Картотека дидактических игр по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)

Балаева Валерия Андреевна

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида»

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

воспитатель Балаева Валерия Андреевна

Оглавление

Количество и счет        3

Величина        13

Геометрические фигуры        19

Ориентировка во времени        24

Ориентировка в пространстве        29


Количество и счет

Дидактическая игра «Хватит ли»

Цель: формировать умения у детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Необходимые материалы: игрушки, изображающие диких зверей, разные по размеру, «угощения» для зверей.

Ход игры: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?». Дети считают игрушки, сравнивают их число, прикладывая мелкие игрушки к крупным, уточняют, что число игрушек не зависит от их размера.  Затем воспитатель предлагает угостить зверят. Выявив равенство или неравенство числа игрушек и «угощений», они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

Дидактическая игра «Сделай столько же движений»

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Необходимые материалы: карточки с изображенными на них предметами (от 1 до 10 шт).

Ход игры: Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

Дидактическая игра «Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Необходимые материалы: мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее и последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

Дидактическая игра «Уравняй»

Цель: закреплять умение уравнивать количество предметов в группе.

Необходимые материалы: счетный материал.

Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребенком две группы предметов (например, 5 машинок и 3 машинки) и предлагает ребенку сделать так, чтобы предметов и справа, и слева стало поровну. Ребенок может как убирать, так и добавлять игрушки.

Дидактическая игра «Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Необходимые материалы: карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу по порядку (от 1 до 10), называя свое число. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Дидактическая игра «Кто быстрее назовет»

Цель: упражнять в счете предметов.

Необходимые материалы: фишки-звездочки

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас в группе по 2 (3-10)? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети  подсчитывают свои фишки.

Дидактическая игра «Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Необходимые материалы: игрушки, карточки с нарисованными на них кружочками (от 1 до 10)

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

Дидактическая игра «Встань на место»

Цель: упражнять детей  в счете в пределах 10.

Необходимые материалы: карточки с изображенными на них геометрическими фигурами (от 1 до 10) 10 шт, стульчик (10 шт) пронумерованные от 1 до 10.

Ход игры: Дети становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают геометрические фигуры, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу геометрических фигур  на его карточке. Играющие показывают карточки и воспитатель проверяет, правильно ли они заняли свои места. Дети меняются карточками. Игра продолжается.

Дидактическая игра «Пингвинчики»

Цель: упражнять детей в порядковом счете.

Необходимые материалы: игра «Пингвины на льдине»

Ход игры: Воспитатель выставляет перед детьми «льдину» на которой размещает 10 фигурок пингвинов (разного цвета) и просит детей ответить на вопросы: напр. «Какой по счету пингвин красного цвета?», «Какой по счету пингвин черного цвета?», «Какого цвета пингвин на девятом месте»? и т.д.

Дидактическая игра «Составь число»

Цель: закреплять умения составлять число из единиц в пределах 5.

Необходимые материалы: круги разного цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число 5 из единиц?».

Дидактическая игра «Услышь и посчитай»

Цель: упражнять в счете на слух.

Необходимые материалы: игрушечный молоточек.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек». Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. Далее воспитатель объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами».

Дидактическая игра «Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»

Цель: упражнять в счете на слух.

Необходимые материалы: математические веера по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз я хлопну в ладошки». Воспитатель хлопает (1 – 10 раз). Детям необходимо показать нужно число, используя математический веер. Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «Положи столько же»

Цель: закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.

Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши, фишки

Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5 , 4 , 6 , но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол  такое же количество предметов (кругов, треугольников, квадратов). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой.  

Дидактическая игра «Отгадай мое число»

Цель: упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ, на каждую попытку ведущий  отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: упражнять детей в порядковом счете.

Необходимые материалы: карточки с цифрами от 1 до 10, расставленные в хаотичном порядке.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Наведите порядок. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т.е от 1 до 10 (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10). А теперь расставьте их по порядку от большего к меньшему, т.е от 10 до 1.

Дидактическая игра «С Мальвинами»

Цель: продолжить формировать  представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.

Необходимые материалы: бумажные куклы «Мальвины»

Ход игры: Воспитатель ставит на стол Мальвин и спрашивает: «Сколько Мальвин я поставила? Сколько станет Мальвин, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 Мальвины? Если добавить еще 1 Мальвину, то, сколько их станет и почему?» (Количество Мальвин доводится до 5). Воспитатель следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 Мальвин? Как же мы получили новое, следующее по порядку число? Воспитатель уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 Мальвину, Мальвин получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз».

Дидактическая игра «Кто ушел и на каком месте стоял»

Цель: закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку.  Выбирается ведущий. Ведущий запоминает, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывает глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Ведущий открывает глаза и определяют, кто ушел и на котором по счету месте стоял этот ребенок. Игра повторяется 2–3 раза со сменой играющих.

Дидактическая игра «Рыбаки и рыбки»

Цель:  совершенствование умения считать в пределах 10.

Необходимые материалы: картонные рыбки, промаркированные ведерки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть рыбаками и разложить свой улов по ведрам. Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужные ведерки. Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: совершенствование умения считать в пределах 10; соотносить число с цифрой.

Необходимые материалы: карточки с разным количеством предметов, карточки с цифрами.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные.

Дидактическая игра «Найди пропущенное число»

Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Необходимые материалы: цифровой круг.

Ход игры: Дети рассматривают «Цифровой круг», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.

Дидактическая игра «Числа, встаньте по порядку»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Необходимые материалы: числовые карточки.

Ход игры: Воспитатель вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого? Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

Дидактическая игра «Сложи и отними»

Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Необходимые материалы: мяч, счетный материал для детей (при необходимости)

Ход игры: Воспитатель кидает мячик ребенку и называет пример (на сложение или вычитание в пределах десяти). Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.

Дидактическая игра «Найди на один меньше/больше»

Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Необходимые материалы: карточки с изображением предметов (разное количество, от 1 до 10).

Ход игры: Воспитатель называет число, а ребёнок находит карточку с предметной картинкой, на которой изображено на один меньше или на один больше предметов.

Дидактическая игра «Забавный счет»

Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.

Необходимые материалы: две таблицы, на которых в хаотичном порядке расположены числа от 1 до 10.

Ход игры: В игре принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 10, указывая на соответствующие числа. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

Дидактическая игра «Радуга»

Цель: закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?»

Необходимые материалы: 7 одинаковых по размеру полосок разного цвета (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая).

Ход игры: Воспитатель показывает детям радугу, состоящий из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку. Воспитатель просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету). Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается.

Дидактическая игра «Я знаю 5…»

Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Необходимые материалы: мяч.

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Я называю вам категорию предметов, например обувь или фрукты и кидаю кому-то из ребят мяч. Кто поймал мяч, должен сказать «Я знаю пять предметов обуви/фруктов» и называет их, затем бросает мяч обратно, остальные ребята проверяют его и помогают ему, если вдруг у него не получается придумать пять названий».


Величина

Дидактическая игра «Палочки в ряд»

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Необходимые материалы: палочки Кюизенера.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет воспитатель.

Дидактическая игра «Матрешки»

Цель: учить раскладывать 7-10 предметов   в соответствии с величиной по возрастанию.

Необходимые материалы: матрешка.

Ход игры: Воспитатель совместно с детьми рассматривает матрешки, затем разбирает ее и предлагает детям расположить матрешек сначала в возрастающем порядке, затем в убывающем, сопровождая свои действия словами (самая маленькая, побольше, самая большая и т.д.).

Дидактическая игра «Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Необходимые материалы: 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Ход игры: Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

Дидактическая игра «Найди гараж для машины»

Цель: развивать умение сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи. Закрепить умение выделять сходства предметов по величине и объединять их по этому признаку.

Необходимые материалы: картинки с изображением гаражей разных размеров, машинки разных размеров.

Ход игры: Перед ребенком выставляются картинки с изображением гаражей и ему предлагается загнать нужную по размеру машину в правильный гараж.

Дидактическая игра «Сломанная лестница»

Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.

Необходимые материалы: 10 прямоугольников разного цвета и размера.

Ход игры: На магнитной доске строится лестница из 10 ступенек. Затем все дети, отворачиваются. Воспитатель вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

Дидактическая игра «Разделим пополам»

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Необходимые материалы: полоска и круг из бумаги; у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Ход игры: Воспитатель: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д.». Аналогично: с кругом. Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Необходимые материалы: Магнитная доска, 10 карандашей разного цвета из картона и разных по длине.

Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши. Воспитатель спрашивает детей: «Что можно сказать о длине карандашей?». Затем предлагает расположить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким. Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку), запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза.

Дидактическая игра «Яблочки и цветочки»

Цель: совершенствование умения сравнивать предметы по размеру и  раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Необходимые материалы: два комплекта карточек с изображением яблок и цветов (5 разных размеров)

Ход игры: Для игры подготовьте комплекты двух изображений: яблок и цветочков.. Разделите игроков на две команды: первую назовите «Пчела», ее участники будут собирать цветочки, вторую – «Гусеница», ее игроки будут добывать яблочки. На стол кучей выложите картинки. На другом конце помещения разместите два столика, на них участники будут класть картинки в ряд по возрастанию величины. Игроки выстраиваются в два ряда. По сигналу по очереди подбегают к столу, хватают цветок или яблочко в зависимости от названия команды, бегут к своему столику, кладут картинку на него. Крупные картинки должны лежать с левой стороны, средние – в центре, мелкие – справа. Игра завершается, когда все картинки будут распределены. Побеждает команда, сумевшая первой и безошибочно распределить изображения.

Дидактическая игра «Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Необходимые материалы: по 7 полосок разной длины и ширины.

Ход  игры: Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

Дидактическая игра «Кто какого роста»

Цель: установление отношений между величинами.

Ход  игры: Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?»

Дидактическая игра «Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Необходимые материалы: 6-8 коробок разного размера.

Ход  игры: Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).


Геометрические фигуры

Дидактическая игра «Сложи фигуру»

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, образное мышление.

Необходимые материалы: разрезанные геометрические фигуры по количеству детей.

Ход игры: Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать геометрические фигуры, которые он знает (если ребенок называет не все фигуры, воспитатель предлагает другим детям помочь ему). Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Сложи фигуру». У меня есть конверты, в каждом конверте лежит геометрическая фигура. Только кто-то их разрезал, поэтому для того, чтобы Вам узнать какая фигура спряталась в конверте, вам нужно попробовать ее собрать».

Дидактическая игра «Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Необходимые материалы: фланелеграф, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) на липучках.

Ход игры: Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель: формирование  представлений о форме и размере фигур и объёмных тел. Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам.

Необходимые материалы: мешочек с объемными геометрическими фигурами, карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Занятие проводится одновременно с 2-4 детьми. Перед детьми кладется мешочек, внутри – объемные геометрические фигуры.  Воспитатель называет геометрическую фигуру и кладет картинку перед ребенком, - ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.

Дидактическая игра «Кто быстрее найдет»

Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Необходимые материалы: геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Ход игры: Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать геометрические фигуры, вывешенные на доске. Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду говорить предмет какой формы необходимо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет и назовет его».

Дидактическая игра «Чиним одеяло»

Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

Необходимые материалы: «одеяла» - листы формата А4 разного цвета с отверстиями белого цвета (разной формы), «заплатки» - геометрические фигуры, совпадающие по цвету и размеру с отверстиями.

Ход игры: Воспитатель раздает детям «одеяла» и заплатки и предлагает детям с помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.  «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

Дидактическая игра «Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

Необходимые материалы: картинка с изображением комнаты (формат А3).

Ход игры: Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. Воспитатель начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу,  - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик  стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся»

Дидактическая игра «Мастерская форм»

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Необходимые материалы: счетные палочки ярких цветов, несколько кусков ниток или проволочек, листы бумаги по количеству детей.

Ход игры: «Дети, сегодня мы  поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур, используя палочки и ниточки». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.

Дидактическая игра «Волшебная лупа»

Цель: совершенствовать умение находить заданную геометрическую фигуру в окружающем пространстве.

Необходимые материалы: вырезанные из бумаги лупы, разные по форме (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник).

Ход игры: Воспитатель раздает детям лупы и предлагает детям походить по группе, и с помощью лупы найти предметы в окружающем пространстве, похожие на эту геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Найди фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Необходимые материалы: модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей, загадки о геометрических фигурах.

Ход игры: Воспитатель объясняет задание: «Я буду загадывать загадки о фигурах, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

Дидактическая игра «Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Необходимые материалы: картинки с изображением геометрических фигур разного цвета.

Ход игры: На доске вывешивается 7-8 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою».

Дидактическая игра «Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Необходимые материалы: счетные палочки, карты-схемы

Ход игры: Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.


Ориентировка во времени

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Необходимые материалы: камешек.

Ход игры: Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года. «А сейчас мы поиграем. Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например, весной тает снег». Передает камешек рядом сидящему, тот вспоминает еще что-нибудь о весне. Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: закрепить знания о времени года.

Необходимые материалы: конверты с пазлами с изображением времени года (4 штуки)

Ход игры: Дети делятся на 4 команды. Каждой команде дается один конверт.  По команде воспитателя дети открывают конверт и собирают картинку. Каждая команда называет свое время года и рассказывает о нем все, что знает.

Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: закреплять знания детей  о временах года, частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.

Ход игры: Дети в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: «Солнышко светит днем, а луна ….». Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую «Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …», «Если вчера была пятница, то сегодня …», «Зиму сменяет весна, а весну …» и т.п.

Дидактическая игра «Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Необходимые материалы: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Воспитатель чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из  какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее. Например:

1.Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,         

Под ногами шелестят,                 

И летят, летят, летят…      

2.Случится в солнечный денек         

Ты в лес уйдешь поглуше

 Присядь попробуй на пенек        

Не торопись… Послушай…

3.Вот уж вечер.  

Роса.

Блестит на крапиве.  

Я стою на дороге,                

Прислонившись к иве…  

4.Плакали ночью желтые клены:

Вспомнили клены,                                  

Как были зелены…

Дидактическая игра «День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Ход игры: Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а воспитатель подает сигнал.

Дидактическая игра «Назови скорее»

Цель: усвоение последовательности недели.

Необходимые материалы: мяч.

Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.

Дидактическая игра «Наш день»

Цель: расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки».

Необходимые материалы: карточки с изображением режимных моментов по определенным частям суток.

Ход игры: Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.

Дидактическая игра «Живая неделя»

Цель: формирование представлений о последовательности дней недели.

Необходимые материалы: числовые карточки от 1 до 8

Ход игры: Выбираются семь детей, им раздаются карточки. Дети встают в одну линию по порядку (от 1 до 7). Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник, первый день недели. Какой день следующий? » Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник, второй день недели. Какой день следующий?» Выходит третий ребенок и говорит: «Я – среда, третий день недели. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся.

Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: формирование представлений о последовательности дней недели

Необходимые материалы: мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч ....». Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Например: «Мы пойдём гулять в лес...(завтра); новогодний праздник был....(вчера); и т.д.

Дидактическая игра «Дни недели, стройтесь»

Цель: закрепить знание последовательности дней недели; формировать умение перечислять их в определённом порядке.

Необходимые материалы: цветные карточки (7 одинаковых по размеру, но разных по цвету карточек).

Ход игры: Детям предлагается выполнить следующие игровые действия:

  • расставить карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели;
  • расставить карточки в обратном порядке от воскресенья до понедельника, перечисляя дни недели;
  • назвать и показать рабочие и выходные дни;
  • назвать и показать дни недели, начиная с любого дня;
  • назвать и показать 1 –й, 4-й,  6-й и т. день недели, начиная с понедельника.

Примерный вариант цветового моделирования дней недели: понедельник – красный;  вторник – оранжевый; среда – жёлтый;  четверг  - зелёный;  пятница – голубой;  суббота – синий;  воскресенье – фиолетовый.


Ориентировка в пространстве

Дидактическая игра «Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Необходимые материалы: фланелеграф, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) на липучках.

Ход игры: Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

Дидактическая игра «Займи свое место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Ход игры: Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Необходимые материалы: раздаточный материал – «ковер» с нарисованным узором из геометрических фигур (формат А5).

Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг.

Дидактическая игра «Выше – ниже, ближе – дальше»

Цель: развивать пространственное мышление.

Необходимые материалы: сюжетная картинка «Летний отдых»

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и ответить на вопросы:  «Что находится выше, облако или солнце?», «Кто расположен ближе: девочка или цветок?» и т.д.

Дидактическая игра «Что где находится»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

Необходимые материалы: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, и просит детей рассказать, где расположена каждая фигура, используя слова: справа, слева, вверху, внизу, по центру.

Дидактическая игра «Кто правильно пойдет, тот сокровище найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Необходимые материалы:  коробочка со звездочками, план-схема с нарисованным путем (цифры и стрелки).

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти. Для этого он дал нам карту». При помощи считалки выбирается ведущий. Ведущий выполняет задание, которое указано на плане-схеме: например, 3 шага вправо, 5 шагов вперед, 1 шаг влево и т.д. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки.

Дидактическая игра «Найди игрушку»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Необходимые материалы: игрушки, конверт с письмом

Ход игры: «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит Воспитатель  -  к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т. д. »

Дидактическая игра «Запомни и повтори»

Цель: совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги, развивать память.

Необходимые материалы: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.

Дидактическая игра «Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Необходимые материалы: картинки с изображением геометрических фигур разного цвета.

Ход игры: На доске вывешивается 7-8 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою».

Дидактическая игра «Расскажи что видишь»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями

Необходимые материалы: карточки с изображениями разных предметов по количеству детей.

Ход игры: У каждого ребенка картинка. Играющие должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу облако, в левом верхнем углу - солнышко, в левом нижнем углу - домик, в правом нижнем углу - дерево, в середине – птицы, и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительых групп для ФЭМП...

Картотека дидактических игр по ФЭМП длшя детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Памятка Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. д. из геометрических фигур....

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Картотекадидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста ...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений у детей через дидактические игра....