"Воспитатель года 2023" Конспект занятия по математике в средней группе и самоанализ
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Прокофьева Наталья Александровна

Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений (форма, величина, количество предметов и их соотношения), развивать познавательную активность детей, внимание, память, воображение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

«Воспитатель года 2023»

Заочный этап

Конкурсное испытание «Педагогическое мастерство»

Конспект занятия по математике  «Теремок» в средней группе

Прокофьева Наталья Александровна, воспитатель

МДОУ «Детский сад с. Елшанка Новобурасского района Саратовской области»

2023


Описание

Возрастная группа средняя группа

Тема занятия: «Теремок»

Направление образования и развития (образовательная область) познавательное развитие

Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений (форма, величина, количество предметов и их соотношения), развивать познавательную активность детей, внимание, память, воображение

1.Образовательные задачи:

- учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос;

-закреплять умение различать и называть основные цвета, сравнивать предметы по величине, различать и называть геометрические фигуры, устанавливать равенство;

- закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), чем отличаются между собой, счёт в пределах 5;

2. Воспитательные задачи:

- воспитывать эмоционально-положительный настрой к математическим играм, воспитывать желание помогать другим.

3.Развивающие задачи:

- развивать слуховое и зрительное воображение;

- развивать логическое мышление;

- развивать речь, наблюдательность;

- расширять и активизировать словарь детей;

- развивать способность творчески мыслить;

- развивать смекалку, внимание, мышление, наблюдательность.

Виды деятельности (смотрите ФГОС, пункт 2.7): Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: Экспериментирование и исследование – это форма познавательно – исследовательской деятельности. Она направлена на расширение кругозора детей.

Формы организации[1]: групповая (фронтальная), индивидуальная.

Оборудование, материалы: Демонстрационный материал: палатка «Теремок» , картинка «Теремок», картинки животных (мышка, лягушка, заяц, медведь, лиса), картинки распечатанные с заданием с изображением елочек и грибочков, «дорожки» из цветной бумаги разной длины и цвета, столы, стульчики, доска.

Раздаточный материал:  геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, трапеция

Предварительная работа (если необходимы пояснения): учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни. Чтение русских народных сказок, считать до пяти

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация)

- Ребята - вы любите сказки?      - Тогда я вас сегодня приглашаю в сказку, а в какую вы поймете после того как отгадаете загадку:

На полянке лесной,

Стоит домик - расписной,

Всех зверей собрать он смог,

Что за домик?

 Вы догадались, что это за сказка?

Итак, сказка начинается.

 

 -Да

-Теремок

-ДА, «Теремок»

Основная часть

-Стоит в поле теремок- теремок

Он не низок, не высок.

Как-то по полю мышка бежала,

Теремок увидала.

Кто-кто в теремочке живет

Кто-кто в не высоком живет.

- Но теремок так просто не откроет свои двери, нам нужно выполнить задание. Вы поможете мышке?

- Хорошо и так слушайте задание.

Игра - «Найди дорожку»

 - А к терему 2 дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая. Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка по длинной или по короткой? Ребята, как вы думаете? Нам нужно правильно указать ей дорогу.

-У вас на столах, лежат 2 полоски, «дорожки» зелёного и синего цвета они разные по длине, давайте мы их сравним.

 Ребята - у вас, короткая дорожка какого цвета? (синего). Поставьте пальчики на длинную дорожку и пробегите по дорожке.

- Молодцы ребята, вы правильно указали  дорожку, вот и мышка добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать. Сколько зверушек стало жить в домике? (1) найдите цифру 1 и покажите ее.

 - Стоит в поле теремок- теремок.

Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота (достаёт лягушку).

Пока лягушка скакала, бусы потеряла.

Плачет бедная: "Беда! Помогите, детвора!"

- Ну что, ребята, поможем лягушке?

 (Игра - «Бусы»)

 Посмотрите, у вас на столе лежат геометрические фигуры, вот из них мы и выложим бусы для лягушки.

- Молодцы, лягушка очень рада красивые бусы получились, но вот к сожалению лягушка цвета все позабыла и просит, чтоб вы ей напомнили, я буду называть цвет, а вы покажите фигуру с таким цветом, будьте внимательны.

-Ну что ж с этим заданием вы справились, теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике?  Найдите цифру 2, покажите ее.

Тут на опушку - выскочил зайчик.

-А вы знаете, что зайчик любит, когда с ним играют, давайте с ним поиграем.

Физкультминутка - «Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

     

- Увидел зайка на полянке ёлочки растут. Ребята, у вас на столе цветная карточка-положите перед собой. Прыгал, прыгал заяц возле ёлок и увидел под одной ёлочкой грибок. Сколько грибов?               

-Сосчитайте сколько ёлочек у вас на полянке?

- Чего больше ёлочек или грибов?

-Что нам нужно сделать, чтобы грибов и ёлок было по пять? 

- Сосчитайте теперь сколько ёлок? Сколько грибов? 

- Сколько зверушек в теремке живет?

-Найдите цифру 3, покажите ее.

-Тихо, тихо, не шумите,

Кто-то к нам идет сюда.

Ну конечно же, Лиса.

Что за чудо теремок, он не низок, не высок, не высок.

Вы впустите в теремок меня.

- Но теремок так просто не откроет свои двери, нам нужно ответить на вопросы:

- Сколько ушей у одного мышонка?

- Сколько хвостов у лисы?

- Сколько глаз у светофора?

- Сколько пальцев на руке?

- Сколько зверушек в теремке живет?

-Найдите цифру 4, покажите.

-А по лесу уж медведь идет.

Вдруг увидел теремок — как заревёт«Вы пустите меня в теремок

Игровое упражнение.

– Сколько зверей в теремке Покажите цифру.

Как приходили в теремок звери, давайте посчитаем по-другому (1,2,3,4,5)

– Каким по счету пришел медведь?

– Кто из зверей пришел первый? 

– Который по счету заяц?

– На каком по счету месте лягушка? 

Ребята, вы и с этим заданием справились.

Дверь теремка и открылась для Медведя. Стали звери дружно жить да поживать.

 

- Да

- По короткой

- один  (дети помогают воспитателю у доски находить цифру и помещать нужное животное в Теремок»)

- Да

 дети выкладывают бусы

Дети показывают  фигуру нужного цвета, которую называет воспитатель

- два (дети помогают воспитателю у доски находить цифру и помещать нужное животное в Теремок»)

Дети выполняют движения, повторяя за воспитателем

- один, два, три, четыре - дети считают грибы

- один, два, три, четыре, пять - дети считают –ёлочки

- ёлочек

- добавить один грибок

Дети на карточке рисуют недостающий грибок

- поровну, по пять

-Три (дети помогают воспитателю у доски находить цифру и помещать нужное животное в Теремок»)

- четыре

(дети помогают воспитателю у доски находить цифру и помещать нужное животное в Теремок»)

- пять

- один, два, три, четыре, пять

- пятым

- мышь

- третий

- на втором

Заключительная часть

Итог занятия.

- Итак, ребята наше путешествие подошло к концу.

- Вам понравилась сказка?

- Сколько героев в этой сказке?

- Каким героям сказки вам понравилось помогать?

- Кто помог зверям попасть в теремок?

- Да

- Пять

Ответы детей

Конечно же вы, и ваши знания


[1] Выбрать и указать слова: групповая (фронтальная), индивидуальная, подгрупповая (парная)



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

«Воспитатель года 2023»

Заочный этап

Конкурсное испытание «Педагогическое мастерство»

Самоанализ занятия по математике  «Теремок» в средней группе

Прокофьева Наталья Александровна, воспитатель

МДОУ «Детский сад с. Елшанка Новобурасского района Саратовской области»

1.Возрастная группа

Занятие проходило в средней группе

2. Время начала деятельности

Занятие проводилось в первой половине дня, согласно расписанию непосредственно- образовательной деятельности в 9-20

3. Время окончания деятельности

Окончание занятия было зафиксировано в 9-40, что составило по продолжительности 20 мин., согласно нормативам   СанПиН 2.4.1.3049-13

4. Тема занятия

Тема занятия -  «Теремок» (счёт до 5)

5.Интеграция образовательных областей

Занятие по математике, ознакомлению с окружающим миром, с элементами рисования

6.Образовательные задачи (познание и развитие)

- закрепить счёт в пределах 5;

7.Воспитательные задачи (воспитание качеств, отношения  чему-либо)

  - воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к животным;

  - воспитывать желание помочь любому, нуждающемуся в помощи: человеку или животному;

  - воспитывать умение работать коллективно

8.Словарные задачи (что давалось на уровне закрепления, а какие слова новые для детей)

- активизировать в речи обобщающие слова: «животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: поле, бусы, холодно, вприсядку; ввести в пассивный словарь числительные: первый, второй, третий, четвертый, пятый.

9.Тип занятия по математике

- закрепления ранее приобретенных знаний

10.Как была организована рабочая зона на начало занятия, какое оборудование было использовано? Было ли оно подготовлено по количеству детей? Если нет, то каким образом был организован доступ к нему?

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением теремка, зайца, б лисы, мышки; лягушки, медведя.

Раздаточный материал: лист формата А4 с изображением ёлочек и грибов

«дорожки»- полоски из цветной бумаги разного цвета

Оборудование: палатка- «Теремок»

Весь раздаточный материал, использованный на занятии был заранее подготовлен по количеству присутствующих детей

11.Основная цель вводной части

На этапе вводной части воспитатель преследовал цель - организовать внимание детей к началу занятия с использованием игровых приёмов

12.Был ли поставлен проблемный вопрос в вводной части. Если да, то какой?

Перед детьми в водной части был поставлен проблемный вопрос - отгадать загадки, как форма игрового приема, соответствующего теме занятия.

13.Методы и приемы работы воспитателя с детьми во вводной части

В вводной части воспитатель использовал методы: игровой прием

14.Продолжительность вводной части

По времени вводная часть составила 1 минуту

15.Целесообразность используемых методов (анализ деятельности воспитателя)

Используемые методы были целесообразны, соответствовали заявленной теме занятия

16. Активность детей во вводной части. Анализ.

В водной части педагог сумел заинтересовать детей, с увлечением воспитанники участвовали в отгадывании загадки, которую загадал воспитатель

17.Речевая активность в вводной части

Активно ответили на   вопрос воспитателя

18.Основная цель основной части

Закрепить счёт до пяти

19.Методы и приемы работы воспитателя с детьми в основной части

В основной части воспитатель использовал методы: частично-поисковый, беседа,  демонстрация, показ, поощрение

20.Были ли обследовательские действия в ходе основной части? С какой целью проводились? Роль воспитателя в процессе обследования?

В основной части воспитанники, выполняя задания, добывали новые знания. Воспитатель поощрял детей.

21.Есть ли смена деятельности, то в чем она заключается? Ее целесообразность?

Смена деятельности присутствовала, проводилась физминутка в форме подвижной игры.

22.Продолжительность основной части

Основная часть занятия составила 17 минут

23.Целесообразность используемых методов (Анализ)

  Все используемые приемы в основной части соответствовали теме     занятия, найди «Дорожку», «Бусы», «Загадки», « Кто какой пришёл по счёту?»

24.Активность детей в основной части

В основной части дети были также активны, с интересом выполняли задания, полученные от воспитателя.

25.Речевая активность в основной части. Уровень речевого развития детей

При ответах дети были активны, воспитатель добивался ответов у всех воспитанников. Уровень речевого развития детей соответствовал возрасту воспитанников.

26. Основная цель заключительной части

В заключительной части воспитатель преследовал цель- обобщить полученные знания детей.

27.Методы и приемы роботы воспитателя с детьми в заключительной части

Беседа, поощрение

28. Продолжительность заключительной части

2 минуты

29.Целесообразность используемых методов (анализ деятельности воспитателя)

Все методы, используемые в заключительной части были целесообразны, соответствовали и гармонировали с темой занятия

30.Активность детей в заключительной части

В заключительной части дети также были активны.

31.Речевая активность в заключительной части

Активно отвечали на вопросы, что им понравилось на занятии, делились своими впечатлениями

32.Стиль общения воспитателя с группой

Демократический стиль общения - воспитатель стремился наладить эмоциональный контакт с детьми, в общении преобладали положительные оценки.

33.Есть ли вариативность форм организации познавательного процесса

На протяжении всего занятия присутствовала вариативность: игры, загадки,

проблемные ситуации

34.Была ли связь с ранее пройденным материалом

Предварительно с детьми была проведена работа:

-изучение геометрических форм;

-счёт до 5;

-отгадывание загадок о животных;

-закрепление цвета предметов;

35.Подведение итогов

 Я считаю, что непосредственно-образовательная деятельность прошла продуктивно. Дети с заданиями справились. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспект открытого занятия по математике в средней группе (конец года)

Данное занятие было проведено для воспитателей Методического объединения и имело положительную оценку, поэтому делюсь......

Дистанционное занятие по математике для средней группы в детском саду. Тема "Время года и дни недели"

Дистанционное занятие по математике для средней группы. Тема занятия: время суток, дни недели и времена года...

Конспект занятия по математике средняя группа . Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ

Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знак...

Занятие по математике для средней группы «Помогаем Новому году»

Занятие позволит сформировать умение находить равные по количеству элементов предметы, употреблять слова одинаково, столько же, поровну, учить образовывать число путем прибавления единицы, ориентирова...

Конспект занятия по математике в средней группе "Сравнение чисел 3-4, счет по образцу, загадки. Времена года (осень). Слева, справа"

Конспект занятия по математике  в средней группе  "Сравнение чисел 3-4, счет по образцу, загадки. Времена года (осень). Слева, справа"...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...