"Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста".
консультация по математике (младшая группа)

В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-пространственной развивающей среды, которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения и уяснения различных элементарных математических признаков, явлений, факторов и зависимостей как в совместной образовательной деятельности, так и в активной, самостоятельной деятельности в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_elementarnyh_matematicheskih.docx898.09 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование элементарных математических

представлений у детей раннего возраста".

Методические рекомендации.

В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-пространственной развивающей среды, которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения и уяснения различных элементарных математических признаков, явлений, факторов и зависимостей как в совместной образовательной деятельности, так и в активной, самостоятельной деятельности в повседневной жизни.

В ходе формирования элементарных математических представлений, создавать в группе эмоциональную, доброжелательную, увлекательную интересную сферу игры, которая радует и заинтересовывает детей, побуждает к действиям, думать, размышлять, высказываться, различать, квалифицировать, сравнивать, решать проблему, значимую задачу. Обучение математике детей раннего возраста немыслимо без использования дидактических и пальчиковых игр, стихов и сказок. Особая роль в создании предметно-пространственной развивающей среды отводится предметам, пособиям и играм, которые подталкивают ребёнка к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать.

В свободном доступе для детей должны находиться : разнообразные наборы однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный, бытовой, бросовый материалыэто: пуговицы, ленты (разного цвета и размера, шнурки, шишки, желуди, различные палочки, камешки и т. д., которые успешно используются для упражнений в сравнении и различии, группирования и классификации предметов; демонстрационный материал (наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал (панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, наборы лент, шнурков, пирамидки, счетные палочки (различной величины и цвета) и т. д.

Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей исходя из этого, воспитатель намечает программные методы, приемы, дидактические, пальчиковые игры и упражнения, динамические паузы и т. д. От возраста и знаний детей зависит и сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям необходимо предоставить возможность свободно перемещаться по всему пространству групповой комнаты или зала и планирования всех игр и заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на коврике, за столом, в разных зонах группы. Но самым важным моментом формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста является обеспечение эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по формированию элементарных математических представлений создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления.

Целевые ориентиры формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

- ребёнок раннего возраста может образовывать группы из однородных предметов;

- различает один и много предметов;

- различает большие и маленькие предметы, называет их размер;

-различает форму предметов, называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- умеет по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру;

- ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада, ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их.

Организация образовательной деятельности в

формировании элементарных математических представлений

в группе раннего возраста.

Основная цель развития математических представлений у детей раннего возраста являются :

формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,количестве)

Задачи:

-привлечение внимания детей к качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения;

–освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно-двигательным, зрительным путём, путём сравнения;

-развитие самостоятельности в воспроизводящей, творческой деятельности, детской инициативности.

Основными педагогическими принципами: -последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала; -использование игровых приёмов, художественного слова, наглядности в процессе проведения занятий;

-учёт уровня развития детей и их интересов, их эмоционального состояния, предоставление возможности проявления активности при выборе деятельности.

Организация образовательного пространства предусматривает доступность разнообразного материала и оборудования, целенаправленность, систематичность, насыщенность, гибкость, полифункциональность.

Структура программы:

Программное содержание.

Количество: развитие умения формировать группы однородных предметов по заданному признаку; различать количество предметов (много-один).

Величина: привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик, большой мяч-маленький мячик).

Форма : формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Цветформирование восприятия, умения различать и называть основные цвета, группировать предметы по цветовому признаку.

Ориентировка в пространстве: накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Развитие у детей умения двигаться за педагогом в определённом направлении.

памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по формированию элементарных математических представлений создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления.

При планировании организации образовательной деятельности по ФЭМП у детей раннего возраста необходимо учитывать особенности психического и физического развития детей в этот период и строить образовательный процесс с учётом индивидуальных возможностей ребёнка этого возраста. Задача воспитания и обучения состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание решать поставленную игровую задачу.

C:\Users\Григорий\Downloads\20230301_093854.jpg

C:\Users\Григорий\Downloads\IMG-20230314-WA0016.jpgC:\Users\Григорий\Downloads\20230315_092909.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Предлагаемый материал представляет методическую разработку по развитию математических представлений у детей раннего возраста....

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных  и временных отношениях -  неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира,...