Мастер-класс для воспитателей «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»
методическая разработка по математике

Мацебера Наталья Викторовна

Мастер – класс на тему:  «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования.

Усвоению математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.  

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
 Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад Рыбка»

Мастер – класс

«Роль логико-математических игр

и игровых упражнений в интеллектуальном

развитии дошкольников»

Составила и провела воспитатель:

                                     Мацебера Н.В

Южно-Курильск

2023г.

 «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

( А.И. Маркушевич )

Актуальность.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования.

Усвоению математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.  

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
 Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Логико – математические игры

Логико-математическая игра - это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Цели логико – математических  игр

-Освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей;

-Овладение способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией и др.;

-Накопление логико- математического опыта;

-Развитие мышления, смекалки,  сообразительности.

 Принципы организации игр

-Отсутствие принуждения;

-Развитие игровой динамики

 (от малых успехов к большим) ;

-Поддержка игровой атмосферы;

-Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

-Переход от простейших форм и способов осуществлен игровых действий к сложным.

Методика освоения логико-математических игр

- Побуждение ребенка к активности, наблюдение за действиями сравнения, обобщения, классификации;

- Наблюдения за умениями устанавливать связи и зависимости отдельных предметов по форме, размеру, пространственному

Логико-математические игры

Рассматривается в качестве аналога современного занятия по математике.

Для них характерны:

1) Игровая направленность деятельности;

2) Наличие ситуаций с элементами экспериментирования;

3) Развивающее воздействие ( развитие психических процессов и личностное развитие

В процессе логико-математических игр дети:

1) Познают свойства и отношения предметов по форме, величине, массе, расположению в пространстве; числа и цифры, увеличение и  уменьшение, преобразование и т.п;

2 ) Осваивают связи и зависимости;

3) Проявляют инициативу , самостоятельность и творчество.

Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, его условно  делят на 3 группы:

1. Занимательная  математика ( развлечение) : загадки, головоломки ( Танграм, Колумбово яйцо ), задачки-шутки, лабиринты, игры с счетными палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки.

Для младшего возраста это занимательный материал по сказкам к примеру: Подходят сюжеты сказок которые простые по форме и доступные по содержанию это: «Колобок», «Теремок», «Три медведя». «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?

Сказка «Три медведя» . И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

Главное предназначение, данных заданий состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения. Способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.

2Логические игры, задачи, упражнения: игры с блоками, игры с кубиками на нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры на развитие познавательных процессов шахматы, шашки; блоки Дьенеша, игры с цветными палочками Кюинзера, игры Воскобовича.

3.Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Назови одним словом», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи».,», На что похоже?», «Укрась салфетку» и тд. Такие игры и упражнения помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать.

Остановимся на некоторых из них.

Головоломки.

Основными составляющими оптимального учебного процесса являются формирование у дошкольников определенных учебных навыков и выработка методов передачи их конкретной информации. Все это обеспечивается базисными интеллектуальными способностями: вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, речью. Я стараюсь развивать у детей эти способности в игровой, увлекательной для них форме. Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.

«Найди две части одного круга».

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов.

Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника – в играх «Пентамино», «Сфинкс»; овала – в игре «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т.д.

Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.

Для развития мыслительной деятельности нужно побуждать детей планировать ход поисковых действий: «Расскажи, как будешь составлять фигуру». Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать.

В дальнейшем предлагать детям составлять изображения по собственному замыслу.

Создание силуэта на основе воображения представляет проблемную задачу для решающего. При этом требуется отыскать путь решения задачи, отбросив ложные подходы, не ведущие к решению.

Такому поиску предшествует возникновение предположения, идеи, плана.

В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно, творчески решать интересные несложные задачи.

Дидактические игры - помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать.

«Подбери цвета» - знакомить детей с пятью цветами путем подбора по образцу, обогащать активный словарь за счет названий цветов.

«Украсим салфетку» - закреплять умение детей подбирать фигуры, ориентируясь на цвет.

 «Расставь фигуры» - продолжать учить детей решать логические задачи на основе словесной инструкции: расставь кружки так, чтобы белый был между желтым и красным, а желтый был рядом с зеленым; расставь кружки так, чтобы красный был между синим и зеленым, а зеленый был рядом с желтым.

Математика на участке д/с. Так сложилось, что образовательную деятельность надо «вплетать» всегда и везде, то даже прогулки могут стать увлекательным и разнообразным занятием по математике для дошкольника, потому что на улице все время можно что-нибудь пересчитывать, делить и т.п. Можно спросить ребенка:

- Какая дорожка получилась шире (уже): Алисы или Вани?

– Что ближе к беседке: лавочка или песочница?

- Какое дерево выше на участке: береза или сосна?

Миллион интереснейших вопросов можно найти и обсудить с ребенком, гуляя на участке.

Игры с цифрами.

«Помоги кукле» - кукла говорить не может, она показывает карточку с числом, сколько овощей ей надо, ребенок выкладывает на тарелочку нужное количество овощей или фруктов.

«Овощной магазин» - у ребенка – чек (карточка с цифрой). В магазине надо купить такое количество овощей и фруктов, чтобы это равнялось цифре на карточке.

Часть и целое.

Для того, чтобы ребенок понял, что такое часть и что такое целое, нужно наглядно показать ему деление яблока, арбуза, огурца, листа бумаги, грядки, веревочки и др. Благодаря практическому опыту, дошкольники способны понять не только то, что часть меньше целого, а целое больше части, не только научиться получать целое, складывая две половинки, а четверть – из двух восьмушек, но и осознать такую непростую закономерность: чем на большее количество частей разделить предмет, тем меньшей по количеству получится каждая часть.

- Арбуз весит 6 кг, сколько весит его половина? Сколько весит его треть?

- Длина веревки 8 м, от нее отрезали 4 м. Какую часть отрезали?

- На столе 4 огурца. Один из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько огурцов на столе?

- Повар насыпал горох поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал горох в кастрюлю. Где гороха больше: во втором стакане или в кастрюле?

- Помидор и огурец весят больше, чем этот же помидор и перец. Что тяжелее: огурец или перец?

Огромное множество вопросов можно задать дошкольнику о Величине предметов (длинный – короткий, глубокий – мелкий, высокий – низкий, толстый – тонкий, узкий – широкий.)

Развитие пространственного мышления дошкольника.

«Стоп, скажи, где стоишь» - учим ребенка определять свое местонахождение среди окружающих предметов: «Я нахожусь справа от бани, слева от яблони, впереди меня стол, позади – забор».

«Встань, куда скажу» - учим двигаться в соответствии со словесными указаниями взрослого.

- Встань справа от лавочки.

- Встань слева от песочницы напротив беседки.

Практическая часть.

Предлагаю сейчас нам всем вместе окунуться в мир логического мышления и поиграть в несколько игра. Я выбрала из классификации пару занимательных математических упражнений. сли готовы ,то начнем:

  1. Игры со счетными палочками.

Хорошо всем известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю.

Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.

Головоломки предназначены для развития у детей сообразительности. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта.

Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:

Задачи на построение простых фигур:

Например, построить треугольник из 6 палочек.

Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).

Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?

Задачи на преобразование фигур:

Сложить из 10 палочек 3 квадрата.

Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее?

Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат?

  1. Задачки-шутки.

Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности.

Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях.

Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.

Я предлагаю вам решить несколько логических задач.

-На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

-Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)

-Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)

- На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (Нисколько. Собаки не умеют читать)

-- Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет видно? (Никакой. У колеса нет углов)

- Сколько концов у палки? У двух палок?

-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)

- Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море?

Он станет мокрым.

-Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?

Ваше имя

-Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?

На Ваших коленях

-Какой болезнью на земле никто не болел?

Морской

-Что все люди на земле делают одновременно?

Становятся старше.

-Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь?

На карусели.

Заключение:

Таким образом, использование логико-математических игр и решение логических задач (это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями, учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат) в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт не только к развитию логического мышления и повышению уровня знаний , но и развивает интеллектуальные способности ребенка.

Применение развивающих и дидактических игр математического содержания повышает эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

10.03.2023                                                   Мацебера Н.В



Предварительный просмотр:

Картотека  упражнений со счетными палочками для дошкольников

Упражнение «Делай как я»

Обычные школьные счетные палочки прекрасно подойдут и для игры с двухлетками. На ровной поверхности взрослый выкладывает из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной, и предлагает ребенку сделать то же самое. Так малыш постепенно овладевает действием по образцу пока еще в самой элементарной форме:

а) сколько палочек достаточно взять, чтобы сделать треугольник? (Три.) Возьмите три палочки и сделайте треугольник;

https://sun9-45.userapi.com/c850228/v850228458/1ae614/wKdR1Dq6j6s.jpg

б) сколько палочек достаточно добавить, чтобы сделать четырехугольник? (Одну.) Добавьте одну и сделайте четырехугольник. На что похож ваш четырехугольник? (На квадрат)

https://sun9-20.userapi.com/c850228/v850228458/1ae61b/F0sYW2opZuI.jpg

в) сложите такую лампу. На что это еще похоже?

https://sun9-34.userapi.com/c850228/v850228458/1ae62a/uWhb-COb5oA.jpg

г) сложите такую лодку:

https://sun9-20.userapi.com/c850228/v850228458/1ae631/sxSqLsbJAe4.jpg

д) сложите такую вазу:

https://sun9-43.userapi.com/c850228/v850228458/1ae638/qDmI3V2HVXM.jpg

е) сложите такую конфету:

https://sun9-25.userapi.com/c850228/v850228458/1ae63f/cJpy7NyMf00.jpg

ж) сложите телевизор:

https://sun9-3.userapi.com/c850228/v850228458/1ae64d/8pQg9bxeQZ8.jpg

з) придумайте свою фигуру и сложите ее из палочек.

Задания на конструирование и трансформацию

№1

Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек — на 2 равных треугольника, прямоугольника.

№ 2

Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

https://sun9-44.userapi.com/c850228/v850228458/1ae654/COd5_Vom6zw.jpg

№3

В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.

https://sun9-41.userapi.com/c850228/v850228458/1ae65c/KU2IbHQ2mns.jpg

№ 4

Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

https://sun9-57.userapi.com/c850228/v850228458/1ae685/nO1hOF2T6xY.jpg

№ 5

В данной фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных четырехугольника.

https://sun9-5.userapi.com/c850228/v850228458/1ae68d/vefBIbQpetI.jpg

№6

В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.

https://sun9-27.userapi.com/c850228/v850228458/1ae695/kY3DoeNPuKs.jpg

№7

В фигуре, состоящей из четырех квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.

https://sun9-17.userapi.com/c850228/v850228458/1ae69d/dUphMokdeEo.jpg

№8

Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.

https://sun9-33.userapi.com/c850228/v850228458/1ae6a5/TLLdyaRzZI8.jpg

№9

Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.

https://sun9-60.userapi.com/c850228/v850228458/1ae6ad/Bzt1s1j0WbY.jpg

№10

В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата.

https://sun9-53.userapi.com/c850228/v850228458/1ae6b5/a7NF31q3c4U.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Актуальность.             Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...

Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...

Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое....

Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников

Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников...

Мастер–класс для родителей по теме: «Использование дидактических игр и игровых упражнений в коррекции речевого развития дошкольников»

В процессе мастер - класса  родители познакомятся с играми и упражнениями по развитию речи путем включения в практическую деятельность....

Мастер-класс для воспитателей «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»

Мастер – класс на тему:  «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»Математика по праву занимает большое место ...