Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «История русского костюма»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

Вахрушев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «История русского костюма»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная.

Программное содержание

Цель: познакомить детей с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Материалы и оборудование:  иллюстрации с изображением русских национальных костюмов; куклы в русских национальных костюмов; аудиозаписи русских народных песен; пособие для детей 5-6 лет и цветные карандаши на каждого ребёнка.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций), практический метод.

Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами и костюмов других народов, чтение русских народных сказок.

Планируемый результат: дети знают русский народный костюм и отличают его от других народных костюмов; умеют сравнивать, описывать, делать выводы; уважают и интересуются русской культурой.

Структура занятия

1.Вводная часть

Игра «Назови слово».

Проблемная ситуация

3 мин

2.Основная часть

Рассказ педагога о костюме.

Физкультминутка.

Работа на применение полученных знаний. Задание «Посмотри как одевались».

Задание «Чем отличается старин.одежда от современной»

Задание «Что перепутал художник»

20 мин

3.Заключительная часть

Подведение итога занятия

2 мин

Длительность занятия 25 мин.

Ход занятия

1.Вводная часть

Игра «Назови слово» или задание «Посмотри как одевались в старину…» в пособии.

Воспитатель просит детей назвать одежду, в которую они сейчас одеты. Дети с лёгкостью одевают. Затруднение у детей происходит, когда воспитатель просит назвать элементы одежды, из которой состояли русские народные костюмы.

К правильному решению дети приходят после рассказа воспитателя.

2.Основная часть.

Рассказ педагога о русском народном костюме:

Раньше одежда служила для защиты от жары и холода. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, двигался и говорил. Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала, изготовленными городскими ремесленниками, или домотканого ( самостоятельно дома раскрашивали ткань и рисовали узоры).

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной, и подпоясывали так, чтобы выделялся большой живот, ведь раньше гордились большими животами. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов делали иногда длинные рукава, длиннее даже рук. При работе их засучивали в складки. Откуда и пошли поговорки: «Засучив рукава», «Работать спустя рукава».

Богатый кафтан был до пят, а кафтан бедного человека значительно короче, чтобы не мешал при ходьбе по грязным улицам.

У богатых людей была еще одна интересная одежда. Она надевалась поверх кафтана, и рукава у неё были настолько узкими, что нельзя было продеть руки. А руки вытаскивали через отверстия спереди. Такая одежда называлась охабень (от древнерусского «охабить»-охватывать, наше современное слово «охапка»произошло оттуда.)

Мужской головной убор того времени – колпак. Это была высокая, остроконечная, обшитая мехом по краю шапка.

В холодную зиму поверх портов одевали вторые. Носили шубы. Бедняки носили шубы из овчины, из козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых шубы были из меха куницы, белки, лисицы, песца.

Основной одеждой у женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. Душегрея это короткая кофточка, одевали её на сарафан или юбку и расшивали узором. Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и прикрывает верхнюю часть тела. Как  будто греет душу.

Девушки могли носить косы и распускать их. Женщины должны были прятать волосы. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник» его носили с сарафаном. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хоровое проговаривание: кокошник.

Женщины носили украшения – кольца, бусы, гривны (гривна – украшение в виде обруча на шею). Мужскую и женскую одежду украшали вышивкой и считали, что узор защищает от злых сил.

Физкультминутка.

Любопытная Варвара

Смотрит влево. Смотри вправо,

(повороты головы влево - вправо)

А потом вперед,

Тут немного отдохнет.

(расслабленный наклон головы вперед)

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

(голову держать прямо)

А Варвара смотрит вверх.

Выше всех и дальше всех

(наклон головы назад)

Возвращается обратно,

Расслабление приятно.

Всю одежду шили сами. А вот князьям и боярам шили – портные. Одежду в те времена берегли, передавали по наследству, и донашивали до полной ветхости.

Сейчас же наоборот, мода быстро меняется и уже нельзя надеть платье, которое носила мама в молодости.

В деревнях лапти плели сами, но в городе их не надевали. Простейшей кожаной обувью были мягкие туфли. (Кожаный прямоугольный кусок стягивали вокруг ноги). Но больше всего были распространены сапоги. Их носили взрослые и дети, мужчины и женщины. Левого и правого сапога не было. Шили их одинаково. Форму приобретали сапоги во время носки. В зиму одевали на руки рукавицы.  Шитьё одежды и обуви постепенно стало делом специалистов.

Работа с пособием на применение полученных знаний.

Задание «Посмотри, как одевались…»

-Можете теперь сказать, в какую одежду одевались люди  в старину? Правильно ли оделись Таня  и Ваня?

Задание «Чем отличается старинная одежда от современной?»

-Рассмотрите картину «Под венец» К.Е.Маяковского. Расскажите, чем старинная одежда отличается от современной.

Задание «Что перепутал художник?»

-Объясните свой ответ.

3.Заключительная часть.

-Ребята, вот и вы узнали, что одевали в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Что же это? До сих пор женщины, девушки и девочки  носят сарафаны.

-А что изменилось? Наша одежда стала более удобной, каждый из нас выбирает, что ему носить. Но, как и прежде необходимо знать, в какой одежде куда можно пойти.

-Например, куда вы пойдете в резиновых сапогах, куртке, вязаной шапке? (в лес, на прогулку)

-А куда вы наденете нарядное платье девочки, нарядную рубашку мальчики? (на праздник, в гости и т.д.)

В жару вы не поедите в купальнике в метро или автобусе,  а в лютый мороз вы не войдете в зал театра в валенках. Выходит, существуют определённые правила в выборе одежды, хоть её сейчас очень много.

Спасибо что послушали мой рассказ. Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали?  Какие новые слова запомнили? Ещё раз большое спасибо вам за работы и ваши ответы на нашем занятии!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "История русского костюма"

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы. Способствовать развитию речи....

Система конспектов занятий в старшей группе по теме "История русского костюма"

Система конспектов занятий в старшей группе по теме "История русского костюма"...

Презентация на тему "История русского костюма".

Презентация к конспекту непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы....

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...

Конспект занятия в ОО «Познание» в старшей группе на тему "Предметы русского быта"

Конспект познакомит детей с традициями русского народа; формирует представление об избе русской деревни; обобщит и систематизирует знания детей о русском быте, об   устно...

Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию «Здравствуй мир» Тема: «История русского костюма»

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать; способствовать развитию речи....