Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Лесные жители готовятся к зиме»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Лесные жители готовятся к зиме»

Цель: Знакомство с измерением величин с помощью условной мерки. Формирование умения составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших.

Задачи:

-образовательные: создать условия для знакомства с измерением величин с помощью условной мерки; способствовать умению составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших; продолжить знакомство с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

-развивающие: создать условия для развития познавательных интересов;

способствовать развитию общей и мелкой моторики рук; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

-воспитывающие: воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать желание заботиться о других.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный: игрушки животных: ёжик, лиса, мышка, заяц; письмо от лесных жителей; набор магнитных цифр; ложка, стакан, шнурок; банка с рисом, миска; 6 кубиков; большая (1 л) и маленькая (0,5 л) банки; 2 детских ведра; схема картинки «морковь».

Раздаточный: узкие картонные полоски одинаковой длины, широкие полосы (4х30 см); карандаши; 15 огурцов; набор счетных палочек (по количеству детей); сигнальные карточки.

Оборудование для занятия: магнитная доска.

Оформление группы: группа оформлена под лесную полянку.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель и дети стоят полукругом.

- Ребята, у нас на занятии гости. Давайте их поприветствуем.

- Ребята, в своем почтовом ящике я нашла письмо. Посмотрите внимательно и скажите, от кого оно. (Дети рассматривают письмо и определяют, что оно от лесных жителей)

-Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята группы «Домовята»! К вам обращаются лесные жители. Так как вы готовитесь к школе, умеете считать, решать задачи, знаете цифры, то мы просим вас помочь нам проверить и подсчитать наши запасы на зиму. Надеемся, что вы нас не подведете!»

- Ну что, ребята, поможем лесным жителям подготовиться к зиме? (Ответы детей) Но сначала проверим вашу смекалку.

Игра с мячом «Назови скорее»

Воспитатель бросает мяч и задает разные задания:

-Сколько хвостиков у кошки?

-Сколько сторон у треугольника?

-Сколько крыльев у птицы?

-Сколько колес у машины?

-Сколько тебе лет?

-Сколько ушей у двух мышей?

-Какой сегодня день недели?

-Который он по счету?

-Какое сейчас время года?

-Сколько всего времен года?

-Теперь я вижу, что вы готовы узнать новое, показать свои знания, и, конечно же, прийти на помощь лесным жителям. Отправляемся с вами в лес. Присаживайтесь на «пенёчки». (Дети садятся на стульчики)

Основная часть:

- Ребята, слышите, кто-то уже спешит к нам?

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. Кто это?

(ёжик)

-Поздоровайтесь с ёжиком. Он просит вас помочь ему: надо перенести все грибочки в его норку, сложить в корзинку. Поможем ежику?

Игровое упражнение «Собираем грибы»:

Грибы расположены возле елочки. Посчитайте, сколько грибов нашёл ёжик? (6) Берем один гриб и несем его в корзинку. Сколько грибов осталось под елкой? (5) Сколько положили в корзинку? (1) Давайте это запишем, чтобы ежик видел, что мы не потеряли ни одного грибочка. Берем еще один гриб и несем его в корзинку. Сколько грибов осталось под елкой? (4) Сколько лежит в корзинке? (2) Запишите.

(Игра продолжается, пока все грибы не окажутся в корзинке. На доске появляется запись состава числа 6).

- Грибочки все на месте. Давайте прочитаем получившуюся запись. (Проговаривают состав числа 6)

-Молодцы! Ёжик остался доволен вашей работой. А вот и ещё один лесной житель пожаловал.

Всё несу я в свою норку,

Сыр, зерно и хлеба корку.

Часто захожу к вам в гости,

Лишь мелькает серый хвостик.

(мышка)

-Что мышка несет в норку? Да, наша мышка наготовила много зернышек риса на зиму. Она просит, ребята, чтобы вы подсчитали её запасы.

Игровое упражнение «Учимся измерять»:

На столе у воспитателя 6 кубиков и банка с рисом.

-Как узнать, сколько здесь кубиков? (посчитать)

-Как узнать, сколько риса в банке? (ответы детей)

-Пересчитывать зернышки очень долго. Поэтому можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы? (ответы детей)

-Посмотрите, что есть у мышки. (Воспитатель кладет на стол ложку, стакан, картонную полоску, шнурок) Чем удобнее измерить крупу? (стаканом, ложкой)

- То, чем мы измеряем, называется меркой. Давайте измерим крупу с помощью стакана. Как мы это сделаем? (Насыпаем рис в стакан из банки, а затем из стакана пересыпаем в миску)

-Каждый стакан риса мы будет обозначать кубиком. (Проводится измерение крупы)

-Сколько кубиков у нас получилось? (4) Количество кубиков показывает, сколько стаканов риса в банке. В банке 4 стакана риса.

-Как вы думаете, хватит этой крупы мышке на зиму? (ответы детей)

-Ребята, мышка просит ещё измерить длину её кладовой, чтобы знать, вместятся все запасы или нет. Чем удобнее измерять длину кладовой? (Полоской, шнурком). Давайте вспомним правила измерения листа бумаги: «Начинаем от начала листа бумаги, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом». А теперь измерьте длину «кладовой» мышки.

Практическая работа в парах: измеряют длину широкой полосы.

-Сколько мер получилось? На что указывает число? Чему равна длина кладовой мышки?

-Мышка благодарит вас за проделанную работу и прячется в своей норке.

-А сейчас я предлагаю немного отдохнуть после трудной работы.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

-А это кто к нам идёт?

Посмотрите-ка, какая-

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

(лиса)

-Здравствуй, лисичка- сестричка! Ребята, представляете, лисичка очень любит огурцы. Она просит вас помочь ей законсервировать огурчики на зиму. Поможем?

Игровое упражнение «Консервируем огурцы»

-Посчитаем, сколько огурцов у лисы в ведёрке. (Дети по очереди берут по одному огурцу из ведра, опускают их в большую банку. При этом все вместе считают количество огурцов.) Сколько огурцов получилось в банке? (10)

Обозначим цифрой. Сколько это десятков? (1 дес.)

-Но у лисы есть ещё огурцы. Их надо законсервировать в другую банку. Положим один огурец. Сколько огурцов в большой банке? (10, или 1 дес.) Сколько огурцов в маленькой банке? (1, или 1 ед.) Сколько всего получается огурцов? (11) Как получили это число? (Было 10, добавили 1, получилось 11) (Вызванный ребенок обозначает число с помощью цифр на доске. Аналогично с числами 12, 13, 14, 15.)

-Молодцы, ребята! Теперь у лисички будет на зиму запас огурцов.

-Угадайте следующего лесного жителя.

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам.

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

(Заяц)

-Правильно, это зайчик. Однажды он отправился на прогулку и…

Пальчиковая гимнастика «Зайчики по лесу шли»

Зайчики по лесу шли, (Большой палец пригибается к ладошке, а

четыре пальчика-зайчика ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево).

Зайца нового нашли. (Большой палец распрямляется так, чтобы нарисованный на нем зайчик смотрел на остальных четырех).

Ни один не поленился,

Зайцу в пояс поклонился: (Четыре пальца вместе кланяются большому).

"Здравствуй!" (Указательный палец кланяется).

"Здравствуй!" (Средний палец кланяется).

"Здравствуй!" (Безымянный палец кланяется).

"Здравствуй!" (Мизинец кланяется).

"Здравствуй, милый друг ушастый!" (Все четыре пальца снова кланяются).

Заяц новый им кивал, (Большой кивает каждому пальцу на каждое ударение в строчке).

В обе щеки целовал:

Чмок! Чмок! Чмок! Да (Большой "целует" три раза указательный палец).

Чмок! Чмок! Чмок!

"Был я очень одинок!" (Большой "целует" три раза средний палец).

Чмок! Чмок! Чмок! Да (Большой "целует" три раза безымянный палец).

Чмок! Чмок! Чмок!

"С вами я дружить бы мог!" (Большой "целует" три раза мизинец).

И теперь в лесу гулять

Будет зайцев целых пять! (Все пять пальцев ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево).

-Вот сколько друзей стало у зайчика! Теперь ему надо позаботиться о том, чтобы всем хватило морковки.

Игровое упражнение «Сложи из палочек»: каждый ребенок получает набор счетных палочек и по образцу выкладывает из них морковку.

-Сколько палочек потребовалось для одной морковки? (10)

-Сколько всего морковок у вас получилось?

Заключительная часть

Итог:

-Ну вот мы и помогли лесным жителям подготовить запасы к зиме. Кому и как мы помогали? Звери благодарят вас от всей души и дарят вам подарки.

Рефлексия:

-Ребята, кто считает, что работал на занятии в полную силу, поднимите зеленый кружок. А кто считает, что мог бы работать лучше, поднимите красный кружок. Всем спасибо!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Лесные жители готовятся к зиме»

Цель: Знакомство с измерением величин с помощью условной мерки. Формирование умения составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших.

Задачи:

-образовательные: создать условия для знакомства с измерением величин с помощью условной мерки; способствовать умению составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших; продолжить знакомство с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

-развивающие: создать условия для развития познавательных интересов;

способствовать развитию общей и мелкой моторики рук; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

-воспитывающие: воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать желание заботиться о других.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный: игрушки животных: ёжик, лиса, мышка, заяц; письмо от лесных жителей; набор магнитных цифр; ложка, стакан, шнурок; банка с рисом, миска; 6 кубиков; большая (1 л) и маленькая (0,5 л) банки; 2 детских ведра; схема картинки «морковь».

Раздаточный: узкие картонные полоски одинаковой длины, широкие полосы (4х30 см); карандаши; 15 огурцов; набор счетных палочек (по количеству детей); сигнальные карточки.

Оборудование для занятия: магнитная доска.

Оформление группы: группа оформлена под лесную полянку.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель и дети стоят полукругом.

- Ребята, у нас на занятии гости. Давайте их поприветствуем.

- Ребята, в своем почтовом ящике я нашла письмо. Посмотрите внимательно и скажите, от кого оно. (Дети рассматривают письмо и определяют, что оно от лесных жителей)

-Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята группы «Домовята»! К вам обращаются лесные жители. Так как вы готовитесь к школе, умеете считать, решать задачи, знаете цифры, то мы просим вас помочь нам проверить и подсчитать наши запасы на зиму. Надеемся, что вы нас не подведете!»

- Ну что, ребята, поможем лесным жителям подготовиться к зиме? (Ответы детей) Но сначала проверим вашу смекалку.

Игра с мячом «Назови скорее»

Воспитатель бросает мяч и задает разные задания:

-Сколько хвостиков у кошки?

-Сколько сторон у треугольника?

-Сколько крыльев у птицы?

-Сколько колес у машины?

-Сколько тебе лет?

-Сколько ушей у двух мышей?

-Какой сегодня день недели?

-Который он по счету?

-Какое сейчас время года?

-Сколько всего времен года?

-Теперь я вижу, что вы готовы узнать новое, показать свои знания, и, конечно же, прийти на помощь лесным жителям. Отправляемся с вами в лес. Присаживайтесь на «пенёчки». (Дети садятся на стульчики)

Основная часть:

- Ребята, слышите, кто-то уже спешит к нам?

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. Кто это?

(ёжик)

-Поздоровайтесь с ёжиком. Он просит вас помочь ему: надо перенести все грибочки в его норку, сложить в корзинку. Поможем ежику?

Игровое упражнение «Собираем грибы»:

Грибы расположены возле елочки. Посчитайте, сколько грибов нашёл ёжик? (6) Берем один гриб и несем его в корзинку. Сколько грибов осталось под елкой? (5) Сколько положили в корзинку? (1) Давайте это запишем, чтобы ежик видел, что мы не потеряли ни одного грибочка. Берем еще один гриб и несем его в корзинку. Сколько грибов осталось под елкой? (4) Сколько лежит в корзинке? (2) Запишите.

(Игра продолжается, пока все грибы не окажутся в корзинке. На доске появляется запись состава числа 6).

- Грибочки все на месте. Давайте прочитаем получившуюся запись. (Проговаривают состав числа 6)

-Молодцы! Ёжик остался доволен вашей работой. А вот и ещё один лесной житель пожаловал.

Всё несу я в свою норку,

Сыр, зерно и хлеба корку.

Часто захожу к вам в гости,

Лишь мелькает серый хвостик.

(мышка)

-Что мышка несет в норку? Да, наша мышка наготовила много зернышек риса на зиму. Она просит, ребята, чтобы вы подсчитали её запасы.

Игровое упражнение «Учимся измерять»:

На столе у воспитателя 6 кубиков и банка с рисом.

-Как узнать, сколько здесь кубиков? (посчитать)

-Как узнать, сколько риса в банке? (ответы детей)

-Пересчитывать зернышки очень долго. Поэтому можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы? (ответы детей)

-Посмотрите, что есть у мышки. (Воспитатель кладет на стол ложку, стакан, картонную полоску, шнурок) Чем удобнее измерить крупу? (стаканом, ложкой)

- То, чем мы измеряем, называется меркой. Давайте измерим крупу с помощью стакана. Как мы это сделаем? (Насыпаем рис в стакан из банки, а затем из стакана пересыпаем в миску)

-Каждый стакан риса мы будет обозначать кубиком. (Проводится измерение крупы)

-Сколько кубиков у нас получилось? (4) Количество кубиков показывает, сколько стаканов риса в банке. В банке 4 стакана риса.

-Как вы думаете, хватит этой крупы мышке на зиму? (ответы детей)

-Ребята, мышка просит ещё измерить длину её кладовой, чтобы знать, вместятся все запасы или нет. Чем удобнее измерять длину кладовой? (Полоской, шнурком). Давайте вспомним правила измерения листа бумаги: «Начинаем от начала листа бумаги, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом». А теперь измерьте длину «кладовой» мышки.

Практическая работа в парах: измеряют длину широкой полосы.

-Сколько мер получилось? На что указывает число? Чему равна длина кладовой мышки?

-Мышка благодарит вас за проделанную работу и прячется в своей норке.

-А сейчас я предлагаю немного отдохнуть после трудной работы.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

-А это кто к нам идёт?

Посмотрите-ка, какая-

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

(лиса)

-Здравствуй, лисичка- сестричка! Ребята, представляете, лисичка очень любит огурцы. Она просит вас помочь ей законсервировать огурчики на зиму. Поможем?

Игровое упражнение «Консервируем огурцы»

-Посчитаем, сколько огурцов у лисы в ведёрке. (Дети по очереди берут по одному огурцу из ведра, опускают их в большую банку. При этом все вместе считают количество огурцов.) Сколько огурцов получилось в банке? (10)

Обозначим цифрой. Сколько это десятков? (1 дес.)

-Но у лисы есть ещё огурцы. Их надо законсервировать в другую банку. Положим один огурец. Сколько огурцов в большой банке? (10, или 1 дес.) Сколько огурцов в маленькой банке? (1, или 1 ед.) Сколько всего получается огурцов? (11) Как получили это число? (Было 10, добавили 1, получилось 11) (Вызванный ребенок обозначает число с помощью цифр на доске. Аналогично с числами 12, 13, 14, 15.)

-Молодцы, ребята! Теперь у лисички будет на зиму запас огурцов.

-Угадайте следующего лесного жителя.

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам.

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

(Заяц)

-Правильно, это зайчик. Однажды он отправился на прогулку и…

Пальчиковая гимнастика «Зайчики по лесу шли»

Зайчики по лесу шли, (Большой палец пригибается к ладошке, а

четыре пальчика-зайчика ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево).

Зайца нового нашли. (Большой палец распрямляется так, чтобы нарисованный на нем зайчик смотрел на остальных четырех).

Ни один не поленился,

Зайцу в пояс поклонился: (Четыре пальца вместе кланяются большому).

"Здравствуй!" (Указательный палец кланяется).

"Здравствуй!" (Средний палец кланяется).

"Здравствуй!" (Безымянный палец кланяется).

"Здравствуй!" (Мизинец кланяется).

"Здравствуй, милый друг ушастый!" (Все четыре пальца снова кланяются).

Заяц новый им кивал, (Большой кивает каждому пальцу на каждое ударение в строчке).

В обе щеки целовал:

Чмок! Чмок! Чмок! Да (Большой "целует" три раза указательный палец).

Чмок! Чмок! Чмок!

"Был я очень одинок!" (Большой "целует" три раза средний палец).

Чмок! Чмок! Чмок! Да (Большой "целует" три раза безымянный палец).

Чмок! Чмок! Чмок!

"С вами я дружить бы мог!" (Большой "целует" три раза мизинец).

И теперь в лесу гулять

Будет зайцев целых пять! (Все пять пальцев ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево).

-Вот сколько друзей стало у зайчика! Теперь ему надо позаботиться о том, чтобы всем хватило морковки.

Игровое упражнение «Сложи из палочек»: каждый ребенок получает набор счетных палочек и по образцу выкладывает из них морковку.

-Сколько палочек потребовалось для одной морковки? (10)

-Сколько всего морковок у вас получилось?

Заключительная часть

Итог:

-Ну вот мы и помогли лесным жителям подготовить запасы к зиме. Кому и как мы помогали? Звери благодарят вас от всей души и дарят вам подарки.

Рефлексия:

-Ребята, кто считает, что работал на занятии в полную силу, поднимите зеленый кружок. А кто считает, что мог бы работать лучше, поднимите красный кружок. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Сокровища старого замка"

Закреплять умение пользоваться количественным счетом.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.Продолжить учить решать задачи, правильно выбирать арифмитическое действие при решении задач, повто...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Сокровища старого замка"

Закреплять умение пользоваться количественным счетом.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.Продолжить учить решать задачи, правильно выбирать арифмитическое действие при решении задач, повто...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе

Составление числа 10 из двух меньших чисел....

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе "Лесная школа"

Конспект открытого интегрированного занятия по математике....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».

Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...