Комплекс дидактических игр «Масленица».
методическая разработка по математике (младшая группа)
В комплексе дидактических игр «Масленица» рассматриваются вопросы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Предложенные игры включают комплекс игровых заданий и упражнений; помогают детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
Задачи:
- Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.
- Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.
- Учить различать одно и много и обозначать их количество словами один, много.
- Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Это дидактические игры на липучках, которые будут помогать в развитии элементарных математических представлений у детей 3-4 года.
В ходе игры матрешка приходит в гости к детям и предлагает разные виды заданий (выполнение заданий может сопровождаться фрагментами из музыкальных народных произведений).
Материалы: Комплекс дидактических игр «Масленица», матрешка.
В первой игре мы предлагаем ребенку накормить матрешек: бубликами, баранками или ягодами (на выбор). Предложить детям определить каких угощений много, каких меньше, какое одно.
Ход игры:
(Из-за двери, под музыку, появляется матрешка).
Матрешка: Здравствуйте ребята, вы меня узнали?
Дети: Да, это Матрешка.
Воспитатель: У нас сегодня праздник, ребята. А вы знаете, как он называется?
Дети: Да, масленица.
Матрешка: Ребята, посмотрите, вот мои детки – Матрешки, мы долго играли, гуляли и теперь пришла пора пообедать. (Воспитатель закрепляет угощения для каждой матрешки).
Ребята, расскажите мне пожалуйста, какие угощения лежат у Матрёшек в тарелках на столе.
Дети: Блинчики, баранки, ягоды.
Воспитатель: Правильно, ребята. А давайте посмотрим, каких угощений много, каких меньше, какое одно.
Дети: Блинов много, баранок меньше, а ягода одна.
Матрешка: Какие молодцы ребята.
Во второй игре мы предлагаем посчитать матрешек и количество угощений. Определить, всем ли хватило угощенья, сравнить чего больше матрешек или угощенья. И предложить детям уровнять сравниваемые группы предметов. Смена угощений позволить поддерживать интерес ребенка и отрабатывать навыки счета.
(На картинке 5 матрешек и 3 угощения).
Матрешка: Ребята, посмотрите на наш замечательный стол, всем матрешкам хватило ягод?
Дети: Нет, две матрешки остались без ягод.
Матрешка: Скажите пожалуйста, чего больше, матрешек или угощений?
Дети: матрешек.
Воспитатель: Давайте поможем маме-матрешке и накормим всех деток.
(Дети помогают воспитателю закрепить - расположить угощения на столе).
Матрешка: Спасибо вам, ребята, теперь матрёшек и угощений поровну, мы отлично справились с этим заданием.
В третей игре мы предлагаем угостить матрешек, например, дать 3 миски с ягодами и 2 связки баранок.
Матрешка: Ребята, наши матрешки хотят полакомиться. Давайте их угостим.
Надо проверить всем ли хватит угощенья: посчитаем матрешек и угощенья.
(Дети с воспитателем пересчитывают матрешек и отсчитывают заданное количество угощений.)
Воспитатель: Какие мы молодцы, теперь наши матрешки очень довольны. Давайте посчитаем: сколько мисочек с ягодами мы дали матрешкам?
Ответы детей.
Воспитатель: Сколько мисочек с баранками мы дали матрешкам?
Дети: Две.
В четвертой игре счетный материал, и три полоски для сравнения предметов. Педагог может использовать две полоски, а если дети легко справляются с заданиями можно использовать третью полоску. Детям предлагается выложить предметы на верхнюю полоску, если у детей сформированы навыки счета – посчитать, на вторую полоску дети выкладывают то количество предметов, которое им предлагает воспитатель и сравнивают две группы предметов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, давайте расскажем Матрешке, что на ней нарисовано.
Дети: Блины, самовар, солнце.
Воспитатель: Давайте наведем порядок и разложим предметы на полочки. На верхнюю полочку поставим блины, на вторую полочку самовары, а на третью солнышко.
(Дети закрепляют предметы на липучки, предложенные воспитателем. Количество предметов выбирается в соответствии с поставленной задачей).
Воспитатель: а теперь давайте посмотрим каких предметов больше (меньше, поровну).
Ответы детей.
В пятой игре нужно закрепить и посчитать (если умеют считать) количество медведей и раздать им поровну балалаек. Сложность состоит в том, что медвежата стоят не в один ряд, в рассыпную.
Матрешка: А вот и наши музыкальные друзья, ребята, а вы узнали кто это?
Дети: Да, медведи.
Матрешка: Но я совсем не слышу, как они играют.
Воспитатель: А у меня как раз есть балалайки. Как вы думаете хватит ли нашим медвежатам балалаек.
Ответы детей.
Воспитатель: давайте проверим, и раздадим их нашим медведям.
(Дети помогают воспитателю закрепить балалайки в лапы медведям, как только все балалайки закреплены, начинает играть веселая музыка).
Матрешка: Какая замечательная музыка. А давайте посчитаем, сколько балалаек и медведей.
Ответы детей.
Матрешка: Спасибо вам, ребята, вы помогли нашим медвежатам
В шестой игре предлагается сравнить количество предметов: один- много, ни одного.
Матрешка: Посмотрите на картинку и скажите, сколько мисок с ягодами.
Дети: Много.
Матрешка: А на этой картинке сколько?
Дети: Ни одной
Воспитатель: Ребята, я нашла мисочку, сейчас я ее закреплю, а теперь скажите, сколько мисочек с ягодами на этой картинке?
Дети: одна.
(Аналогично повторяется с балалайками).
В седьмой игре нужно построить домики для матрешек и медвежат. Для того, чтоб построить домик необходимо рассортировать длинные или короткие бревна.
Матрешка: Ребята, посмотрите, сколько бревнышек я вам принесла, как вы думаете, для чего они нам нужны?
Дети: Мы будем строить дом для матрешек.
Матрешка: Правильно, а какой домик построим большой матрешке.
Дети: Высокий.
Матрешка: Все верно, какие вы молодцы. Какой домик построим маленькой матрешке.
Дети: Низкий.
Матрешка: Какие бревна нужны для постройки высокого дома?
Дети: Длинные.
Матрешка: А для низкого?
Дети: Короткие.
Воспитатель: Правильно, ребята, а теперь давайте построим домик для маленькой и большой матрешки.
(Дети закрепляют бревна, согласно выбранной стратегии).
Матрешка: Спасибо, какие вы молодцы, теперь у наших матрешек появились чудесные домики, а теперь давайте посчитаем, сколько бревнышек мы использовали для маленького домика.
Дети считают хором.
Матрёшка: А сколько бревнышек мы использовали для домика, в котором будет жить большая матрешка.
Дети считают хором.
Воспитатель: Замечательно, у наших матрешек поровну бревнышек для домика. Ребята, а почему количество бревен одинаковое, а домики получились разные по размеру?
Ответы детей.
В восьмой игре более простое задание на сравнение больших и маленьких предметов.
Воспитатель: Ребята, скажите, какого размера матрешка.
Дети: Большая.
Воспитатель: Давайте нашей матрешке найдем маленькую подружку.
(Дети помогают воспитателю закрепить маленькую матрешку).
Аналогично выполняются задания с другими предметами.
Кроме всего, для данной игры есть дополнительные детали: Матрешки, которые можно выложить на столе и почитать по количеству, сравнивать и раскладывать по величине и придумывать разные варианты других упражнений.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/08/13/img_6855.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/08/13/1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/08/13/2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/08/13/3.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/26/picture-90610-1643214607.jpg)
Комплекс дидактических игр по ознокомлению детей с цветом
Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей с цветом. IIмладшая группа....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/26/picture-90610-1643214607.jpg)
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой. II младшая группа....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/26/picture-90610-1643214607.jpg)
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с ориентированием в пространстве
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с ориентированием в пространстве. II младшая группа....
Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление старших дошкольников с народно-декоративным творчеством.
Комплекс дидактических игр направлен на развитие зрительного восприятия формы, цвета, величины предметов народного творчества, на совершенствованиеинтелектуальных операций(анализ, синтез, сравнение ра...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-158616-1354732750.jpg)
Комплекс дидактических игр по правилам дорожного движения
Комплекс игр по изучению правил дорожного движения позволит обучить детей правилам поведения на дороге. Познакомит с наземным транспортом и знаками дорожного движения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/15/picture-209731-1531665865.jpg)
Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей второй младшей группы с цветом «Город цветных человечков»
Цель: Закрепить представления детей о цветах. Продолжать учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, фу...
Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.
Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи....