Картотека игр с блоками Дьенеша
картотека по математике (младшая группа)

Федорова Наталья Викторовна

Картотека игр с  блоками Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_blokami_denesha.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с блоками Дьенеша

для детей 3-4 лет.

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических

фигурах, умение угадать предметы на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки складываются в мешок.

Попросить ребенка на ощупь достать все круглые

блоки (все большие или все толстые). Затем все

квадратные, прямоугольные, треугольные.

Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или

маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры.

Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

Чудесный мешочек» - 2

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и

толщине; умение угадать предметы на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает

фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким

признакам.

Можно усложнить задание: называет форму, размер или толщину, не

вынимая из мешка.

Игра «Украсим елочку». I вариант

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические

фигуры по одному, двум признакам. Упражнять в счете. Развивать

ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков, елочки высокая и низкая.

Ход игры: Дед Мороз дарит две елочки: низкую для жителей сказочного

города, высокую для детей. Украшают елочки игрушками (блоками) по

величине. (Можно по форме или цвету).

Дети любуются елочками и водят хоровод.

Можно усложнить задание: Дети украшают елочки игрушками (блоками)

по величине и по толщине (низкую – маленькими тонкими игрушками,

высокую – большими, толстыми).

По форме и цвету (низкую елочку – круглыми, желтыми игрушками;

высокую – квадратными, синими).

Игра «Украсим елочку». II вариант

Цель: Формировать умение выделять нужный блок из множества,

выкладывать алгоритм по цепочке. Развивать внимание, логическое

мышление.

Ход игры: Предложить украсить елочку бусами, используя карточки с

алгоритмами. На елке может быть 2 или 3 ряда бус.

Игра «Замочки»

Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета, размера и

формы по схеме. Развивать внимание, логическое

мышление, мелкую моторику.

Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты замков из

бумаги.

Ход игры: Мы должны открыть эти замки. Замок откроется

лишь тогда, когда мы подберем ключи.

Можно усложнить задание: Замок откроется лишь тогда,

когда мы подберем ключи и найдем лишний. (Дети находят

лишний и объясняют, почему, например, все блоки желтые, а один

красный).

Дидактическая игра «Засели домик»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать

геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете.

Развивать ориентировку в пространстве, внимание,

логическое мышление, мелкую моторику.

Материал: Набор блоков Дьенеша, 4 - этажный дом с

изображением двух признаков – цвета и формы.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно.

Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Необходимо найти

блоки, соответствующие данным свойствам (цвет и форма). Во время работы

детей, воспитатель задает вопросы: Какой блок здесь живет? (показывает).

Почему этот блок поселили именно сюда? (ответы детей).

Можно усложнить задание: Рассели большие толстые блоки или большие

тонкие блоки…

Игра «Приготовим компот»

Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета и формы.

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками

разного цвета (красного, синего, желтого) и значками (круг квадрат,

треугольник, прямоугольник).

Ход игры: Поможем бабушке приготовить компот.

В банку с красной крышкой, нужно положить только красные «ягодки» и

обратить внимание на значок, если треугольник, то в банку нужно положить

только красные треугольные «ягодки» и т.д.

Игра "Цепочка"

Цель: освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету,

размеру, толщине.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как

можно более длинную цепочку

Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,

толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и

размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме

и т.д.;

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной

формы (одинакового размера, но разного цвета).

Игра "Раздели фигуры"

Цель: освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету,

размеру, толщине.

Материал: Набор блоков Дьенеша, игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

Предложите разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки

оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли распределили

игрушки. Предложите ответить на вопросы:

- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

- А у зайки? (Все не красные).

- Попробуйте разделить фигуры по-другому:

чтобы у мишки оказались все круглые;

чтобы зайцу достались все большие;

чтобы зайцу достались все желтые и т.д.

Более сложный вариант этой игры:

Разделите фигуры так: чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все

квадратные.

Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).

Только зайке? (Квадратные, не синие).

Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).

А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

Предлагаются другие варианты заданий.

Разделите фигуры так:

чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие;

мишке достались все маленькие, а зайке - все прямоугольные; у мишки

оказались некруглые, а у зайки-все желтые.

Игры и занятия с цветными палочками

Кюизенера с детьми 3–4 лет

Игра «Сушим полотенца»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по длине; находить сходство

между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету,

обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по

длине).

Материал: Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на

каждого ребенка).

Описание:

На подносе лежат палочки двух цветов.

Задания

– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?

– Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки

одного цвета под палочками другого цвета.)

– Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколько – столько,

поровну.)

– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка.

Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим

«полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом

короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать

«полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем

до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…

Вопросы

– Сколько желтых «полотенец»? (Много.)

– Сколько красных «полотенец»? (Много.)

– Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что

нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к

«полотенцу» красного цвета.)

– Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько

желтых – столько красных.)

Игра «Числа 1 и 2»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по длине и обозначать

словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами

1 и 2.

Материал: Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10;

розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные

палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.

Описание:

Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько

белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»

Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.

Дети ставят цифру 1 под белым кубиком: «Один кубик – цифра один!»

Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая

короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число

она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой

палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка

длиннее?» (Розовая.)

«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.)

Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два

кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные,

одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и

называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два

рядом с розовой палочкой? (Потому что в ней две белые палочки.) Уберите

белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась

лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько

палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с

розовой палочкой поставьте два белых кубика».

«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной

высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой

палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она

обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и

посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».

Игра «Строительство домов»

Цель: Развивать умение детей моделировать предмет из четырех палочек

одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в

различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на

вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Материал: Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4

розовые и 2 желтые; карточка.

Описание:

Предложить детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них

стены, пол и потолок.

Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.

Вопросы и задания

– Что получилось? (Дом.)

– С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С

какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?

– Сколько всего домов?

– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?

– Между какими домами расположен голубой дом?

– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом

доме?

– Сколько всего окон?

– Какие окна по величине?

Игра «Число 3»

Цель: Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей

цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в

ориентировке в пространстве.

Материал: Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска

20x10 см, голубая полоска 30x10 см; цифры. Для детей: цветные счетные

палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.

Описание:

Задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком положите

розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно

уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой

палочкой».

Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием

демонстрационных полосок такого же цвета на доске.

– Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)

– Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.)

– Что больше – один или два?

– Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку.

Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки.

– Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее. Какого она

цвета? (Голубого.)

– Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.)

Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на

палочках все это.

Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения

величины (розовая и белая или три белые).

Воспитатель говорит:

– Розовая палочка обозначает число два, а голубая – число три. Положите

столбиком голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка.

Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3

под палочками, обозначающими число три.

– А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками.

– Назовите цифры по порядку.

– Какое число больше – один или два? На сколько два больше одного? На

сколько один меньше двух?

– Какое число больше – два или три? На сколько два меньше трех? На

сколько три больше двух.

– Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке.

Игра «Треугольники»

Цель: Развивать умение детей составлять треугольники из палочек разной

длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и

порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить

ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).

Материал: Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.

Описание:

Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник.

Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой –

красный».

Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой

стороны.

Вопросы

– Сколько получилось треугольников?

– Расскажите, как расположены треугольники.

– Назовите цвет треугольников слева и справа от желтого.

– Который по счету красный треугольник? Голубой?

– Посчитайте треугольники по порядку, называя цвет.

Игра «Елка»

Цель: Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием

наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче,

самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.

Материал: Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2

фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с

изображением елки.

Описание:

Предложить детям подобрать палочки по длине и положить их на ветки

нарисованной елки.

Вопросы и задания

– Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.

– Какого цвета самые длинные ветки?

– Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной.

– Сколько самых коротких веток?

– По сколько веток одинакового цвета?

– Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Какие они по

длине? (Одинаковые, равные.)__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по блокам Дьенеша

Картотека игр по блокам Дьнеша...

Картотека развивающих игр "Блоки Дьенеша"

В данном материале представлна картотека развивающих игр "Блоки Дьенеша"Картотека выполнена в виде карточек, котоорые можно подобрать по темаматике занятия...

Картотека игр по блокам Дьенеша.

В данной методической разработке представлен опыт образовательной практики по использованию блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников от 2 до 8 лет. Мы предлагаем вашему вниманию п...

Картотека игр с блоками Дьенеша

Для педагогов ДОУ и родителей...

Картотека игр по блокам Дьенеша в 1 младшей группе

Картотека игр по блокам Дьенеша в 1 младшей группе...

Картотека игр с блоками Дьенеша

Картотека игр с блоками Дьенеша...

Картотека игр с блоками Дьенеша

Цель: ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развитие мыслительных умений; развитие творческих способностеей....