Проект на тему: «Занимательная математика в детском саду»
проект по математике (старшая группа)

Кузнецова Наталья Владимировна

 Проект на тему:

«Занимательная математика в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gr.9_proekt_zanimatelnaya_matematika.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект на тему:

«Занимательная математика в детском саду»

Аннотация проекта:

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике.

Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки уровня развития ребёнка в процессе реализации поставленных задач. Работа над проектом позволила осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка, тем самым, обеспечив дошкольникам возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях.

Обоснование необходимости проекта:

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

Через проектную деятельность:

Можно не только передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями в решении новых познавательных и практических задач.

Опираясь на основную естественную деятельность ребёнка – игру – сформировать у него коммуникативные навыки и умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и прочее.)

Реализуется инициатива ребёнка – это значимо для развития умения детьми пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных требованиях

к выпускнику детского сада.

Проект предназначен для занятий с детьми старшей группы.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

Задачи:

1.Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-10; разнообразных линиях.

2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.

3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.

4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Классификация проекта по следующим основаниям:

Доминирующая в проекте деятельность:

Развитие математических способностей.

Предметно-содержательная область:

проект межпредметный (задействованы несколько разделов программы: ФЭМП, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, ознакомление с художественной литературой, физическое развитие, игровая деятельность.) Включена работа с родителями.

Характер контактов: дети, педагоги, родители одной группы.

Количество участников проекта: коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный ( 3 месяца – старшая группа)

Основные теоретические позиции проектного обучения:

В центре внимания – ребенок.

Образовательный процесс, строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального использования этих знаний в разных ситуациях, в самостоятельной деятельности.

Позиции педагога:

Из носителя готовых знаний он превращается в партнера, консультанта, организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем, родителями и др.).

План реализации проекта:

  • Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  • Постановка проблемы.
  • Постановка цели.
  • Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
  • Самостоятельная работа участников проекта.

Самостоятельная деятельность детей в рамках проекта поощряется и поддерживается педагогами и родителями в игровой и бытовой деятельности в свободное время.

Информация о проекте распространяется через оформление проекта, отчёты о проделанной работе и представление на педсоветах.

Содержание этапов проекта:

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

План-график проекта:

Цели: расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.

- Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями.

- Совместная организованная деятельность.

- Дидактические игры.

- Познавательное развитие

- Наблюдения.

- Отгадывание загадок.

- Придумывание загадок

- Беседы.

- Рассматривание картин и иллюстраций.

Речевое развитие:

Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях.

Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.

Ознакомление с худ. литературой:

Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.

Художественно-эстетическое развитие:

Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.

Превращение фигур, цифр и линий в предметы.

«На что похожи цифры»; составление коллажей.

Игровая деятельность:

Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.

- Дидактические игры.

- Подвижные игры.

- Сюжетно-ролевые игры.

- Театральные игры.

- Словесные игры.

- Строительные игры.

Продуктивная деятельность:

Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.

- Коллажи

- Фризы

- Альбомы детской деятельности

- Поделки

- Постройки из конструктора, строителя, песка.

Самостоятельная деятельность:

Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.

- Разнообразные игры.

- Исследовательская деятельность.

- Рисование рисунков.

- Продуктивная деятельность.

Работа с родителями:

Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.

Консультация для родителей на тему: "  Развитие математических способностей у дошкольников".

Подготовительный этап - декабрь

Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте. Через ФЭМП знакомили детей с геометрическими фигурами и телами, учили их давать описание, знакомили с цифрами и разнообразными линиями. Через исследовательскую деятельность находили фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через развитие речи составляли описательные рассказы, сочиняли сказки. Через ознакомление с художественной литературой знакомили с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семицветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др. Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх и играх-соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии. Прошло закрепление знаний детей через разнообразную игровую, продуктивную деятельности.

Работа с детьми:

Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о геометрических фигурах, телах, цифрах и линиях. Выяснили их представления о них. Предложили детям схему знакомства:

Как называется геометрическая фигура (тело, цифра, линия)?

Описание геометрической фигуры (тела, цифры, линии).

На что они похожи?

Где встречается в окружающей действительности?

Исследовательский этап- январь

Выбрать геометрическую фигуру, тело, цифру или линию. Исследовать ее, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.

В самостоятельной художественно-эстетической деятельности  дети рисуют геометрические фигуры, тела, цифры, линии; превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина.

В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о геометрических фигурах, телах, цифрах, разнообразных линия, мы широко использовали игру: в самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками в разнообразных играх с данными математическими понятиями.

Заключительный, обобщающий этап - февраль

В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки.

Итог проекта:

Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.

Результаты-продукты и результаты-эффекты:

1. Участие детей в открытом занятии по развитию математических способностей.  (Хаирова И.А.)

2. Тематический коллаж «Превращение фигур в предметы»

3. «Превращение цифры в предмет», «Рисуем фигурами»

Продолжительность проекта: краткосрочный (декабрь-февраль)

Подготовительный этап

Этап и задачи

мероприятие

сроки

Подбор литературы по данной теме

Изучение. анализ литературы

декабрь

Анкетирование родителей

«Математика в развитии вашего ребенка»

декабрь

Разработка дидактических игр, пособий, способствующих  формированию элементарных математических представлений у дошкольников, развитию дошкольного мышления.

Картотека дидактических игр

Декабрь-январь

Организовать предметно-развивающую среду для развития математических представлений

Центр: «Занимательной математики»

Постоянно

Практический этап

Сроки

Тема

Цель

Декабрь

1.Беседа о геометрических фигурах, телах, цифрах и линиях

«Друзья геометрических фигур»

Д. игры: «Выложи орнамент», «Игра с кругами»

Выяснили их представления о них. Предложили детям схему знакомства:

Как называется геометрическая фигура (тело, цифра, линия)?

Описание геометрической фигуры (тела, цифры, линии).

На что они похожи?

Где встречается в окружающей действительности?

2.Математическая сказка «Математика в лесу»

Игры со счетными палочками.

Закрепить геометрические фигуры с помощью счетных палочек

3.Игра: «Крестики-нолики»

Способствовать развитию внимания, памяти, умение сосредотачиваться на определенном предмет длительное время, содействовать развитию  умения различать такие понятия , как :по диагонали», «вертикально», «горизонтально».

4.Дидактическая игра: «Веселые цифры»

Формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

Январь

1.Изготовление дидактической игры «Геометрические фигуры» с детьми.

Закрепление геометрических  фигур с помощью дидактической игры

2.Дидактическая игра: «Путешествие в страну геометрических фигур», с мультимедийного оборудования.

Закрепление геометрических  фигур с помощью дидактической игры

3.«Рисуем фигурами» - рисование с использованием математических наборов

Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

4.Математическая сказка: «С кем дружит цифра 3»

Заучивание считалки: «Жил в реке»

Закрепить счет порядковый и обратный счет с помощью математических сказок и считалок

Февраль

1.Беседа «Волшебные превращения геометрических фигур»

Закрепить с детьми способы работы с бумагой и ножницами. (сгибание, разрезание, вырезание)

2.Сюжетно-ролевая игра: «Мы строители»

Закрепить в ходе игры математические представления

3.Математическая сказка: «Страна геометрия»

Разучивание пословиц.

Знакомство детей с пословицами о геометрических фигурах

4.Составление рассказов и сказок о фигурах.

Рассказывание: «Закончи сказку по другому»

Д.игра: «Подбери пару варежке»

Закрепить с детьми умение составлять сказки и небольшие рассказы о геометрических фигурах

Заключительный этап

Тематический коллаж «Превращение фигур в предметы» с детьми.

Формировать у детей умение работать в совместной деятельности

Оформление выставки творческих работ «Мир геометрических фигур»

Привлечь родителей к совместной творческой выставке по теме

Список литературы:

Ярославль, «Академия развития», 1996г.

Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников».

Венгер Л.А., Яченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Р.И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1998г.

Глаголева В.Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет». С.-Пб., «Детство-пресс», 1998г.

Ехевич Н. «Развивающие игры для детей». М., 1990г.

Усова А.П «Роль игры в развитии детей». М., «Просвещение», 1976г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группе "Непоседы" на тему :" Занимательная математика в детском саду".

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике у детей старшего дошкольного возраста....

Проект "Занимательная математика в детском саду"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 25 «Звёздочка»       Проект по теме:  «Занимательная математика в детском саду»...

Проект «Занимательная математика в детском саду»

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучен...

Презентация к проекту «Занимательная математика в детском саду»

Презентация к проекту «Занимательная математика в детском саду»...

Педагогический проект "Занимательная математика в детском саду"

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Очень важен правильный подход, заниматься с ребёнком  в игровой форме...

Проект "Занимательная математика в детском саду"

Краткосрочный проект в старшей группе...

Проект в старшей группе «ЗВЕЗДОЧКА» на тему: «Занимательная математика в детском саду»

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике. Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки ...