Проектная деятельность по развитию ФЭМП "Занимательная математика"
проект по математике (средняя группа)

Анастасия Александровна Фоменко

Математика - очень важная наука: она развивает у детей логическое мышление, речь, воображение, память; помогает формировать терпение, настойчивость, творческие способности; учит анализировать, умению объяснять свою точку зрения, более точно излагать свои мысли, планировать свои действия.

Но математика является одним из сложных для усвоения учебных предметов. Для успешного освоения математики необходимо начинать ее изучение уже в дошкольном возрасте. Но простое механическое запоминание материала - зубрежка, не принесет должного результата. Более эффективное понимание математических представлений проходит в контексте практической и игровой деятельности. Важнейшим условием развития математических представлений детей является занимательный математический материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения. Дети, с интересом и удовольствием играя в математические игры, ненавязчиво и прочно усваивают основные математические понятия и закономерности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fomenko_proektnaya_deyat.docx77.14 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы

Математика - очень важная наука: она развивает у детей логическое мышление, речь, воображение, память; помогает формировать терпение, настойчивость, творческие способности; учит анализировать, умению объяснять свою точку зрения, более точно излагать свои мысли, планировать свои действия.

Но математика является одним из сложных для усвоения учебных предметов. Для успешного освоения математики необходимо начинать ее изучение уже в дошкольном возрасте. Но простое механическое запоминание материала - зубрежка, не принесет должного результата. Более эффективное понимание математических представлений проходит в контексте практической и игровой деятельности. Важнейшим условием развития математических представлений детей является занимательный математический материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения. Дети, с интересом и удовольствием играя в математические игры, ненавязчиво и прочно усваивают основные математические понятия и закономерности.

Цель проекта: Формирование интереса к занимательным играм математического содержания.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, цифрами.
  • Дать понятие о пространственных отношениях.
  • Способствовать формированию представлений о равенстве или неравенстве групп предметов на основе счета.

Развивающие:

  • Создавать условия для развития познавательной активности, логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, мелкой моторики.
  • Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных действиях.
  • Пополнять и обогащать словарный запас детей:
  • Существительными: прямоугольник, овал, ромб, трапеция, шар, куб, цилиндр и др;
  • Прилагательными: самая высокая - пониже - еще ниже - самая низкая, равные, одинаковые, гладкое, колючее, пушистое, жесткое;
  • Числительными: один, первый, на первом (место);
  • Наречиями: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз, далеко, близко;
  • Пространственными предлогами: перед, справа, слева.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
  • Воспитывать познавательный интерес к математике.

Предполагаемый результат:

У детей развивается интерес к занимательным играм с математическим содержанием, значительно повышается уровень освоения знаний по математическому развитию.

Дети проявляют любознательность и уверенность в себе. Дети уверенно отвечают на вопросы взрослого, активно участвуют в обсуждениях. Воспитывается стремление работать согласованно, умение уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.

Родители - активные участники образовательного процесса (оказывают помощь в изготовлении и закреплении математического материала).

Список воспитанников:

  1. Акчеуров Виталий Владимирович
  2. Жуковский Дмитрий Алексеевич
  3. Носкова Мария Бахтияровна
  4. Тырышкина Анастасия Александровна
  5. Мухсинзода Юсуф Диловар
  6. Плотникова Алиса Алексеевна

Сроки реализации проекта:  сентябрь -  май (еженедельно)

Этапы работы над проектом

I ЭТАП - Подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

Дидактические и настольно-печатные игры:

  • «Подбери по форме»
  • «Мои первые цифры»
  • «Найди и назови»
  • «Правильный счет»
  • «Найди фигуру»
  • «Собери фигуру из палочек»
  • «На что похоже»
  • «Разделим и угостим друг друга»
  • «Помоги зайчатам»
  • «Математические пазлы»
  • «Сосчитай и найди цифру»

Наглядно-дидактические пособия:

  • подборка математических пословиц и поговорок, считалок, стихов, загадок и сказок про цифры и геометрические фигуры. Различные иллюстрации по теме;
  • картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пословиц и сказок математического содержания;
  • раскраски с изображением различных геометрических фигур, цифр и предметов похожих на них.Раскрашивание математических раскрасок (по номерам).

Разработка ОД по ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации:

  • Рисование: «Дикие животные из геометрических фигур», «Ветка рябины», «Дымковская лошадка»;
  • Лепка: «Лебедь»,«Снеговик»,«Елка»,«Цветик-семицветик»;
  • Аппликация: «Город из геометрических фигур», «Ковер», «Дом для поросенка»
  • Беседы: «Геометрические фигуры вокруг нас», «Зачем нам цифры?», «Как нам помогают знаки: больше, меньше и равно?».

II ЭТАП - Основной

Деятельность с детьми:

  • Рассматривание иллюстраций геометрических фигур, цифр и предметов похожих на них;
  • Ежедневно считать любые предметы, разделять их по форме, количеству и цвету;
  • Разучивание стихотворений о геометрических фигурах и цифрах;
  • Разгадывание загадок по теме;
  • Дидактические игры: «Пазлы - цифры», «Радужный круг с прищепками», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Точки», «Сколько точек у божьей коровки?», «Найди пару», «Продолжи ряд», «Лабиринты», «Как расположены фигуры», «Угадай, где стоит», «Геоборд», «Судоку из картинок», «квадрат Воскобовича», «Математическое лото»;
  • ООД:
  • Рисование: «Дикие животные из геометрических фигур», «Ветка рябины», «Дымковская лошадка»;
  • Лепка: «Лебедь», «Снеговик», «Елка», «Цветик-семицветик»;
  • Аппликация: «Город из геометрических фигур», «Ковер», «Дом для поросенка»;
  • Беседы: «Геометрические фигуры вокруг нас», «Зачем нам цифры?», «Как нам помогают знаки: больше, меньше и равно?»;
  • Оформление выставок детских работ.

Взаимодействие с родителями:

  • Привлечение к изготовлению дидактических игр
  • Консультации:
  • «Обучение счету и основам математики дошкольников»
  • «Знакомство со счетом и цифрами. Математические дидактические задачи»
  • «Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений»
  • «Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»
  • «Дидактические игры на умение детей ориентироваться в пространстве»
  • «Математика - это интересно!»

III ЭТАП - Заключительный

Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.

Публикация материала на сайте ДОУ, в электронных СМИ.

Интеграция образовательных областей и содержание деятельности в соответствии с ФГОС ДО

ОО

Мероприятия

Задачи

Познавательное развитие

Чтение
С.Маршак «Веселый счет», «Десять рассказов»
считалок, стихов, загадок на закрепление счёта и геометрических фигур;
«Три поросёнка»
«Два жадных медвежонка»
«Колобок»
«Три медведя»
«Волк и семеро козлят»
«Руковичка»

Дидактические игры
«Подбери по форме»
«Мои первые цифры»
«Найди и назови»
«Правильный счет»
«Найди фигуру»
«Собери фигуру из палочек»
«На что похоже»
«Танграм»
«Колумбово яйцо»

«Математические пазлы»
«Радужный круг с прищепками»
«Сосчитай и найди цифру»
«Пазлы - цифры»

Беседы
«Геометрические фигуры вокруг нас».
«Зачем нам цифры?»
«Как нам помогают знаки: больше, меньше и равно?»

Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Совершенствовать умение группировать предметы, составлять целое из частей

Речевое развитие

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены

Закреплять в речи прилагательные (круглый, овальный, прямоугольный и т.д.), числительные (количественные - один, два и т.д.; порядковые - первый, второй и т.д.)

Приучать детей слушать и запоминать сказки, стихотворения, загадки, считалки. Учить составлять рассказы, сказки о фигурах и цифрах

Социально-
коммуникативное развитие

Чтение

математические пословицы и поговорки про цифры и фигуры.

Дидактические игры
«Помоги зайчатам»
«Сколько точек у божьей коровки?»
«Найди пару»
«Лабиринты»
«Продолжи ряд»
«Как расположены фигуры»
«Угадай, где стоит»
«Разделим и угостим друг друга»
«Геоборд»
«Судоку из картинок»
«Математическое лото»
«Точки»
«Квадрат Воскобовича»
«Выложи узор»

Совершенствовать умение выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом

Учить коллективным играм, формировать навыки добрых взаимоотношений в игре

Формировать умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий

Приучать ориентироваться в пространстве

Художественно-эстетическое развитие

Рисование
«Дикие животные из геометрических фигур»
«Ветка рябины»
«Дымковская лошадка»
«Рисуем по точкам»
«Штриховка геометрических фигур»
«Математические раскраски»

Лепка
«Лебедь»
«Снеговик»
«Елка»
«Цветик-семицветик»

Аппликация
«Город из геометрических фигур»
«Ковер»
«Дом для поросенка»

Театральная деятельность
«Теремок»
«Волк и семеро козлят»
«Колобок»
«Репка»

Формировать и закреплять представления о форме предметов, величине, расположении частей.

Обучать конструированию из бумаги, из геометрических фигур (изображение животного, цифры и т.д.)

Физическое развитие

Пальчиковые игры
«Покупал баран баранки»
«Червячки»
«Котята»
«Пальчики»
«Дружба»
«Рыбки»

Подвижные игры
«Найди пару»
«Встань на свое место»
«Кто на каком месте?»
«Самолеты»
«Найди, где спрятано!»
«Займи место»
«Не зевай, не ленись и по двое (трое, четверо и т.д.) становись!».

Развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во всех формах организации двигательной деятельности

Результаты проекта:

Дети проявляют интерес к занимательным математическим играм, самостоятельно ими пользуются; активно участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, мысли и отвечают на вопросы взрослого. В совместной работе дети согласованно работают, доводят начатое дело до конца, помогают и уступают друг другу, проявляют самостоятельность, активность и творческие способности.

В ходе освоения новых дидактических игр, отгадывания загадок, чтения и заучивания стихов про цифры и геометрические фигуры, пословиц и поговорок с математическими понятиями, проведения занятий по продуктивной деятельности по теме проекта, словарный запас детей значительно обогатился и расширился.

Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали активными участниками жизни детей в детском саду (оказали помощь в изготовлении математического материала).

Презентация проекта:

  • Выставка детских работ по теме «Геометрические фигуры вокруг нас»: «Город из геометрических фигур», «Дикие животные», «Ковер».
  • Занятие по познавательному развитию «Путешествие в страну Цифр»

Приложение:

  • Картотека физкультминуток с математическими понятиями
  • Подборка стихов и загадок про цифры и геометрические фигуры
  • Картотека математических считалок, пословиц и поговорок
  • Подборка консультаций для родителей

Методическая литература

  1. Помораева, Позина: Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. ФГОС - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  3. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. - М.: ИРИАС, 2006.
  4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Приложение

Картотека физкультминуток с математическими понятиями

Речка

К речке быстрой мы спустились,   Ходьба на месте.

Наклонились и умылись.  Наклоны вперед.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.             Хлопки в ладоши.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно: Круговые движения руками.

Вместе - раз, это — брасс.Движения по тексту.

Одной, другой - это кроль.

Все как один —Волнистые движения руками.

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой Прыжки на месте.

И отправились домой. Ходьба на месте.

***

Весёлые прыжки


Раз, два —
Прыжки на правой ноге.

Стоит ракета. Встали, руки вверх, имитация ракеты.
Три, четыре —
Прыжки на левой ноге.

Самолёт. Встали, руки в стороны.
Раз, два —
Прыжки на правой ноге.

Прыжки на месте, Прыжки на двух ногах.
А потом 
Прыжки на левой ноге.

На каждый счёт. Прыжки на двух ногах.
Раз, два, три, четыре                
Хлопки в ладоши.
Руки выше, 
Руки вверх.

Руки шире. Руки в стороны.
Раз, два, три, четыре.                Хлопки в ладоши.    
И на месте походили. 
Ходьба на месте.

***http://boy.raskraski.link/uploads/6/2/4/Sport-malchik-brosaet-myach_6243.jpg

Видишь, бабочка летает?


Видишь, бабочка летает,
Машем руками-крылышками.

На лугу цветы считает.              Считаем пальчиком.
Раз, два, три, четыре, пять. 
Хлопки в ладоши.
Ох, считать, не сосчитать!
Прыжки на месте.
За день, за два и за месяц...    
Шагаем на месте.
Шесть, семь, восемь,

 Девять, десять.                           Хлопки в ладоши.
Даже мудрая пчела,   
Машем руками-крылышками.
Сосчитать бы не смогла! 
Считаем пальчиком.

***

Посчитаем.

Раз, два, три, четыре, пять.   

Можно все пересчитать.         Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.

Сколько в комнате углов?     Показать на углы с поворотами туловища.

Сколько ног у воробьев?      Приподнимать  поочередно ноги.

Сколько пальцев на руках?   Раскрыть пальцы рук.

Сколько пальцев на ногах?   Присесть, коснуться носков ног.

Сколько в садике скамеек?  Полуприседания.

Сколько в пятачке копеек?   Попрыгать легко или приподнимать пятки.

                                       

***

Силач.

Раз, два, три, четыре —       Руки в стороны и с к плечам.

Буду всех сильнее в мире.  Показать силача(руки вверху).

Буду в цирке выступать.           Силач(руки вверху) повороты вправо влево с пружинкой

Бегемота поднимать.            Силач (руки внизу)чуть наклониться вперед).

https://ot2do6.ru/uploads/posts/2016-05/1463683394_0.jpg

Отдохнем.

Мы считали и устали. Шаги на месте.    

Дружно все мы тихо встали. Встали, руки на поясе.

Ручками похлопали: 1,2,3.Движения

Ножками потопали: 1,2,3.По тексту.

Сели, встали, снова сели,   Приседания.

Друг на друга посмотрели.     Руки на поясе, повороты туловища вправо, влево.

Мы немножко отдохнем,   Шаги на месте.

И опять считать начнем.

***

Математическая физкультминутка в детском саду

Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.

***

Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.
Приседаем столько раз
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек у нас 9
Столько мы подпрыгнем раз.

***

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

https://e-libra.ru/files/books/2015/08/04/366277/pic_153.jpg

Наклоны и прыжки

Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету. (Наклоны вперед)
Давай присядем столько раз
Сколько подснежников у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.

***

Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!

***

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.

***

Часики

Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.

Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов,
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
(количество определяет сам воспитатель)

***

Веселые прыжки

Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.(3 раза)

***https://detectivebooks.ru/img/book/i/?src=31644229&i=1&ext=jpg

Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
 

Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.

***https://detectivebooks.ru/img/book/i/?src=31644229&i=1&ext=jpg

Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем искать опять.
Наклониться.
Левой рукой коснуться правой ноги.
Правая рука остается на поясе.
Потом, «увидев» ягодку у левой ноги,
«сорвать» ее правой рукой.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!              

***

Кружки-прыжкиhttps://detectivebooks.ru/img/book/i/?src=31644229&i=1&ext=jpg

Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (подскоки на месте)
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз (прыжки)
На носочки встали
Потолок достали.
Наклонились столько раз, сколько уточек у нас.
Сколько покажу кружков.
Столько выполни прыжков.

От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул назад вперед (шаг назад)
А потом шагнул вперед (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке (движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте).

***

Сначала буду маленьким, (присесть)
К коленочкам прижмусь. (обнять колени руками)
Потом я вырасту большим, (встать)
До неба дотянусь. (поднять руки вверх, встать на носочки)

***

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзья физкульт привет!
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
http://raskraski-dlya-malchikov.ru/wp-content/uploads/sportivnye-raskraski-32.gif

***

Три медведя

Три медведя шли домой: (дети идут как медведь)
Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Картотека стихотворений с математическими понятиями

«Единица»
Как солдатик единица.
Ей никак нельзя садиться:
На посту она стоит.
Влево нос всегда глядит.

Где мы встретим единицы?
Клюв один у каждой птицы,
Есть один хвост у дельфина,
И один хвост у павлина,
Хобот у слона один,
Руль один у всех машин,
У Земли Луна одна,
Нам она в ночи видна.
 

                 

«Двойка»
На кого похожа двойка?
Может быть на утку? Стой-ка!
Нет, сравниться может с нею
Только лебедь, выгнув шею.

Где есть двойки? Знаешь? Нет?
Вспомни-ка велосипед!
Это ведь не чудеса –
У него два колеса.
Есть два глаза у куницы,
Два крыла у каждой птицы.
Помнишь, что у человека?
Есть два глаза и два века.
Две руки и две ноги…
Что ещё? Мне помоги!
 

                 

«Тройка»
А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков.
Состоит из двух крючков.

Тонкое колечко
Упало на крылечко.
Раскололось! Посмотри –
Получилась цифра три.

                 

«Четвёрка»
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою 4!

Где четвёрки? Есть ответ:
Это – в кухне табурет.
А у легковой машины
Чёрные четыре шины.
Ножек столько у жирафа,
У комода и у шкафа.
По четыре, точно, ножки,
У собаки, льва и кошки.

                 

«Пятёрка»
Посмотри на цифру 5.
Взяв пятёрочку за ручку,
Можно как ковшом черпать
Воду и песок-сыпучку.

Пять – сестра родная двойки.
В дневнике одни пятерки.
Чтобы двойку написать –
Вверх ногами ставим пять.

                 

«Шестёрка»
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру шесть.

За столом сидит Шестёрка.
Перед ней печенья горка.
Шесть огромных шоколадок,
Шесть прозрачных мармеладок,
Шесть коробочек зефира,
Шесть бутылочек кефира.
Съела всё Шестёрка, встала,
А потом в дверях застряла!
– Ах, – вздыхает цифра Шесть,
– Видно, надо меньше есть!
Шесть мышат над ней смеются,
Шесть шмелей над цифрой вьются!
– Эй, шестёрка, твой живот
В двери точно не пройдёт!
Чтобы в эту дверь пролезть,
На диету надо сесть!

                 

«Семёрка»
Этой цифрой не смогу
Поработать на лугу.
На косу она похожа,
Но косить траву не может –
Не наточена совсем
И не косит цифра 7.

Знаешь, это не вопрос:
Сколько в радуге полос.
По порядку ты готов
Перечислить семь цветов?
Семь деньков в любой неделе,
Больше мы б и не хотели.
День за днём, названий ряд
Назови-ка вслух подряд.

                 

«Восьмёрка»
Наверно, со мной догадались вы тоже –
На снежную бабу восьмёрка похожа.
Весна пусть приходит, и лето, и осень,
Не тает на солнце она – цифра восемь.

Две баранки вместе сложим,
Выйдет цифра. Это – 8!
8 – вместе два руля,
Или вместе два нуля.

                 

«Девятка»
Цифра девять иль девятка –
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

В теремке жила девятка:
Спать любила сладко-сладко.
Красный бантик над макушкой,
Хвост весёлой запятушкой.
Как-то ей приснился сон:
Чудо-лес со всех сторон,
Девять радужных стрекоз
Ей венок сплели из роз,
Девять быстрых окуней
На волнах играли с ней,
Девять уток с ней летали,
Девять лис её катали,
Девять ярких мотыльков
К ней спустились с облаков.
А потом притопал слон
И спугнул чудесный сон!
 

                 

«Десятка»
Нолик, стань за единицей,
За своей родной сестрицей.
Только так, когда вы вместе,
Называть вас будут 10.

Шла десятка в магазин
С целым ворохом корзин.
Там купила десять книжек,
Десять маковых коврижек,
Десять кубиков купила,
Десять кружек не забыла,
Десять розовых тарелок
И зачем-то десять грелок.
Десять спелых сочных груш,
Наступила в десять луж,
Еле-еле дотащила,
Чуть добро не уронила!
Занесла она багаж
На десятый свой этаж.
А потом себя спросила:
– И зачем я все купила?

Картотека загадок с математическими понятиями

Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей?
(4 карандаша)

Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата?
(4 угла)

Упал орех у тропинки,
Разбился на две половинки.
Никак не поделят три ворона
Две половинки поровну.
Но тут - такая потеха!
Упало еще два ореха
И тоже на две половинки
Разбились у той же тропинки.
Теперь-то три черных ворона
Добычу поделят поровну!
Желаем им в этом успехов!
Но каждому ворону,
Ежели поровну,
Сколько досталось орехов?
(по одному ореху)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(ни одного)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
(ни одного)

По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут?
(ни одного)

Десять деревьев было в саду.
Восемь срубили в прошлом году.
Ответ я, ребята, никак не найду:
Сколько деревьев осталось в саду?
(Чтобы тут найти ответ,
И считать не надо.
Коль восьми деревьев нет,
Значит, нет и сада).

У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?
(1 мандарин)

Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
(1 голубь)

Задали детям в школе урок:
Прыгает в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели,
Сколько осталось в поле сорок?
(1 сорока)

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
(2 карандаша)

Три яблока.
Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать -
А сколько же останется?
(2 яблока)

В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько стало голосов?
(2 голоса)

Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Училось сорок?(3 сороки)

В класс вошла Марина,
А за ней - Ирина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?

(3)

На тарелочке семь слив,
Вид их очень красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил?

(3 сливы)

Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделите на троих -
Сколько каждому из них?

(по три ореха)

Пять ребят в футбол играли
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?

(играет 4  ребят)

В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?(4 ягоды)

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.

(4 окна)

 

У пеструшки пять цыплят.

У крякушки пять утят.

- Пять плюс пять,-

Спросил Николка,-

Это ж вместе будет сколько?

(10 цыплят)

Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. 
Малыш!
Сколько их? 
Сообразишь?

(4 мяча)

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?

(4 кошечки)

К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок?

(4 сороки)

Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж?

(2 гриба)
 

Хорошенько посмотри -

Есть две ручки на двери.

Двери можно посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будь прилежен.

Не зевай.

Сколько ручек?

Отвечай!

(10 ручек)

 

Квочка решила

Цыплят посчитать.

Три петушка,

Да курочек пять.

А сколько их вместе?

Трудно узнать.

Она до пяти лишь

Умела считать.

(8 цыплят)

 

Начинаем отнимать.

Кренделечков было пять,

А теперь осталась пара.

Сколько съела их Тамара?

(3 кренделечка)

 

За неделю наш Марат

Съел четырнадцать гранат.

Посчитайте, коль не лень,

Сколько их съедал он в день?

(2 граната)

 

Есть у бабушки Маруси

Кот, коза, щенок и гуси.

Кот мурлычет на крылечке.

Шесть гусей плывут по речке.

Где коза лозу грызет,

Щиплет гусь траву осот.

Из тарелочки Трезорки

Два гуся щипают корки.

Посчитайте поскорей,

Сколько вместе всех гусей?

(9 гусей)

 

Папа, мама, братик, я -

Вот и вся у нас семья.

Все мы любим на обед

Съесть по парочке котлет.

Сколько маме, каждый раз,

Нужно жарить их для нас?

(8 котлет)

 

Мы дали Лариске четыре ириски.

Еще три ириски мы дали Бориске.

Потом три ириски мы дали Лариске,

Четыре ириски мы дали Бориске.

Так сколько ирисок теперь у Лариски

И сколько ирисок всего У Бориски?

(Их нет у Лариски и нет у Бориски -

Давно уже съели они Все ириски)

 

Едут с горки три сестрички,

На ручонках рукавички.

Подскажите, у сестричек

Сколько вместе рукавичек?

(6 рукавичек)

 

Собралась к обеду вся семья:

Папа, мама, бабушка и я,

И еще сестренка со щенком,

И с котенком маленький Пахом.

А теперь скажите мне, кто может,-

Сколько на столе должно быть ложек?

(6 ложек)

 

Вот ребята вам задача.

На лесной опушке дача.

А на даче баба с дедом,

Папа с мамой, брат и я.

Посчитайте-ка, ребята,

Велика ль у нас семья,

Если есть еще сестренка

Несмышленая

В пеленках

И отсутствует один

Самый старший брат

Вадим.

(8 человек)

 Съели утром Нелли с Ниной
По две груши с половиной.
Сколько Нина, вместе с Нелли,
Этих груш на завтрак съели?
(5 груш)

Чуть приплюснутый квадрат

Приглашает опознать:

Острый угол и тупой

Вечно связаны судьбой.

Догадались дело в чем?

Как фигуру назовем? (Ромб).

***

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

***

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

***

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

***

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

***

Треугольник подпилили

И фигуру получили:

Два тупых угла внутри

И два острых – посмотри.

Не квадрат, не треугольник,

А похож на многоугольник. (Трапеция).

***

Часть от линии возьмем

И фигуру назовем

Не куском – уж слишком резко,

А, наверное,…. (отрезком).

***

В математике она

Пригождается всегда:

Без хвоста от запятой

Всем нам кажется простой.

И в конце, закончив строчку,

Мы поставим, братцы, …. (точку).

***

Вроде круг, но дело в том,

Что иначе мы зовем

Нарисованный кружок.

В чем секрет? Скажи, дружок!

Эта странная наружность

Называется…. (окружность).

***

По фигуре пролегла

Очень тонкая игла:

Не черта и не прямая,

Что ж за линия такая?

В математике живуч

Этот очень ровный… (луч).

***

Шесть тупых углов внутри

На фигуре рассмотри

И представь, что из квадрата

Получили его брата.

Слишком много здесь углов,

Ты назвать его готов? (Многоугольник)

***

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

***

Под линейку я рисую

Очень ровную, простую

Всем заметную черту.

Как фигуру назову?

Не спеши, а рассуждай

И ответ скорее дай. (Линия).

***

Все фигуры повторяем

И спокойно называем:

Вот овал, окружность, круг…

Продолжай-ка, милый друг!

***

Загадки о геометрических телах

Как его нам не вертеть

Равных граней ровно шесть.

С ним в лото сыграть мы сможем,

Только будем осторожны:

Он не ласков и не груб

Потому что это… (куб).

***

Вновь беремся мы за дело,

Изучаем снова тело:

Может мячиком он стать

И немного полетать.

Очень круглый, не овал.

Догадались? Это… (шар).

***

Египтяне их сложили

И так ловко смастерили,

Что стоят они веками.

Догадайтесь, дети, сами

Что же это за тела,

Где вершина всем видна?

Догадались? Из-за вида

Всем известна… (пирамида).

***

Присмотрись, стоит ведро -

Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили

И фигуру получили.

Как же тело называть?

Надо быстро отгадать. (Цилиндр).

***

Это, вроде бы, ведро,

Но совсем другое дно:

Не кружок, а треугольник

Или даже шестиугольник.

Очень тело уж капризно,

Потому что это… (призма).

***

Вот колпак на голове –

Это клоун на траве.

Но колпак не пирамида

Это сразу, братцы, видно:

Круг в основе колпака.

Как же звать его тогда? (Конус).

***

Книгу с мячиком возьмем -

Их телами назовем.

А фигуры нарисуем -

Круг с овалом и лучом.

Продолжаем рисовать

Ромб, отрезок и квадрат.

Отгадали или нет

Геометрии секрет?

Нарисованный рисунок

Может много рассказать,

Надо главное запомнить

И секрет его понять:

Тело может быть объемным,

Круглым или трехсторонним.

В руки тело можно взять,

А фигуры – рисовать

Сможем мы, иль начертить

И на плоскость разместить.

Сколько есть на белом свете

Удивительных секретов.

Все нам хочется узнать,

Мир премудростей познать.

 

Математические считалки, поговорки, пословицы

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

***

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки,

По четыре раза в сутки

И учили их считать :

Раз-два-три-четы ре-пять!

***

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

***

Подогрела чайка чайник.

Пригласила восемь чаек.

Прилетели все на чай!

Сколько чаек? Отвечай!

***

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире,

Чай пили,

Чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

***

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон,

Кто не спит, тот выйдет вон!

***

Раз пошли ребята, к речке,

Два весла несли в руках.

Им навстречу — три овечки

И четыре индюка.

Все ребята испугались,

Весла бросили в кусты.

Испугались, разбежались,

А найти их должен ты!

***

Чайки жили у причала,

Их река волной качала.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги их сосчитать.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы —

Ты пойди-ка, поводи!

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт!

(Тот тогда водить пойдёт)

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал.

Серый зайчик ускакал.

***

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь и восемь –

Ходит баба с длинным носом,

А за нею дед,

Сколько деду лет?

Говори поскорей,

Не задерживай людей.

***

Сидел петух на палочке,

Считал свои булавочки :

- Раз, два, три,

В этот счет выходишь ты!

***

Раз, два, три, четыре,

Кошку грамоте учили:

Не читать, не писать,

А за мышками скакать!

***

Три копейки – медный грош,

Выбирай, кого ты хошь!

Три копейки по рублю!

Выбирай, кого люблю!

***

Раз, два, три, четыре, пять –

Букой вздумали пугать;

Три, четыре, пять и шесть –

Вы не верьте, что он есть;

Пять, шесть, а дальше семь –

Буки, братцы, нет совсем!

***

Шел котик по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечке —

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

***

Вышли мышки как - то раз

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Не попал –

В лес зайчишка убежал!

Пословицы

Одна пчела немного меду натаскает.

Одна мудрая голова ста голов стоит.

Один в поле не воин.

Лентяй дважды работает.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Две пары сандалий сразу не наденешь

Одна голова - хорошо, а две - лучше.

Старый друг лучше новых двух.

Хвастуну цена - три копейки.

Друг рядом лучше, чем три вдалеке.

Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает.

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

Без четырех углов изба не рубится.

Четыре страны света на четырех морях положены.

Один улей – улей, а пять – пасека.

Одна беда иль пять бед, а помощи все одно – нет.

Три коровушки есть, отелятся – будет шесть.

Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У одной овечки семь пастухов.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

У семи нянек дитя без глаза.

Осень – перемен восемь.

Марток – одевай восемь парток.

Девять человек - все равно, что десяток.

Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

Чего не сделаешь один, сделают десятеро.

Думай десять раз, говори один.

Поговорки
Одна
 нога тут, другая - там.

Один за всех и все за одного.

Уплетать за обе щеки.

Два сапога - пара. 

Как две капли воды.

От горшка два вершка.

В трех соснах заблудился.

Плакать в три ручья.

Жить в четырех стенах.

Четыре кола вбито, да небом покрыто.

Знать как свои пять пальцев.

Опять двадцать пять.

Три волосинки в шесть рядов уложены.

Семь бед - один ответ.

Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Седьмая вода на киселе.

На будущую осень, годов через восемь.

Подборка консультаций для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 МБДОУ №6 Воспитатель Майорова Ю.С.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ   ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ№1 МБДОУ №6Воспитатель Майорова Ю.С....

Проектная деятельность.Тема:" Развитие речи детей средствами театральной деятельности".

Повысить уровень развития речи детей через театральную деятельность....

Проектная деятельность по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве, и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Обследуя речевое развит...

статья "Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников"

Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников...

Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников.

Роль проектногй деятельности в развитии навыков  коллективной  - огромная......

Детская проектная деятельность на основе интеграции математики, экспериментирования и ТРИЗ.

Детская проектная деятельность на основе интеграции математики, экспериментирования и ТРИЗ.Тема проекта:  «Волшебное дерево»Время года:  ВеснаВозраст детей-участников проекта: Ср...

«Руководство детской проектной деятельностью на основе интеграции математики, экспериментирования и ТРИЗ». От 20.01.2017 Модель традиционных событий на год в старшей группе Воспитатель Куковерова Наталия Владимировна

ull;«Руководство детской проектной деятельностью на основе интеграции математики, экспериментирования и ТРИЗ».••От 20.01.2017••Модель традиционных событий на год в ст...