Практикум «Палочки Кюизенера как средство развития логики и математических представлений у детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)

Яснова Ксения

мастер-класс для педагогов Доу и нач.школы. по изучнию методики обучения счета с помощью Палочек Кюизенера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум «Палочки Кюизенера как средство развития логики и математических
представлений у детей дошкольного возраста»

(Слайд 1)     Здравствуйте, уважаемые коллеги!

     Рада приветствовать Вас на сегодняшней консультации – практикуме «Палочки Кюизенера как средство развития логики и математических
представлений у детей дошкольного возраста»  
но, перед тем как его начать, я попрошу вас взять из коробки одну из палочек, которая вам больше нравится. Итак, давайте посмотрим, какому цвету вы отдали предпочтение, по ним мы сейчас узнаем с каким настроением, настроем вы пришли на наше мероприятие.

Оранжевый - цвет позитивный.

Красный- хорошее настроение.

Желтый - цвет олицетворяет тепло.

Розовый- оптимизм и радость.

Голубой - безопасность и доверие.

Фиолетовый - вдохновляющий.

Бордовый- цвет спокойный

Черный- цвет недоверия

Белый цвет-  цвет хорошего настроя на работу .

Голубой цвет- цвет  доверия.

(Слайд 2)

      Актуальность изучения проблем математического развития детей дошкольного возраста,  обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе.

      Работая над проблемой математического развития дошкольников  я сделала вывод,  что формирование математических способностей будет более эффективным, если системно  использовать  разнообразные современные игровые технологии математического развития в различных видах деятельности.

Сегодня  я, как педагог, в своей практике с успехом применяю такой дидактический материал как  цветные счетные «Палочки Кюизенера» с которым  и хочу вас сегодня познакомить.

 (Слайд3)

     В результате нашего общения предполагаю, что мы выполним ряд задач представленных на слайде.

(Слайд 4)

       В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение высокого  качества образования. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, соответствуют ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени?

      Изучив методическую литературу и опыт педагогов доу,  я увидела  противоречие между высокими требованиями современной системы образования к развитию интеллектуальных способностей детей   и   недостаточным вниманием педагогов  к использованию потенциала развивающих технологий и поиску условий  их использования с другой стороны.  

Одним из таких средств   математического развития дошкольников являются цветные счетные Палочки Кюизенера

(Слайд 5)

 Джорж Кюизенер работая простым учителем в начальных классах применял на практике различные методики и обучающие программы, сравнивал их и "брал на вооружение" наиболее действенные и эффективные. Некоторые методики он доработал, опираясь на собственный опыт. Палочки Кюизенера также являются результатом тщательной доработки. Используя при обучении детей математике методику своего немецкого коллеги Фридриха Фребеля, Кюизенер отметил заинтересованность детей разными цветами и как следствие, высокую эффективность данной методики. Наработки Фребеля и легли в основу авторской методики Кюизенера «Числа в цвете»

(Слайд 6)

    Классический набор палочек Кюизенера состоит из десяти палочек-призм длиной от 1 до 10 сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает

(Слайд 7)

    Цвета палочек также выбраны не случайно. Например, числа "красной" группы палочек (красный, розовый и бордовый цвета) кратны двум (2, 4 и 8 сантиметров). "Синей" группы (синий, голубой и фиолетовый цвета) – трем, а "желтой" – пяти. Благодаря выделению цвета и длины палочек ребенок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является результатом счета и измерений.

(Слайд 8)

Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

1)игровой – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша взрослые помогают ему познакомиться с цветами и размерами палочек.

(Слайд 9)

   Детям предлагаются самостоятельные игры и работа с альбомами. (представленными на слайде)

(Слайд 10)

   Палочки можно предлагать детям с двух лет для выполнения наиболее простых упражнений, одно из них предлагаю вам выполнить.

  ЗАДАНИЕ 1 ( разминка)

Мы с вами попали в сказку  «Три медведя», но в домике у медведей сломались все стульчики. Чем мы можем помочь им? (построить им стулья), всем медведям нужны одинаковые стулья? (нет, разные по размеру). Из каких палочек вы  предлагаете построить  стул мишутке? папе медведю? маме медведице?

(Слайд 11) 2 этап обучения

Обучающий (математический) – палочки выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего "через руки" (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа. Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенера осуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

(Слайд12)

    Постепенно педагог вводит задания и упражнения (опять-таки игровые) со счётными палочками. Выполняя их, дети приходят к пониманию того, что каждый предмет в наборе имеет своё постоянное число. Упражнения должны быть разноплановыми: направленными на совершенствование представлений о величине, закрепление понятия числа и др.

      Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основным приёмом обучения будет являться показ способа действия воспитателя одновременно с объяснением. В старшем же звене будет достаточно схемы или словесной инструкции.

(Слайд 13)

Таким образом, в результате целенаправленной работы  были достигнуты следующие результаты, с которыми вы можете ознакомиться на слайде.

(Слайд14)

Подтверждением успешности использования технологии  цветные счетные Палочки Кюизенера, являются и результаты мониторинга у дошкольников старшего  возраста.

(Слайд 15)

Мини-дискуссия

Давайте попробуем ответить на вопрос: « Необходимость высокого уровеня математического развития у детей в ДОУ и школе: дань моде или требование времени?»

Какие возникают противоречия: из опыта работы в других ДОУ…….( ответы аудиотрии)

Проблема: как организовать образовательную и досуговую деятельность по математическому  развитиию?

В практической части мы вместе постараемся найти способы разрешения этих проблем.

    Чтобы легко запомнить какая палочка какому числу соответствует, мы с ребятами  придумывали ассоциации к цвету. Давайте вместе прочитаем стишок который вы видите на слайде. И называя каждый цвет   будем доставать из коробки палочку этого цвета.

(вопросы аудитоии. Какая самая короткая? Самая длинная ? какая длиннее желтой на единицу?.....и.т.д.)
(Слайд 16)

 Мы с вами познакомились  со счетом  (прямым и порядковым). Теперь предлагаю вам дать понятие «состав числа» при помощи палочек.

 Возьмите в руки палочку бордового цвета, как мы можем узнать какому числу она соответствует? (……мы можем определить сколько Единиц(1) вмещает бордовая палочка.)  Какими двумя палочками можно составить равную по длине бордовой? Четырьмя ?

  Какую задачу мы решили этими действиями ? (….. научились делить целое на части равные)

 ЗАДАНИЕ 2

       Сейчас я предлагаю построить мост из Палочек Кюизенера. Они очень похожи на доски для моста. Согласны?

Возьмем бордовую палочку. Какое число она обозначает ? (…8)

 А теперь  приложите ниже  с левой  стороны одну белую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе по длине были равны бордовой  палочке.

- Какого цвета эта палочка? (черная ). Какое число обозначает черная палочка(7). Значит 8 это 1 и 7.

-Приложите ниже одну розовую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе были равны по длине бордовой палочке. Какую палочку вы положили(фиолетовую). Какое число обозначает розовая палочка(2). Какое число обозначает фиолетовая палочка(6).

Значит 8 это 2 и 6. (По аналогии педагоги составляют все варианты числа 8, на слайде картинка готового коврика.)

 (  Что мы сейчас научились делать ?-…..сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 8. )

(Слайд 17)

Нередко дети испытывают проблемы с действиями сложения и вычитания, и испытывают невозможность мысленно считать  ( в пределах 10). Не распознают знаки > < + - =.

ЗАДАНИЕ 3

Сравним  две палочки, например  черную и красную. (…Какая длиннее, какая короче , что это значит )

Для детей которые  трудно запоминают знаки < > , можно предложить вот такой         вариант сравнения ( на слайде).

  Попробуем сложить  два числа (5+3), для этого положим рядом две палочки обозначающие эти числа, и подберем по длине палочку равную по длине эти двум (сумма)

 Попробуем вычесть два числа (9-5), для этого положим палочку соответствующую числу 9, а под ней палочку соответствующую числу 5, и подберем палочку, такую по длине   чтобы  по длине эти две палочки были равны палочке обозначающей число 9. Эта палочка и будет ответом (разность).

 Как вы считаете детям легко дается сложение и вычитание ПК?... Какие методы обучения сложения и вычитания вы используете в работе?.

 (Слайд 18)

 С помощью ПК можно решать различные задачки, на сложение вычитание, множества. Рассмотрим пример на слайде.

К домику ведут три дорожки,  по первой идет коровка, по второй курочка, по третьей зайчик. Кто из них быстрее дойдет до домика?

Какие вы предлагаете варианты решения?  (сколько всего вариантов решения?)

(Слайд 19)

Рассмотрим  решение на слайде ( в условии задачи нужно пояснить единицы измерения дорожек , см, м,  или просто единицы)

(можно предлагать детям самим придумывать и решать задачки, на сложение и вычитание, в подготовительной группе – с переходом через десяток)

( Слайд 20)

Не менее интересным заданием для детей является конструирование из ПК, возможность сложить рисунок, по замыслу или используя готовую схему.

Такая работа развивает творческое начало. В альбомах  «На золотом крыльце сидели» и «Развивающие игры  с ПК»,  «Посудная лавка.Кростики.»  представлено множество схем, в которых дети так же разбираются в понятии  Горизонталь, Вертикаль, Ось симметрии, система координат.

Предлагаю вам  использую схемы на столах собрать  чайный сервиз.

ЗАДАНИЕ 4

( собирают картинки по схемам)

(Слайд 21)

Когда дети с легкостью выполняют задания с готовыми схемами, то можно перейти к числовым схемам и схемам по контуру. Можно предлагать детям самим складывать схемы, обводить их и предлагать собрать другим ребятам (или придумывать числовые схемы)

  Коллеги как вы думаете на каких занятиях кроме ФЭМП можно использовать ПК? (……..конструирование, развитие речи, обучение грамоте, занятие по развитию логики)

(Слайд 22)

ЗАДАНИЕ5

Предлагаю  последним практическим заданием сконструировать по замыслу вид транспорта, тот на которым вы отправитесь в  прекрасное путешествие .

……. ( Какой вид транспорта вы построили ?  Легко ли конструировать из ПК?)

(Слайд23)

 На слайде  вы можете увидеть что построили ребята подготовительной группы  и на чем они хотят путешествовать.

 (Слайд 24)

А теперь давайте подведем итог практикума.

Хотелось узнать  была ли информация для вас полезной?

Узнали ли вы что-то новое?

Что понравилось больше всего?

(Слайд 25)

        Закончить практикум мне хотелось бы словами Бернарда Шоу.

«Если у  Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»

Я надеюсь, что мой практикум прошел продуктивно, приглашаю заинтересовавшихся педагогов к сотрудничеству!

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум для педагогов «Палочки Кюизенера как средство развития логики и математических представлений у детей дошкольного возраста » Подготовила: Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад №1 «Карусель» Яснова Ксения Игоревна

Слайд 2

Цель практикума Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера .

Слайд 3

Задачи практикума Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера . Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Актуальность Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Достичь этого, можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера .

Слайд 5

История создания палочек «Кюизенера» Джордж Кюизенер (годы жизни 1891—1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время успешно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям. Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.

Слайд 6

Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. В России цветные счетные палочки Кюизенера выпускает ООО Корвет с 1993 года. В наборе содержатся четырехгранные палочки сечением 1 см десяти разных цветов и длиной от 1 до 10 см.

Слайд 7

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», и состоят из чисел, кратных 2; Палочки 3, 6, 9 образуют «синюю» семью» и состоят из чисел, кратных 3; «Семейство желтых» составляют 5 и 10 . Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство». 2 4 8 3 6 9 5 10 7 1 «Красная семья» кратная 2 «Синяя семья» кратная 3 « Желтая семья» Кратная 5

Слайд 8

Этапы работы с палочками « Кюизенера » Первый этап (Игровой): (2-4года) палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.

Слайд 9

Программно-методическое обеспечение

Слайд 10

Игры для детей 2-5 лет Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, разные домики. Выкладываем лесенку из 5 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (желтой ) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 5 и обратно. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы и т. д. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

Слайд 11

Второй этап: (математический) (5-7 лет) П алочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. Палочки используются для освоения количественного и порядкового счета, сравнения по длине, высоте с использованием знаков < > =, состава числа из едениц , из двух меньших. Составление задач по моделям, образование чисел второго десятка , кодирование и декодирование, ориентировка на плоскости .

Слайд 12

Игры для детей 5-7 лет Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число "один". Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые. Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой . Голубая палочка — это число "три" (по аналогии вводятся все остальные числа до 10). Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

Слайд 13

Таким образом, в результате целенаправленной работы были достигнуты следующие результаты: Знают понятие цвета ( умеют классифицировать по цвету, различать цвет); Познакомились с понятием длины, величины, ширины, высоты (умеют сравнивать предметы по длине, высоте, ширине); Освоили последовательность натурального ряда чисел, нечётные и чётные числа, при построении симметричных цветных горизонтальной, вертикальной и лесенок; Закрепили понятие состав числа (из единиц и двух меньших чисел); Освоили прямой и обратный счет при построении цветной лесенки; Овладели арифметическими действиями вычитания, сложения, деления и умножения, освоения итогового понятия числа; Научились измерять объекты и делить целое на части; Сформировались творческие способности к моделированию и конструированию, воображение, фантазию, умение создавать различные модели по образцу; Знают свойствами геометрических фигур; Закрепили пространственные представления (справа, слева, ниже, выше).

Слайд 14

Мониторинг развития математических способностей детей старшего возраста

Слайд 15

Первая- белый лепесток Вторая- розовый листок Третья- как голубой океан Четвертая – как красный тюльпан Пятая- желтый солнечный свет Шестая –сиреневый яркий букет Седьмая- черный пушистый кот Восьмая- вкусный вишневый торт Девятая- мой синий мячик Десятая –оранжевый зайчик 1.Знакомство

Слайд 16

Состав числа 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 4 4 8 8

Слайд 17

Сравнение, сложение и вычитание

Слайд 18

Веселые задачки

Слайд 19

Решение 9 10 5

Слайд 20

Конструирование по схеме

Слайд 21

Использование Палочек Кюизенера в образовательной деятельности НОД по ФЦКМ «Климатические зоны Земли» НОД по обучени ю грамоте

Слайд 22

Конструирование по числовой схеме Конструирование по контуру

Слайд 23

Конструирование по замыслу

Слайд 24

Математика имеет задачей не обучение исчислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении. (Л. Н. Толстой ) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...

Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повышение уровня знаний педагогов по форм...

Программа по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика».

Программа по дополнительной услуге по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика»....

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум «Игровой стретчинг, как средство физической и психо-эмоционального здоровья детей дошкольного возраста».

Как можно использовать игровой стрейчинг, в педагогической работе с детьми дошкольного возраста?Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно – образовательног...

Логопедические игры как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Логопедические игры как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста...