Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада тема: « История русского костюма»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Мамасуева Наталья Владимировна

                          Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе  детского сада тема: « История русского костюма»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_kostyum_strashaya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Наталь Владимировна Мамасуева,

 воспитатель 1 квалификационной категории.

                                                      Конспект интегрированного занятия    

                                 по познавательному развитию в старшей группе  детского сада    

                                           Тема: « История русского костюма»

Цель: Закрепление  знаний детей о женском русском костюме. Формирование представлений о мужском костюме, через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные

1.Обобщить и расширить знания детей о русском костюме

2.Учить реализовывать задуманное, вносить собственные изменения и дополнения

Развивающие:

1.Развивать у детей внимание, память

2.Развивать и поддерживать активность, самостоятельность у детей

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук

4.Развивать художественный вкус и творческие способности у детей

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение к истории своей  Родины

2.Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей

3 Воспитывать аккуратность при выполнении работы

Словарная работа:

 Активизация словаря: сарафанный костюм, северорусский ,южнорусский костюм, панева, передник

Обогащение словаря: косоворотка, рубаха, кушак, порты

Предварительная работа:

*Посещение музейно-выставочного комплекса (занятие «Русская изба»)

*Рассматривание  иллюстраций к книгам по истории Древней Руси

*Чтение русских народных сказок

*Введение копилки поговорок и старинных слов

Оборудование:

*экран

*слайд –программа

*доска

*проектор

*клей карандаш, эскизы, поедки, шаблоны из ткани  русских костюмов (сарафан, рубаха)

                                                                         Ход занятия

1 часть

Дети заходят в группу . встают полукругом.

- Ребята мы продолжаем путешествие в прекрасное. И сегодня я приглашаю в зал народного костюма, экскурсоводом сможет быть каждый из вас.

-Заходите гости дорогие,

Все в горницу приглашаются.

Всех зову я ребятишек и девчонок и мальчишек

Будем беседовать старину вспоминать.

Входит глашатый :Низкий поклон вам люди добрые.

Воспитатель: Кто ты и откуда к нам прибыл?

Глашатый: Шел я  к вам через горы и леса, через степи и поля и принес от князя великого  грамоту .

 «Людям всякого звания готовить наряды праздничные» (зачитывает)

-Но прежде чем выполнить указ давайте вспомним,   какую женскую одежду носили на Руси. Я приглашаю в зал женского костюма. Проходите присаживайтесь.

Слайд №1  ( будничная и праздничная женская одежда)

Вопросы:

*Как  называлась одежда по ее назначению?

(Одежда называлась будничная и праздничная)

*Из какого материала шили праздничную одежду?

(Праздничную одежду шили из шелка и парчи)

*Чем украшали праздничные   костюмы?

(Праздничные  женские костюмы украшали элементами вышивки, блесками, мехом, пухом птицы)

*Какие цвете чаще всего присутствовали в женских костюмах?

(В праздничных костюмах чаще всего присутствовали желтый, красный, голубой, коричневый цвет)

*Каждый цвет имел свое обозначение, давайте вспомним какое .( на доске цветовая палитра)

Обратите внимание цветовую палитру. (ответы детей)

*Красный цвет обозначал – веселье, хорошее настроение, праздник

*Голубой цвет –небо, молодость

*Желтый цвет – солнце, золото

*Коричневый цвет – землю кормилицу

Мини итог: Молодцы! Вы хорошо запомнили особенности украшений и цвета в женских русских костюмах

-Широка наша матушка Русь и в разных областях России носили разные костюмы.

Слайд №2 (Северорусский костюм)

 - Как называется этот костюм?

(Такой костюм называется северорусский костюм)

-Кто  хочет рассказать о нем?

(Рассказ ребенка: Это женский сарафанный костюм. Такой костюм носили на севере  России. Главной частью этого костюма  являлся сарафан. Его носили  и в праздники , и в будни. Сарафан украшали вышивкой, бахромой, лентами. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении делали женщину похожей на лебедя.)

Слайд №3  (Южнорусский костюм)

- Где носили такой костюм?

(Такой костюм носили на юге России)

-Кто расскажет нам об этом костюме?

(Рассказ ребенка: Этот костюм называется паневным т.к. в нем самой главной деталью была панева. Панева –это прабабушка современной юбки. Панева надевалась поверх расшитой рубахи. Сверху надевался передник. Этот костюм  считается древним по сравнению  с сарафанным костюмом.)

Слайд № 4 (северорусский и южнорусский костюм)

-Назовите главное отличие и сходство этих костюмов?

(Сходство этих костюмов в том, что у них есть рубаха. Отличие в том, что  у северорусского костюма главной частью является сарафан, а у южнорусского - панева)

Мини итог: Молодцы! Вы хорошо знаете женский  костюм поэтому без труда назвали сходство и отличие.

Физ минутка: 

2 часть

-Мы с вами хорошо отдохнули и я приглашаю вас в зал мужского костюма.

Слайд№5  

-Посмотрите на слайд, что было главными частями в мужском костюме?

(Ответы  детей: Главными частями мужской  одежды  является рубаха и штаны)

-Правильно. Только в старые времена штаны имели другое название порты.

-Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки.

- Какие поговорки об одежде вы знаете?

(Ответы детей: «Бабьи рубашки –те же мешки ,рукава завяжи да что хочешь положи», «Лиха беда кафтан нажить, а рубаху и дома можно сшить», «Когда у Ивашки белая рубашка, тогда у Ивашки и праздник» )

- Ребята, есть такая поговорка «Работать спустя рукава».

-Как вы думаете, что она обозначает? (рассуждение детей)

( Вы очень близко  подошли к пониманию поговорки. Может ли человек хорошо работать, если у него длинные рукава? Не закатав такие рукава работать, было невозможно.  Действительно это поговорка обозначает работать кое –как)

Слайд №6 ( рубаха, косоворотка)

-Обратите внимание, какой необычный ворот у этой рубахи. У нее косой ворот.

-Как можно назвать такую рубаху с косым воротом? Ребята, давайте попробуем образовать из двух слов: косой, ворот  - одно, которое обозначает название этой рубахи.

(Такая рубаха называется косоворотка)

Праздничную одежду расшивали нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Нагрудные узоры вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а подпольные не давали пробраться злым силам снизу.

-Обратите внимание на эту часть костюма, что вы можете о ней сказать?

( Мужская рубаха подвязывалась поясом)

-Как вы думаете, для чего нужно было подвязывать рубаху?

(Рубаха была очень длинная и  носилась на выпуск, поэтому подвязывалась поясом, который назывался кушаком)

Мини итог: Мы с вами знаем основные части женского костюма и рассмотрели из каких частей состоит мужской костюм. Кто обратил внимание, что составляло основу любого русского костюма? (Основу любого русского костюма составляла рубаха.) Ее надевали дети, женщины и мужчины.

-У нас с вами на экскурсии звучали новые слова и поговорка.

-Я открываю нашу копилку поговорок и старинных слов.

-Какую поговорку мы положим в нашу копилку? (« Работать спустя рукава»)

-Какие новые слова мы положим в копилку?

(В копилку мы положим слова: косоворотка, кушак, порты)

Вывод: Вы были внимательны,  сумели  запомнить новые слова, поговорку.

3 часть

-Ребята какой указ зачитал глашатый вначале нашей экскурсии?

(Готовить  праздничные наряды)

-Ну что ребята пора нам браться за работу. В долгие зимние вечера собирались мастера в свельнике, чтобы ткать, шить вышивать . Ни одну неделю мастерицы склонялись над работой готовя праздничные наряды при свете лучины. Я предлагаю вам стать мастерами и украсить праздничные костюмы используя паедки и ваши эскизы.

-Но сначала давайте разомнем свои пальчики. (пальчиковая гимнастика)

-Приступайте к работе (звучит русская народная музыка)

-Ребята, у вас будет возможность продолжить свою работу. А готовые экспонаты мы разместим в музее русского костюма и проведем экскурсию  для ребят подготовительной группы  и ваших родителей.

Большое спасибо всем за участие в нашей экскурсии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Осень".

Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»(образовательная область «познание»)Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:• уточн...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: "Весна. Первые весенние цветы"

Задачи:- образовательные: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, появляются насекомые, возвращаются птицы)....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Лесная гостья»

интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-творческое развитие"...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Космос»

Цель:-закреплять знания детей о космосе : планетах Солнечной системы, современных летательных аппаратах, -расширить знания о тренировочных испытаниях космонавтов,-продолжать воспит...

Конспект открытого интегрированного занятия ОО «Познавательное развитие» в старшей разновозрастной группе Тема: «Знакомство с воздухом»

Цель: Развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с некоторыми свойствами воз...