Обучение детей пространственным ориентировкам.
занимательные факты по математике (младшая группа)

Беседина Анастасия Раингольдовна

 

Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_prostranstvennym_orientirovkam.docx131 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей пространственным ориентировкам.

Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике.

Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование у них определенного запаса элементарных математических представлений, способствующих более успешной учебе в школе.

Необходимым компонентом математической подготовки детей к школе является наличие и полнота пространственных представлений. Недоразвитие пространственных ориентировок является одной из причин затрудненного овладения детьми навыками счета, чтения, письма, рисования, конструирования, овладения трудовыми навыками и другие.

Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.

Особенности пространственной ориентировки ребенка дошкольного возраста

По данным психолого-педагогических исследований, ребенок в дошкольном возрасте осваивает словесную систему отсчета пространства, которая базируется на чувственной.

Для чувственной системы отсчета характерна практическая ориентировка с опорой на «схему» собственного тела, а затем — на игрушку, другого человека, что относится в большей мере к словесной системе отсчета пространства.

Словесная система ориентировки в пространстве, естественно, тоже является практической, при которой направление, пространственное отношение, месторасположение объекта не только названы, но и взаимосвязаны с предметным ориентиром:

вверху — где голова (потолок, небо),

внизу — где пол, ноги;

впереди — там, где лицо,  

сзади — там, где спина;

направо — там, где правая рука, нога, ухо,

налево — где левая часть тела.

Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.

Из трех парных групп основных направлений, соответствующих основным осям человеческого тела,

  • фронтальной (вперед — назад),
  • вертикальной (вверх — вниз)
  • сагиттальной (направо — налево)

 Раньше всех выделяется верхняя, что объясняется преимущественно вертикальным положением тела ребенка.

Вычленение же нижнего направления (как противоположной стороны вертикальной оси) и дифференцировка парных групп направлений, характерных для горизонтальной плоскости (вперед — назад, направо — налево), происходят позднее.

I этап: Ориентировка “на себе”.

 

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.

Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться “на себе” – предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени – учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы фиксируем их внимание на характерных деталях.

Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов сзади, внизу колеса, передние и задние.

 

II этап: Ориентировка “от себя”.

 

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.

Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

 

2.jpg


Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. 

 

  Игра «Что справа». По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Просим ребенка вспомнить, где у него правая рука. Затем предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него.  

Вариант 2. Называем игрушки, расположенные в одном ряду и просим ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Игра «Скажи наоборот». 

Называем пространственные ориентиры, а ребёнок, называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

 

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

 

Ориентировки «на себе», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как «в», «под», «над», «на», «за». Предлог «на» обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле). Предлог «под» – с нижней стороной. Предлог «в» воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Направление «вверх-вниз» («вверху-внизу») позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как «над» и «под», «посередине» и «между» при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направление «направо-налево» («справа-слева») помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами «рядом», «посередине» и «между», «сбоку» или «с краю».

Направление «вперед-назад» («впереди-сзади») способствует уяснению таких пространственных отношений, как «впереди», «перед», «напротив», «за», «позади», «посередине» и «между» при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки «на себе» и «на внешних объектах».

 

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. 

Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2(3) ряда расположены игрушки, по 3(4) в каждом ряду. Предлагаем посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем ребенок закрывает глаза.

Вариант 1: убираем какую-нибудь игрушку и просим назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: меняем местами две игрушки и просим назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.Хочу такой сайт

 

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

 

Игры на формирование умений ориентироваться в движении. 

 

Игра «Найди магнит». На магнитной доске разнообразные магниты. Ребенок загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Ему даем подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по-особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

  

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

 

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве). 

 

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: Просим найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него,

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.


3.jpg

Вариант 2: просим назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу,

- вдоль нижней стороны листа,

- в центре листа, и т.п.

 Игра «Лабиринт Гарри Поттера». 

 4.jpg

Игра «Геометрический диктант». Перед ребенком лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Инструкции нужно выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

Игра «Я еду на машине». Перед ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Ребенок, слушая инструкции ведущего, передвигает машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

 Игра «Калейдоскоп». Для игры предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Игра «Укрась ёлку». У ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции.

 

5.jpg


Формы организации детской деятельности могут быть представлены следующими способами.

  • Мини-ситуации.
  • Игровые упражнения на определение местоположений предметов и направлений.
  • Упражнения типа «А что будет, если...» (изменится расположение, направление движения, количество сидящих за столом, расположение изображенных на фотографии и т. д.).
  • Проблемные ситуации. Например, надо найти самый короткий маршрут.
  • Графические упражнения, «зрительные диктанты»
  • Дидактические игры (развивающие).
  • Игры на освоение наглядного моделирования с использованием плана, плана-схемы,
  • Игры с использованием самостоятельно придуманных детьми и представленных графически планов (схем): «Поиск кладов», «Мы — разведчики!» и др.
  • «Мы — пешеходы»: серия упражнений и игр на освоение правил движения по тротуару, пешеходной дорожке; перехода через улицу по светофору и без и др.
  • Рассказывание по картинам, чтение и беседа о прочитанном.

При выполнении разных действий, режимных процессов; чаще всего разные виды ориентировки «сосуществуют». Несмотря на это, следует соблюдать логику в усложнении, которая базируется на знании актуального уровня развития ребенка. Усложнение (от возраста к возрасту) состоит:

  • в увеличении количества вариантов пространственных отношений;
  • в повышении точности различения их детьми и повествование соответствующими словами;
  • в переходе от узнавания к воспроизведению пространственных отношений, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;
  • в переходе от ориентировки в специально организованной развивающей среде к ориентировке в окружающем пространстве;
  • в обобщенности представлений и способов действий, переходе от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке.

Развитие умений ориентироваться в расположении предметов «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений является постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).

 Рациональное сочетание педагогических технологий, основанных на непосредственном восприятии пространственных отношений и отображении их в виде схемы, плана, ускоряет процесс освоения пространства детьми, обеспечивает жизненность представлений и перенос их в другие ситуации.

К моменту поступления в школу дети должны: 

свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево-направо», «вперед-назад».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в системе обучения дошкольников пространственным ориентировкам

Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития ребенка  -дошкольника. В современных психолого - педагогических исследованиях отм...

Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам.

Своевременное формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий правильного развития ребенка....

Обучение пространственной ориентировке детей с нарушением зрения

Материал предназначен для воспитателей компеструющих групп. Преставлена система работы по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения....

Методические рекомендации по теме: "Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам"

Методические рекомендациипо теме:  «Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам»               ...

Рабочая программа по программам (разделам): «Развитие зрительного восприятия» «Развитие социально-бытовой ориентировки» «Развитие пространственной ориентировки».

Рабочая программа по программам (разделам):«Развитие зрительного восприятия»«Развитие социально-бытовой ориентировки»«Развитие пространственной ориентировки»...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....