Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактический набор «Дары Фрёбеля».
статья по математике (средняя группа)

Болмосова Наталия Васильевна

Аннотация

   Данная статья содержит исследование, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактического набора «Дары Фрёберя». На основе полученного материала в ней обсуждаются некоторые теоретические вопросы проблемы способностей детей младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию.

    В результате реализации исследования для детей будет создана трансформируемая, доступная и безопасная среда, позволяющая заниматься увлекательной познавательной деятельностью, направленной на решение интеллектуальных проблем. Педагог сможет использовать созданные условия для поддержания и развития интереса детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. В основу статьи положена теория развивающего воздействия игровой деятельности на ребенка дошкольного возраста. Средством сенсорного развития детей выбрана игра – ведущий вид деятельности дошкольника.

   Описание работы ориентировано на то, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников.

   Достижение целей образовательной программы дошкольного образования реализуется через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_sensor_rav.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

  Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактический набор «Дары Фрёбеля».

Болмосова Наталия Васильевна, воспитатель.

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» Дошкольное отделение

                                               «Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев»      В.А. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант.

Аннотация

   Данная статья содержит исследование, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактического набора «Дары Фрёберя». На основе полученного материала в ней обсуждаются некоторые теоретические вопросы проблемы способностей детей младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию.

    В результате реализации исследования для детей будет создана трансформируемая, доступная и безопасная среда, позволяющая заниматься увлекательной познавательной деятельностью, направленной на решение интеллектуальных проблем. Педагог сможет использовать созданные условия для поддержания и развития интереса детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. В основу статьи положена теория развивающего воздействия игровой деятельности на ребенка дошкольного возраста. Средством сенсорного развития детей выбрана игра – ведущий вид деятельности дошкольника.

   Описание работы ориентировано на то, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников.

   Достижение целей образовательной программы дошкольного образования реализуется через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

   Всем известно, что игра является ведущей деятельностью в период дошкольного возраста, поэтому, все наши занятия с детьми по дидактической системе Фридриха Фрёбеля проходят в игровой форме, и касается всех образовательных областей.

   Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и  ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности.  С помощью системы Ф. Фрёбеля у детей формируются представления о естественных науках мира, развиваются пространственное мышление, логические, социальные и коммуникативные навыки, познавательно-исследовательскую деятельность, творческие и конструктивные навыки, а также элементарные математические представления.

Ключевые слова

    Работа с игровыми наборами Фребеля создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Введение

   Одна из задач современного дошкольного общеобразовательного учреждения - это создание условий для целенаправленного личностного развития детей. Формирования у детей положительного восприятия научно-технической, исследовательской и проектной деятельности.

    Дошкольный возраст - это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует неумение сосредоточиться на изменениях объекта. В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка.

  Одними из первых об обучении детей действиям восприятия говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни.

   По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фрёбель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, с практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля».

  Наше дошкольное учреждение оснащено разнообразными дидактическими, игровыми материалами, но особо хотелось бы выделить комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фрёбеля», который полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, так как позволяет решать задачи всех образовательных областей в игровой форме с детьми. Основой этого дидактического набора являются — мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д. Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала: дерева и хлопка, легко применим, эстетичен, безопасен в применении, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно — исследовательской деятельности детей.

   Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ребенок не может сравнить, рассортировать по форме, цвету, величине предметы.

   Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

  Недостаточный уровень сенсорного развития у воспитанников и обозначил проблему, состоящую в поиске и определении путей, формирования предпосылок наглядно-образного, логического  мышления детей дошкольного возраста.

   Используя различные возможности для осуществления сенсорного воспитания на основе систем, разработанных великими учеными, педагогами и психологами - А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым, Монтесорри и другими. Таким образом, работа по данному направлению позволит развивать у детей предпосылки наглядно-образного, логического  мышления, уровень развития его ощущений и восприятий станут важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

  Поэтому  познавательно - творческое  развитие поможет воспитанникам закрепить и расширить представления детей об окружающем мире, через сенсорные эталоны, развитие мелкой моторики рук, способствующие развитию активной речи детей, формирует познавательные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками, развивает чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

  Одним из путей в данной работе является, на наш взгляд, использование в образовательном процессе  нестандартного оборудования для моторного развития, как одного из активных, практико-ориентированных средств развития дошкольников.

  Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует наглядно-образному, логическому  мышлению  и решению конкретных, выдвигаемых задач, целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата по познавательному развитию и активной речи ребёнка.

  Первые наши занятия были посвящены знакомству с дарами. После того как дети ознакомились мы начали работать с дарами. В познавательном развитии работа шла по формированию элементарных математических представлений с применением данного дидактического материала. Мы с детьми закрепляли знания геометрических фигур, знакомились с объемными геометрическими телами, их свойствами. Изучали часть и целое, решали логические задачи, закрепляли количество и счёт, работая с кубиками из третьего набора Ф. Фрёбеля, считали их слева направо и наоборот, сверху вниз и снизу вверх. При этом у детей формируются пространственно-ориентировочные представления. Используя второй набор Ф. Фрёбеля, мы осваивали визуальные пространственные эффекты. Так вращая куб на оси, мы увидели, что куб превращается в цилиндр. Вращая на стержне, перпендикулярном центру естественной оси цилиндра, цилиндр превращается в шар.

  В художественно-эстетическом развитии воспитанники выкладывали картины, в начале, по образцу. Со временем начали активно фантазировать, вносить что-то своё при выполнении задания данное педагогом. Темы могут быть самые разнообразные, какие педагог запланировал в своём комплексно-тематическом плане. Детям особенно нравится, использовать подарки для украшения различных дизайнов бабочек, лошадей, кукольных платьев, тортов и т. д. Во время изучения темы «Дикий и домашний» подарки также помогли нам. Из них дети устраивали животных и говорили о них, создавали леса и оседали животных. Нашим детям очень нравится, когда мы используем наборы 7, 8, 9, 9 и 10 как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности. С их помощью вы можете комбинировать разные изображения, сюжеты. Вы не можете удалить то, что вам не понравилось, но просто возьмите и замените одну форму другой или измените цвет. Дети познакомятся с разнообразием форм, цветов и разных свойств предметов. Каждый ребенок, даже без целевого образования, видит красоту мира. Но все это нужно делать систематически, последовательно. Также в нашей работе мы используем комплекты № 3, № 4, № 5, № 6 для конструктивной деятельности. Кубические конструкции можно складывать и разбирать различными способами. Во время строительства мы научились не разрушать здания, а превращать их в новые. Вначале детям было трудно перестроить одно здание в другое. Но им это удалось, и теперь они все еще фантазируют, перестраивая свои здания. Ворота превратились в арку. Арка превращается в замок, а замок в мост и т. д. Таким образом, дети учатся создавать новые вещи, трансформируя старые. Теперь мы осваиваем декоративные узоры, развиваем у детей проекционное видение трехмерного тела. Используя расположение рисунков по схемам, мы изучаем сложный вид здания сверху. Дальнейшая работа предполагает, что дети сами размещают шаблоны и, как и в процессе проектирования, трансформируют созданные шаблоны в новые.

   Использую дары Фребеля не только в познавательном, художественно-эстетическом развитии, но и в речевом, физическом и социально-коммуникативном развитии, что дары Фребеля очень разнообразны и предлагают отличные возможности для работы с детьми.

  Все задания могут, соединятся со стихами, музыкой, песнями. Следующий комплект, который мы использовали — это J1. Он включает цветные геометрические формы — кубики, шарики, цилиндры. Способствует развитию навыков сортировки, сравнения и выполнения по образцу, тренирует мелкую моторику. Дети с удовольствием надевали на ниточку геометрические формы, использовали как бусы, примеряя перед зеркалом, «красуясь». Ещё один дар, который является очень важным, это, мозаика со шнуровкой. Это такая доска, в которую мы можем вставлять мозаику и шнуровки. Это делает игру интереснее и развивает мелкую моторику и координацию, то, что в этом возрасте развивается активно, но занимает у ребёнка очень много времени. Здесь дети могут выкладывать следы, они могут быть разными по цвету, запутанными. С помощью волшебной верёвочки можно помочь герою соединить все следы и найти дорогу домой. Дети учатся действовать по словесной инструкции. Если же нам нужен шнурок, то мы можем собрать бусы разной или одинаковой формы. К форме можно добавить цвет и размер (бусы должны быть только маленькими красными или только большими синими). А можно сказать, не называя цвет: «Собери все бусины одинаковой формы и одинакового цвета» Таким образом, реализуется один из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО — содействие и сотрудничество ребёнка и взрослого, признающее ребёнка полноценным участником образовательных отношений, а также вариативность и полифункциональность предметной развивающей среды  Главные помощники в нашей работе — это родители воспитанников. Они активно приветствуют появление «Даров Фрёбеля» в группе, заинтересованно изучают игры. Нами были оформлены для них консультации по использованию данного пособия в домашних условиях.

Методы исследования 

В исследовании приняли участие дошкольники второй младшей группы МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» Дошкольное отделение, город Новосибирск. Всего участвовало 30 воспитанников.

Методы исследования – наблюдение, рассказ, объяснение воспитателя в сочетание с показом и непосредственным наблюдением детей, беседы с детьми, использование современных информационных технологий.

   Приступая к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, экспериментатор сначала устанавливает эмоционально - деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.

Таблица  Задания для обследования детей 3—4 лет

Наименование задания

1

Поиграй (набор сюжетных игрушек)

2

Коробка форм

3

Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)

4

Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л.А.Венгера)

5

Сложи разрезанную картинку (из трех частей)

6

Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С.Л.Новоселовой)

7

Найди пару (сравнение картинок)

8

Построй из кубиков

9

Нарисуй

10

Сюжетные картинки

Диагностика на начало года

Дети

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Итого

Марк

2

2

1

3

3

2

3

2

2

3

22

Валерия

3

3

2

3

4

3

4

3

3

4

32

Алиса

3

4

3

4

4

3

4

3

3

4

34

Кристина

3

4

3

4

4

3

4

3

3

4

35

Елизавета

4

4

3

4

4

3

4

3

4

4

37

   По итогам проведения обследования в младшей группе общеразвивающей направленности детей в образовательной области «Познавательное развитие» выявлены не высокий уровень знаний в познавательной деятельности.

Вывод: По данным результатам можно сделать вывод, что дети различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; умеют сравнивать два предмета по высоте, ширине и длине.

Пути решения: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать создавать условия для экспериментально - исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, поддерживать детскую инициативу и творчество.

Диагностика на конец года

Дети

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Итого

Марк

3

3

2

3

4

3

3

2

3

2

38

Семён

4

4

3

3

4

3

4

3

3

3

34

Алиса

4

4

4

3

4

4

3

3

3

4

36

Валерия

4

4

3

3

4

4

3

3

3

4

35

Кристина

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

40

По итогам проведения обследования в младшей группе общеразвивающей направленности детей в образовательной области «Познавательное развитие» выявлен интерес малыше к познавательной деятельности.

Вывод: По данным результатам можно сделать вывод, что дети  знают сенсорные эталоны, проявляют инициативу и активность в общении, решают бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками.                                                                                                           Продолжать создавать условия для экспериментально - исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, поддерживать детскую инициативу и творчество.

По диагностическому обследованию детей второй младшей группы на конец учебного года радует активность в разных видах познавательной деятельности. Малыши по собственной инициативе наблюдают, организуют и осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.

  Заключение

   Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а также и их желания, интересы. Мы полагаем, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фрёбеля» в разных видах детской деятельности — познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой даёт положительные результаты. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.

 Литература:

  1. Волобуева Л.М. Фридрих Фрёбель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства — М., 2001
  2. Столбунова Н.Н.,Сайботалова Е.Б. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста на основе дидактической системы Ф. Фрёбеля». -  СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
  3. Литвинова О.Э. «Конструирование с детьми среднего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 4 – 5 лет». -  СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2018. – 112с.
  4. Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду». Средняя группа. Учебно- методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики» - М.: ИД «Цветной мир»; 2017.- 144с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...

«Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»

Актуальность проекта•Цветовосприятие - это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и явлениям. Именно с их восприятия начинает...

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста...