «Новый формат», 2014 г.

5.     С.Эрташ. «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание».– М.: изд-во «Траст», 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое ментальная арифметика"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Что такое ментальная арифметика».     Ментальная арифметика – это высокоэффективная программа развития умственных способностей при помо...

Консультация для родителей " Что такое ментальная арифметика"

Консультация для родителей " Что такое ментальная арифметика"...

ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА И КАК ОНА РАБОТАЕТ?

О методике правильного и быстрого счета в уме...

Консультация для родителей "Что такое ментальная арифметика?"

Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, ка...

Лекторий «Что такое ментальная арифметика»

Ментальная арифметика сегодня — это новая методика обучения детей, она имеет древние корни. Результаты японских и китайских школьников доказывают, что такие занятия не только учат детей прекрасн...

Что такое ментальная арифметика

Что такое ментальная арифметика?...

Что такое ментальная арифметика и для чего она нужна

Ментальная арифметика - это удивительное и захватывающее занятие, которое помогает развивать умственные способности и логическое мышление даже у самых маленьких детей....