Картотека игр и упражнений для развития логического мышления
методическая разработка по математике

Фомичева Светлана Александровна

Автором представлена картотека игр для развития логического мышления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1

«Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССР

п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Божьи коровки»

Цель: формирование представлений о четности и нечетности чисел через логическую операцию «классификация».

Ход игры: Воспитатель предлагает воспитаннику найти общий признак у божьих коровок и разбить на две группы. Воспитанники разбивают на две группы: I-я группа – божьи коровки с черными точками; II-я группа – божьи коровки с белыми точками. Затем педагог предлагает воспитанникам расставить божьих коровок с черными точками от самого маленького количества точек к самому большому количеству точек. Получаем (1, 3, 5, 7, 9). Аналогичная работа проводится и с группой с белыми точками. Получаем (2, 4, 6, 8, 10).

«Прятки»

Цель: закреплять количественный и порядковый счет в пределах пяти; закреплять прямой и обратный счет в пределах пяти.

Ход игры: Воспитатель задает вопрос: «Кто здесь спрятался? (Бабочки). Сколько Бабочек на ленте?» (5 бабочек). Какое число стоит после последней бабочки? (Число «5»). «На обратной стороне есть еще числа. Назовите их. (Один, два, три, четыре).

«Эти бабочки любят играть в «Прятки». Только прятки у них не простые, а прятки-считалочки. Давай, попробуем поиграть?»

«Смотри, сейчас перед нами пять бабочек и цифра 5. Одна бабочек решила от нас спрятаться (заворачиваем край полоски). Ой, спряталась! Сколько бабочек осталось? А вот и цифра 4 появилась».

Аналогично по очереди прячутся все бабочки и полоска сворачивается полностью.

«Радужные матрешки»

Цель: формирование понятия о порядковом счете, результаты сравнения выражать словами «высокая»«низкая»«ниже высокой», но «выше низкой»

Ход игры: Ребята, к нам пришли матрешки: бабушка, мама и внучка. Самая высокая матрешка – это бабушка, она стоит первая. Какого она цвета? Рядом с бабушкой стоит мама, она ниже бабушки. Старшая внучка ниже мамы, а самая младшая внучка я.

а) Расставь матрешек по росту в порядке возрастания. Какая матрешка самая высокая? Какая она по счету? Какого она цвета? Какая по счету матрешка голубого цвета и т. д.

б) Расставь матрешек по росту в порядке убывания? Какая матрешка самая высокая? Какая она по счету? Какого она цвета? Какая по счету матрешка желтого цвета и т. д.

в) Расставь матрешек по цветам радуги.

«Теремок»

Цель: формирование пространственных представлений: «между»«впереди», «позади»«высокий»«низкий»«выше, чем, но, ниже чем»«за»«перед».

Ход игры: Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть персонажей из сказки «Теремок» и ответить на вопросы:

а) Кто находится между зайцем и лисой; между мышкой и зайцем; между лягушкой и волком.

б) Кто на картинке самый высокий? Самый низкий?

в) Кто выше зайца, но ниже медведя?; Кто выше лягушки, но ниже лисы? Кто ниже зайца? (Лягушка и мышка). Кто выше лисы? (Медведь, волк).

г) Кто идет впереди волка? и т. д.

д) Кто идет позади лисы? и т. д.

«Закономерность»

Цель: развитие логического мышления, развитие зрительного восприятия, умения видеть и продолжить данную закономерность.

Ход игры: перед детьми ставится задача: внимательно посмотреть на предметы, расположенные на карточке, найти закономерность и продолжить выкладывать предметы в том же порядке.

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Ход игры: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Ход игры: На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе.

Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

«Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

Ход игры: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.

«Три медведя»

Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Ход игры: Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаила Ивановича? Дети ставят предметы около медведя, в случае ошибки, Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя». Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12038485","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"264","width":"400"}}]]...

игры и упражнения на развитие логического мышления и развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Эти игры помогут развивать у детей логическое мышление и способствовать развитию связной речи...

"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...

Картотека игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи.

Картотека игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи....

Картотека занимательных математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников

В картотеке представлены математические игры для детей 5–6 лет: игры на закрепление количественных представлений, на уточнение понятий о величине предметов, на расширение представлений о геометр...

Картотека игр и упражнений на развитие логического и словесно-логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.

Электронный банк игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста....