Цветная логика
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Алимова Светлана Владимировна

Платный кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnaya_logika.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 358 Тракторозаводского района Волгограда»

«Цветная логика»

Воспитатель: Алимова С. В.

2022-2023гг.


ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Целевой раздел                                                                                3

  1. Пояснительная записка                                                                3
  1. Цель, задачи Программы                                                                4
  2. Принципы и подходы к формированию Программы                        5
  3. Планируемые результаты освоения Программы                                5

II. Содержательный раздел                                                                        6

  1.  Краткое содержание Программы                                                        6
  2. Формы и режим проведения занятий                                                        7
  3. Методы и приемы                                                                                7

III. Организационный раздел                                                                8

  1. Материально – техническое обеспечение                                                8 
  2.  Расписание занятий                                                                         8
  3.  Календарно-тематическое планирование                                                10

IV. Список используемой литературы                                                        15


I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветная логика» является программой социально-педагогической направленности. Программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-4 лет. Программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, а также включает разработки зарубежных и российских авторов. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом. А так же со следующими нормативными документами:

  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;
  • Концепцией дошкольного воспитания;
  • СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.
  • Возраст детей, участвующих в реализации программы с 3 до 4 лет.

Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования развивающих игр как эффективного средства умственного, речевого и психического развития ребенка. Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть. Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

1.1. Цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи рабочей программы

  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
  • Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
  • Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
  • Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.

1.2. Принципы программы:

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

1.3. Планируемые результаты:

  • Усвоен определённый круг математических понятий.
  • Сформировано умение классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам (цвет, форма, величина) и одновременно выделять три признака предметов.
  • Приобретены навыки представления о размере и форме предметов; ориентировки в пространстве.
  • Сформировано умение устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
  • Развита способность объединять и распределять предметы по группам.
  • Сформировано умение работы со схемами («расшифровка» изображения, нахождение нужной фигуру по обозначению ее свойств).
  • Ребёнок наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

II. Содержательный раздел

  1. Краткое содержание Программы

Занятия по программе «Цветная логика» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Постепенно дети создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.

На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с блоками Дьенеша.

Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к развивающим играм. Занятия не носят форму «изучения и обучения», а превращаются в творческий процесс педагога и детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).

Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

1. Подготовка к занятию (установка на работу).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений).

3. Введение в новую тему:

  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия, форма детали);
  • повторение.

4. Практическая часть:

  • показ воспитателем процесса постройки (работа по схеме, карточкам)
  • расшифровка детьми некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
  • тестовый план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • самостоятельная деятельность детей по схемам

  1. Формы и режим проведения занятий

Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию деятельности кружка «Цветная логика». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

  • На восприятие формы;
  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие способности действия наглядного моделирования.
  1. Методы и приемы:
  • Наглядные (плакаты, таблицы, схемы, зарисовки, показ);
  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа, художественное слово);
  • Практические (сравнение, экспериментирование, упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры).

III. Организационный раздел

  1. Материально – техническое обеспечение

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

  • На восприятие формы;
  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие способности действия наглядного моделирования.

Используемые игровые пособия и материалы

  • Блоки Дьенеша
  • Пособие «Веселые цветные числа»
  • Альбом «Лепим нелепицы»
  • Альбом «Дом с колокольчиком»
  • Альбом «На золотом кыльце…»
  • Альбом «Страна блоков и палочек»
  • Демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша.
  • Схематические изображения деревьев, домиков для классификации. -знаки-символы.
  • обручи.
  • ИКТ.

  1. Расписание занятий

Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает одно занятие в неделю, во второй половине дня. Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 15 минут для детей дошкольного возраста (3-4 лет). Занятия проводятся четыре раза в месяц, с октября по май.

Всего 32 занятия в год.

График работы кружка: 1 раз в неделю (среда)

Среда: 16.00 – 16.15

Срок реализации: 2022 – 2023 учебный год

Продолжительность – 15 минут


  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия, цель

месяц

1.

«Знакомство с логическими блоками Дьенеша»

Цель: познакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур.

Рассматривание блоков Дьенеша, сравнение фигур.

Игры «Найди фигуру», «Найди на ощупь». Выполнение построек по собственному замыслу.

Октябрь

1 неделя

1.2

«Продолжение знакомства с логическими блоками Дьенеша»

Цель: учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете, размере, форме. Развивать внимание, память связную речь.

Выполнение построек по собственному замыслу.

Д/и «Волшебный мешочек», «Что изменилось»

2 неделя

1.3

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

3 неделя

1.4

Игра на внимание «Найди пару»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

4 неделя

2.1

«Группировка блоков по одному признаку»

Цель: развивать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать фигуры по одному признаку.

Игра «Дружат - не дружат», игра «Домино»

Ноябрь

1 неделя

2.2

Продолжение занятия №5

Цель: продолжать развивать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать фигуры по одному признаку.

Игра «Найди друга», «Дорожки»

2 неделя

2.3

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения.

3 неделя

2.4

Игра «Отгадай фигуру»

Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур).

4 неделя

3.1

«Группировка блоков по двум признакам»»

Цель: развивать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать фигуры по двум признакам (форма и размер, цвет и размер)

Игры «Дупло белочки», «Зайкин огород»

Декабрь

1 неделя

3.2

«Группировка блоков по двум признакам. Продолжение»

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать фигуры по двум признакам (форма и размер, цвет и размер)

Игры «Весёлые каркуши», «Угощение для медвежат»

2 неделя

3.3

«Угости матрешек печеньем»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины

3 неделя

3.4

Игра «Укрась елки игрушками»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.

4 неделя

4.1

«Группировка блоков по трём признакам»

Цель: развивать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать фигуры по трём признакам (форма, размер и цвет).

Игры «Мостик через реку», «Ёжик», «Машинки».

Группировка фигур с выделением одновременно трёх признаков (форма, размер и цвет)

Январь

1 неделя

4.2

«Группировка блоков по трём признакам. Продолжение»

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать фигуры по трём признакам (форма, размер и цвет).

Игры «Художники», «Необычные фигуры»

Группировка фигур с выделением одновременно трёх признаков (форма, размер и цвет)

2 неделя

4.3

Игра «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу.

3 неделя

4.4

Игра «Построй домик»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу

4 неделя

5.1

«Блоки Дьенеша: толстые и тонкие»

Цель: развивать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать фигуры по трём признакам (форма, размер и цвет). Знакомство с новым признаком блока – толщиной.

Игра «Что изменилось»

Группировка по толщине: все толстые, все тонкие.
Игра «Толстые и тонкие».

Февраль

1 неделя

5.2

«Садовники»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу,

2 неделя

5.3

«Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

3 неделя

5.4

«Играем вместе» (закрепление пройденного)

Цель: закреплять умение выделять существенные признаки предметов.

Д/задание «Выложи цепочку» (например, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.)

Игра с блоками Дьенеша «Найди не такую»

4 неделя

6.1

«Блоки Дьенеша: работа со схемами»

Цель: учить детей называть «полное имя» блока, то есть перечислять весь объем его свойств. Знакомство с карточками изображенных свойств.

Игры «Давайте познакомимся», «Кто быстрее соберет»

Март

1 неделя

6.2

«Бусы для мамы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

2 неделя

6.3

Игра «Найди не такую»  
Цель:
 Учить выделять существенные признаки, называть их.

3 неделя

6.4

Игра «Рассели жильцов»
Цель:
 Учить классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.

4 неделя

7.1

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)».

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Апрель

1 неделя

7.2

«Посади цветы на клумбы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

2 неделя

7.3

«Что лишнее?»

Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам.

3 неделя

7.4

«Поможем Золушке»
Цель:
 Учить классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.

4 неделя

8.1

«Продолжи ряд»

Цель:  Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Май

1 неделя

8.2

«Хоровод»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

2 неделя

8.3

«Магазин»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

3 неделя

8.4

«Волшебное дерево»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

4 неделя

Результатом учебной программы по сенсорному развитию детей следует считать:

  • Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
  • Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
  • Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

IV. Список используемой литературы

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
  2. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
  3. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
  4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
  5. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
  6. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  7. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
  8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
  9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
  10. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по познавательно-речевому развитию для детей 3-4 лет "Цветная логика"

Программа "Цветная логика" состоит из занятий, в ходе изучения которых дети получают сведения о свойствах и отношениях объектов, чисел, величины и их характерные особенности, пространственно-временные...

Календарно-тематическое планирование дидактических игр и упражнений «Цветная логика» для детей 2 - 3 лет

Дидактические игры и упражнения «Цветная логика» состоят из игровой деятельности, в ходе которой дети получают сведения о  цвете, количестве, величине и их характерных особенностях, пространствен...

Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика.Блоки Дьенеша»

Дополнительная общеразвивающая программа    «Цветная логика. Блоки Дьенеша»  Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принцип...

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»

Данная программа формирует математическое мышление  детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Презентация. Цветная логика

Данная игра помогает детям развивать логическое мышление....

Программа дополнительного образования для детей от 3 до 4 лет "Цветная логика. Блоки Дьенеша"

Прогамма дополнительного образования "Цветная логика. Блоки Дьенеша" расчитана на младший дошкольный возраст (3-4  года). Сроки реализации программы - 3 месяца (по 2 занятия в неделю). ...

Кружок в младшей группе"Цветная логика" вторая младшая группа.

                                    Пояснительная запискаРабочая программа составлена с учетом осн...