«Использование проектной деятельности в развитии естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с задержкой психического развития»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мерлушкина Елена Викторовна

Ознакомление коллег с созданием условий для развития естественно-научных представлений о неживой природе у детей с ЗПР через эксперементирование при применении метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_merlushkina_e.v._sp_nadezhda_gbou_oosh_11.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы  к  докладу  по  теме:

   «Использование проектной деятельности

в развитии естественнонаучных представлений о неживой природе

 у детей с задержкой психического развития»

Мерлушкиной Елены Викторовны

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 11 города Новокуйбышевска  городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Надежда» 

воспитатель

Актуальность и значимость темы: Традиционные методы развития естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с ЗПР недостаточно  эффективны для получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Цель  данного  выступления:  Познакомить   участников  конференции   с  созданием условий для развития естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с задержкой психического развития через экспериментирование при применении метода проектов.

Задачи:

1.Раскрыть  значимость  проблемы,  её  актуальность.

2.Познакомить с проектной деятельностью в работе  с дошкольниками с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о неживой природе, при осуществлении комплексного подхода в коррекционно-развивающем процессе воспитателя и специалистов детского сада.

3.Показать эффективность использования проектирования в работе  с детьми с ЗПР.

        Проблема исследования, гипотеза: Дети с ОВЗ имеют поверхностное представление о неживой природе вследствие особенностей психического и речевого развития. Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы оказывают свое влияние и непрерывно  воздействуют на развитие ребенка, создавая предпосылки для формирования новых практических и умственных действий: умение наблюдать, рассуждать, планировать экспериментировать.

Этапы реализации проекта

I этап проекта – организационно-подготовительный

1. Подбор программно-методического обеспечения.

2. Пополнение и модернизация развивающей среды.

3. Ознакомление детей с неживой природой – вода.

II этап проекта – основной

1. Корректировка планов.

2. Собственно экспериментальная деятельность.

III этап проекта – заключительный

1. Работа по обобщению и распространению опыта.

2. Итоговое мероприятие. Создание продукта.

Краткое содержание работы:

1.Введение (актуальность);

2.Использование воспитателем, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем методов, средств и приемов для развития естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с ЗПР на этапах реализации проекта (в совместной и специально-организованной деятельности); 

3 Эффективность использования метода проектов в развитии естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с ЗПР.

Работая с дошкольниками с ЗПР, мы видим, что они имеют поверхностные представления о неживой природе, вследствие особенностей психического и речевого развития. Так, результаты диагностики по разделу «Развитие естественнонаучных представлений» (образовательная область «Познание») на начало года показали, что 100% детей имеют низкий уровень развития. Особые трудности у детей с ЗПР вызывали вопросы, касающиеся неживой природы. Кроме того, современная модернизация образовательной системы по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования требует от педагогов внедрения новых, инновационных методов и технологий в работе с детьми любой категории. Учитывая вышесказанное, а также с целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о неживой природе мы использовали проектную деятельность.

Особенностью проекта «Что мы знаем о воде?» является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ЗПР, подразумевающего взаимодействие всех сторон педагогического процесса: воспитателя, учителя-дефектолога, музыкального руководителя. В структуре проекта ведущим видом деятельности наравне с игрой выделяется экспериментальная деятельность.

        Цель проекта: развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды, воспитание бережного отношения к природным ресурсам; развитие мыслительной и речевой деятельности.

Согласно  Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представленный нами проект «Что мы знаем о воде?» предполагает интеграцию следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». В ходе интеграции образовательных областей нами решались следующие коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательной активности, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), слухо – зрительно - тактильного восприятия, эмоционально-волевой сферы (волевого усилия, самоконтроля).

        По окончании проекта, нами проведена контрольная диагностика  по развитию естественнонаучных представлений  у детей о неживой природе. Результаты диагностики показали: 6 детей (36%) имеют средний уровень развития естественнонаучных представлений о неживой природе, 11 детей (64%) остались на низком уровне, но у них  значительно повысился интерес к экспериментальной деятельности, пополнился глагольный словарь, словарь признаков. Дети научились выполнять простейшие опыты с водой, делать выводы, строить простые предложения.  

Вывод: полученные нами результаты показывают наличие положительной динамики у детей с ЗПР по данному направлению. Таким образом, правильное определение и применение форм и методов коррекционно - воспитательной, коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР (а именно: осуществление комплексного подхода в развитии у воспитанников естественнонаучных представлений через экспериментирование при применении метода проекта), применение индивидуального и дифференцированного подхода к детям с проблемами в развитии позволяет эффективно  осуществить коррекцию их познавательной деятельности.

Видя положительные результаты по данному направлению, нами были разработаны проекты по ознакомлению детей с объектами неживой природы: «Воздух», «Глина», «Песок».

Практическая значимость: представленный нами материал может быть использован воспитателями, педагогами не только в группах компенсирующей направленности, но и в интегрированных группах общеобразовательных учреждений, а так же с дошкольниками с нормальным развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему" Мамин праздник"

Занятие разаработано для детей среднего возраста с задержкой психического развития. В основу занятия вошел метод мнемотехники, что облегчает программу планирования высказывания для данной категории де...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".

Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средняя группа для детей с задержкой психического развития Тема: Число и цифра 3

Содержание работы:Образовательные:-Закреплять навык пересчета предметов, воспитание количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.-Учить считать до трех, называть числи...

Занятие по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детей с задержкой психического развития "Зимушка - зима"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детей с задержкой психического развития "Зимушка-зима"...

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно...

Конспект комплексной совместной коррекционно-музыкальной деятельности с детьми в группе компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста «Весёлое путешествие»

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, обучение родителей приемам взаимодействия с детьми; закрепление и обобщение с детьми пройденного материала по темам «Транспорт&raqu...

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе №10 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Рисование «Осеннее дерево»

Цели занятия:Учить изображать гуашью на листе дерево.Задачи:Обучающие: 1.Закреплять представления детей о признаках осени.2. Познакомить с приемом тонированиябумаги  мелом3.Продолжать учить ...