проект Первые шаги в математику
проект по математике (младшая группа)

Наумова Галина Владимировна

проект для детей и родителей 2-3 года.Познакомить детей с основными цветами. формой круг через игры.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК»

                                           

                           

ПРОЕКТ

«Первые шаги в математику»


                                                 
 

                                                                  Подготовила и провела
                              Наумова Г.В.- воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                                         

                                                                                      г.Бердск 2022-2023г.

                  
  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в раннем возрасте с сенсорного воспитания и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста
. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников будет осуществляться эффективнее, если будет организована целостная система мер, направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического содержания.
Продолжительность проекта: ноябрь- апрель
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы, родители.
Цель:  формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
-  учить различать количество предметов
 - определять основные цвета 
- формировать и  называть предметы по форме  

                                                          План проекта

       I этап – подготовительный.

  • Постановка и обсуждение цели, задачи с детьми и родителями, изучение литературы
  • Создание необходимых условий для реализации проекта, организация развивающей среды.
  • Составление плана реализации проекта
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме: подбор художественной литературы, картотека пальчиковых игр 
  • Анкетирование   родителей  «Математика в жизни ребёнка»

                                    II- Основной этап: 
                                              Работа с детьми:
Ноябрь:

Настольные  игры,   «Пирамидки», «Мозаика», «Пазлы крупные»

 Игры с прищепками  

Аппликация из ладошек «Мамочка солнышко моё»
Знакомство с колючими мячиками су-джок
Самомассаж с массажными мячиками   «Бежит ежик по дорожке»

Декабрь:

Игра  » Собери матрёшку» , «Собери пирамидку»
Рисование ватными палочками «Идёт дождь»

Самомассаж с массажными мячиками   «Бежит ежик по дорожке»,
Игры с цветными помпонами

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь»
«Чудесный мешочек».
Игры на коврографе «Наряди ёлочку», «Кто что ест»
Лепка «Мячики для щенка»

Январь
 Игра «Собери цветной поезд», «Выложи дорожку»
Конструирование из  счетных палочек «Заборчик», «Треугольник».

Самомассаж  ладоней  (с грецкими  орехами)
 Игры на тактильное восприятие  «Найди такой же на ощупь»,
«Что я ощущаю»- твердый –
 мягкий,
Игры с цветными камешками»Марбс» 
Чтение И. Токмакова «Ходит солнышко по кругу», 
Февраль: 
Конструирование из  счетных палочек «Флажок», «Елочка».

Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Лабиринт» Проведи зайку к домику»,
Экспериментирование (мокрый песок лепится ,сухой не лепится)
 
Подвижная игра»Достань игрушку»
Март: 
Игры с пупырышками.

Игровое упражнение  «Стираем, вмести с мамой!

Игра  с прищепками. Бусами на шнуровке
Знакомство с технологией »Мягкая педагогика»- вязаная графика

Арт- методика лепка с использованием зубочисток»Ёжик»
Подвижная игра» Цветные автомобили»
Апрель: 
Игры с дидактическим пособием Вязаная графика»

Игры с цветными р
езинками  «Сделай как я»
Подвижная игра
 «Где звенит?»
Шнуровка «Одень Мишку»
Дидактическая игра»Цвет»
Чтение математических сказок»
Игровая ситуация «Когда Маши ложиться спать»
 
Чтение РНС «Колобок», «Рукавичка»», «Теремок», «Три медведя» «.Курчка ряба»
Подвижная игра «Курочка и цыплята
Сюжетно-ролевая игра»Угостим куклу Катю»

Работа с родителями:
Родительское собрание
Консультация «Значение математики в раннем возрасте»
Изготовление дидактических игр своими руками
Выставка игр
 
Картотека игр с цветными помпонами
Консультация   Камешки Марбус       их применение
 Картотека     игр с камешками
Выставка  «Пупырышки»

III- Заключительный этап:

Презентация « Первые шаги в математику»

Камешки - интересный, доступный, природный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. С камешками можно играть, творить, изуча

Картотека игр с камешками МарблсC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\по проекту\фото детей\1671451236812 (1).jpg

                               

 
               

 

 Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"

Цель: развитие тактильных ощущений; умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс

Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс".
Задание: педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению;

Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Усложнение: цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение: выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

                                    «Тучка и капельки» 
Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие. Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

 

                                                             

                         Игры пупырышки

Цель: формирование и развитие сенсорных способностей у детей средствами дидактической игры, закреплять представления об основных цветах, развивать моторику рук.

                                                  «Чередование предметов»

Ход игры :взрослый выкладывает начало ряда с чередованием предметов (ракушка, камушек) ребенок продолжает. Либо с чередованием цветов предметов.

                                                      «Продолжи ряд»

Ход игры: один игрок выкладывает начало ряда, а второй продолжает в заданной последовательности.

                                                         «Чего не стало»

Ход игры: под пупырышком размещается несколько мелких предметов. Ребенок поднимает и запоминает, что за предметы. Закрывает глаза. В это время ведущий прячет один из предметов. Необходимо отгадать, как предмет убрали.D:\проект про пальчики\фото детей\1673425263404.jpg

Картотека игр с прищепками
  «Елочка»  Даем ребенку вырезанные из зеленого картона треугольники или прямоугольники. Ребенок берет зеленые прищепки, и прикрепляет к елке ее иголочки.
  «Ёжик» Даем ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки. Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорее к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем.
 «Цветок» Даем ребенку вырезанные из цветного картона кружки. Ребенок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу. Лепесточки и листок. Распустился наш цветок.
 «Солнышко» Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи. Солнышко, скорей взойди, лучи свои пришли. Чтоб они землю обогрели ,нас теплом своим согрели.
  «Сними украшения» Прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их.  «Большая стирка» Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки
Ход: Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепка

«Овощи»
Урожай мы собирали и ботву всю ободрали. Мы листочки прикрепляем. Овощи узнаем. Не взлетит он никогда.
 «Стрекоза» На ромашку у ворот опустился вертолет. Золотистые глаза, вот она и стрекоза. «Зайчик»  Мерзнет зайка на опушке, спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи, Лапки, ушки покажи.
«Жучок»  Очень наш жучок устал- Бегал по дорожке. Ночью спал, а утром встал ,показал нам ножки.
 «Цветы» Во дворе растут цветы, Небывалой красоты. Желтый, красный, голубой , полюбуйтесь со мной!

«Радуга»  Выложить на тучке прищепки по цветам радуги

«Ежата» Жу-жу-жу, жу-жу-жу-- я ежа Вам покажу. Жа-жа-жа-, жа-жа-жа-- вот и несколько ежат.

 «Тучка» Прикрепить прищепки на тучку

   «Придумай и нарисуй свою пуговицу»

Цель: формировать  интерес к рисованию пуговиц, круглой формы .
Задачи: развивать воображение.

Материал. Круглые формы листы, кисточки, гуашь, салфетки непроливайки.

Ход:
Воспитатель: какие красивые пуговицы в коробочке. Вы знаете, кто их создает? Их создают пуговичные мастера. Пуговицы украшают одежду, делают одежду удобным для одевания. Вы можете стать мастерами и украсить пуговицы. Предлагаю украсить пуговицы. (показывает бумагу круглой формы). Чем можно украсить такие пуговицы? (красками)

 Вы можете придумать свой узор и украсить пуговицу. Ребята, что вы нарисовали на пуговицах? Понравилось вам быть пуговичными мастерами?


                 
                                Конспект занятия «Дождик»

         нетрадиционный способ рисования (ватными палочками)

Цель: знакомить детей с нетрадиционным способом рисования
 
(ватными палочками);

Задачи: учить рисовать дождик, передавая его характер
- развивать умение располагать изображение по всему листу; - способствовать развитию мелкой моторики, внимания;

 - воспитывать аккуратность;

Материалы и оборудование: кукла, половина листа А4 бумаги белого цвета с синей тучей, гуашь (синего) цвета; ватные палочки; запись шума дождя; влажные салфетки.

Предварительная работа:

На прогулке понаблюдать за облаками. В дождливую погоду понаблюдать за серыми тучами, каплями дождя.
Ход занятия

Воспитатель: к нам в гости пришла кукла Маша (показывает куклу)

-Здравствуй Маша!

Маша: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Маша, почему у тебя такая мокрая курточка и шапочка?

Маша: Я гуляла на улице.  Там идет дождик.

Воспитатель: Маша что –то забыла с собой взять на прогулку? Как вы думаете, что она не взяла? (ответы детей) Она не взяла с собой зонтик! Когда на улице идет дождь ,то нужно брать с собой зонт, чтобы не намокнуть.

Маша: я не взяла зонтик!  у меня мокрая одежда. (кукла плачет)

Воспитатель: Маша, не плачь! Мы сейчас подсушим твою одежду. Снимай ее. (воспитатель снимает одежду с куклы
Игра «Дождик» (под звуки дождя)

Капля - раз, капля - два, (стучим указательным пальчиком)

Капля медленней сперва. (по ладошки другой руки медленно)

Стали капли поспевать (стучим указательным пальчиком)

Капля, каплю догонять (по ладошки другой руки быстрее)

Воспитатель: теперь с вами нарисуем дождик.  Маша посидит.

Воспитатель: посм

. Кап, кап, кап! На дорожку, на лужок, Кап, кап, кап!

Игра «Солнышко и дождик»

Маша: Мне очень понравилось играть, мне пора уходить.

Воспитатель: курточка твоя сухая.  (одевает куклу) Возьми с собой зонт, чтобы не намокнуть еще раз. До свидания (кукла прощается и уходит)

понятия «много», «один», «ни одного»;

- Закрепить умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

- Сформировать представление о длине двух предметов: короткий, длинный

Оборудование: ноутбук; игрушка заяц, корзины: большая и маленькая, деревья, мячи с шипами.
Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами по количеству детей, карточки с изображением дороги по количеству детей, камешки «Марблс».

Ход: Воспитатель: я хочу вас пригласить в сказочный лес. Для этого нужно закрыть глазки и сказать волшебные слова: раз, два, три, повернись, в сказочном лесу очутись. (Звучит музыка, на экране красивый сказочный лес.)
Здравствуй, лес, красивый лес, полный сказок и чудес. Ребята, посмотрите, кто нас встречает. ( Заяц)
Воспитатель: Заяц принёс две корзины. Одна корзина большая, другая корзина маленькая. В них находятся камешки. Камешки волшебные, блестящие, разноцветные. Они называются камешками «Марблс».  Сколько камешков в большой корзине?

Дети: В большой корзине много камешков.
Воспитатель: Сколько камешков в маленькой корзине?

Дети: В маленькой корзине один камешек.
Воспитатель: если возьмёт один камешек с маленькой корзины и переложим в большую корзину, сколько камешков останется в корзин

 е?(ни одного.)

 Сколько камешков было в маленькой корзине? (один.)
Сколько камешков осталось в корзине? (ни одного)
Воспитатель: зайчик предлагает нам поиграть с камешками. На столах лежат карточки, на них нарисованы фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Дидактическая игра» выложить камешки по линии фигуры»
У кого какие, фигуры получились (
индивидуальные ответы.)
Воспитатель: Ребята, круг, квадрат и треугольник называются геометрическими фигурами. У Зайчика есть ещё одна игра для вас. Выходите на поляну. Он приготовил для вас мячики. Сколько мячиков в корзине? (ответы детей.) Возьмите каждый по одному. (воспитатель раздаёт мячики с шипами.)

Самомассаж:  Этот мячик не простой. Весь красивый, заводной!

Меж ладошками кладём и ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем.
Можно нам катать по кругу, перекидывать друг другу.
В ручку правую возьмём, в кулачке его сожмём.
В ручку левую возьмём и к сердечку прижмём.
Нашему Зайцу пора возвращаться домой. К его домику ведут две дороги. Одна синяя,  другая зелёная. Нашему Зайцу нужна помощь. Заяц не знает, по какой дорожке ему идти домой.  Выложим из камешков дорожки и подскажем Зайцу, по какой дорожке  идти домой. Какого цвета получились дорожки ( синего, зелёного) Какого цвета дорога длиннее? Какого цвета дорога короче? (
Ответы детей.)   По какой дорожке побежит наш Зайчик домой? (  по длинной дороге, по зелёной.)
Воспитатель: Заяц, слышишь, дети подсказывают  идти домой по зелёной дорожке.
Заяц: Спасибо вам, ребята, за помощь. До свидания.
Воспитатель:  нам пора возвращаться домой.  Закроем глазки и скажем волшебные слова. Раз, два, три, повернись в детском саду очутись.

 

                                                  Консультация для родителей.
                                      «МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 2-3 ЛЕТ»

Малыши очень активно познают мир вокруг себя и впитывают новые знания, как губка. Важно подпитывать это влечение, но при этом не перегружать ребёнка. Возраст 2-3 лет – это самое время закреплять знания и знакомиться с цветами, формами и количеством. Задача родителей – помочь малышу научиться понимать цифры и чётко их представлять. Например, что такое «три груши», это больше или меньше, чем две и т.д. Мы подготовили интересные игры на закрепление счёта, сравнение, а также на соотношение цифр и предметов. Откройте ребёнку увлекательный мир математики.

 С чего начать изучение цифр С двух лет мышление детей развивается стремительными темпами. Самое время знакомить ребёнка с простыми математическими понятиями и счетом. Малыши уже знают много геометрических фигур, имеют представление о форме и величине. Подружиться с числами и цифрами помогут развивающие игры и упражнения. Если заниматься регулярно, то к трём годам удастся развить первые математические навыки: малыш научится последовательному счёту от одного до пяти; поймёт отличие понятий «один» и «много»; усвоит, что означают слова «больше, меньше, поровну», привыкнет сравнивать группы предметов; запомнит графическое изображение пяти первых цифр, сумеет распознать их на карточках и сопоставить с количеством ;Поначалу кроха учится считать предметы, указывая на них или дотрагиваясь пальчиком. Так легче приобщиться к наглядно-образному мышлению. Чтобы сделать счёт привычным занятием, просите малыша вам помочь. Пусть принесёт определённое число ложек, яблок, носочков. Непременное условие успеха ― хорошее настроение ребёнка и мамы, похвала за старания крохи. Заметив признаки усталости, возьмите паузу: пусть кроха попрыгает, побегает, передохнёт. Десяти минут в день вполне достаточно для непринуждённых занятий.
Математическая игра «Один ― много» К 2 годам детям уже знают слово «много» и понимают, что оно означает. Пора научить малыша сравнивать разное количество предметов. В результате игры у ребёнка должно сформироваться представление о том, чем «один» отличается от «много». Дайте ребёнку корзинку с пятью мячиками или шариками. Спросите: «Что лежит в корзинке? (мячики). Сколько мячиков? (много). Я возьму один мяч. Ты тоже возьми один мяч. Сколько у тебя мячиков? (один). Давай дадим один мяч мишке и один утёнку. Сколько мячиков осталось в корзинке? (один). А сколько было в начале игры? (много). «В корзинке было много мячиков, а остался всего один. Сейчас мы соберём все мячи в корзинку. Положи туда свой мячик. Возьми у меня ещё один мяч. Забери мячики у мишки и утёнка». Малыш собирает мячи. «В корзинке лежал один мячик, а сколько стало сейчас?» (много). Для закрепления в детской памяти математических понятий «один» и «много» чаще используйте бытовые ситуации: «Сколько на столе яблок – одно или много? (одно). А орехов? (много)». Используйте карточки с изображениями одного и нескольких знакомых предметов: фруктов, овощей, геометрических фигур. Сначала просите ребёнка найти картинки с одним предметом. Затем меняйте задание: нужно показать карточки, где нарисовано много предметов.
Учимся сравнивать «Больше, меньше, равно» Продолжаем знакомить малыша с математикой. На очереди игры и упражнения со сравнением совокупностей. Сопоставляя количество предметов, ребёнок учится определять разницу: меньше, больше или столько же. Бабочки на ромашках. Нарисуйте на листе бумаги ряд из пяти крупных ромашек. Вырежьте несколько бумажных бабочек или используйте готовые. Усадите малыша за стол и начните игру. «На лугу выросли ромашки. Сколько их? Давай посчитаем. Молодец, две. Прилетели красивые бабочки. Сосчитай, сколько бабочек? Правильно, три. Каждая бабочка села на ромашку (положите двух бабочек на цветы, а третью рядом). Посмотри, одной бабочке цветка не хватило. Подумай, почему так получилось? Чего у нас больше, бабочек или ромашек? Молодец, бабочек больше — три, а цветов меньше — два (показывайте карточки с цифрами). Повтори за мной.

Посмотри, одна бабочка улетела. Сколько осталось? Правильно, две. А цветов? Тоже два. Теперь ромашек стало столько же, сколько бабочек.  Вот улетела ещё одна бабочка. Сейчас чего больше, цветов или бабочек? Цветов больше, молодец. Сколько ромашек? Две. А бабочка одна, на одну меньше. Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну? Правильно, убрать одну ромашку». Называя числа, показывайте карточки с нужными цифрами. По ходу игры просите кроху повторять новые слова: больше, меньше, поровну, столько же.

Упражнения на закрепление счёта Начните обучение с последовательного счёта в пределах пяти. Помните, что цель занятий увлечь малыша математикой. Чтобы поддержать интерес, учимся считать между делом. Попросим ребёнка помочь на кухне: «Скоро будем обедать. Кто сядет за стол? Аня ― один, папа ― два, мама ― три, дедушка ― четыре, бабушка ― пять. Повтори за мной. Помоги маме, достань из лотка пять больших ложек, чтобы у каждого было по одной ложке». Дети раннего возраста охотно подражают действиям мамы. Помогая по дому, малыши одновременно закрепляют навыки устного счёта. Покажите крохе, как считать пальчики на руках. Детям нравятся рифмованные считалки: «Один, два, три, четыре, пять будем пальчики считать!». Занимайтесь счётом при каждом удобном случае. Пересчитывайте игрушки, ложки, фрукты, животных в книжке, машины во дворе. Не забывайте, что математика для малышей 2―3 лет должна быть весёлой. Маленькие детки любят занимательные игры: 1. Собачке хочется гулять, а Маша спит. Пёсик будит девочку, прыгает и лает: гав-гав! Сколько раз лаяла собачка? Покажи на пальчиках. Повторите в нескольких вариантах. 2. Котёнок зовёт маму. Возьмите мягкую игрушку и 4 раза скажите «мяу». Сколько раз промяукал котёнок? Нужно показать 4 пальчика. Учите ребёнка показывать числа разными способами. Объясните, что цифру 5 можно показать на одной ладошке или иначе: 3 пальчика на правой руке, а 2 на левой. Так кроха узнает, что числа раскладываются на составные части. В дальнейшем это поможет решать примеры на сложение и вычитание.
Игры на соотношение цифр и предметов Знакомить малыша с цифрами удобно во время прогулок. Показывайте и называйте номера домов, машин, квартир. Так ребёнок быстрее запомнит графическое изображение и названия цифр. Следующая задача сложнее. Предстоит разобраться, сколько предметов скрывается за каждой цифрой. Поместите на видное место таблицу или карточки с крупными цифрами, дополненными изображениями знакомых объектов в нужном количестве. Картинки должны быть однородными, например, квадратики. Рядом с цифрой 1 будет нарисован один квадратик, возле двойки — два и так далее. Чаще обращайте внимание малыша на эти изображения. Постепенно ребёнок поймёт связь цифр с количеством предметов. Дополнительно помогут развивающие игры и упражнения.
Цифры и кубики Покажите малышу карточку с цифрой 1, попросите дать один кубик. Продолжайте до цифры 3. Ребёнку нужно сосчитать и принести нужное количество кубиков. Покажите, как выполнять задание. Если затруднений не возникнет, переходите к счёту до 5. С помощью простого упражнения малыш научится соотносить количество предметов с цифрой. Удобно использовать магнитные цифры, которые крепятся к холодильнику или специальной доске.



Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК»

                                           

                           

ПРОЕКТ

«Первые шаги в математику»


                                                 
 

                                                                  Подготовила и провела
                              Наумова Г.В.- воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                                         

                                                                                      г.Бердск 2022-2023г.

                  
  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в раннем возрасте с сенсорного воспитания и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста
. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников будет осуществляться эффективнее, если будет организована целостная система мер, направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического содержания.
Продолжительность проекта: ноябрь- апрель
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы, родители.
Цель:  формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
-  учить различать количество предметов
 - определять основные цвета 
- формировать и  называть предметы по форме  

                                                          План проекта

       I этап – подготовительный.

  • Постановка и обсуждение цели, задачи с детьми и родителями, изучение литературы
  • Создание необходимых условий для реализации проекта, организация развивающей среды.
  • Составление плана реализации проекта
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме: подбор художественной литературы, картотека пальчиковых игр 
  • Анкетирование   родителей  «Математика в жизни ребёнка»

                                    II- Основной этап: 
                                              Работа с детьми:
Ноябрь:

Настольные  игры,   «Пирамидки», «Мозаика», «Пазлы крупные»

 Игры с прищепками  

Аппликация из ладошек «Мамочка солнышко моё»
Знакомство с колючими мячиками су-джок
Самомассаж с массажными мячиками   «Бежит ежик по дорожке»

Декабрь:

Игра  » Собери матрёшку» , «Собери пирамидку»
Рисование ватными палочками «Идёт дождь»

Самомассаж с массажными мячиками   «Бежит ежик по дорожке»,
Игры с цветными помпонами

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь»
«Чудесный мешочек».
Игры на коврографе «Наряди ёлочку», «Кто что ест»
Лепка «Мячики для щенка»

Январь
 Игра «Собери цветной поезд», «Выложи дорожку»
Конструирование из  счетных палочек «Заборчик», «Треугольник».

Самомассаж  ладоней  (с грецкими  орехами)
 Игры на тактильное восприятие  «Найди такой же на ощупь»,
«Что я ощущаю»- твердый –
 мягкий,
Игры с цветными камешками»Марбс» 
Чтение И. Токмакова «Ходит солнышко по кругу», 
Февраль: 
Конструирование из  счетных палочек «Флажок», «Елочка».

Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Лабиринт» Проведи зайку к домику»,
Экспериментирование (мокрый песок лепится ,сухой не лепится)
 
Подвижная игра»Достань игрушку»
Март: 
Игры с пупырышками.

Игровое упражнение  «Стираем, вмести с мамой!

Игра  с прищепками. Бусами на шнуровке
Знакомство с технологией »Мягкая педагогика»- вязаная графика

Арт- методика лепка с использованием зубочисток»Ёжик»
Подвижная игра» Цветные автомобили»
Апрель: 
Игры с дидактическим пособием Вязаная графика»

Игры с цветными р
езинками  «Сделай как я»
Подвижная игра
 «Где звенит?»
Шнуровка «Одень Мишку»
Дидактическая игра»Цвет»
Чтение математических сказок»
Игровая ситуация «Когда Маши ложиться спать»
 
Чтение РНС «Колобок», «Рукавичка»», «Теремок», «Три медведя» «.Курчка ряба»
Подвижная игра «Курочка и цыплята
Сюжетно-ролевая игра»Угостим куклу Катю»

Работа с родителями:
Родительское собрание
Консультация «Значение математики в раннем возрасте»
Изготовление дидактических игр своими руками
Выставка игр
 
Картотека игр с цветными помпонами
Консультация   Камешки Марбус       их применение
 Картотека     игр с камешками
Выставка  «Пупырышки»

III- Заключительный этап:

Презентация « Первые шаги в математику»

Камешки - интересный, доступный, природный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. С камешками можно играть, творить, изуча

Картотека игр с камешками МарблсC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\по проекту\фото детей\1671451236812 (1).jpg

                               

 
               

 

 Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"

Цель: развитие тактильных ощущений; умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс

Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс".
Задание: педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению;

Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Усложнение: цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение: выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

                                    «Тучка и капельки» 
Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие. Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

 

                                                             

                         Игры пупырышки

Цель: формирование и развитие сенсорных способностей у детей средствами дидактической игры, закреплять представления об основных цветах, развивать моторику рук.

                                                  «Чередование предметов»

Ход игры :взрослый выкладывает начало ряда с чередованием предметов (ракушка, камушек) ребенок продолжает. Либо с чередованием цветов предметов.

                                                      «Продолжи ряд»

Ход игры: один игрок выкладывает начало ряда, а второй продолжает в заданной последовательности.

                                                         «Чего не стало»

Ход игры: под пупырышком размещается несколько мелких предметов. Ребенок поднимает и запоминает, что за предметы. Закрывает глаза. В это время ведущий прячет один из предметов. Необходимо отгадать, как предмет убрали.D:\проект про пальчики\фото детей\1673425263404.jpg

Картотека игр с прищепками
  «Елочка»  Даем ребенку вырезанные из зеленого картона треугольники или прямоугольники. Ребенок берет зеленые прищепки, и прикрепляет к елке ее иголочки.
  «Ёжик» Даем ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки. Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорее к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем.
 «Цветок» Даем ребенку вырезанные из цветного картона кружки. Ребенок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу. Лепесточки и листок. Распустился наш цветок.
 «Солнышко» Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи. Солнышко, скорей взойди, лучи свои пришли. Чтоб они землю обогрели ,нас теплом своим согрели.
  «Сними украшения» Прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их.  «Большая стирка» Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки
Ход: Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепка

«Овощи»
Урожай мы собирали и ботву всю ободрали. Мы листочки прикрепляем. Овощи узнаем. Не взлетит он никогда.
 «Стрекоза» На ромашку у ворот опустился вертолет. Золотистые глаза, вот она и стрекоза. «Зайчик»  Мерзнет зайка на опушке, спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи, Лапки, ушки покажи.
«Жучок»  Очень наш жучок устал- Бегал по дорожке. Ночью спал, а утром встал ,показал нам ножки.
 «Цветы» Во дворе растут цветы, Небывалой красоты. Желтый, красный, голубой , полюбуйтесь со мной!

«Радуга»  Выложить на тучке прищепки по цветам радуги

«Ежата» Жу-жу-жу, жу-жу-жу-- я ежа Вам покажу. Жа-жа-жа-, жа-жа-жа-- вот и несколько ежат.

 «Тучка» Прикрепить прищепки на тучку

   «Придумай и нарисуй свою пуговицу»

Цель: формировать  интерес к рисованию пуговиц, круглой формы .
Задачи: развивать воображение.

Материал. Круглые формы листы, кисточки, гуашь, салфетки непроливайки.

Ход:
Воспитатель: какие красивые пуговицы в коробочке. Вы знаете, кто их создает? Их создают пуговичные мастера. Пуговицы украшают одежду, делают одежду удобным для одевания. Вы можете стать мастерами и украсить пуговицы. Предлагаю украсить пуговицы. (показывает бумагу круглой формы). Чем можно украсить такие пуговицы? (красками)

 Вы можете придумать свой узор и украсить пуговицу. Ребята, что вы нарисовали на пуговицах? Понравилось вам быть пуговичными мастерами?


                 
                                Конспект занятия «Дождик»

         нетрадиционный способ рисования (ватными палочками)

Цель: знакомить детей с нетрадиционным способом рисования
 
(ватными палочками);

Задачи: учить рисовать дождик, передавая его характер
- развивать умение располагать изображение по всему листу; - способствовать развитию мелкой моторики, внимания;

 - воспитывать аккуратность;

Материалы и оборудование: кукла, половина листа А4 бумаги белого цвета с синей тучей, гуашь (синего) цвета; ватные палочки; запись шума дождя; влажные салфетки.

Предварительная работа:

На прогулке понаблюдать за облаками. В дождливую погоду понаблюдать за серыми тучами, каплями дождя.
Ход занятия

Воспитатель: к нам в гости пришла кукла Маша (показывает куклу)

-Здравствуй Маша!

Маша: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Маша, почему у тебя такая мокрая курточка и шапочка?

Маша: Я гуляла на улице.  Там идет дождик.

Воспитатель: Маша что –то забыла с собой взять на прогулку? Как вы думаете, что она не взяла? (ответы детей) Она не взяла с собой зонтик! Когда на улице идет дождь ,то нужно брать с собой зонт, чтобы не намокнуть.

Маша: я не взяла зонтик!  у меня мокрая одежда. (кукла плачет)

Воспитатель: Маша, не плачь! Мы сейчас подсушим твою одежду. Снимай ее. (воспитатель снимает одежду с куклы
Игра «Дождик» (под звуки дождя)

Капля - раз, капля - два, (стучим указательным пальчиком)

Капля медленней сперва. (по ладошки другой руки медленно)

Стали капли поспевать (стучим указательным пальчиком)

Капля, каплю догонять (по ладошки другой руки быстрее)

Воспитатель: теперь с вами нарисуем дождик.  Маша посидит.

Воспитатель: посм

. Кап, кап, кап! На дорожку, на лужок, Кап, кап, кап!

Игра «Солнышко и дождик»

Маша: Мне очень понравилось играть, мне пора уходить.

Воспитатель: курточка твоя сухая.  (одевает куклу) Возьми с собой зонт, чтобы не намокнуть еще раз. До свидания (кукла прощается и уходит)

понятия «много», «один», «ни одного»;

- Закрепить умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

- Сформировать представление о длине двух предметов: короткий, длинный

Оборудование: ноутбук; игрушка заяц, корзины: большая и маленькая, деревья, мячи с шипами.
Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами по количеству детей, карточки с изображением дороги по количеству детей, камешки «Марблс».

Ход: Воспитатель: я хочу вас пригласить в сказочный лес. Для этого нужно закрыть глазки и сказать волшебные слова: раз, два, три, повернись, в сказочном лесу очутись. (Звучит музыка, на экране красивый сказочный лес.)
Здравствуй, лес, красивый лес, полный сказок и чудес. Ребята, посмотрите, кто нас встречает. ( Заяц)
Воспитатель: Заяц принёс две корзины. Одна корзина большая, другая корзина маленькая. В них находятся камешки. Камешки волшебные, блестящие, разноцветные. Они называются камешками «Марблс».  Сколько камешков в большой корзине?

Дети: В большой корзине много камешков.
Воспитатель: Сколько камешков в маленькой корзине?

Дети: В маленькой корзине один камешек.
Воспитатель: если возьмёт один камешек с маленькой корзины и переложим в большую корзину, сколько камешков останется в корзин

 е?(ни одного.)

 Сколько камешков было в маленькой корзине? (один.)
Сколько камешков осталось в корзине? (ни одного)
Воспитатель: зайчик предлагает нам поиграть с камешками. На столах лежат карточки, на них нарисованы фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Дидактическая игра» выложить камешки по линии фигуры»
У кого какие, фигуры получились (
индивидуальные ответы.)
Воспитатель: Ребята, круг, квадрат и треугольник называются геометрическими фигурами. У Зайчика есть ещё одна игра для вас. Выходите на поляну. Он приготовил для вас мячики. Сколько мячиков в корзине? (ответы детей.) Возьмите каждый по одному. (воспитатель раздаёт мячики с шипами.)

Самомассаж:  Этот мячик не простой. Весь красивый, заводной!

Меж ладошками кладём и ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем.
Можно нам катать по кругу, перекидывать друг другу.
В ручку правую возьмём, в кулачке его сожмём.
В ручку левую возьмём и к сердечку прижмём.
Нашему Зайцу пора возвращаться домой. К его домику ведут две дороги. Одна синяя,  другая зелёная. Нашему Зайцу нужна помощь. Заяц не знает, по какой дорожке ему идти домой.  Выложим из камешков дорожки и подскажем Зайцу, по какой дорожке  идти домой. Какого цвета получились дорожки ( синего, зелёного) Какого цвета дорога длиннее? Какого цвета дорога короче? (
Ответы детей.)   По какой дорожке побежит наш Зайчик домой? (  по длинной дороге, по зелёной.)
Воспитатель: Заяц, слышишь, дети подсказывают  идти домой по зелёной дорожке.
Заяц: Спасибо вам, ребята, за помощь. До свидания.
Воспитатель:  нам пора возвращаться домой.  Закроем глазки и скажем волшебные слова. Раз, два, три, повернись в детском саду очутись.

 

                                                  Консультация для родителей.
                                      «МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 2-3 ЛЕТ»

Малыши очень активно познают мир вокруг себя и впитывают новые знания, как губка. Важно подпитывать это влечение, но при этом не перегружать ребёнка. Возраст 2-3 лет – это самое время закреплять знания и знакомиться с цветами, формами и количеством. Задача родителей – помочь малышу научиться понимать цифры и чётко их представлять. Например, что такое «три груши», это больше или меньше, чем две и т.д. Мы подготовили интересные игры на закрепление счёта, сравнение, а также на соотношение цифр и предметов. Откройте ребёнку увлекательный мир математики.

 С чего начать изучение цифр С двух лет мышление детей развивается стремительными темпами. Самое время знакомить ребёнка с простыми математическими понятиями и счетом. Малыши уже знают много геометрических фигур, имеют представление о форме и величине. Подружиться с числами и цифрами помогут развивающие игры и упражнения. Если заниматься регулярно, то к трём годам удастся развить первые математические навыки: малыш научится последовательному счёту от одного до пяти; поймёт отличие понятий «один» и «много»; усвоит, что означают слова «больше, меньше, поровну», привыкнет сравнивать группы предметов; запомнит графическое изображение пяти первых цифр, сумеет распознать их на карточках и сопоставить с количеством ;Поначалу кроха учится считать предметы, указывая на них или дотрагиваясь пальчиком. Так легче приобщиться к наглядно-образному мышлению. Чтобы сделать счёт привычным занятием, просите малыша вам помочь. Пусть принесёт определённое число ложек, яблок, носочков. Непременное условие успеха ― хорошее настроение ребёнка и мамы, похвала за старания крохи. Заметив признаки усталости, возьмите паузу: пусть кроха попрыгает, побегает, передохнёт. Десяти минут в день вполне достаточно для непринуждённых занятий.
Математическая игра «Один ― много» К 2 годам детям уже знают слово «много» и понимают, что оно означает. Пора научить малыша сравнивать разное количество предметов. В результате игры у ребёнка должно сформироваться представление о том, чем «один» отличается от «много». Дайте ребёнку корзинку с пятью мячиками или шариками. Спросите: «Что лежит в корзинке? (мячики). Сколько мячиков? (много). Я возьму один мяч. Ты тоже возьми один мяч. Сколько у тебя мячиков? (один). Давай дадим один мяч мишке и один утёнку. Сколько мячиков осталось в корзинке? (один). А сколько было в начале игры? (много). «В корзинке было много мячиков, а остался всего один. Сейчас мы соберём все мячи в корзинку. Положи туда свой мячик. Возьми у меня ещё один мяч. Забери мячики у мишки и утёнка». Малыш собирает мячи. «В корзинке лежал один мячик, а сколько стало сейчас?» (много). Для закрепления в детской памяти математических понятий «один» и «много» чаще используйте бытовые ситуации: «Сколько на столе яблок – одно или много? (одно). А орехов? (много)». Используйте карточки с изображениями одного и нескольких знакомых предметов: фруктов, овощей, геометрических фигур. Сначала просите ребёнка найти картинки с одним предметом. Затем меняйте задание: нужно показать карточки, где нарисовано много предметов.
Учимся сравнивать «Больше, меньше, равно» Продолжаем знакомить малыша с математикой. На очереди игры и упражнения со сравнением совокупностей. Сопоставляя количество предметов, ребёнок учится определять разницу: меньше, больше или столько же. Бабочки на ромашках. Нарисуйте на листе бумаги ряд из пяти крупных ромашек. Вырежьте несколько бумажных бабочек или используйте готовые. Усадите малыша за стол и начните игру. «На лугу выросли ромашки. Сколько их? Давай посчитаем. Молодец, две. Прилетели красивые бабочки. Сосчитай, сколько бабочек? Правильно, три. Каждая бабочка села на ромашку (положите двух бабочек на цветы, а третью рядом). Посмотри, одной бабочке цветка не хватило. Подумай, почему так получилось? Чего у нас больше, бабочек или ромашек? Молодец, бабочек больше — три, а цветов меньше — два (показывайте карточки с цифрами). Повтори за мной.

Посмотри, одна бабочка улетела. Сколько осталось? Правильно, две. А цветов? Тоже два. Теперь ромашек стало столько же, сколько бабочек.  Вот улетела ещё одна бабочка. Сейчас чего больше, цветов или бабочек? Цветов больше, молодец. Сколько ромашек? Две. А бабочка одна, на одну меньше. Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну? Правильно, убрать одну ромашку». Называя числа, показывайте карточки с нужными цифрами. По ходу игры просите кроху повторять новые слова: больше, меньше, поровну, столько же.

Упражнения на закрепление счёта Начните обучение с последовательного счёта в пределах пяти. Помните, что цель занятий увлечь малыша математикой. Чтобы поддержать интерес, учимся считать между делом. Попросим ребёнка помочь на кухне: «Скоро будем обедать. Кто сядет за стол? Аня ― один, папа ― два, мама ― три, дедушка ― четыре, бабушка ― пять. Повтори за мной. Помоги маме, достань из лотка пять больших ложек, чтобы у каждого было по одной ложке». Дети раннего возраста охотно подражают действиям мамы. Помогая по дому, малыши одновременно закрепляют навыки устного счёта. Покажите крохе, как считать пальчики на руках. Детям нравятся рифмованные считалки: «Один, два, три, четыре, пять будем пальчики считать!». Занимайтесь счётом при каждом удобном случае. Пересчитывайте игрушки, ложки, фрукты, животных в книжке, машины во дворе. Не забывайте, что математика для малышей 2―3 лет должна быть весёлой. Маленькие детки любят занимательные игры: 1. Собачке хочется гулять, а Маша спит. Пёсик будит девочку, прыгает и лает: гав-гав! Сколько раз лаяла собачка? Покажи на пальчиках. Повторите в нескольких вариантах. 2. Котёнок зовёт маму. Возьмите мягкую игрушку и 4 раза скажите «мяу». Сколько раз промяукал котёнок? Нужно показать 4 пальчика. Учите ребёнка показывать числа разными способами. Объясните, что цифру 5 можно показать на одной ладошке или иначе: 3 пальчика на правой руке, а 2 на левой. Так кроха узнает, что числа раскладываются на составные части. В дальнейшем это поможет решать примеры на сложение и вычитание.
Игры на соотношение цифр и предметов Знакомить малыша с цифрами удобно во время прогулок. Показывайте и называйте номера домов, машин, квартир. Так ребёнок быстрее запомнит графическое изображение и названия цифр. Следующая задача сложнее. Предстоит разобраться, сколько предметов скрывается за каждой цифрой. Поместите на видное место таблицу или карточки с крупными цифрами, дополненными изображениями знакомых объектов в нужном количестве. Картинки должны быть однородными, например, квадратики. Рядом с цифрой 1 будет нарисован один квадратик, возле двойки — два и так далее. Чаще обращайте внимание малыша на эти изображения. Постепенно ребёнок поймёт связь цифр с количеством предметов. Дополнительно помогут развивающие игры и упражнения.
Цифры и кубики Покажите малышу карточку с цифрой 1, попросите дать один кубик. Продолжайте до цифры 3. Ребёнку нужно сосчитать и принести нужное количество кубиков. Покажите, как выполнять задание. Если затруднений не возникнет, переходите к счёту до 5. С помощью простого упражнения малыш научится соотносить количество предметов с цифрой. Удобно использовать магнитные цифры, которые крепятся к холодильнику или специальной доске.



Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК»

                                           

                           

ПРОЕКТ

«Первые шаги в математику»


                                                 
 

                                                                  Подготовила и провела
                              Наумова Г.В.- воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                                         

                                                                                      г.Бердск 2022-2023г.

                  
  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в раннем возрасте с сенсорного воспитания и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста
. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников будет осуществляться эффективнее, если будет организована целостная система мер, направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического содержания.
Продолжительность проекта: ноябрь- апрель
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы, родители.
Цель:  формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
-  учить различать количество предметов
 - определять основные цвета 
- формировать и  называть предметы по форме  

                                                          План проекта

       I этап – подготовительный.

  • Постановка и обсуждение цели, задачи с детьми и родителями, изучение литературы
  • Создание необходимых условий для реализации проекта, организация развивающей среды.
  • Составление плана реализации проекта
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме: подбор художественной литературы, картотека пальчиковых игр 
  • Анкетирование   родителей  «Математика в жизни ребёнка»

                                    II- Основной этап: 
                                              Работа с детьми:
Ноябрь:

Настольные  игры,   «Пирамидки», «Мозаика», «Пазлы крупные»

 Игры с прищепками  

Аппликация из ладошек «Мамочка солнышко моё»
Знакомство с колючими мячиками су-джок
Самомассаж с массажными мячиками   «Бежит ежик по дорожке»

Декабрь:

Игра  » Собери матрёшку» , «Собери пирамидку»
Рисование ватными палочками «Идёт дождь»

Самомассаж с массажными мячиками   «Бежит ежик по дорожке»,
Игры с цветными помпонами

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь»
«Чудесный мешочек».
Игры на коврографе «Наряди ёлочку», «Кто что ест»
Лепка «Мячики для щенка»

Январь
 Игра «Собери цветной поезд», «Выложи дорожку»
Конструирование из  счетных палочек «Заборчик», «Треугольник».

Самомассаж  ладоней  (с грецкими  орехами)
 Игры на тактильное восприятие  «Найди такой же на ощупь»,
«Что я ощущаю»- твердый –
 мягкий,
Игры с цветными камешками»Марбс» 
Чтение И. Токмакова «Ходит солнышко по кругу», 
Февраль: 
Конструирование из  счетных палочек «Флажок», «Елочка».

Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Лабиринт» Проведи зайку к домику»,
Экспериментирование (мокрый песок лепится ,сухой не лепится)
 
Подвижная игра»Достань игрушку»
Март: 
Игры с пупырышками.

Игровое упражнение  «Стираем, вмести с мамой!

Игра  с прищепками. Бусами на шнуровке
Знакомство с технологией »Мягкая педагогика»- вязаная графика

Арт- методика лепка с использованием зубочисток»Ёжик»
Подвижная игра» Цветные автомобили»
Апрель: 
Игры с дидактическим пособием Вязаная графика»

Игры с цветными р
езинками  «Сделай как я»
Подвижная игра
 «Где звенит?»
Шнуровка «Одень Мишку»
Дидактическая игра»Цвет»
Чтение математических сказок»
Игровая ситуация «Когда Маши ложиться спать»
 
Чтение РНС «Колобок», «Рукавичка»», «Теремок», «Три медведя» «.Курчка ряба»
Подвижная игра «Курочка и цыплята
Сюжетно-ролевая игра»Угостим куклу Катю»

Работа с родителями:
Родительское собрание
Консультация «Значение математики в раннем возрасте»
Изготовление дидактических игр своими руками
Выставка игр
 
Картотека игр с цветными помпонами
Консультация   Камешки Марбус       их применение
 Картотека     игр с камешками
Выставка  «Пупырышки»

III- Заключительный этап:

Презентация « Первые шаги в математику»

Камешки - интересный, доступный, природный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. С камешками можно играть, творить, изуча

Картотека игр с камешками МарблсC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\по проекту\фото детей\1671451236812 (1).jpg

                               

 
               

 

 Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"

Цель: развитие тактильных ощущений; умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс

Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс".
Задание: педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению;

Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Усложнение: цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение: выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

                                    «Тучка и капельки» 
Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие. Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

 

                                                             

                         Игры пупырышки

Цель: формирование и развитие сенсорных способностей у детей средствами дидактической игры, закреплять представления об основных цветах, развивать моторику рук.

                                                  «Чередование предметов»

Ход игры :взрослый выкладывает начало ряда с чередованием предметов (ракушка, камушек) ребенок продолжает. Либо с чередованием цветов предметов.

                                                      «Продолжи ряд»

Ход игры: один игрок выкладывает начало ряда, а второй продолжает в заданной последовательности.

                                                         «Чего не стало»

Ход игры: под пупырышком размещается несколько мелких предметов. Ребенок поднимает и запоминает, что за предметы. Закрывает глаза. В это время ведущий прячет один из предметов. Необходимо отгадать, как предмет убрали.D:\проект про пальчики\фото детей\1673425263404.jpg

Картотека игр с прищепками
  «Елочка»  Даем ребенку вырезанные из зеленого картона треугольники или прямоугольники. Ребенок берет зеленые прищепки, и прикрепляет к елке ее иголочки.
  «Ёжик» Даем ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки. Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорее к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем.
 «Цветок» Даем ребенку вырезанные из цветного картона кружки. Ребенок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу. Лепесточки и листок. Распустился наш цветок.
 «Солнышко» Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи. Солнышко, скорей взойди, лучи свои пришли. Чтоб они землю обогрели ,нас теплом своим согрели.
  «Сними украшения» Прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их.  «Большая стирка» Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки
Ход: Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепка

«Овощи»
Урожай мы собирали и ботву всю ободрали. Мы листочки прикрепляем. Овощи узнаем. Не взлетит он никогда.
 «Стрекоза» На ромашку у ворот опустился вертолет. Золотистые глаза, вот она и стрекоза. «Зайчик»  Мерзнет зайка на опушке, спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи, Лапки, ушки покажи.
«Жучок»  Очень наш жучок устал- Бегал по дорожке. Ночью спал, а утром встал ,показал нам ножки.
 «Цветы» Во дворе растут цветы, Небывалой красоты. Желтый, красный, голубой , полюбуйтесь со мной!

«Радуга»  Выложить на тучке прищепки по цветам радуги

«Ежата» Жу-жу-жу, жу-жу-жу-- я ежа Вам покажу. Жа-жа-жа-, жа-жа-жа-- вот и несколько ежат.

 «Тучка» Прикрепить прищепки на тучку

   «Придумай и нарисуй свою пуговицу»

Цель: формировать  интерес к рисованию пуговиц, круглой формы .
Задачи: развивать воображение.

Материал. Круглые формы листы, кисточки, гуашь, салфетки непроливайки.

Ход:
Воспитатель: какие красивые пуговицы в коробочке. Вы знаете, кто их создает? Их создают пуговичные мастера. Пуговицы украшают одежду, делают одежду удобным для одевания. Вы можете стать мастерами и украсить пуговицы. Предлагаю украсить пуговицы. (показывает бумагу круглой формы). Чем можно украсить такие пуговицы? (красками)

 Вы можете придумать свой узор и украсить пуговицу. Ребята, что вы нарисовали на пуговицах? Понравилось вам быть пуговичными мастерами?


                 
                                Конспект занятия «Дождик»

         нетрадиционный способ рисования (ватными палочками)

Цель: знакомить детей с нетрадиционным способом рисования
 
(ватными палочками);

Задачи: учить рисовать дождик, передавая его характер
- развивать умение располагать изображение по всему листу; - способствовать развитию мелкой моторики, внимания;

 - воспитывать аккуратность;

Материалы и оборудование: кукла, половина листа А4 бумаги белого цвета с синей тучей, гуашь (синего) цвета; ватные палочки; запись шума дождя; влажные салфетки.

Предварительная работа:

На прогулке понаблюдать за облаками. В дождливую погоду понаблюдать за серыми тучами, каплями дождя.
Ход занятия

Воспитатель: к нам в гости пришла кукла Маша (показывает куклу)

-Здравствуй Маша!

Маша: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Маша, почему у тебя такая мокрая курточка и шапочка?

Маша: Я гуляла на улице.  Там идет дождик.

Воспитатель: Маша что –то забыла с собой взять на прогулку? Как вы думаете, что она не взяла? (ответы детей) Она не взяла с собой зонтик! Когда на улице идет дождь ,то нужно брать с собой зонт, чтобы не намокнуть.

Маша: я не взяла зонтик!  у меня мокрая одежда. (кукла плачет)

Воспитатель: Маша, не плачь! Мы сейчас подсушим твою одежду. Снимай ее. (воспитатель снимает одежду с куклы
Игра «Дождик» (под звуки дождя)

Капля - раз, капля - два, (стучим указательным пальчиком)

Капля медленней сперва. (по ладошки другой руки медленно)

Стали капли поспевать (стучим указательным пальчиком)

Капля, каплю догонять (по ладошки другой руки быстрее)

Воспитатель: теперь с вами нарисуем дождик.  Маша посидит.

Воспитатель: посм

. Кап, кап, кап! На дорожку, на лужок, Кап, кап, кап!

Игра «Солнышко и дождик»

Маша: Мне очень понравилось играть, мне пора уходить.

Воспитатель: курточка твоя сухая.  (одевает куклу) Возьми с собой зонт, чтобы не намокнуть еще раз. До свидания (кукла прощается и уходит)

понятия «много», «один», «ни одного»;

- Закрепить умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

- Сформировать представление о длине двух предметов: короткий, длинный

Оборудование: ноутбук; игрушка заяц, корзины: большая и маленькая, деревья, мячи с шипами.
Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами по количеству детей, карточки с изображением дороги по количеству детей, камешки «Марблс».

Ход: Воспитатель: я хочу вас пригласить в сказочный лес. Для этого нужно закрыть глазки и сказать волшебные слова: раз, два, три, повернись, в сказочном лесу очутись. (Звучит музыка, на экране красивый сказочный лес.)
Здравствуй, лес, красивый лес, полный сказок и чудес. Ребята, посмотрите, кто нас встречает. ( Заяц)
Воспитатель: Заяц принёс две корзины. Одна корзина большая, другая корзина маленькая. В них находятся камешки. Камешки волшебные, блестящие, разноцветные. Они называются камешками «Марблс».  Сколько камешков в большой корзине?

Дети: В большой корзине много камешков.
Воспитатель: Сколько камешков в маленькой корзине?

Дети: В маленькой корзине один камешек.
Воспитатель: если возьмёт один камешек с маленькой корзины и переложим в большую корзину, сколько камешков останется в корзин

 е?(ни одного.)

 Сколько камешков было в маленькой корзине? (один.)
Сколько камешков осталось в корзине? (ни одного)
Воспитатель: зайчик предлагает нам поиграть с камешками. На столах лежат карточки, на них нарисованы фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Дидактическая игра» выложить камешки по линии фигуры»
У кого какие, фигуры получились (
индивидуальные ответы.)
Воспитатель: Ребята, круг, квадрат и треугольник называются геометрическими фигурами. У Зайчика есть ещё одна игра для вас. Выходите на поляну. Он приготовил для вас мячики. Сколько мячиков в корзине? (ответы детей.) Возьмите каждый по одному. (воспитатель раздаёт мячики с шипами.)

Самомассаж:  Этот мячик не простой. Весь красивый, заводной!

Меж ладошками кладём и ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем.
Можно нам катать по кругу, перекидывать друг другу.
В ручку правую возьмём, в кулачке его сожмём.
В ручку левую возьмём и к сердечку прижмём.
Нашему Зайцу пора возвращаться домой. К его домику ведут две дороги. Одна синяя,  другая зелёная. Нашему Зайцу нужна помощь. Заяц не знает, по какой дорожке ему идти домой.  Выложим из камешков дорожки и подскажем Зайцу, по какой дорожке  идти домой. Какого цвета получились дорожки ( синего, зелёного) Какого цвета дорога длиннее? Какого цвета дорога короче? (
Ответы детей.)   По какой дорожке побежит наш Зайчик домой? (  по длинной дороге, по зелёной.)
Воспитатель: Заяц, слышишь, дети подсказывают  идти домой по зелёной дорожке.
Заяц: Спасибо вам, ребята, за помощь. До свидания.
Воспитатель:  нам пора возвращаться домой.  Закроем глазки и скажем волшебные слова. Раз, два, три, повернись в детском саду очутись.

 

                                                  Консультация для родителей.
                                      «МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 2-3 ЛЕТ»

Малыши очень активно познают мир вокруг себя и впитывают новые знания, как губка. Важно подпитывать это влечение, но при этом не перегружать ребёнка. Возраст 2-3 лет – это самое время закреплять знания и знакомиться с цветами, формами и количеством. Задача родителей – помочь малышу научиться понимать цифры и чётко их представлять. Например, что такое «три груши», это больше или меньше, чем две и т.д. Мы подготовили интересные игры на закрепление счёта, сравнение, а также на соотношение цифр и предметов. Откройте ребёнку увлекательный мир математики.

 С чего начать изучение цифр С двух лет мышление детей развивается стремительными темпами. Самое время знакомить ребёнка с простыми математическими понятиями и счетом. Малыши уже знают много геометрических фигур, имеют представление о форме и величине. Подружиться с числами и цифрами помогут развивающие игры и упражнения. Если заниматься регулярно, то к трём годам удастся развить первые математические навыки: малыш научится последовательному счёту от одного до пяти; поймёт отличие понятий «один» и «много»; усвоит, что означают слова «больше, меньше, поровну», привыкнет сравнивать группы предметов; запомнит графическое изображение пяти первых цифр, сумеет распознать их на карточках и сопоставить с количеством ;Поначалу кроха учится считать предметы, указывая на них или дотрагиваясь пальчиком. Так легче приобщиться к наглядно-образному мышлению. Чтобы сделать счёт привычным занятием, просите малыша вам помочь. Пусть принесёт определённое число ложек, яблок, носочков. Непременное условие успеха ― хорошее настроение ребёнка и мамы, похвала за старания крохи. Заметив признаки усталости, возьмите паузу: пусть кроха попрыгает, побегает, передохнёт. Десяти минут в день вполне достаточно для непринуждённых занятий.
Математическая игра «Один ― много» К 2 годам детям уже знают слово «много» и понимают, что оно означает. Пора научить малыша сравнивать разное количество предметов. В результате игры у ребёнка должно сформироваться представление о том, чем «один» отличается от «много». Дайте ребёнку корзинку с пятью мячиками или шариками. Спросите: «Что лежит в корзинке? (мячики). Сколько мячиков? (много). Я возьму один мяч. Ты тоже возьми один мяч. Сколько у тебя мячиков? (один). Давай дадим один мяч мишке и один утёнку. Сколько мячиков осталось в корзинке? (один). А сколько было в начале игры? (много). «В корзинке было много мячиков, а остался всего один. Сейчас мы соберём все мячи в корзинку. Положи туда свой мячик. Возьми у меня ещё один мяч. Забери мячики у мишки и утёнка». Малыш собирает мячи. «В корзинке лежал один мячик, а сколько стало сейчас?» (много). Для закрепления в детской памяти математических понятий «один» и «много» чаще используйте бытовые ситуации: «Сколько на столе яблок – одно или много? (одно). А орехов? (много)». Используйте карточки с изображениями одного и нескольких знакомых предметов: фруктов, овощей, геометрических фигур. Сначала просите ребёнка найти картинки с одним предметом. Затем меняйте задание: нужно показать карточки, где нарисовано много предметов.
Учимся сравнивать «Больше, меньше, равно» Продолжаем знакомить малыша с математикой. На очереди игры и упражнения со сравнением совокупностей. Сопоставляя количество предметов, ребёнок учится определять разницу: меньше, больше или столько же. Бабочки на ромашках. Нарисуйте на листе бумаги ряд из пяти крупных ромашек. Вырежьте несколько бумажных бабочек или используйте готовые. Усадите малыша за стол и начните игру. «На лугу выросли ромашки. Сколько их? Давай посчитаем. Молодец, две. Прилетели красивые бабочки. Сосчитай, сколько бабочек? Правильно, три. Каждая бабочка села на ромашку (положите двух бабочек на цветы, а третью рядом). Посмотри, одной бабочке цветка не хватило. Подумай, почему так получилось? Чего у нас больше, бабочек или ромашек? Молодец, бабочек больше — три, а цветов меньше — два (показывайте карточки с цифрами). Повтори за мной.

Посмотри, одна бабочка улетела. Сколько осталось? Правильно, две. А цветов? Тоже два. Теперь ромашек стало столько же, сколько бабочек.  Вот улетела ещё одна бабочка. Сейчас чего больше, цветов или бабочек? Цветов больше, молодец. Сколько ромашек? Две. А бабочка одна, на одну меньше. Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну? Правильно, убрать одну ромашку». Называя числа, показывайте карточки с нужными цифрами. По ходу игры просите кроху повторять новые слова: больше, меньше, поровну, столько же.

Упражнения на закрепление счёта Начните обучение с последовательного счёта в пределах пяти. Помните, что цель занятий увлечь малыша математикой. Чтобы поддержать интерес, учимся считать между делом. Попросим ребёнка помочь на кухне: «Скоро будем обедать. Кто сядет за стол? Аня ― один, папа ― два, мама ― три, дедушка ― четыре, бабушка ― пять. Повтори за мной. Помоги маме, достань из лотка пять больших ложек, чтобы у каждого было по одной ложке». Дети раннего возраста охотно подражают действиям мамы. Помогая по дому, малыши одновременно закрепляют навыки устного счёта. Покажите крохе, как считать пальчики на руках. Детям нравятся рифмованные считалки: «Один, два, три, четыре, пять будем пальчики считать!». Занимайтесь счётом при каждом удобном случае. Пересчитывайте игрушки, ложки, фрукты, животных в книжке, машины во дворе. Не забывайте, что математика для малышей 2―3 лет должна быть весёлой. Маленькие детки любят занимательные игры: 1. Собачке хочется гулять, а Маша спит. Пёсик будит девочку, прыгает и лает: гав-гав! Сколько раз лаяла собачка? Покажи на пальчиках. Повторите в нескольких вариантах. 2. Котёнок зовёт маму. Возьмите мягкую игрушку и 4 раза скажите «мяу». Сколько раз промяукал котёнок? Нужно показать 4 пальчика. Учите ребёнка показывать числа разными способами. Объясните, что цифру 5 можно показать на одной ладошке или иначе: 3 пальчика на правой руке, а 2 на левой. Так кроха узнает, что числа раскладываются на составные части. В дальнейшем это поможет решать примеры на сложение и вычитание.
Игры на соотношение цифр и предметов Знакомить малыша с цифрами удобно во время прогулок. Показывайте и называйте номера домов, машин, квартир. Так ребёнок быстрее запомнит графическое изображение и названия цифр. Следующая задача сложнее. Предстоит разобраться, сколько предметов скрывается за каждой цифрой. Поместите на видное место таблицу или карточки с крупными цифрами, дополненными изображениями знакомых объектов в нужном количестве. Картинки должны быть однородными, например, квадратики. Рядом с цифрой 1 будет нарисован один квадратик, возле двойки — два и так далее. Чаще обращайте внимание малыша на эти изображения. Постепенно ребёнок поймёт связь цифр с количеством предметов. Дополнительно помогут развивающие игры и упражнения.
Цифры и кубики Покажите малышу карточку с цифрой 1, попросите дать один кубик. Продолжайте до цифры 3. Ребёнку нужно сосчитать и принести нужное количество кубиков. Покажите, как выполнять задание. Если затруднений не возникнет, переходите к счёту до 5. С помощью простого упражнения малыш научится соотносить количество предметов с цифрой. Удобно использовать магнитные цифры, которые крепятся к холодильнику или специальной доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Первые шаги в математику"

Проект по ФЭМП во второй младшей группе "Первые шаги в математику"...

Проект "Первые шаги в математику" с детьми раннего возраста

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у р...

Презентация проекта "Первые шаги в математике"

Мы считаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математ...

Математический проект «Первые шаги в математику» с детьми раннего возраста.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. П...

Проект «Первые шаги в математику»

Недостаточно специальных условий в повседневной жизни, особенно в семье. И как результат - недостаточно знаний у детей для применения элементарных математических знаний в играх, что вед...

Проект "Первые шаги в математику" младшая группа

Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал....

Педагогический проект "Первые шаги в математику"

Данный проект в детском саду "Первые шаги в математику", содержит в себе материалы, которые можно использовать при работе с детьми средней группы ДОУ на занятиях по изучениюматематики....