Рабочая программа кружка "Игралочка"
рабочая программа по математике (старшая группа)

Екимова Светлана Артуровна

Рабочая программа математического кружка «Игралочка» с детьми 5-6 лет. 

    При составлении программы кружка использовалась Программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igralochka.docx296.85 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Владелец\Desktop\Игралочка 3.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка………………………………………………..3

II. Содержательный раздел:

2.1. Учебный план………………………………………………………….7

2.2. Перспективно-тематическое планирование …………………………8

III. Организационный раздел:

3.1. Организация кружковой деятельности……………………………….14

3.2. Материально-техническое обеспечение…………... …………………15

3.3. Перечень программ, технологий, методических пособий……………16

I. Целевой раздел:

                              1.1. Пояснительная записка

     Рабочая программа математического кружка «Игралочка» с детьми 5-6 лет разработана на основе ООП МКДОУ детский сад «Улыбка», с учётом программы  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и ФГОС ДО.                                                                     

    При составлении программы кружка использовалась Программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. 

   Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от                                        29. 12. 2012 года № 273 - ФЗ  
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014                                    «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)  
  • Устав ДОУ
  • Образовательная программа ДОУ

   Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.                                                                    

  Организация кружка «Игралочка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

                                               Цель кружковой работы:

  • создание условий для развития математических способностей, расширения кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
  • формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
  • обогащать и активизировать словарь детей
  • выработать привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности положительным эмоциям ребёнка.
  • привить любовь к конкретному предмету – математике.

Разделы рабочей программы:

   1.  «Количество и счет»

 Закрепить представления о числах и цифрах до 5.

 Дать представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.                                                                                                

    Продолжить учить считать по образцу и названному числу, понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

  Учить воспроизводить количество движений по названному числу, писать цифры от 1 до 10, отгадывать математические загадки, составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале, из неравенства сделать равенство, записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, различать количественный и порядковый счет в пределах 10.

     Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.), с математическими знаками +, - , <, >.

2.  «Геометрические фигуры»

   Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить с геометрической фигурой – трапецией, тетрадью в клетку.

Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек, рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур, выкладывать из сетных палочек геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, символические изображения предметов (домик, лодка, елочка и др.) 

3.  «Величина»

  • Цель:  

Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «широкий», «уже», «еще поуже», «самый узкий»; «высокий», «ниже», «еще ниже», «самый низкий» и т.д.), делить предмет на 2, 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Развивать глазомер.

 4.  «Ориентировка во времени

Закрепить и углубить временные представления о частях суток, временах года.

Учить называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Знакомить с названиями месяцев.

5.«Ориентировка в пространстве»

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

 Учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу, ориентироваться в тетради в клетку.

6.  «Логические задачи»

Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез.

Планируемый результат (целевые ориентиры):

К концу ребенок знает и умеет:

 -считать по образцу и названному числу в пределах десяти;

- понимать независимость числа от пространственного рас​положения предметов;

-  писать цифры от 1 до 10;

- пользоваться математическими знаками +, -, =, <, >;

- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;

- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

- знать геометрическую фигуру — трапецию;

-  рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

- располагать предметы в убывающем и возрастающем по​рядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше   части;

- называть последовательно дни недели, месяцы;

- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

- определять положение предметов по отношению к другому лицу;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной ра​боты;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

II. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

РАЗДЕЛ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

«Количество и счет»

10

2

«Геометрические фигуры»

6

3

«Величина»

4

4

«Ориентировка во времени»

5

5

«Ориентировка в пространстве»

3

6

«Логические задачи»

4

2.2. Перспективно-тематическое планирование

РАЗДЕЛ

ТЕМА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1

Величина

Большой, поменьше, маленький

Закреплять знания о  числе и цифре 1,

умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой,

 сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький),

выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

Учить писать цифру 1. Знакомить с названием первого осеннего месяца – сентябрь.

Е. В. Колесникова,

 с. 20

2

Количество и счет

Знаки «+», «=»

Закреплять знания о числе и цифре 2, умение писать цифру 1,  отгадывать математические загадки, записывать решение загадки цифрами и математическими знаками, ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;

Знакомить со знаками «+», «-», учить писать эти знаки, соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Учить  писать цифру 2.

Е. В.

Колесникова,

 с.23

3

Логическая задача

Установление закономерностей

Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой, выкладывать квадрат из счетных палочек, рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку. Учить писать цифру 3, решать логическую задачу на установление закономерностей. Знакомить с тетрадью в клетку, с пословицами, в которых упоминается число.

Е. В.

 Колесникова,

 с. 26

4

Количество и счет

Числа и цифры 1,2,3,

  Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр,  писать цифру 4,  устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять умение писать цифры 2,3.

Е. В. Колесникова,                   с. 29

5

Ориентировка во времени

Месяц

  Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр,  писать цифру 5; решать логическую задачу на установление несоответствия.

Закреплять умение писать цифры 1,2,3,4, понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов.

Знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел, названием текущего месяца – октябрь.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Е. В. Колесникова,        с. 31

6

Количество

и

счет

Число и цифра 6

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью знаков и цифр, писать цифру 6, порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?,  решать логическую задачу на установление закономерностей. Знакомить с цифрой 6,

составом числа 6 из двух меньших чисел.

Е. В. Колесникова,                      с. 34

7

Геометрические фигуры

Квадрат, треугольник

Учить отгадывать математические загадки, устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, выкладывать из счетных палочек треугольник, домик, рисовать треугольники в тетради в клетку. Закреплять умение писать цифры 3,4,5,6. Знакомить со знаками<, >.

Формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

Е. В. Колесникова,                      с. 36

8

Количество

и

счет

Соответствие между числом и цифрой

Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, решать логическую задачу на установление закономерностей, учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа.

Е. В. Колесникова,                   с. 38

9

Количество

и

счет

Знак  «–»

Цифра 0

Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр,

решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; писать цифру 0,

дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить со знаком « - » и цифрой 0.

Е. В. Колесникова,                   с. 40

10

Ориентировка в пространстве

Слева, справа, впереди, сзади

Продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; устанавливать соответствие между  количеством предметов и цифрой; сравнивать смежные цифры, устанавливать зависимость между ними; находить различие в двух похожих рисунках; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, пользоваться знаками  <,  >. Закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Е. В. Колесникова,                    с. 43

11

Величина

Часть и целое

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;  писать цифру 7, порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором по счету месте?, выкладывать из счетных палочек прямоугольник,  рисовать прямоугольник в тетради в клетку, преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания, понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части, решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с цифрой 7.

Е. В. Колесникова,                 с. 45

12

Ориентировка во времени

Дни недели

  Продолжать знакомить с цифрой 7, составом числа 7 из двух меньших чисел, днями недели.

Закреплять умение писать цифры от 1 до 7.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Е. В. Колесникова,      с. 48

13

Количество и счет

Число и цифра 8

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, писать цифру 8, правильно использовать и писать знаки + или -, решать логическую задачу.

Знакомить с цифрой 8.

Е. В. Колесникова,                 с. 50

14

Величина

Деление предмета на 4 части

Упражнять в различии порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте? Учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части, делить предмет на 2,4 части.

Е. В. Колесникова,                     с. 52

15

Геометрические фигуры

Овал

Учить решать примеры на сложение и вычитание, определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу, рисовать овалы в тетради в клетку.

Е. В. Колесникова,                 с. 54

16

Количество

и

счет

Знаки «<» , «>»

Закреплять умение правильно пользоваться знаками < , >. Учить видеть геометрические  фигуры в символических изображениях, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно,

правильно отвечать на вопросы: сколько? Который? На каком по счету месте?

Упражнять в различении количественного и порядкового счета.

Е. В. Колесникова,                 с. 56

17

Ориентировка во времени

Дни недели, месяц

Учить отгадывать математическую загадку, писать цифру 9, записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник, два – вторник и т.д.), решение с помощью цифр и математических знаков, решать математическую задачу на установление закономерностей;

Знакомить с цифрой 9, названиями дней недели.

Закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще ниже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще выше».

Е. В. Колесникова,                   с. 58

18

Количество

и

счет

Порядковый счет

Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету? На котором по счету месте? соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линии сгиба, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Е. В. Колесникова,                 с. 60

19

Геометрические фигуры

Трапеция

Учить отгадывать математическую загадку, писать цифру 10,  выкладывать из счетных палочек трапецию,  рисовать трапецию в тетради в клетку, находить различия в двух похожих рисунках.

Знакомить с цифрой 10, геометрической фигурой – трапецией.

Е. В. Колесникова,                   с. 63

20

Логическая задача

Дорисовка недостающих фигур

Закреплять умение писать цифры от 1 до 10;

знания геометрических фигур: трапеции, круге, квадрате, треугольнике. Учить понимать отношения между числами, составлять число 10 из двух меньших чисел,  решать логическую задачу на установление закономерностей.

Е. В. Колесникова,                 с. 65

21

Количество

и

счет

Решение задач

Учить решать задачи, записывать решение, отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру,  пользоваться знаками + , -, рисовать в тетради в клетку кораблик.

Е. В. Колесникова,                   с. 66

22

Геометрические фигуры

Фигуры из счетных палочек

Учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись, решать логическую задачу на анализ и синтез,  выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку). Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте?

Е. В. Колесникова,                  с. 69

23

Ориентировка в пространстве

Влево, вправо, вперед,

назад

Учить решать примеры на сложение и вычитание, составлять числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел;

различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад»,  учить двигаться в указанных направлениях. Способствовать развитию графических навыков – рисование машины.

Е. В. Колесникова,                  с. 71

24

Логическая задача

Установление закономерностей

Учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов, пользоваться знаками                     <, >, решать логическую загадку на установление закономерностей. Закреплять знания о днях неделях.

Е. В. Колесникова,                         с. 73

25

Геометрические фигуры

Шестиуголь

ник

Учить составлять задачи на сложение и вычитание;

решать логическую задачу на сходство и различие;

понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; записывать и читать запись.

Знакомить с название месяца – март.

Закреплять знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль); навыки самоконтроля и самооценки.

Е. В. Колесникова,                   с. 75

26

Ориентировка во времени

Части суток

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; читать запись; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку; использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький» Закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Способствовать развитию глазомера.

Е. В. Колесникова,                    с. 77

27

Количество

и

счет

Решение задач. Порядковый счет.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки; читать запись задачи;

 понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; развивать мышление.

Закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?

Е. В. Колесникова,                   с. 79

28

Ориентировка в пространстве

Ориентировка на листе бумаги

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись; решать логическую задачу на анализ синтез; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших, понятия «левый верхний / нижний угол», «правый верхний / нижний угол», «середина».

Е. В. Колесникова,                   с. 81

29

Логическая

задача

Дорисовка предмета

Учить составлять задачи, записывать  и читать запись; решать логическую задачу на установление соответствия; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с название месяца – апрель.

Закреплять знания о первом месяце весны – марте; о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Е. В. Колесникова,                    с. 83

30

Геометрические фигуры

Рисование предмета из заданных фигур

Упражнять в различии количественного и порядкового счета.

Учить отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?; рисовать лягушку в тетради в клетку. Закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись; умение ориентироваться относительно себя, другого лица.

Е. В. Колесникова,                    с. 85

31

Количество

и

счет

Сложение числа 10 из двух меньших

Закреплять навыки порядкового и количественного счета; умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?

Продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления; выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка); решать логическую задачу на анализ и синтез; видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки;

понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Е. В. Колесникова,                   с. 87

32

Ориентировка во времени

Весенние месяцы

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Ознакомление с названием месяца – май. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Е. В. Колесникова,                 с. 88

III. Организационный раздел

3.1. Организация кружковой деятельности

Продолжительность реализации программы кружка: программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, рассчитана на 1 год обучения.                  

Организация занятий: проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. 

Длительность занятия: 25 мин.                                                                            

Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Место проведения: помещение группы «Дельфинчики»

3. 2. Материально-техническое обеспечение

  • Геометрические фигуры и тела;
  • Полоски, ленты разной длины и ширины;
  • Магнитная доска;
  • Набор цифр и математических знаков на каждого ребенка;
  •  Настольно-печатные игры по математике;
  • Простые карандаши;
  • Раздаточный материал на каждого ребенка
  • Набор счетных палочек на каждого ребенка;
  • Тетради на печатной основе. 

3.3. Перечень программ, технологий, методических пособий


1.  Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.

2.  Колесникова Е.В. Математика для детей  5-6 лет: Учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти» М.: ТЦ Сфера, 2018

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.   М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...