Математический проект
проект по математике (старшая группа)

Позновательно-творческий  проект

«Откуда появились цифры?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matem.docx552.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская средняя общеобразовательная школа

Позновательно-творческий  проект

«Откуда появились цифры?»

C:\Users\Евгения\Desktop\kartinka_714_auto_5_80.gif

                                                                      Подготовили:                                    

                                                                      Прокопович И.Г.-1 квалификационная категория

                                                                      Цыпышева Н.Н.- 1 квалификационная категория

п. Мулымья 2022г

  Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

(А. Маркушевич)

Актуальность.

   Дошкольное образование в условиях ФГОС ДО ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие активной, самостоятельно мыслящей, гармоничной личности воспитанника. И в этом многогранном процессе становления особую роль играет математика. Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка. Основу из основ математики составляют понятия «цифра» и «число», которые педагоги начинают формировать именно в дошкольном возрасте. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

    Действительно, данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование знаний о цифрах и счетной деятельности у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.

  Согласно Концепции развития математического образования в РФ, система учебных программ математического образования в ДОУ должна обеспечить необходимые условия, прежде всего, средства педагогической поддержки ребенка для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.  Поэтому одной из основных задач воспитателя является поиск средств и форм для организации деятельности по формированию элементарных математических представлений, которые будут, не только интересны детям, но и соответствовать специфике детского мышления, позволяющие актуализировать возможности детей и изменить само содержание в сторону глубины и насыщенности. Одним из таких средств является ознакомление с литературными произведениями и научными публикациями, которое содействует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, существующих в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции.

Использование произведений художественной литературы, стихов, загадок, а также научных интересных фактов о цифрах в процессе обучения математике позволяет педагогу основной акцент сделать не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении.

Но подбор произведений художественной и научной литературы для воспитателя является трудоемким и требует много времени, поэтому целесообразно в данной работе сотрудничество с одним из основных социальных партнеров  дошкольных групп МКОУ Мулымская СОШ  – библиотекой, где профессионально работают с библиотечным фондом и помогут в поиске нужных книг.

Кроме того, согласно ФГОС ДО дошкольника важно приобщать к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки взаимодействия с другими людьми, что прекрасно может быть реализовано при посещении ребенком вместе с родителями библиотеки.

А с помощью средств продуктивной деятельности дети смогут изобразить полученные от литературных произведений впечатления, закрепить свои исследовательские навыки и развить мелкую моторику.

Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий

Вид проекта: краткосрочный

Участники  проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7лет), воспитатели Ирина Григорьевна Прокопович, Нина Николаевна Цыпышева, сотрудник сельской  библиотеки п.Мулымья Галина Егоровна Изотова, родители группы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Проблема: возможно ли успешное усвоение элементарных математических представлений о числе и цифре посредством обращения к художественной и научной литературе и отражении дошкольниками приобретенных ими знаний в творческой продуктивной деятельности?

Гипотеза: осознанное усвоение дошкольником элементарных математических представлений о цифрах и числах обеспечивается за счет приобретения знаний об использовании их в разных жизненных ситуациях и сравнительном анализе с различными предметами, а также реализации своих представлений в продуктивной деятельности.

Цель: формирование познавательных действий при ознакомлении дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами о цифрах и реализация полученных знаний в творческой продуктивной деятельности.

Задачи.

Образовательные:

- повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- ознакомление дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами по теме исследования;

-выработка интереса к самому процессу познания математики путем узнавания математические символы – цифры в окружающем нас мире;

- обучение детей дошкольного возраста приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда;

- содействие повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Развивающие:

- развитие умения пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения;

- развитие мелкой моторики при выполнении аппликаций из различных материалов;

- развитие пространственного мышления и воображения;

-развитие взаимодействия дошкольного учреждения с сельской библиотекой, как одним из основных его социальных партнеров.

Воспитательные:

-воспитание любви к литературе;

- воспитание умения работать в коллективе.

Ожидаемые результаты: предполагается, что организованная в ходе реализации проекта работа по формированию элементарных математических представлений в соответствии с современными требованиями будет способствовать:

- повышению уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- выработке интереса к самому процессу познания математики посредством ознакомления с художественной и энциклопедической литературой, содержащей информацию о цифрах и числах;

- стремлению дошкольников к самостоятельному поиску способов решения познавательных задач;

- активизации интереса детей и родителей к использованию художественной и научной литературы в формировании элементарных математических представлений;

- осознанию родителями важности взаимодействия с различными социальными партнерами ДОУ для расширения кругозора и знаний детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной (деятельностный).

3 этап – заключительный (обобщающий).

Методология исследования обусловлена спецификой объекта исследования и поставленными задачами. Основными методами исследования стали  беседа, сравнение, анализ, подбор художественной и энциклопедической литературы.

Содержание проекта.

1 этап – подготовительный.

   На подготовительном этапе проекта была выявлена актуальная проблема, необходимое время для реализации проекта, приемы педагогического воздействия и исследовательской деятельности, материалы для продуктивной деятельности, выполнены презентации по теме проекта, подготовлена и доведена до сведения родителей необходимая информация о цели проекта и способах его реализации, а также установлен контакт с сотрудником сельской  библиотеки с объяснением цели и задач совместной с воспитателем работы.

Беседа: «История возникновения  цифр», презентация «Как люди научились считать»

Цель:  объяснить историю возникновения цифр, формировать у детей понятие «цифра» и «число».

Консультация  для родителей «Математика для дошкольников»

Цель: воспитывать у ребенка познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться

  Из бесед с родителями  старших воспитанников выяснили, что они  поддерживают проведение математического проекта в сотрудничестве с библиотекой и готовы оказать посильную помощь в его реализации. Кроме того, определили, что отвечают родители на вопрос проекта: «На что похожа цифра?» и какие интересные факты о цифрах в окружающем мире они знают, и рассказывали ли они о них своим детям.

Данная информация учитывалась нами при подготовке консультации для родителей.

2 этап – основной.

Основной этап работы над проектом, включал в себя интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

  С целью ознакомления детей с художественной, научной и энциклопедической литературой по теме проекта и приобретения детьми новых знаний о цифрах и явлениях окружающего мира, содержащих интересные факты о них, и способствующих развитию познавательного интереса в обучении элементарным математических представлениям,

а также освоения детьми правил поведения в общественных местах,   были организованы  посещения сельской библиотеки.  

-Экскурсия в сельскую библиотеку

Тема: «Живые цифры»

Цель: формирование познавательных действий при ознакомлении дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами о цифрах и реализация полученных знаний в творческой продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- ознакомление дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами по теме исследования;

-выработка интереса к самому процессу познания математики путем узнавания: математические символы – цифры в окружающем нас мире;

- обучение детей дошкольного возраста приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда;

- содействие повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Развивающие:

- развитие умения пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения;

-развитие взаимодействия дошкольного учреждения с сельской библиотекой, как одним из основных его социальных партнеров.

Воспитательные:

-воспитание любви к литературе;

- воспитание умения работать в коллективе.

   Экскурсии  в библиотеку проходили в читальном зале, где дошкольники познакомились с книгами о цифрах и числах, подобранной для них библиотекарем Г.Е.Изотовой, изучали энциклопедический материал, находя в нем интересные факты о цифрах в мире животных, техники, природы и других областях.   На большом экране ребятам показали красочную, познавательную презентацию, в которой были подобраны картинки, а также собран интересный информативный материал, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста на тему «Цифры вокруг нас».

Интегрированная НОД по ФЭМП и развитию речи с детьми  подготовительной подгруппы  «Путешествие в страну Математики»

Цель: закрепить знания детей, полученные на занятиях по ФЭМП.

Задачи:

Образовательные

1. Закрепить счет в пределах 10 и обратный.

2. Закрепить представление о числовом ряде.

3. Закрепить умение ориентироваться на плоскости листа.

4. Продолжать учить сравнивать числа.

5.Учить детей слушать стихи, понимать их содержание

Развивающие:

1. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

2. Способствовать развитию воображения, умения логически мыслить.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.

2. Формировать навык самооценки.

Материал и оборудование: карандаши простые, цветные, набор разноцветных бумажных рыбок, домики с числами, "зашумленные" картинки с геометрическими фигурами, мягкие объемные геометрические фигуры.

НОД по ФЭМП  «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»

Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10.

Задачи:

Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность.

Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки

НОД по ФЭМП   по сказке Ш. Перро"Красная Шапочка»

 Цель: Закрепить умение детей сравнивать предметы по величине. Упражнять детей в порядковом и обратном счете до 10.

Задачи
Обучающие: Уточнять пространственные отношения на, над, справа, слева, за, перед,

вверху, вниз. Закрепить названия геометрических фигур.

Развивающие:
Развивать конструктивные навыки и воображение, развивать память, внимание,

мышление, связную речь.

Воспитывающие:
Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, заботу.

Изодеятельность во второй половине дня «Цифровой хоровод»

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей через художественно-конструктивную деятельность

Задачи: систематизировать знания детей о цифрах, учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

- развивать внимание, восприятие, воображение;

-формировать положительное отношение к результату коллективной деятельности

Совместная деятельность с педагогом:

-игра на  прогулке «Сложи или нарисуй  цифру»;

- беседа «Цифры в профессиях»;

- д\игры «Сравни числа», «Сложи и отними», «Считай не ошибись», «Угадай пропущенное число», «Найди цифру» и др.

   Основной этап работы над проектом продолжался со старшими дошкольниками и непосредственно в групповом помещении, где мы вместе с ребятами выполнили аппликации из различных материалов, целью которых было передача в изображаемом предмете окружающей среды, животном особенностей формы цифры.  

Использование продуктивной деятельности в реализации математического проекта, имеет большое значение в решении задач познавательного развития дошкольника.  Действительно, изобразительная деятельность  влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника, помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

 Кроме того, при выполнении аппликаций по теме проекта дошкольники использовали различные виды материалов, а также разные нетрадиционные техники выполнения: накладная аппликация, модульная аппликация, торцевание, коллаж, аппликация из салфеток,  аппликация из засушенных листьев.

3 этап – заключительный.

  Реализация проекта была бы невозможной без поддержки и совместной работы с родителями воспитанников, которые  активно участвовали в  создании презентации «Веселые цифры», содержащей собранные родителями вместе с детьми стихи о цифрах, загадки, а также ассоциативные с определенной цифрой картинки предметов или объектов окружающей среды.

 На заключительном этапе реализации проекта был оформлен альбом  «Цифры», содержащий аппликации дошкольников и коллаж «Путешествие в лес математических чудес».

Организовано совместное с детьми занятие по ФЭМП, целью которого стало обобщение результатов проекта: обсуждение впечатлений о посещении библиотеки воспитанниками, показ презентации «Веселые цифры».

Совместная деятельность с педагогом: альбом  «Цифры», презентации «Веселые цифры».

Интегрированное НОД  ФЭМП и аппликация «Путешествие в лес математических чудес».

Взаимодействие с родителями «Презентация -фотоотчет по реализации проекта», подготовка атрибутов к созданию Лэпбука.

  Полученные результаты.

   Результаты реализации математического проекта по развитию элементарных математических представлений дошкольников о цифрах  показали, что у старших дошкольников значительно повысился уровень математических представлений, выработался интерес к самому процессу познания математики путем узнавания математических символов – цифр в окружающем нас мире. Ребята были ознакомлены с большим количеством книг по теме исследования и научились приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда.

Данный проект способствовал развитию у дошкольников пространственного мышления и воображения, расширению кругозора, а также усвоению умений пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения. Выработались навыки коммуникативного общения.

Ребята, стали читателями сельской библиотеки, стали чаще посещать ее вместе с родителями, что способствовало развитию взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и сельской библиотеки.

  В заключении хотелось бы отметить, что проект «Откуда  появились цифры?»- это не просто ознакомление дошкольников со стихами, загадками, интересными факторами о цифрах от 0 до 9,  и выполнение цифр с помощью аппликации из различных материалов, это попытка приподнять «потолок» элементарных математических представлений дошкольника и пошире открыть цветную гармонию звуков его неповторимой личности. Это еще и результат поиска и размышлений  педагогов, пытающихся сделать обучение детей более светлым, интересным и радостным.

Литература:
1. Депман И.Я Мир чисел. – М.: Детская литература, 1966. 

2. Лопатина А. Скребцова М. Сказочная математика. – М., 2009.

3. Хайнст М. Моя первая книжка. Числа. – М.: Слово, 2000.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Хрестоматия. Дополнительные материалы к курсу «Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС» (элективно для ДОУ); (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». Москва, 2014.
  3. doshkolnik.ru/pedagogika/9639-project.html
  4. nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou
  5. http://detsad36kolokolhik.caduk.ru/p91aa1.html
  6. maam.ru
  7. cheburashka.my1.ru
  8. Г.П.Шалаева. «Маленький гений. Считаем до 10»
  9. «150 головоломок, которые заставят улыбнуться». Серия «Тренировка для ума».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический проект

Математический  проект «Дошкольник изучает математику»Формирование пространственных представлений. Этап - выделение проблемы, диагностическое обследование.Этап - планирование орг...

Математический проект «В мире форм».

Используя методы и приемы работы по данному проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с гео...

математический проект"Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельност,и и именно интеллектуальные игры опираются на поисковую ...

Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта:  повышение уровня  математического развития детей старшего дошкольного возраста   через организацию взаимодействия детского сада и семьи  в соответствии ...

Математический проект для детей раннего возраста "Математические ступеньки"

Математический проект "Математические ступеньки"...