ФЭМП "Путешествие на Антарктиду"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Баранникова Светлана Борисовна
Материал НОД подобран так, чтобы закрепить и совершенствовать пройденное. В данной деятельности используются разные формы такие как: игровая ситуация с главным героем колобком; закрепление ранее изученного материала в продуктивной, коммуникативной детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_antarktida_2_4.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по математике в старшей группе.

Путешествие на Антарктиду

Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр

Программное содержание:

Закреплять навыки счета в пределах 7.

Закреплять умение детей считать предметы, расположенные не в ряд.

Познакомить с образованием числа 8, прибавлением единицы к числу 7.

Упражнять в сравнении 2х множеств и установлении равенства и неравенства.

Учить пользоваться математическими знаками: больше, меньше, равно.

Формировать элементарные представления в системе координат. Упражнять в поиске заданных точек.

Развивать навыки ориентировки, зрительно моторную координацию, мелкую моторику рук

Формировать и развивать навыки моделирования при работе с головоломкой. Развивать умение читать схему и собирать заданный предмет методом на основе зрительного соотнесения.

Закреплять знания детей о том, что результат сравнения количества предметов можно выразить с помощью математического знака. Закреплять умение определять взаимообратные отношения между смежными числами.

Развивать произвольное внимание, умение слушать инструкцию педагога. Учить строить простейшие умозаключения.

Оборудование:

Демонстрационный: Картинки пингвинов и рыб, глобус, обручи, карточки с цифрами и математическими знаками, музыкальное сопровождение к физминутке, мяч.

Раздаточный материал:  Головоломки и схемы, математические планшеты, подносы с резиночкамия  , листы с заданием ЛАБИРИНТ, подставки под схемы, пеналы с фломастерами, обручи, блоки Дьенеша.

Ход: Дети, сегодня предлагаю вам отправиться путешествие в Антарктиду. Где находится Антарктида? Да, она находится на Южном полюсе земли. (Показать на глобусе). Но чтобы туда попасть нужно много знать. Ответьте на мои вопросы. Дети выстраиваются в круг и по очереди отвечают на вопросы воспитателя, ловя мяч:

 Задание № 1.Разминка
1. Посчитай дальше до 10:  5, 6…..
2. Какое число больше 5, но меньше 7?
3. Назови соседей числа 4
4. Сколько дней в неделе? (7)
5. Какой первый день недели?
6. Какой день идет после среды?
7. Назови соседей вторника.
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько пальцев на одной руке? (5)
10. Сколько пальцев на двух руках? (10)
11. Сколько солнышек на небе? (1)
12. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
13. Сколько носов у двух котов? (2)
14. Сколько ушей у двух собак? (4)
15. Сколько глаз у светофора?
   Молодцы!
 
На чем мы можем туда отправиться? Ваши предложения. Ведь там много льда и простому кораблю не пробиться сквозь его толщу. - Правильно отправимся на ледоколе. А построить ледокол нам поможет математический планшет.

Задание № 2. Математический планшет.
Давайте вспомним что есть на планшете.
–Да, у планшета есть столбики. Покажите их пальчиком 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й столбик.
- Есть ряды 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й , покажите.
- Рассмотрите схему и постройте ледокол с помощью резиночек по кнопочкам.
Как алмаз стекло грызет,  Ледокол прорежет лед,
И сквозь бурю и туман      Путь отыщет капитан.

Ледокол сделали, теперь надо проложить путь ледоколу сквозь айсберги. Чтобы он не сбился с пути и не замерз в ледовом плену.

Задание № 3 Лабиринт.
Напоминаю, что сначала прокладываем путь пальчиком, а потом фломастером. Если ошибетесь ,то берите фломастер другого цвета.

Молодцы! Нашли путь к Антарктиде.

Задание № 4. Накорми пингвинов. (у доски)

Нас вышли встречать пингвины! (прикрепить картинки пингвинов к доске кучкой). А мы приехали к ним с подарками. Пингвины любят рыбу. Давайте посмотрим хватит ли нам рыбы.

- Что надо сделать? Да, посчитать пингвинов. Как будем считать?

- Правильно. Запомним откуда начали считать и не считаем 2 раза.

- Сколько пингвинов? Всего 7. Обозначим это количество цифрой 7.

-Давайте посчитаем рыбу. Всего 7. Обозначим цифрой 7.

- Что мы можем сказать? Дети отвечают: И пингвинов и рыб по 7, поровну. Пингвинов столько, сколько рыб. И рыб столько, сколько пингвинов

- А как проверить правильно ли мы посчитали? Дети отвечают

- Нужно каждому пингвину дать по рыбке. Выстроим пингвинов в ряд и под каждым пингвином прикрепим рыбку. Или поставим их парами.

- Теперь мы видим, что их поскольку? Поровну, по 7.

А скажите какой по счету стоит пингвин с ведром? А с со снежками? С зеленым шарфиком и без шапочки? И так далее.

- Ой, смотрите еще один бежит на коньках. Где- то он катался, а теперь проголодался.

- Сколько теперь стало пингвинов? Давайте посчитаем. -8.

-Как получилось число 8? К 7 пингвинам прибавили одного и получилось число 8. Число 8 мы обозначим цифрой 8.

- Цифра 8 похожа: У восьмерки два кольца, Без начала и конца.

                                Две баранки вместе сложим,
                               Выйдет цифра. Это — 8!
                               8 — вместе два руля,
                               Или вместе два нуля.

-Что мы теперь можем сказать про пингвинов?

-Да, пингвинов больше, чем рыб. Сколько пингвинов? (8) Посчитайте.

- Сколько рыб - 7. Посчитайте. Кого больше? Кого меньше? Давайте поставим между цифрами знак «больше- меньше» и прочитаем это выражение. 8 больше, чем 7, а 7 меньше, чем 8

- На сколько больше пингвинов стало? –На одного пингвина.

- Значит число 8 всегда больше числа 7 на 1.

- На сколько меньше рыб. чем пингвинов. На один.

-Что нужно сделать, чтобы было поровну? –Да, дать Пингвину еще 1 рыбку. Прикрепить рыбку. Сколько теперь стало и пингвинов и рыб? По 8.

Пингвины благодарят вас за угощение.

Но пингвины хорошие пловцы и ныряльщики. Посмотрите сколько много рыбы они наловили! Но они просят вашей помощи.

Задание № 4. «Разбери рыбу» Блоки.

Из одного сорта рыбы они будут готовить суп, а из другой делать котлеты. Поможем пингвинам разобрать рыбу?

В обруч красного цвета собираем все красные блоки, (кладу код блока) в обруч желтого цвета – все круглые блоки (кладу код блока). (Дети раскладывают)

- Какие блоки у вас в красном обруче?

- Все красные. Какой они формы? – и квадратные и треугольные, и прямоугольные. И большие и маленькие. И толстые и тонкие.

- А в желтом обруче? – все круглые! И большие и маленькие. И толстые и тонкие.

- А какого цвета? –и желтые и синие.

-А куда вы положили круглые фигуры красного цвета?

- Правильно.  В общую область. Обьясните, почему?

- Эти блоки обладают двумя заданными свойствами: они и круглые и красные.

- А куда положим синие не круглые фигуры?

-  Вне обручей.

-Почему?  (выслушать ответы детей)

- Правильно, потому что они и не круглые и не красные. И большие и маленькие. И толстые и тонкие.

Задание № 4. Головоломка АБРИС.

Давайте на память мы сделаем фотографии пингвинов. А сделаем фото из головоломки! Но сначала сделаем глазную гимнастику. 

Глазная гимнастика

Раз налево, два направо
Три наверх, четыре вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

Эта птица не летает,
Отлично плавает, ныряет!
Ходит вперевалочку,
Не поет, но носит фрак-
Предназначено ей так,
Ростом - метр, ну а живет
Там где холодно и лед!

Отличные фото у вас получились!

Давайте потанцуем как пингвины.

Музыкальная пауза «Жили были три пингвина»

Пингвины благодарят вас. Пусть они готовят себе еду, а нам пора возвращаться домой: Вокруг себя повернись и саду очутись!

Итог: вам понравилось путешествие? Что мы делали? Что было трудным для вас, что было легким? С какой цифрой познакомились? Вы большие молодцы!

Хотите сделать цифру 8 из пластилина? Раскатаем жгутик между ладонями и выложим на картонке. Посмотрите, как бежит луч от фонарика по доске, изображая цифру 8.

Танец под песню «Три пингвина»
Жили были три пингвина               (Дети шагают на месте)

Пик, Пак, Пок.                          Прыгают вверх на двух ногах)

Хорошо и дружно жили              (Дети шагают на месте)

Пик, Пак, Пок.                        (Прыгают вверх на двух ногах)

Как-то утром на рыбалку       (Дети шагают на месте)

Пик, Пак, Пок.                      (Прыгают вверх на двух ногах)

Зашагали в перевалку         (Дети шагают на месте)

Пик, Пак, Пок.                     (Прыгают вверх на двух ногах)

Припев
 Жили-были три пингвина,  (Ногу правую вперед на пятку, руку правую согнули, левую ногу на пятку, левую руку согнули,)

Хорошо и дружно жили. (кружение вокруг себя вправо, потом влево)

Жили-были три пингвина, (Повтор движений первых двух строчек)
Хорошо и дружно жили.
Проигрыш: кружение вокруг себя.
Наловили много рыбы (Руки вместе согнуть к правому плечу,, затем к левому плечу.

Пик, Пак, Пок. (хлопки в ладоши),
И ещё поймать смогли бы

Пик, Пак, Пок.
Ели дружно с целой кружки. Пик, Пак, Пок.
Кроме маленькой рыбёшки.  Пик, Пак, Пок.

Как алмаз стекло грызет,
Ледокол прорежет лед,
И сквозь бурю и туман
Путь отыщет капитан.

У восьмерки два кольца,
Без начала и конца.
Две баранки вместе сложим,
Выйдет цифра. Это — 8!
8 — вместе два руля,
Или вместе два нуля.

Глазная гимнастика

Раз налево, 2- направо,
3- наверх, 4 - вниз.
А теперь по кругу смотрим
Чтобы лучше видеть мир.

Эта птица не летает,
Отлично плавает, ныряет!
Ходит вперевалочку,
Не поет, но носит фрак-
Предназначено ей так,
Ростом - метр, ну а живет
Там где холодно и лед!
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Есть ли ясли в Антарктиде?"

Занятие по знакомству с природным миром для детей старшего дошкольного возраста....

К О Н С П Е К Т занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»

На данном занятии по окружающему миру в подготовительной к школе группе дети отправляются в путешествие на ледоколе на необычную землю на нашей планете под названием Антарктида. Дети находят изображен...

Занятие по рисованию "Пингвины в Антарктиде" 16.01.13 г

Цель занятия: развивать  наблюдательность  детей,  умение  отражать  увиденное  в  рисунке.  Передавать  относительную  величину  айсбергов,...

Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.

Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....

"Путешествие в Антарктиду. В гости к пингвинам"

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы...