Конспект открытого занятия по ФЭМП "Шахматное королевство"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кондюрина Светлана Николаевна

Конспект открытого занятия по ФЭМП "Шахматное королевство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад №6»

Конспект занятия

 в группе общеразвивающей направленности

для детей 5-6 лет

Тема «Шахматное королевство»

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673496583_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-shakhmatnoe-korolevstvo-sk-13.jpg

                                                         Подготовил: воспитатель

                                                                  МДОАУ № 6

Кондюрина Светлана Николаевна

                                                                 

г. Оренбург

Тема: «Шахматное королевство»

Образовательная область «Познавательное развитие», интегрируется с «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: Продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений. Познакомить детей с игрой «Шахматы»

Задачи:

Образовательные: 

  1. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  2. Закрепить знания детей в решение задач в пределах 6. 
  3. Совершенствовать умение находить место числа в числовом ряду, соседние числа.
  4. Закрепить умение ориентироваться в пространстве

Развивающие: 
 1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 
2. Развивать   смекалку, зрительную память, воображение. 
3. Способствовать формированию мыслительных операций.

  4. Расширять и активизировать словарь детей.

Воспитательные: 
 1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

 3. Воспитывать умение работать в коллективе.

Форма: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приемы: наблюдение, просмотр мультимедийной презентации, проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка (игровые упражнения)

Технологии:

проблемного обучения, здоровье сберегающие, игровые, ИКТ.

Культурные практики:

Ситуации общения, совместная игровая деятельность, экспериментирование.  

Виды детской деятельности: 

Коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.

Индивидуальная работа:

В ходе образовательной деятельности задавать вопросы разной трудности, учитывая индивидуальные возможности детей. Оказывать помощь детям в процессе занятия по их потребностям, поощрять инициативу, мотивировать познавательную активность каждого ребенка.

Предварительная работа: 

Беседы о шахматах. Знакомство с шахматами.

Планируемые результаты: 

1. Дети считают в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

2. Дети умеют находить место числа в числовом ряду, соседние числа.

3. Дети умеют ориентироваться в пространстве.

Оборудование:

Шахматное поле, танграм большой, двухполосные карточки, раздаточный материал ( белые и черные пешки по 6 шт на каждого ребенка), ободки (шахматные фигуры), большие карточки на мольберт со стрелками указывающими направление, карточки с предметами двигающихся в разных направлениях, ноутбук, листы белой бумаги, приспособление для промакивания листа йодовым раствором.

Ход занятия:

Вводная часть: Дети заходят в группу. (Я пока дети заходят одеваю накидку и корону, включить звук) Захожу в группу в образе белой королевы шахмат.

 Проблемная ситуация.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я королева шахмат. Я пришла к вам из страны Шахмат. У меня случилась беда, я поссорилась с королём, и он забрал все цифры с шахматной доски и теперь мы с моими подданными не можем играть в шахматы. 

Мотивация:                                                                                                                            Голос короля: Ха – ха – ха, я верну вам цифры только если вы выполните мои задания. Ха – ха – ха.

 Воспитатель: Ребята, вы поможете мне?

Дети: Да, конечно мы поможем Вам.

Воспитатель: Спасибо вам ребята, что согласились мне помочь.

Задание 1. Головоломка «Танграм»

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в моё королевство, нам нужно пройти по волшебной дорожке, но король разобрал ее и нам нужно её собрать, посмотрите ребята — это игра Танграм. Из каких фигур она состоит. Ну что готовы, тогда начнём. (Дети собирают, я уточняю у кого какая фигура).

Воспитатель: Дима, какая это фигура? Лера, а у тебя какая фигура? Спросить еще у нескольких детей.

Ответы детей.

(Как ребята достраивают дорогу, проходят через арку, которая символизирует вход в страну шахмат, на экране появляются цифры 7 и 2, и звучит звук фанфар)

В: Молодцы ребята мы справились с заданием и получили первые две цифры.

В: Что это за цифры ребята?

Д: 7 и 2

Задание 2. За столом

 (учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов)

Воспитатель: ребята, для выполнения следующего задания от короля нам нужно пройти за столы.

Дети: Сели.

Воспитатель: перед вами двух полосные карточки, я вам предлагаю расположить на верхней полоске 5 белых пешек, а затем на нижней полоске выложите столько же черных пешек. Давайте проверим правильность выполнения задания и ответим на вопрос «Что можно сказать о количестве белых и чёрных пешек?»

Дети:(поровну)  

Воспитатель: Правильно. А сейчас я добавлю к 5 белым пешкам еще 1. Больше или меньше стало белых пешек чем чёрных?»

Дети: Больше.

Воспитатель: а черных пешек, меньше или больше?

Воспитатель: Как мы получили шесть белых пешек?

Дети: К пяти добавили один.

Воспитатель: Сколько белых пешек? (Шесть.)                                                                              Сколько чёрных пешек»? (Пять.)                                                                                                     Какое число больше: шесть или пять?                                                                                           Какое число меньше: пять или шесть?                                                                                                 Как сделать так, чтобы белых и чёрных пешек стало поровну?                                            Дети: уравнивают пешки и объясняют, какое число получили и каким образом.

По окончанию игры на экране телевизора появляются цифры: 1 и 4 и звук фанфар.

В: Молодцы ребята, справились с заданием, и получили за это цифры. Какие это цифры ребята?

Дети: 1, 4

Задание 3. Физминутка 

Воспитатель: Ребята, я знаю очень интересную игру, и предлагаю вам в неё поиграть, повторяйте за мной, но нужно все выполнять правильно, и очень стараться, потому что король наблюдает за нами.

Ну-ка, пешки, встаньте в ряд (поднимаются со своих мест)

Маршируйте как отряд (маршируют)

Как слоны раскиньте хобот (руки вперед)

Помотайте им немного (машут руками)

А сейчас как кони поскачите (прыгают)

                         И как ладьи затопочите (топают)

Ферзь сказал: «Давайте дружно хлопать» (хлопают в ладоши)

По окончании физминутки, на экране появляются цифры: 8, 10 и звук фанфар

Задание 4. Ориентирование в пространстве.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли, отдохнули, нужно выполнить еще задание от короля. Посмотрите на мольберте карточки на которых стрелки указывают направление, вверх, вниз, вправо, влево. Вам нужно подобрать изображения на карточках в соответствии с направлениями стрелок и прикрепить их в нужную ячейку.

Дети: приступают к выполнению задания. 

Воспитатель: Королю очень понравилось, как вы играете, и он дал нам за это еще цифры. Какие это цифры ребята?

Дети: 9 и 6

Голос короля: Ха – ха – ха, какие вы умные и быстрые, я усложняю вам задание, ха – ха – ха. 

Воспитатель: Ребята, простой белый лист, ничего на нём нет, король заколдовал цифры, и чтобы их расколдовать мы должны превратиться в волшебников. Давайте попробуем промокнуть наши листочки специальным раствором. 

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Смотрите ребята проявляются цифры. Вот это да.

Воспитатель: Ребята, вы помогли мне выполнить все задания, и получили все цифры, теперь нужно их вернуть на шахматное поле и расставить в правильном порядке.

 Дети: расставляют цифры.

Воспитатель: Ребята, а теперь нужно проверить правильно ли вы расставили цифры. Посчитайте, а теперь посчитаем в обратном порядке. 

Дети: считают.

Воспитатель: Какие вы молодцы, а за то, что вы помогли мне и вернули цифры на шахматное поле, я хочу научить вас, как ходят шахматы. Но ходить по шахматному полю могут только шахматные фигуры, поэтому я выберу некоторых из вас считалочкой, и превращу вас в эти фигуры.

                                                           Считалочка.

Быстро встала вся пехота

Защищают короля

Только в бой им всем охота

Начинается игра

(выбранным детям одеваю ободки)

Воспитатель: Ребята вставайте на шахматное поле, слушайте внимательно, и выполняйте действия в соответствии с текстом.

Пешка

Пешка, маленький солдат,

лишь команды ждёт, 

чтоб с квадрата на квадрат

двинуться вперёд.

Ладья 

Видимо, ладья упряма,

если ходит только прямо,

не петляет — прыг да скок,

не шагнёт наискосок.

Конь 

Не мила коню неволя,

перед ним простор широк,

очень ловко на два поля

совершает конь прыжок,

поле — прямо, поле — вбок!

Слон (ходит на и скосок)

Если слон на белом поле

встал вначале (не забудь!),

он другой не хочет доли —

знает только белый путь.

До конца игры слоны

цвету одному верны.

Ферзь 

Ферзь в шахматах, 

можно сказать, чемпион,

и шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить, 

как ладья и как слон —

 и прямо, и наискосок.

Король 

Король любит гладкий, 

расчищенный путь:

в любую он сторону может шагнуть,

однако легко ты заметишь, дружок,

что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, вы мне помогли, без вас бы я не справилась. Скажите ребята, а какое задание от короля вам было выполнять сложнее всего? Почему? Какое вам понравилось больше всего? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: а за то, что вы такие отзывчивые, умные ребята, за то, что пришли мне на помощь и помогли мне вернуть цифры, я дарю вам эту очень интересную игру «Шахматы». Учитесь играть, я надеюсь вам она очень понравится.

Ребята, для того чтобы вам вернуться к себе в Вашу любимую группу, вам нужно пройти под аркой. До свидания ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "В математическом королевстве кота Леопольда"

Конспект открытого итогового занятия по математике в подготовительной к школе группе....

конспект открытого занятия "Математическое королевство"

Позновательное  занятие где дети работают над всеми разделами по Формированию Элементарных математических представлений....

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"

Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия:  закрепление навыков количественного счета в...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «ПИСЬМА ИЗ КОРОЛЕВСТВА ВСЕЗНАЕК»

Данная образовательная деятельность была представлена на родительском собрании в начале учебного года, как возможность для родителей увидеть активность, способности, знания, умения и навыки, а также о...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»

Программное содержание:Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке .Развивать речь, включая в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше).Повторить состав...

конспект открытого занятия вокального кружка "Королевство пения"

конспект открытого занятия вокального кружка "Королевство пения"...

конспект открытого занятия "Путешествие в Королевство знаний" для детей средней группы

Конспек интегрированного знатия: направление - познавательное развитиеИнтеграция образовательнх областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетич...