Проект "Математический знайка"
проект по математике

Машнова Анастасия Михайловна

 Актуальность проекта обусловлена тем, что воспитанники подготовительной группы через год пойдут в школу. Чтобы ребятам было легче войти в новую роль ученика, справиться с трудностями в школе, им нужно помочь овладеть определенным количеством первичных знаний, научить слышать, слушать, работать в коллективе и самостоятельно, привить желание и привычку думать, стремиться узнавать что-то новое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematich_znayka.docx46.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Проект

«Математический знайка»

 

Подготовила:

Коковина А.М.

        

                                                                    г. Покачи 2017 г.

Паспорт проекта

Руководители проекта:

воспитатель Коковина А.М.

 

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).

Тип  проекта:

  • краткосрочный (сентябрь – май)
  • групповой,
  • практико-ориентировочный,  познавательно-творческий
  • игровой

Охватываемые образовательные области:

  • познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, музыка

Актуальность проекта:

 Актуальность проекта обусловлена тем, что воспитанники подготовительной группы через год пойдут в школу. Чтобы ребятам было легче войти в новую роль ученика, справиться с трудностями в школе, им нужно помочь овладеть определенным количеством первичных знаний, научить слышать, слушать, работать в коллективе и самостоятельно, привить желание и привычку думать, стремиться узнавать что-то новое.

Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы, родители воспитанников. 

Проблема проекта:

Продолжить работу по формированию  математических представлений у детей дошкольного возраста 6-7 лет,  повысить активность детей, развить у них интерес к математике.

 

  Проектная идея:

Расширить в группе  развивающую зону, подобрать математический материал  для реализации раскрытия логического мышления у детей.

Цель проекта:

  • Формирование у детей познавательного интереса к математике, мотивации учения. Увеличение объёма внимания и памяти.
  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  • Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения творческих способностей.
  • Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Научить пространственно-временным представлениям.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

1. Познакомить ребят с числами первого десятка, их образованием, составом, записью и операциями над ними.

2. Сформировать представления о геометрических фигурах и телах, точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, замкнутых и незамкнутых линиях.

3. Дать общие понятия о свойствах предметов, начальное представление о величинах. Научить пространственно-временным представлениям.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности.
  2.  Развивать интерес к математике.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать стремление к знаниям, умение и желание помочь товарищу.
  2. Воспитывать усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Сроки реализации проекта: краткосрочный  (сентябрь – май).

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

    

  • Определение цели и задач проекта
  • Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр, а именно:

*  Подбор методического и специального материала по теме проекта.

* Разработка идеи проекта.

* Подбор наглядных и дидактических материалов.

Подготовка картотеки, выбор текстов и музыкального сопровождения к физминуткам.

* Подбор стихотворений на тему «Цифры», тематических игр на сложение и вычитание.

Подготовка демонстрационного и раздаточного материалов (тематические картинки, тетради в крупную клетку, карандаши, линейки, ластики, макеты геометрических фигур, мелки, рабочие тетради на печатной основе, и т. д.)

* Поиск подходящего видео, слайдов по темам.

* Выявление первичного уровня знаний детей об основах математики.

* Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.

  • Доклад «Значение игровых математических занятий для подготовки к школе»  на родительском собрании
  • Индивидуальные беседы с родителями по результатам первичной диагностики детей

   

  • Проведение первичной диагностики

Этапы реализации проекта:

 2  ЭТАП –  реализация проекта  

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

Проект реализуется через следующие виды совместной деятельности:

• Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

• Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства предметов.

• Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).

• Пространственные отношения: над, под, на, справа, слева. Просмотр слайдов по теме. Работа с рабочей тетрадью на печатной основе.

• Удаление части из целого, ознакомление с математическим действием – вычитание (на наглядном материале).

• Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи. Дид. игра «Построй и засели дом для куклы»

• Целое и часть. Представление: один – много. Дидактическая игра «Матрёшка». Работа с картинками.

• Число и цифра 1. Моделирование цифры из полосок бумаги, пластилина, счетных палочек, веревочек. Игра «конкурс красавиц».

• Число и цифра 2. Пара. Лепка цифры. Загадки про цифру.

• Представление о точке и линии, отрезке и луче.

• Число и цифра 3. Скороговорки, загадки про цифру. Дид. игра «на что похожа цифра 3».

• Замкнутая и незамкнутая линии. Кривая, ломанная. Работа с раздаточным материалом.

• Число и цифра 4. Математическая игра «Три поросёнка».

• Представление об углах и видах углов. Работа с тетрадью на печатной основе из серии «Мы считаем до 20»

• Знакомство с основными геометрическими фигурами: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, ромб.

• Число и цифра 5. Состав числа. Дидактическая игра «Засели домик».

• Пространственные отношения: впереди, сзади. Дидактическая театрализованная игра «Репка».

• Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений больше и меньше.

• Временные отношения раньше-позже.

• Знакомство с числом и цифрой 6. Тренируем пальчики – работа в тетрадях в клетку. Игра «Сосчитай сколько…».

• Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощи мерки). Игра с палочками.

• Число и цифра 7. Состав числа. Игра «найди числового соседа».

• Отношения: тяжелее, легче. Сравнения массы непосредственно и опосредованно с помощью мерки.

• Число и цифра 8. Математическая сказка «Теремок» и её запись с помощью математики.

• Представление об объёме (вместимость). Сравнение объёма с помощью мерки. Дидактическая игра «Простоквашино».

• Число и цифра 9. Первичное знакомство с числовым отрезком. Решение задач при помощи числового отрезка.

• Число и цифра 0. Место числа 0 в ряду чисел. Решение логических задач.

• Число 10. Сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе.

• Итоговое мероприятие на тему «Числовой отрезок. Число 10». Проверка знаний и навыков ребят.

• Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. Игра с объёмными фигурами. Просмотр видео материала.

• Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Демонстрация слайдов по теме.

• «Повторение». Игра-путешествие в страну Математику. Совместное сочинение и математическое решение сказки «Лесные яблочки».

  • Консультация «Какие математические игры можно использовать дома»

- беседы;

- обогащение предметно- развивающей среды;

- организация посещений родителями текущих мероприятий.

- помощь родителей в закреплении детьми усвоенного материала.

  • - Папка «Игры для развития математических представлений на улице и дома»

- Семинар-практикум «Игры для развития мелкой моторики рук дошкольников

  • Проведение занятий в соответствии с тематическим планированием

    Этапы реализации проекта:

    3  ЭТАП –  заключительный  

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

-Организация и проведение итоговой образовательной деятельности по теме«Смешарики готовятся к школе».

  • Обработка результатов диагностики,  оформление проекта.
  • Анализ результатов проекта.

- Знакомство родителей с результатами работы по проекту  «Математика – царица наук»

 «Подготовка к школе».

  • Индивидуальные беседы с родителями по результатам итоговой диагностики.

  • Итоговая диагностика

Работа с родителями по проекту

Консультации для родителей:

1.«Значение логических дидактических игр в умственном развитии у детей старшего дошкольного возраста ».

2. «Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

3. Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.

Ожидаемый результат:

К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, познавательных математических интересов. В том числе:

- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

- умение сравнивать числа в пределах 10. Использовать знаки >, <, =.

- умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

- умение узнавать и называть основные геометрические фигуры и геометрические тела. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

- умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Математический диктант по клеточкам.

- умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10. Записывать решение с помощью знаков +,-,=. Использовать числовой отрезок для решения задач.

Полученный итог:

В проекте принимало участие 25 ребят подготовительной группы. Все научились устному счету (прямому и обратному) в пределах 10. Дети без особого труда производят математические действия с цифрами (сложение, вычитание, сравнение) при помощи опорного материала и без него, умеют записывать примеры при помощи математических знаков.

Ребята знают и называют основные геометрические фигуры и тела, находят сравнение с ними в окружающей среде.

Участники проекта отлично ориентируются в пространственной и временной среде. Любят решать математические диктанты по клеточкам, 17 человек справляются с подобными заданиями на отлично, 8 имеют некоторые затруднения в силу своей неусидчивости.

Дети научились слушать, слышать педагога, логически мыслить, самостоятельно без стеснительности рассказывать, выражать своё мнение, аргументируя его.

Итоговые мероприятия показали, что ребята без труда справятся с заданиями в начале первого года обучения в школе.

Список используемой литературы:

- Е.В Колесникова  «Математика для детей 6 – 7 лет»

- Фалькович Т.А.    «Формирование математических представлений 4 – лет»

- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада,

«Практический курс математики для дошкольников» Л. Г. Петерсон, Н.П. Холина.

- рабочая тетрадь Е.В Колесникова     «Мы считаем до 20»

- серия рабочих тетрадей «35 занятий для успешной подготовки к школе» Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л, Бурдина С.В. (математика, развитие речи, логическое мышление, память и внимание).

- Программа воспитания и обучения в д/саду «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.)

- Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (под ред. И. А. Помораева, В. А. Позина).

- использование слайдов для демонстрации геометрических фигур, линий, цифр, аудиозаписи (материалы из сети Интернет: Сайт 900 igr.net.; viki.rdf.ru; shevtsovasa@mail.ru)

Материалы, приложения: планы, конспекты мероприятий, фотоматериал.

Приложение № 1

Конспект итогового мероприятия образовательной деятельности.

Тема: Числовой отрезок. Число 10.

Образовательные области: Познавательное математическое и речевое развитие ребят дошкольного возраста.

Деятельность: Основная образовательная.

Возрастная группа: Подготовительная группа.

Цель: Закрепить уровень полученных знаний, умений, навыков по речевому, математическому развитию дошкольников; активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности детей.

Образовательные задачи:

1. Сформировать представление о цифровом отрезке. Познакомить ребят с числом 10, его образованием, составом, записью.

2. Повторить знания прямой, кривой, ломанной линий, проверить умение распознавать их.

3. Дать новое математическое понятие – ЛУЧ, показать его отличие от отрезка.

4. Закрепить знания математических знаков >, <, =.

5. Научить пользоваться цифровым отрезком при решении примеров.

Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности. Воспитывать усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Воспитательные задачи: Воспитывать стремление к знаниям, умение и желание помочь товарищу, развивать интерес к математике.

Оборудование: доска, мел, тетради в клеточку, карандаши, цветные веревочки разной длины, иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака.

Методы и приемы: Наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, практические (игровые, поощрение, итог занятия.

Ход занятия:

На видном месте висит иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака.

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не просто занятие по математике, а путешествие в зоопарк. А поможет нам там побывать, отгадайте кто?

«Маленький мальчишка

в сером армячишке

По дворам шныряет,

крохи собирает,

По полям кочует –

коноплю ворует» (воробей)

- Часто в старину люди говорили«Бей вора! Вора бей!», - и называли маленькую серую птичку воришкой.

- И вот однажды залетел маленький воришка в зоопарк, и попал на обед к его обитателям. А у кого он побывал, послушайте внимательно стихотворение и запомните.

«- Где обедал воробей?

- В зоопарке у зверей!

Пообедал я сперва

за решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил». (С. Маршак)

Воспитатель: - Сколько же животных было? Кто из вас, ребята, хорошо слушал, запомнил, сможет назвать и посчитать их? Давайте сделаем это при помощи цифрового отрезка.

Воспитатель чертит на доске цифровой отрезок, отмечает при каждом правильном ответе детей одно деление, ставит цифру.

- Сколько мы с вами насчитали животных, у кого обедал воробей? (9)

- А самого воробья мы посчитали? Воробей и будет у нас 10-м.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Кто может сказать, как мы получили число 10? Правильно, путем сложения 9 и 1.

Далее воспитатель читает стихотворение про цифру 10:

«Цифра вроде буквы О –

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять». (С. Маршак)

- Теперь запишем эту цифру на доске. Запомните ребята, цифра 10 – это двузначное число, т. е. цифра состоит из двух знаков: 0 и 1. А теперь запишите эту цифру в ваши тетради.

Дети открывают рабочие тетради, списывают с доски.

Пока ребята работают в тетрадях, воспитатель записывает пример на доске. Далее дети помогают правильно вставить знаки сравнения (можно записать их самой, спрашивая правильные ответы у детей с места, а можно вызвать ребят к доске).

9 < 10 > 8

- А скажите, сколько пальчиков у вас на одной руке? (5)

- Сколько на обеих? (10)

- Как вы получили 10? Кто сможет записать на доске этот пример?

Одного или двоих ребят вызывают к доске, остальные записывают пример в тетради.

5 + 5 = 10

Физминутка. «Вышли пальчики гулять».

Работа с геометрическим материалом.

На доске начерчены различные прямые.

- Что нарисовано на доске? (линии)

- на какие группы можно разделить эти линии? (прямые, кривые, ломаные)

- назовите прямые линии. (1,3)

- назовите кривые (2)

- ломаные (5)

- кто из вас может сказать, как отличить прямую линию от отрезка? (у отрезка (3) есть начало и конец)

- Сегодня мы с вами познакомимся с таким геометрическим понятием как ЛУЧ. Луч, ребята – это прямая, которая ограничена только с одной стороны, он имеет начало, но не имеет конца. (4).

Воспитатель чертит на доске луч, ребята переносят рисунок в тетради.

Игра на воображение:

Ребятам раздаются цветные веревочки разных размеров, и предлагается выложить из них на столе прямую, кривую, ломаную. Кроме этого предлагается показать, как можно из них же сделать отрезок и луч.

Дидактическая игра: Заселим домик

10

1 -

- 8

3 -

- 6

5 -

- 4

7 -

- 8

9 –

Самостоятельная работа:

Числовой отрезок и работа с ним.

Воспитатель на цифровом отрезке показывает и объясняет ребятам как можно при его помощи решать примеры в пределах десятка. Далее дети самостоятельно работают в тетрадях, решая примеры.

2 + 4 = 6 + 3 = 9 + 1 =

8 +2 = 10 – 7 = 3 – 2 =

Итог занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами очень хорошо поработали. При помощи замечательных стихотворений С. Я. Маршака познакомились с цифрой 10. Узнали, что такое цифровой отрезок, как при его помощи можно решать примеры на сложение и вычитание. Вспомнили прямые, кривые, ломаные линии, познакомились с таким понятием как луч. Надеюсь, что вам понравилось наше занятие, и вы с таким же энтузиазмом и настроением будете учиться и дальше.

Далее воспитатель, подводя итоги, отмечает ребят, которые отличились на занятии.

Приложение № 2

Вопросник для родителей

 «Математика для развития Вашего ребенка»

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?

2. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе;

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?

5. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?

6. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?

7. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

8. Считаете ли Вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? Какие?

9. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей элементарных математических представлений? Насколько она полезна для Вас:

а) информация отсутствует;

б) информация есть, но крайне скудная;

в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

г) я не обращаю на нее внимание;

д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;

е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.

10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?

Вопросник для родителей.

«Влияние проектного метода обучения ФЭМП на закрепление знаний обучающихся»

  1. Была ли полезна информация о математической грамотности дошкольников в реализации проекта «Математика – царица наук»
  2. Что конкретно вы будете использовать для работы со своим ребенком.
  1. Является ли на ваш взгляд проектный метод – эффективной формой работы с дошкольниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у Знайки"

Конспект открытого занятия...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"

Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...

конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"

конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...

интелектуальный марафон "Знайки"

Интеллектуальный марафон "ЗНАЙКИ" Опубликовано 25.12.2011 - 10:12 - Кубракова Марина Алексеевна Совместное мероприятие школьников и дошкольников. Интеллектуальный марафон "Знайки" Цел...

Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")

Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....

Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"

Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает  в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...