Календарно-тематическое планирование дидактических игр и упражнений «Цветная логика» для детей 2 - 3 лет
календарно-тематическое планирование по математике (младшая группа) на тему

Мишина Валентина Ивановна

Дидактические игры и упражнения «Цветная логика» состоят из игровой деятельности, в ходе которой дети получают сведения о  цвете, количестве, величине и их характерных особенностях, пространственно-временных отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_2-3_let.docx82.58 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование дидактических игр и упражнений          «Цветная логика»

                           Для детей 2 – 3 лет

МАОУ «Манчажская СОШ» структурное подразделение                                      «Детский сад села Манчаж»

Составила: Мишина В.И.

     

с. Манчаж

2016 год


Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………. 3
  2. Перспективно-тематический план…………………………………… 7
  3. Методическое обеспечение………………………………………….. 12
  4. Дидактические игры и упражнения………………………………… 13
  5. Приложение…………………………………………………………..  25
  6. Список литературы…………………………………………………... 31

Пояснительная записка

 В настоящее время в связи с построением педагогического процесса  с учетом ФГОС ДО ребенку для успешного усвоения программы школьного обучения необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период,  служат  фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Дошкольник обладает большими возможностями развития и способностями познавать. Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Начинать развитие элементов логического мышления следует в раннем возрасте.

Дидактические игры и упражнения «Цветная логика» состоят из игровой деятельности, в ходе которой дети получают сведения о  цвете, количестве, величине и их характерных особенностях, пространственно-временных отношениях.

Данные игры и упражнения имеют познавательно-речевую направленность и рассчитаны на детей 2 - 3 лет.  

Новизна дидактических игр и упражнений: использование нетрадиционных развивающих игр с математическим содержанием в игровой деятельности с детьми раннего возраста для подготовки мышления дошкольников к школьному обучению в частности предматематической подготовки.  

 Актуальность. 21 век – век информационных технологий. Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики. Современный,  окружающий ребенка мир, носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в себе, в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, имеют высокий уровень готовности к школе.

Цель дидактических игр: Развивать у детей приемы логического мышления через авторскую  игру  - палочки Кюизенера.

 Задачи:  

1. Развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ, обобщение, классификация, сравнение.

 2. Способствовать формированию у детей  элементарных математических и пространственных представлений.

 3. Развивать  сенсорные эталоны: цвет, размер,  и сопоставлять предметы по цвету, длине, ширине, высоте .

 4. Развивать зрительную память и мелкую моторику рук.

5. Познакомить детей с цветными палочками Кюизенера как с игровым материалом, помочь детям сориентироваться в данном материале.

6. Продолжить знакомство детей с эталонами цвета (различать цвет, классифицировать по цвету), формировать представления о различных параметрах величины – длине, ширине, высоте, научить сравнивать и сопоставлять  палочки по цвету, длине, ширине, высоте.

7. Научить создавать логические последовательности от самых простых до самых сложных.                                                                                                                        

8. Формировать умение конструировать по схеме и выполнять словесные инструкции.

9. Включать детей в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, составить, сгруппировать, смоделировать  доступным способом. 

10. Развивать  творческие способности,  воображение, фантазию, способности к моделированию, конструированию,  пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.

11. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

12. Развивать речь, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. 

Игры и упражнения с палочками Кюизенера являются средством достижения заявленной цели календарно-перспективного планирования.

Общее количество игр-занятий:

- в год – 32 игры-занятия, в месяц – 4, в неделю – 1 игра-занятие.

Длительность игры- занятия 7 - 10 минут.  

          В данном календарно-тематическом планировании показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.

 В  дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам: логическим блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера и др.  В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики. Палочки Кюизенера являются универсальным дидактическим материалом для формирования у дошкольников элементарных математических представлений и развития приемов логического мышления. Палочки Кюзенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Набор содержит 116 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является числом два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам.

Набором палочек обеспечивается каждый ребенок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Основной   метод обучения - игровой, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Игры-занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Достаточно эффективно   использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

Палочки Кюизенера -  как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Игры с палочками Кюизенера специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач. Использование нетрадиционного дидактического материала  в игровой деятельности  помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у детей, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.

Данные игры и упражнения открывают детям мир количественных,  пространственно – временных отношений,   учат решать при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Предполагаемый результат:

 1. На достаточном уровне развито логическое мышление: умение обобщать и сравнивать.

 2. Умеют использовать занимательный игровой материал, как в играх-занятиях,  а так же в играх самостоятельного характера.

 3. Сформированы сенсорные эталоны и умеют сопоставлять предметы по цвету, длине, ширине, высоте.

4. Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.

Способ проверки результатов работы: 2 диагностики (исходная (октябрь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления («Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой).

Главная форма организации – игра.

В своей работе при подборе материала, старалась учитывать возрастные особенности детей.

 Игры с палочками Кюизенера проводятся  в системе, они служат для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).  Характером математического материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные, логические и математические способности. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы. Используемый в играх  материал, развивает у детей не только логику, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительную память.

Перспективно – тематический план

Месяц

Неделя

Тема игры-занятия

Цель игры-занятия

Количество игр-занятий

Октябрь

1

Исследование  исходного уровня развития элементов логического мышления у детей

Выявить исходный уровень развития познавательных процессов у детей.

1

2

Знакомство с палочками Киюзенера

Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства палочек.

1

3

Разноцветные палочки

Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей. Развивать  внимание, память, мышление.

1

4

Строим дорожки

Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже синяя (красная, жёлтая, разноцветная)»). Развивать  внимание, память, мышление.

1

Ноябрь

5

Строим дорожки

Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т.д.). развивать внимание, память, мышление.

1

6

Подбираем ленточки к фартучкам

Закрепить названия основных цветов, развивать умение классифицировать палочки (полоски) по цвету, находить палочки заданного цвета. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «такая же», «тоже красная» и т.д.). Развивать  внимание, память, мышление.

1

7

Нарисованные истории

Закрепить названия основных цветов, развивать умение классифицировать палочки (полоски) по цвету, размеру. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «такая же», «большая», «маленькая», «длинная», «короткая»  и т.д.). Развивать речь, внимание, память, мышление.

1

8

Поезд

Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.

1

Декабрь

9

Путешествие на поезде

Закрепить название эталонов цвета, понятия «длиннее», «короче», развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.

1

10

Чудесный мешочек

Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.

1

11

Найди и покажи

Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.

1

12

Спрячь игрушку

Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать представление сравнивать палочки по высоте и длине.

1

Январь

13

Построим заборчик

Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи.

1

14

Заборы низкие и высокие

Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи, мышления, воображения.

1

15

Построим мостик

Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по длине. Закреплять понятия «длинный», «короткий». Познакомить с понятиями «широкий», «узкий» Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи.

1

16

Построим мостик

Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по длине, ширине. Закреплять понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий» Способствовать развитию речи.

1

Февраль

17

Плоты на реке

Развивать представление о ширине. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по ширине. Закреплять понятия «узкий», «пошире»,  «широкий».  

1

18

Коза с козлятами

Развивать представление детей о количестве. Закреплять понятия «один», «два», «много», «мало». Способствовать развитию речи, памяти, мышления.

1

19

Дорожки для матрёшки

Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Познакомить с понятиями «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше, чем…», «больше, чем…».

1

20

Угадай-ка

Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определённый признак. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.

1

Март

21

Разложи по цвету

Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. Развивать речь.

1

22

Один, много, ни одного

Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, внимание.

1

23

Колобок

Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать речь, память. Способствовать развитию интереса к произведениям художественной литературы.

1

24

Лесенка для зайчика

Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать мышление, речь.

1

Апрель

25

Лесенка для матрёшки

Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать мышление, внимание.

1

26

Лесенки

Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать внимание, память.

1

27

Лесенка высокая и низкая, широкая и узкая

Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.

1

28

Башенки

Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать внимание, память.

1

Май

29

Заюшкина избушка

Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету, размеру. Развивать речь, память. Способствовать развитию интереса к произведениям художественной литературы.

1

30

Закрывай скорей окошки

Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету, размеру. Развивать речь. Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

1

31

Красивые коврики

Развивать представление детей о количестве. Познакомить  детей с понятием «столько же».  Развивать логическое мышление, внимание.

1

32

Диагностические задания

Выявить итоговый уровень развития познавательных процессов у детей.

1

Методическое обеспечение.

  1. Виды и формы деятельности:  

 Игры и упражнения, игры – конструирования,  подвижные игры, развлечения.  

2. Методы и приемы обучения

 1.Наглядные  (показ педагога, пример,  помощь).

2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование  загадок, поговорок).

3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение заданий).

4.Игровые (появление объектов, игрушек, создание игровой ситуации).

3. Дидактический материал: комплект цветных счетных палочек Кюизенера, плоскостной вариант палочек Кюзенера, комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизнера, альбом-игра «Волшебные дорожки».

Диагностика

 «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой

Дидактические игры и упражнения

  1. Знакомство с палочками Кюизенера

Развивающая среда: набор палочек Кюизенера, кукла.

Ход игры

        При первой встрече с комплектом палочек предусматривается более длительный период игры, предназначенный для свободной группировки призм и конструирование с помощью элемента набора.

        Воспитатель обращает внимание детей на куклу Катю, которая пришла в гости. Катя пришла с подарком, который находится в красивой коробке (набор палочек). Воспитатель предлагает детям рассмотреть подарок.

        Воспитатель даёт детям возможность рассмотреть цветные палочки, предоставляет свободу, необходимую для того, чтобы сориентироваться в материале. Наблюдает за тем, как дети играют с палочками, что именно они делают (конструируют, выкладывают узоры).

        Совместно с детьми воспитатель рассматривает палочки, и беседует с ними:

        - Какие палочки? (короткие, длинные, большие, маленькие, цветные).

        - Сколько палочек? (много).

        - Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют те цвета, которые им знакомы).

        Воспитатель предлагает детям собрать палочки в коробку (когда поймёт, что дети наигрались) и поместить её на полке с играми. Сообщает, что дети в свободное время могут взять палочки и поиграть с ними. Дети с воспитателем благодарят куклу Катю за подарок.

  1. Разноцветные палочки

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (полосок), кукла, коробки разных цветов.

Ход игры

        Воспитатель привлекает внимание детей, сообщает, что кукла Катя хочет с ними поиграть с палочками. Дети вместе с воспитателем располагаются за столом. Воспитатель обращает внимание на цвет палочек:

        - Какие  палочки по цвету?

        - Покажите красную палочку (синюю, жёлтую).

        - Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета, какой нравится, и назовите цвет палочек.

        Воспитатель вместе с детьми проговаривает название цветов.

        Затем кукла Катя приносит разноцветные коробочки, предлагает детям разложить палочки в коробочки соответствующего цвета (красную палочку в коробочку красного цвета, синюю в синюю коробочку и т.д.). Дети вместе с куклой и воспитателем смотрят правильность выполнения задания, совместно исправляют ошибки.

  1. Строим дорожки

Развивающая среда: наборы цветных палочек или полосок, кукла, листы из альбома «Волшебные дорожки».

Ход игры

        Воспитатель обращает внимание детей на картинку, которую принесла кукла Катя..

        - Кто это? (гусеница, сороконожка)

        - Какая она? (большая, длинная, красивая, разноцветная)

        - По какого цвета дорожке спешит сороконожка? (синей)

        - Покажите мне палочку синего цвета. Давай проверим, можно ли из них выложить дорожку.

        Аналогично рассматриваются картинки со стр.2 – 4 альбома, выкладываются дорожки красная, жёлтая, разноцветная.

  1. Строим дорожки

Развивающая среда: наборы цветных палочек или полосок, домики разного цвета (можно вырезать из картона), силуэты гномиков разного цвета.

Ход игры

        Воспитатель на столе или на ковре располагает разноцветные домики (белый, красный, розовый, голубой и т.д.). рассказывает детям, что получила письмо от жильцов этих домиков – гномов. В дождливую погоду им трудно пройти к своему жилью. Гномы просят детей помочь, построить дорожки к домам, но так, чтобы они были одинакового цвета с домиками.

        Каждый ребёнок выбирает домик и самостоятельно строит дорожку. Дети (при необходимости с помощью взрослого) выясняют и уточняют, дорожка какого цвета получилась, что можно сказать о цвете дорожек и домиков, какая дорожка самая длинная, самая короткая.

        Появляются гномы, благодарят детей, предлагают детям потанцевать.

  1. «Подбираем ленточки к фартучкам».

Развивающая среда: наборы цветных палочек или полосок, фартучки разного цвета (можно вырезать из картона), кукла.

Ход игры

Воспитатель раскладывает фартучки всей цветовой гаммы палочек Кюизенера и предлагает детям помочь кукле Кате выбрать соответствующие палочки – «ленточки» к фартучкам и назвать их цвет: «это ленточка красная, и эта такая же»; «эта желтая и эта желтая» и т.д. Каждый ребёнок выбирает фартучек и подбирает подходящие ему по цвету «ленточки». Дети (при необходимости с помощью взрослого) выясняют и уточняют, «ленточки» какого цвета получились, что можно сказать о цвете «ленточек» и фартучков. Какая «ленточка» самая длинная, самая короткая. Можно сравнить величину фартучков и длину «ленточек».

  1. Нарисованные истории

Развивающая среда: наборы цветных палочек или полосок, листы из альбома «Волшебные дорожки».

Ход игры

        Воспитатель показывает детям страницу 5 из альбома «Волшебные дорожки», комментирует «Для нашей мамы кошки поём мы на дорожке».

        Воспитатель с детьми рассматривает маму-кошку (её платьице, бантик, шляпу, дирижёрскую палочку), обращает внимание детей на поющих котят: весёлые котята или грустные.

        На странице 6, рассматривая зайчиков, выясняем, что такое одинаковые или разные по цвету. Сравниваем по длине палочки розовую и голубую, какая длиннее, какая короче.

        Выясняем, у какого зайчика штанишки длиннее. Оказывается, штанишки разные по цвету и длине.

        Дети самостоятельно (или с помощью взрослого) накладывают палочки на изображения, повязывая котятам и маме-кошке бантики, выкладывая разноцветную дорожку, надевая штанишки зайчишкам и т.д.

  1. Поезд

Развивающая среда: картина с изображением поезда, набор палочек Кюизенера или полосок, ковролин.

Ход игры

        Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку с изображением поезда. Беседа по картине. Что изображено на картине, какой поезд, из чего он состоит (колёса, вагоны). Воспитатель уточняет и дополняет знания детей. Затем предлагает детям построить поезд из цветных палочек или полосок. Воспитатель выстраивает поезд на ковролине из цветных полосок (белой, розовой, голубой, красной и т.д.) и объясняет свои действия. Можно использовать любые комбинации палочек. Дети на столе самостоятельно выстраивают свои поезда. Затем рассматривают что у кого получилось. Воспитатель играет с детьми в поезд. Дети выстраиваются друг за другом – они вагончики, воспитатель во главе – паровоз, и ездят по группе.

Паровоз кричит: «Ду-ду, я иду, иду, иду»,

А колёса стучат, а колёса говорят:

«Так-так-так!»

Вот поезд наш едет, колёса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повёз.

  1.  Путешествие на поезде

Развивающая среда: картина  с изображением поезда, набор палочек Кюизенера или полосок, силуэты трёх медведей (вырезанные из картона), русская народная сказка «Три медведя».  

Воспитатель говорит, что в гости к детям пришли медведи. Маша пригласила их  в гости. Но доехать к ней можно только на поезде. Медведи  просят помочь им добраться в гости  к Маше. Воспитатель предлагает  взять из коробки  палочки разного цвета и составить из палочек - вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Дети (сами или при помощи взрослого) рассаживают медведей по вагонам.

Воспитатель с детьми «на поезде» едут на коврик и вспоминают сказку «Три медведя».

  1. Чудесный мешочек

Развивающая среда: набор палочек, непрозрачный мешочек.

Ход игры

        Воспитатель предлагает детям поиграть, показывает «чудесный мешочек» и сообщает, что там находятся волшебные палочки.

  1. Детям нужно с закрытыми глазами достать из мешочка любую палочку, посмотреть на неё и сказать какого она цвета.
  2. С закрытыми глазами нужно найти две палочки одинаковой (разной) длины. Достать из мешочка и сравнить: одинаковые по длине палочки какого цвета. Какого цвета разные по длине палочки. Воспитатель делает вывод и подводит к тому, что одинаковые по длине палочки – одного цвета, разные по длине палочки – разного цвета.

  1. Найди и покажи

Развивающая среда: набор палочек, Буратино (игрушка или картинка).

Ход игры

        Пришёл в гости Буратино, он плохо знает названия цветов. Воспитатель предлагает помочь ему. На столе или на ковре наборы палочек или полосок. Буратино говорит, какие палочки ему нужны, а дети находят их в наборе.

- Найдите, пожалуйста, не красную палочку (значит, подходят все палочки, кроме красной).

- Не жёлтую..

- Не синюю и т.д.

  1. Спрячь игрушку

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера, мелкие игрушки или силуэты животных разной высоты (лев, лиса, морж, журавль, слон, носорог, кенгуру, медведь, крокодил), стихотворение С.Я. Маршака «Где обедал воробей?»

Ход игры

        Воспитатель читает детям стихотворение «Где обедал воробей?», беседует по содержанию. Воспитатель показывает животных, которые живут в зоопарке. Рассматривают животных, сравнивают их по высоте. Воспитатель предлагает детям построить для игрушечных животных свой зоопарк. Для этого каждый ребёнок получает игрушку зверя и строит забор такой высоты, который спрячет его (так, чтобы не было видно).

        Нужно обсудить с детьми, где, за забором какого цвета живёт самый высокий зверь, какой. За каким забором живёт самый низкий зверь, кто это и т.д.

        Рассматривают заборы-вольеры, какие выше, ниже. Обратить внимание детей на то, что все «дощечки» в одном «заборе» одного цвета и одинаковой высоты.

  1.  Построим заборчик

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера, мелкие игрушки.

Ход игры

        Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки на столе, и рассказывает историю:

        «Жила-была бабушка. Её дом находился недалеко от леса. И были у бабушки друзья. Лошадка возила бабушку за покупками. Коровка, которая кормила её, давала молоко. Собачка охраняла дом бабушки. Кошечка ловила мышей. Жили они дружно и весело, но боялись волка, который жил в лесу. Вокруг дома не было забора, и животные были не защищены. Они прислали нам письмо и попросили помочь построить забор».

        Воспитатель предлагает детям взять наборы палочек. Дети выбирают животных (игрушки). Воспитатель строит забор для бабушкиного дома из разноцветных палочек, а дети для животных – из одинаковых по цвету.

        Дети совместно с воспитателем рассматривают, что получилось, обсуждают:

- Какие красивые заборчики?

-  Из каких палочек вы строили заборчик? Какие палочки использовали (каждый ребёнок рассказывает о своей работе).

- Какой забор у лошадки? А у кошки? Высокий или низкий?

- Сможет ли спрятаться от волка коровы, собака и т.д.?

- Почему у вас получились такие ровные заборчики? Какого они цвета, размера?

- Посмотрите, какой заборчик у меня. Похож он на ваши? Почему не похож? Чем отличается?

Воспитатель подводит детей к тому, что палочки одинакового цвета имеют одинаковую высоту, а палочки разного цвета – разные по высоте.

- Бабушка со своими друзьями будут рады и теперь им не страшен волк.

  1. Заборы низкие и высокие

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера,  домики разного размера, мелкие игрушки.

Воспитатель на ковре  раскладывает домики. Обращает на них внимание детей.

- Для жителей сказочного м королевства построили новые дома. А вот на забор сделать забыли. Жители этого королевства не могут заселиться в дома без забора. Давайте подумаем. Чем мы им можем помочь? (построим заборчики)

- Из чего можно построить забор? (из палочек).

- Давайте подберём палочки для забора.

Дети выбирают палочки, строят заборчики, укладывая палочки  вертикально, рядом друг с другом. Сравнивают заборы по высоте. Исправляют ошибки.

        - Наши домики готовы, сказочным жителям можно заселяться.

  1. Построим мостик

Развивающая среда: наборы цветных палочек (полосок), на ковре или на столе изображение длинной извилистой «реки», ширина которой изменяется или превращается в ручейки, игрушки (машины разного размера, люди, животные).

Ход игры

        Воспитатель располагает игрушки по разные стороны «реки». Предлагает детям рассмотреть реку и что есть вокруг неё. Обыгрывает ситуацию.

        - Машины, люди, животные находятся по разные стороны реки и не могут встретиться. Как им помочь? Нужно построить мосты.

        - Какая река? Во всех ли местах она одинаковая по ширине?

        - Какие мосты нужны? (в разных отрезках реки)?

        Каждый ребёнок ( при необходимости с помощью взрослого) намечает, в каком месте реки он будет строить мост.

        Дети подбирают для моста палочки (полоски) соответствующей длины (важно, чтобы их длина перекрывала ширину реки). Методом проб и ошибок дети находят нужный строй материал. После строительства мостов обсуждается, какого цвета каждый из них, какой длины, какой короче – длиннее. Почему для ручейка взяли голубую палочку, а для речки оранжевую (сравнить по длине).

  1.  Построим мостик

Развивающая среда: наборы цветных палочек (полосок), на ковре или на столе изображение длинной извилистой «реки», ширина которой изменяется или превращается в ручейки, игрушки (машины разного размера, люди, животные).

Ход игры

Воспитатель располагает игрушки по разные стороны «реки». Предлагает детям рассмотреть реку и что есть вокруг неё. Обыгрывает ситуацию.

        - Вода в реке размыла мосты. Машины, люди, животные не могут перебраться на другой берег. Как же можно построить мосты, чтобы они были прочнее?

        Дети (при необходимости с помощью взрослого) строят мосты по ширине палочек (для этого палочки одинакового цвета и длины прикладывают друг к другу, пока не соединят берега).

        - Какие получились мосты? (широкие, узкие).

        - Широкие мосты какого цвета? Какого цвета узкие мосты?

        Дети с помощью игрушек проверяют, достаточной ли ширины тот или иной мост, сможет ли проехать машина, автобус, пройти кукла, заяц. По синему мосту (широкому) едет автобус,  по голубому (узкому) через ручей перебегает заяц.

        Затем целесообразно для закрепления понятий перейти к самостоятельной игровой деятельности детей.

  1.  Плоты на реке

Развивающая среда: наборы цветных палочек (полосок), изображение широкой реки с мостом, проёмы которого разной ширины.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям построить плоты, на которых можно проплыть под мостом. Плот надо подобрать так, чтобы он свободно проходил под мостом, но и не был маленьким. Дети методом проб и ошибок выбирают плоты. В процессе работы приходят к выводу о том, что проемы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий»).

  1. Коза с козлятами

Развивающая среда: наборы цветных палочек или полосок, листы из альбома «Волшебные дорожки».

Ход игры

        Воспитатель показывает детям страницу из альбома.

        - Вот козлят считает мама: рожек много деток мало. Взрослый предлагает детям наложить палочки на изображение рожек, пощупать их.

        - Давайте поможем козе-маме посчитать деток.

        - Из какой сказки к нам пришла коза с козлятами? Давайте вспомним, сколько козлят было у мамы-козы в сказке?

        - А где ещё два козлёнка?  (Дети высказывают свои предположения.)

        В процессе самостоятельной игровой деятельности дети накладывают палочки на оконную раму. (Можно предложить украсить печь или ковёр на полу.)

  1. Дорожки для матрёшки

Развивающая среда: матрёшки разного размера (игрушки или силуэты), в сарафанах разного цвета, наборы палочек или полосок.

Ход игры

        Дети вместе с воспитателем рассматривают матрёшек, сравнивают их по величине, по цвету сарафанов. Например, самая большая матрёшка – в синем сарафане, поменьше – в жёлтом сарафане, ещё меньше – в красном, ещё меньше – в голубом, самая маленькая в белом.        

В гости к нам пришли матрёшки,

Принесли они полоски.

        Воспитатель сообщает детям, что матрёшки собираются в лес за ягодами:

Мы – матрёшки, вот какие крошки,

А на нас, а на нас разные сапожки.

Не спим, не сидим, в лес за ягодой ходим.

Мы – матрёшки, вот какие крошки

Сделай нам, сделай нам

Разные дорожки.

А дорожки – не простые сине-красно-голубые,

Каждой матрёшке по своей дорожке.

           Дети вместе с воспитателем выкладывают дорожки: для большой матрёшки в синем сарафане – широкую синюю дорожку. Для матрёшки в красном сарафане – красную дорожку уже, для самой маленькой матрёшки в белом сарафане – самую узкую дорожку и т.д. рассматривают дорожки и матрёшек. Сравнивают по цвету и ширине. Сравнивают ширину дорожек и величину матрёшек.

  1.  Угадай-ка

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера, волшебная коробочка чудесный мешочек.

Ход игры

  1. Возьмите в одну руку красную палочку, а в другую – синюю. Какая из палочек длиннее (короче) – красная или синяя? Приложите их друг к другу, поставьте рядом на стол, сравните разными способами.
  2. Выберите из набора все палочки одного цвета. Какие они по длине? Выберите палочки одной длины. Какого они цвета?
  3. Покажите какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее красной, короче голубой, короче жёлтой и т.д.
  4. Воспитатель предлагает угадать, какую палочку она спрятала,. Если эта палочка длиннее голубой (короче красной, длиннее розовой, короче синей и т.д.).
  5. Возьми любую палочку, какая нравится. Найди две другие, не равные по длине этой палочке. Какого они цвета? Какая палочка короче, длиннее?
  1.  Разложи по цвету

Развивающая среда: наборы палочек или полосок, обручи (красный, синий, жёлтый, голубой), силуэты цветных человечков.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что в гости пришли цветные человечки: красный, голубой, жёлтый и синий. Они раскрашивают предметы в разные цвета, и наши цветные палочки они тоже раскрасили. Красный человечек раскрасил все красные палочки, голубой – все голубые палочки и т.д. но случилось так, что палочки играли и все перепутались. Цветные человечки просят детей помочь, навести порядок в разноцветной семье и вернуть шалунишек на место, разложить палочки по цвету.

        Воспитатель располагает цветные обручи на ковре, в каждый обруч по человечку. Соответственно, в красном обруче находится красный человечек, в синем обруче – синий и т.д. Цветные человечки зовут палочки к себе. Дети беру наборы палочек Кюизенера и раскладывают палочки по цвету в обручи.

        - В красном обруче человечки какого цвета? А в синем обруче?

        - Жёлтые палочки в обруче какого цвета?

        - Одинаковые или разные по длине палочки в голубом обруче, в красном обруче, в синем обруче, в жёлтом обруче?

  1. Один, много, ни одного

Развивающая среда: красные и розовые палочки, сюрпризный мешочек, маленькая коробочка (можно от спичек).

Ход игры

        Воспитатель предлагает поиграть с палочками, высыпает из мешочка на стол красные палочки.

        -         Какие красивые палочки! Сколько их, как вы думаете? (Много).

        -  Возьмите по одной палочке. Какого они цвета?

        Воспитатель спрашивает каждого ребёнка: сколько у тебя палочек? (Одна.)

        Воспитатель удивляется, делает с детьми открытие: было много палочек, а сейчас одна у каждого ребёнка. Предлагает положить все палочки на стол.

        - Сколько вместе палочек? (Много.)

        - Возьмите палочки обратно. Сколько палочек у каждого из вас? (По одной.)

        Воспитатель спрашивает детей: сколько у меня палочек (ни одной). Берёт себе палочку.

        - А теперь сколько у меня палочек? Так же, как у вас.

        Воспитатель прячет палочку в ладони, чтобы ее не было видно.

        - Сколько у меня в руке палочек? (Одна.)

        - А сколько в мешочке палочек? (Много.)

        Воспитатель показывает детям красивую маленькую коробочку (коробка меньше палочки). Предлагает положить в неё палочку (не помещается).

        - Сколько палочек в коробочке? (Ни одной.)

        Воспитатель вместе с детьми находят выход – поместить в коробочку какую-нибудь другую палочку. Выбирают, какая палочка поместится. (Розовая.)

        Далее дети могут играть самостоятельно, прятать палочки, угадывать, сколько в руке, объединять их.

  1. Колобок

Развивающая среда:  наборы цветных палочек или полосок, листы из альбома «Волшебные дорожки», колобок (игрушка или силуэт).

Ход игры

        Воспитатель загадывает детям загадку:

Он от дедушки ушёл
И от бабушки ушёл.
На беду свою, в лесу,
Встретил хитрую лису.
И пропал румяный бок.
Кто же это?…(Колобок! )

        - Ребята, посмотрите, кто это к нам прикатился? Наверное, он и от лисы убежал!

        - Давайте вспомним, кого колобок встретил в лесу, какую песенку пел колобок героям сказки.

        Взрослый предлагает «нарисовать» героев сказки палочками (или полосками). Дети выбирают понравившуюся страницу к сказке и начинают самостоятельно (по мере необходимости с помощью взрослого) работать.

  1. Лесенка для зайчика  

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера, призма, зайчик (игрушка или силуэт очень маленького размера).

Ход игры

        Воспитатель сообщает детям, что в гости к ним пришёл зайчик. Он катался с друзьями с горки, но лесенка сломалась. Зайчикам теперь не подняться на горку.

        Воспитатель обращает внимание детей на призму и лежащие возле неё палочки.

        - Ребята, может быть мы сможем помочь зайчику? (Да.)

        - Что для этого надо сделать? (Построить новую лесенку.)

Воспитатель предлагает ребёнку взять белый кубик и положить его на стол, розовую палочку рядом с белым кубиком, справа от него (палочки выкладываются вертикально) и т.д. Затем построенная лесенка обыгрывается: по ней поднимается зайчик. Зайчик считает ступеньки, останавливается на третьей и т.д.

  1.  Лесенка для матрёшки

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера, маленькие матрёшки (игрушки или силуэты), домики.

Ход игры

        Воспитатель говорит, что сегодня в гости к детям пришли матрёшки. Для них построили новые дома, но забыли сделать лесенки. Предлагает выложить лесенки к домикам из палочек (палочки выкладываются горизонтально).

        - Давайте найдём самую длинную палочку. Какого она цвета? (Жёлтого.)

        - Жёлтую палочку положим у домика. Какая из оставшихся палочек самая длинная? (Красная.)

        - Красную палочку мы положим на жёлтую и т.д.

        - Какая палочка у нас внизу? (Жёлтая, длинная.)

        - Какая палочка выше жёлтой? (Красная.)

        - Какая из них длиннее, короче? И т.д.

        Затем построенная лесенка обыгрывается: по ней поднимается и опускается матрёшка. Далее дети могут играть самостоятельно, перестраивая лесенки по своему усмотрению.

  1.  Лесенки

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера.

Ход игры

        Воспитатель предлагает детям построить разные лесенки (разные комбинации цвета). Например, сделать лесенку из белой, голубой и жёлтой палочек. Какого цвета палочка внизу, вверху, посредине?

        Можно предложить выложить лесенку из палочек через одну. Например, розовая палочка, красная, фиолетовая. Задание: найди место для белой, голубой, жёлтой палочек.

  1. Лесенка высокая и низкая, широкая и узкая.

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера,  домики разной высоты, силуэты человечков (худого и  толстого).

Ход игры

        Воспитатель предлагает построить лесенки с перекладинами к домикам (высокому и низкому). Распределяют, какой человечек,  в каком домике будет жить. Дети подбирают палочки нужной высоты (чтобы лесенка доставала до двери). Выбирая палочки для перекладин, учитывают толщину «жильца».

        - Какого цвета лесенка в высоком домике (низком)?  

        - Какого цвета палочки длиннее (короче)?  

        - Какого цвета перекладины для толстого человечка (тонкого)?

          - У какого человечка лестница шире (уже)?

  1. Башенки

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера.

Ход игры

        Составление башни (палочки выкладываются горизонтально): какая палочка ниже (выше), какая палочка находится над заданной палочкой (под, выше, ниже).

  1. Заюшкина избушка

Развивающая среда: наборы цветных палочек или полосок, листы из альбома «Волшебные дорожки», иллюстрация к сказке.

Ход игры

        Воспитатель показывает иллюстрацию из сказки «Заюшкина избушка» с изображением лисички, зайчика и петушка.

        Дети называют, из какой сказки эти персонажи.

        - Давайте вспомним, что случилось с зайчиком? Дети с помощью взрослого вспоминают содержание сказки.

        - Чтобы у каждого был свой дом, звери решили построить домики и лисе с петушком. Вот, что у них получилось (показывает картинку).

        - У кого дом самый большой? У кого поменьше? Маленький?

        - Почему у лисы самый большой дом?

        - Чей дом больше зайчика или петушка? Почему?

        - Как сделать, чтобы домики героев стали ещё красивее?  (Наложить палочки.)

  1. Закрывай скорей окошки

Развивающая среда: наборы цветных палочек или полосок, листы из альбома «Волшебные дорожки».

Ход игры

        Воспитатель предлагает рассмотреть, что делают мышки. Обращает внимание детей на то, какой домик самый большой, какой поменьше, а какой самый маленький. Маленький да удаленький.

- В каких сказках, потешках мы уже встречались с хозяевами домиков?

Взрослый предлагает сделать доброе дело – спрятать очаровательных мышат от кошки, выкладывая палочки такого цвета, как домики (закрыть «норки»).

  1.  Красивые коврики         

Развивающая среда: наборы палочек или полосок.

Ход игры

        1. Воспитатель предлагает «составить» из палочек ковёр, как можно длиннее (без какого-либо условия).

        - Назовите, какого цвета ваш ковёр? Дети называют цвета использованного материала.

        2. - А теперь «составьте» ковёр так, чтобы все полосы в нём были разного цвета.

        - Какого цвета полосы в вашем ковре?

        3. – «Составьте» ковёр из палочек так, чтобы каждая полоса состояла только из палочек  одного цвета и т.д.

Приложение

  1. Диагностические исследования  исходного уровня развития элементов логического мышления у детей (результаты проведённого обследования оцениваются в баллах).

1. СПРЯЧЬ ШАРИКИ. Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими по размеру крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Воспитатель  кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый

показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку». После обучения ребенку предлагают выполнить задачу самостоятельно.

1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.

2 б а л л а — ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но самостоятельно задание не выполняет.

3 б а л л а — ребенок сразу понимает задание; выполняет его.

2. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение обследования: воспитатель дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение: воспитатель берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

1 балл — ребенок не научился складывать матрешку.

2 б а л л а — ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.

3 б а л л а — ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.

Проведение обследования: воспитатель предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

1 балл — ребенок не выполняет задание.

2 б а л л а — ребенок не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не учитывает.

3 б а л л а — ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек.

4. ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ. Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

 1 балл — ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения.

3 б а л л а — ребенок сличает цвета; называет основные цвета.

5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

1 балл — ребенок после обучения не выполняет задание.

2 б а л л а — ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого;

самостоятельно сложить картинку не может.

3 б а л л а — ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку.

6. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (молоточек или домик). Задание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.

Оборудование: четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.

Проведение: перед ребенком строят из палочек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня».

Обучение: если ребенок по показу не может сконструировать молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание.

1 балл — ребенок после обучения не справляется с заданием.

2 б а л л а — ребенок правильно понимает задание, но строит молоточек только после подражания действиям взрослого.

3 б а л л а — ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу.

7. ЦВЕТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Оборудование: цветное лото, в котором четыре карточки, окрашенные в основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). И восемь карточек с изображением знакомых предметов (зелёный листочек, огурец или красный флажок, мак).  Цветовая окраска предметов должна соответствовать основным цветам на четырёх карточках.

Проведение обследования: взрослый раздаёт ребёнку карточки четырёх цветов, показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же цвета (цвет чередует), и спрашивает, какого цвета картинка и на какой фон эту картинку надо наложить.

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не соотносит по цвету, его учат соотносить по  двум цветам, показав при этом соотношение цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

1 балл – ребёнок путает цвета.

2 балла – ребёнок раскладывает хотя бы по одной картинке каждого цвета; называет не менее двух цветов.

3 балла – ребёнок правильно называет все цвета; при раскладывании ошибается не более 2-х раз.

8. СКОЛЬКО?

Оборудование: строительный материал, в набор которого входят геометрические формы (20 – 24 штуки четырёх цветов).

Проведение обследования: ситуация провоцирующая. Взрослый даёт ребёнку строительный материал и предлагает найти формы заданного цвета.

- Сколько здесь… кубиков?

- Сколько… кирпичиков? И т.д. с каждым цветом.

Обучение: если ребёнок не отвечает на вопрос, то педагог обучает его. После обучения сова проверяется выполнение задания.

1 балл – ребёнок воспринимает различия в количестве предметов лишь по совместной с взрослым игре.

2 балла – ребёнок самостоятельно выделяет фигуры, повторяет за взрослым их количество.

3 балла – ребёнок самостоятельно выделяет фигуры заданного цвета, определяет их количество (один – много).

  1. Диагностические исследования  итогового уровня развития элементов логического мышления у детей (результаты проведённого обследования оцениваются в баллах). 

Оборудование: наборы палочек или полосок.

  1. ПОКАЖИ ПО ОЧЕРЕДИ

Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, бордовую, жёлтую, коричневую,  белую, чёрную, оранжевую, голубую, розовую палочки.

1 балл — ребенок показывает палочки 1-2 цветов.

2 б а л л а — ребенок показывает палочки 3 – 5 цветов.

     3 б а л л а — ребенок показывает палочки 6 и более цветов .

  1. СКАЖИ, КАКОГО  ЦВЕТА

Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на неё и скажи, какого она цвета.

1 балл – ребёнок называет 1-2 цвета.

2 балла – ребёнок называет 3-5 цветов.

    3 балла – ребёнок называет 6 и более цветов.

  1. ПОКАЖИ НЕ…

Покажи не красную палочку, не жёлтую и т.д.

1 балл – ребёнок показывает палочку названного цвета.

2 балла – ребёнок ошибается 1-2 раза, далее выполняет задание правильно.

    3 балла – ребёнок безошибочно выполняет задание.

  1. ПОСТРОЙ

Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.

1 балл – ребёнок пытается строить, но безрезультатно.

2 балла – ребёнок выполняет задание с помощью взрослого.

    3 балла – ребёнок самостоятельно выполняет задание по инструкции взрослого.

  1. СОСТАВЬ ПОЕЗД 

Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зелёной и синей; голубой, оранжевой и чёрной; коричневой, бордовой, белой и жёлтой палочек.

1 балл – ребёнок выкладывает поезд из двух палочек, ошибается в цвете.

2 балла – ребёнок выкладывает поезд из двух, трёх палочек. Делает одну-две ошибки.

    3 балла -  ребёнок выполняет задание, делает не более одной ошибки.

  1. СРАВНИ ПО ДЛИНЕ

Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?

1 балл – ребёнок прикладывает палочки, но не может их сравнить.

2 балла – ребёнок выполняет задание, но ошибается в определении размера.

    3 балла – ребёнок выполняет задание, правильно называет размер.

  1. ВЫБЕРИ ПАЛОЧКИ…

Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета?

1 балл – ребёнок выбирает палочки, но не может их сравнить.

2 балла – ребёнок выполняет задание, но ошибается в определении размера.

     3 балла – ребёнок выполняет задание, правильно называет размер.

  1. ПОКАЖИ ПАЛОЧКУ …

Покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее красной, короче голубой и т.д.

1 балл – ребёнок показывает  палочки, названного цвета.

2 балла – ребёнок показывает палочки, но ошибается в определении размера.

    3 балла – ребёнок самостоятельно выполняет задание, правильно называет размер.

  1. СОСТАВЬ ЛЕСЕНКУ (из 5 палочек)

Составь лесенку из оранжевой, бордовой и фиолетовой палочек. Найди среди них место для синей и чёрной палочки. Поднимись по лестнице, называя цвета ступенек через одну, а спускаясь, назови цвета каждой ступеньки.

1 балл – ребёнок составляет лесенку, но не может найти место для дополнительных палочек. Не знает названия цветов.

2 балла – ребёнок составляет лесенку, находит место для дополнительных палочек при помощи взрослого, ошибается в названии цветов.

    3 балла – ребёнок самостоятельно выполняет задание, путает не более двух цветов.

  1.  РАССТАВЬ ПО ПОРЯДКУ(5 палочек)

Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь ещё такой же ряд палочек, но в другом порядке – от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.

1 балл – ребёнок ставит палочку, не соблюдая порядок. Называет один-два цвета.

2 балла – ребёнок расставляет палочки, делает 1-2 ошибки, называет не менее трёх цветов.

3 балла – ребёнок самостоятельно выполняет задание, называет не менее четырёх цветов.

Литература

  1. Михайлова З.А., Шиякова В.А., Чеплашкина И.Н. Счётные палочки Х. Кюизенера.
  2. Новикова В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
  3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. логика и математика для дошкольников.
  4. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ.
  5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
  6. Финкельштейн Б.Б. Волшебные дорожки (альбом-игра).
  7. Интернет-ресурсы: maam.ru, nsportal.ru, ped-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Авторы проекта:Сюсюкало Светлана Анатольевна – заместитель заведующей по научно-методической работе МДОУ ЦРР – детский сад №6 МОЩР.Дембендер Наталья Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной к...

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим  недоразвитием  речи, с недостаточным  словарным  з...

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»

Данная программа формирует математическое мышление  детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы....