Программа "В мире пространства"
методическая разработка по математике (младшая группа)

Программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «В мире пространства» Возраст обучающихся: 3-4 года Срок реализации: 1 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vmire_prostranstva_kayser.docx50.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское»

Рассмотрено и принято:  

                                                                               

                                                                                            На Педагогическом совете №____                                                            Заведующий МАДОУ

                                                                                 «Детский сад «Малышок»

                                                     ______________ А.В.Жартовская

                                                                                         

                                                                                                        «____» ______________2023 г                                                                      

                                                                   

                                    Программа

по реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

«В мире пространства»

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 учебный год

Составила: Воспитатель Кайсер Н.М.

С.Александровское.

Содержание

 

1.Целевой раздел.

1.1.  Актуальность программы.

1.2. Адресат программы.

1.3. Цель и задачи программы.

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики                               Возрастные особенности.

1.5. Планируемые результаты.

1.6. Технология педагогической диагностики.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательном модуле математическое развитие.

2.1.2. Основные способы и методы программы педагога.

3. Планирование образовательной деятельности «Математическое развитие».

3.1. Распорядок и режим образовательной деятельности.

3.2. Содержание образовательной деятельности.

3.3. Перечень научно методических литературных источников

  1. Целевой раздел.

  1. Актуальность программы. 

Под пространственным мышлением мы понимаем вид мыслительной деятельности, который позволяет ориентироваться в пространстве, создавать

визуальные образы для решения всевозможных задач (теоретических   и практических).

В современном мире одним из важнейших качеств будущего специалиста   является владение пространственными образами. Мы не встречаем ни одной сферы деятельности, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Ориентация человека во времени и пространстве необходимое условие его социального бытия, форма отражения окружающего мира, условие успешного познания и активного преобразования действительности. Поэтому развивать пространственное мышление у детей нужно с самого раннего детства, этот навык пригодится ребёнку в школе так же, как умение читать, писать и считать.

Программа определена рекомендациями примерной основной образовательной программы дошкольного образования и раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях.

Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации ФОП и ФГОС ДО, овладения детьми новыми навыками и расширения круга интересов. Познавательное развитие: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие пространственных представлений; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, движении и покое, причинах и следствиях и др.); развитие умений постановки технической задач, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и осуществлять свой творческий замысел.

Социально-коммуникативное развитие: - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 Речевое развитие: - обогащение активного словаря, в том числе пространственного (понимать пространственные предлоги и понятия, употреблять их в собственной речи); умения слушать и воспринимать устную информацию.

Художественно-эстетическое развитие: - развитие предпосылок становления эстетического отношения к окружающему миру; развитие творческих способностей и воображения. Физическое развитие: - развитие пространственной и зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики, двигательной активности.

Программа реализуется в рамках основной образовательной деятельности дошкольной организации. Педагоги принимают решение: Содержание образовательной деятельности «Математическое развитие» может реализовываться как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Таким образом, допускается, что педагоги могут сами варьировать содержание Программы, определять объем и время ее реализации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями здоровья, склонностями и интересами воспитанников.

Предложенная программа «В мире пространства» программой - ориентирована на развитие познавательных способностей и пространственного мышления дошкольников в процессе познавательной деятельности. Обучение осуществляется на основе учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша», обучающего пособия «Цветные счетные палочки Кюизенера».

  1. Адресат программы «Математическое развитие» – дети в возрасте 3-4 года (младшая группа)

1.3. Цель и задачи программы

 Цель программы – развитие познавательных способностей и пространственного мышления у дошкольников.

 Задачи программы: 1. Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.

2. Развивать умение обозначать пространственные отношения с помощью слов: слева, справа, направо, налево, над, за, под, перед;

3. Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.

4. Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.

5. Развивать умение работать со схемой.

 6.Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.

7. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.

8. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

9. Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти;

10. Формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;

11. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Возрастные особенности детей 3-4 лет (младшая группа)

К 3 годам у детей уже сформированы познавательные интересы. Он с интересом осваивает мир. Он уже способен выстраивать взаимоотношения на основе общепринятых норм и правил поведения. Однако чаще всего на этом этапе дети просто сосуществуют рядом и мало взаимодействуют друг с другом. В отношениях с педагогом дети чаще обращаются в связи с познавательными проблемами. В 3 года можно начинать учить ребенка конструированию, так как различные предметы, детали, карандаши и кисти хорошо удерживаются в пальцах. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте представлена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. Дети используют и называют разные детали конструктора. Могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы. Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы. Дети начинают понимают, что им интересно, и любят конструировать. Развивается способность к возведению несложных построек по образцу и по замыслу. Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Преобладающий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте — игра. Дети учатся детализировать предметы. Способны создавать несложные конструкции. Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.

Появляется интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает ребенка к поиску различных способов действий для получения информации. Данный этап можно назвать 9 периодом первых открытий. Малыш радуется каждому новому умению или полученным знаниям.

1.5. Планируемые результаты. В результате освоения программы воспитанники будут:

- ребенок ориентируется в пространственных направлениях относительно собственного тела (вперед, назад, вверх-вниз, направо, налево)

   - определять свое местонахождения среди окружающих людей и предметов;

- обозначать в речи взаимное расположение предметов;

  -Уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину; классифицировать

               геометрические фигуры по заданным признакам.

    - Различать цвета палочек.

    - Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на

           изображение в натуральную величину.

     - Придумывать небольшие рассказы, «оживлять» изображение.

     - Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами.

       - «Расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению ее

        свойств.

      - ребёнок способен проявлять инициативу и деятельность в игре, общении,          познавательной деятельности, конструировании и пр.

        - у ребенка развиты воображение, творческие способности, логическое мышление,     память.    

 1.6. Технология педагогической диагностики (способы проверки результатов освоения программы) 13 

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, проведение контрольных занятий. Мониторинг осуществляется в конце учебного года - в мае. В соответствии с п. 4.1. ФГОС ДО «результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования: - ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе участников по совместной деятельности; - ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и порадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; может контролировать свои движения и управлять ими; - ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; ребёнок способен к. принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различн ых видах деятельности.

2. Содержательный раздел

 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательном модуле математическое развитие.

2.1.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

 Программа «В мире пространства» - ориентирована на развитие интеллектуальных способностей и пространственного мышления дошкольников в процессе познавательной деятельности. Состоит из образовательного модуля математического развития. Виды деятельности, направленные на развитие интеллектуальных способностей и пространственного мышления у дошкольников: - познавательно-исследовательская детей, включающая наблюдения, - проектная деятельность детей; - дидактические игры логико-математического содержания;

2.1.2. Основные способы и методы программы педагога.

Описание вариативных, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,

Формы

Технологии

Методы

Средства

дидактические игры логико-

математического содержания

- развивающие игры,

игры с правилами;

упражнения на

ориентировку в пространстве.

Логические

блоки

Дьенеша

Цветные

палочки

Кюизенера

Развивающие

игры

Словесный, наглядный, практический

Учебно-игровые

пособия:

-

«Логические блоки Дьенеша»;

«Цветные палочки Кюизенера»

Развивающие

игры

Выбранные методы помогут:

  • совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве;
  • понимать смысл пространственных отношений (вверх – вниз, вперёд – назад, позади, впереди, сбоку, за, на, под, рядом с, около);
  • двигаться в заданном направлении со знаками – указателями направления движения (вперед, назад и т.д.);
  • определять свое местонахождения среди окружающих людей и предметов;
  • обозначать в речи взаимное расположение предметов;

 3. Планирование образовательной деятельности «Математическое развитие» 

Процесс овладения математическими представлениями в дошкольном возрасте проходит две стадии — до числовую и числовую, сопровождается освоением словесного и символического выражения математического материала. Значение «способностей-предшественников»

 •Опыт и вербализация различных положений в пространстве относительно своего тела и объектов в пространстве относительно друг друга (спереди, сзади, около, справа от, лежит на, под и т.п.);

•Овладение схемой тела, как основой для ориентации в пространстве;

 •Овладение основами понятий о соотношениях (больше, меньше, выше и т. п.); •Ориентировка во времени в соответствии с возрастными возможностями;

•Общее психическое развитие: воображение, память, внимание, концентрация; •Понимание логической последовательности событий (например, ход истории: сначала-потом; и начальные причинно-следственные связи).

 1 год обучения 2 младшая группа (3-4 года)

Месяц

Формы проведения /содержание

Задачи

Сентябрь

Игровое задание «Найди мишку такого же цвета» (педагог создает игровую ситуацию «Медведи использует выражения «найди (возьми) такой потерялись», предлагает детям помочь медведям найти друг друга, называет цвет, дети находят медведей по цвету.)

 Игровое задание «Скажи, что где находится» (педагог предлагает рассмотреть сюжетные картинки и найти указанные предметы, ориентируясь только на парные и взаимосвязанные направления (слева/справа; внизу/наверху) Игровое упражнение «Путешествие в страну блоков»

Развивать умение формировать группу однородных предметов по одному признаку (цвет). Развивать умения ориентироваться в пространственных взаимосвязанных направлениях относительно собственного тела знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой-маленький».

Игровое задание «Найди мишку такого же цвета и размера» (педагог создает игровую ситуацию «Мишки пошли гулять в лес», предлагает детям найти медведей по указанному признаку, расставить в соответствии с картинкой. Задает вопросы «Где ты нашел мишку?» на определение пространственных отношений (над, под, рядом).

Игровое задание «Когда это бывает?» (педагог рассказывает о жизни мишек, их занятиях в течении дня. Затем предлагает детям ответить на вопросы, чем занимаются мишки утром, днем, вечером. Обыгрывание ситуаций режимных моментов «Мишки укладываются спать», «Мишки обедают», «Мишки играют». Игровая ситуация: «Поможем игрушкам разложить фигуры блоков»

Развивать умение сопоставлять предметы по двум признакам (цвету и величине); формировать представления о пространственных взаимосвязанных направлениях.

Развивать представления детей о частях суток (утро, день, вечер, ночь) Развивать умение сопоставлять предметы по двум признакам (цвету и величине)

 Игровое задание ««Посели мишек в домики» (педагог предлагает построить домики для мишек, обращает внимание, что все мишки. Формировать умения сравнивать размер объектов, сопоставлять их друг другу (большой, маленький, 50 разного размера). 2. Игровое задание «Хоровод друзей» (педагог предлагает помочь медведям построить хоровод, располагая их в соответствии со схемами. Обыгрывание ситуации «Хоровод друзей»)

Формировать умения сравнивать размер объектов, сопоставлять их друг другу (большой, маленький, такой же) Формировать умения располагать фигуры в соответствии с простейшими схемами, развивать предпосылки к становлению понятия последовательности

Игровое задание «Мишкина семья» (педагог создает ситуацию «Мишки играют», обращает внимание на полученное количество медведей, расположенных по группам. Спрашивает у детей «Сколько мишек играют в ... (прятки, жмурки)?», создает условия для усвоения понятий «один», «много», «ни одного». Ведется счет медведей1-3). Игровое задание «Сложи домик». (педагог предлагает построить домики для медведей, рассказывает о том, какие домики хочется иметь медведям. Детям дается выбор карточек для создания постройки.) Игра «Разноцветные палочки»

Формировать представления о единичности и множественности объектов и предметов (один, много, мало, ни одного); развивать навыки счета 1-3. Формировать умение складывать предметы и геометрических фигур по образцу

Октябрь

Игровое задание «Накорми мишек» (педагог предлагает детям накормить медведей – распределить геометрические фигуры. Обращает внимание на фигуры, называет их, объясняет, что у квадрата есть углы, а у круга их нет, предлагает «покатать» фигуры, приводит детей к пониманию, что круг катится, а квадрат из-за углов – нет).

Игровое задание «Мишки гуляют по лесу» (педагог предлагает отправиться с медведями в лес на прогулку. А чтобы они не потерялись, называть направления их движения вслух. Встречая других медведей в процессе прогулки, педагог предлагает детям рассказать, медведя какого цвета он встретил). Игровая ситуация «На лесной лужайке» ФЭМП с использованием блоков Дьенеша (Д/и «Что изменилось». «Найди не такую». «Четвёртый лишний») Конструирование «Посадка клумбы»

Развивать умение детей формировать группы предметов по одному-двум признакам; формировать представления о геометрических фигурах (квадрат, круг)

 Формировать умения ориентироваться в двух взаимосвязанных направлениях – направо, налево; развивать умения называть цвет, величину.

 Продолжать знакомить с логическими блоками. Развивать умение выделять существенные признаки.

.Игровое задание «Продолжи ряд» (педагог предлагает построить домики для медведей, а затем украсить их красивым забором из геометрических фигур. Предлагает детям выбрать образцы, по которым необходимо создать последовательность. В процессе деятельности просит назвать фигуры, помогает создать соответствующий узор). Игровое задание «День и ночь» (педагог предлагает поиграть с медведями,

объясняет правила: «По сигналу «день» медведи бегают, прыгают, а по сигналу «ночь» - замирают на месте, т.е. «засыпают». Затем педагог в игре использует понятия «мало», «много», «ни одного»: по данным сигналам детям необходимо представить соответствующую группу медведей). Д/и «Волшебный мешочек». Игровой альбом-1 «Маленькие логики» П/игры с использованием блоков (предметные ориентиры) Д/игра «Чудо-кубики» Игра «Построим заборчик»

Игровое задание «Чаепитие у мишек» (педагог предлагает расположить медведей для чаепития. Спрашивает у детей, по каким признакам они распределяют медведей, просит называть цвета, величину объектов. Обыгрывание ситуации по ролям).

 Игровое задание «Сядем на пенек» (педагог создает игровую ситуацию: предлагает детям вместе с медведями отправиться в лес на прогулку. На игровом поле расположены кубики. Педагог предлагает детям «посадить» медведей на пенечки. В процессе игры обращает внимание детей на то, хватает ли всем медведям пенечки, есть ли лишние). Д/И «Строим дорожки». (Цветные счетные палочки Кюизнера)

Развивать умение детей находить квадрат, выкладывать фигуры их в определенной последовательности по образцу. Развивать представления детей о частях суток (день, ночь);

формировать умения различать и обозначать словами части суток; развивать представления о единичности и множественности объектов («мало», «много», «ни одного») Продолжать знакомить с логическими блоками. Развивать умение выделять существенные признаки. Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий».

 Развивать умения сравнивать предметы по цвету и величине, использовать слова «большоймаленький» Способствовать овладению навыками наложения для сравнения; навыки распределения медведей на совокупности по выделенному признаку Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету).

Игровое упражнение «Три медведя» (педагог рассказывает сказку по мотивам р.н.с. «Три медведя». Предлагает каждому выбрать одного из медведей. В процессе рассказывания детям предоставляется возможность обыгрывать ситуацию, показывать называемых героев. Педагог обращается к детям с вопросами по принципу: «Какой стул нужен Михаилу Ивановичу? Большой или маленький? А какой Мишутка? Какой стул нужен ему?»).

Игровое упражнение «Ищи и находи» (педагог заранее раскладывает по группе кубики. Показывает кубик. Предлагает детям найти их. В процессе поисков педагог называет направления, помогает найти предметы. Когда дети находят кубики, педагог стимулирует детей к их подсчету, задает вопросы, сколько кубиков удалось найти. Помогает использовать понятия «мало», «много», считать кубики).

Формировать умения называть размер предметов, сравнивать, сопоставлять объекты. Развивать ориентацию в пространстве; формировать навыки счета 1-3

Ноябрь

Игровое задание «Где спрятался мишка?» (Педагог предлагает детям в пространстве группе найти взглядом предварительно расставленные фигурки медведей, назвать их местонахождение. Затем предлагает повернуться (на 90, 180 градусов) и выполнить то же задание)

 Игровое задание «Чудесный мешочек» (1 вариант: Педагог называет детям число от 1 до 5, ребенок вытаскивает нужное количество. вариант: Дети тактильно обследуют медведей разных размеров в ладошках. Педагог называет размер медведя, ребенок наощупь вытаскивает то, что требуется по заданию). Игровая ситуация «я загадаю вместе отгадаем» ФЭМП с использование блоков Дьенеша (Д/и «Продолжи ряд». «Найди пару»)

Формировать умения ориентироваться в разных Направлениях. Формировать навыки счета 1-5

Формировать умения определять размер предметов.

Формировать умение находить и продолжать заданную закономерность.

Игровое задание «Чудоштампы» (педагог предлагает детям внутри окружностей создать необходимое множество штампов, называя при этом понятия «один», «много», «мало». Затем предлагает сравнить множества, показать, где больше, где меньше.)

Игровое задание «Выложи дорожку к домику мишки» (педагог называет размер медведя, говорит, из каких фигур должна состоять дорожка к домику этого медведя, т.е. создавая последовательность. В задании рекомендуется использовать квадрат, круг, треугольник. В процессе игры важно называть предметы в речи). Игра «Один-много». (Цветные счетные палочки Кюизнера)

Формировать умения сравнить множества, показать, где больше, где меньше. Формировать умения создавать последовательность

Игровое задание «Сложи узор». (педагог предлагает детям создать красивые узоры для ковриков. Дети выбирают узор, выполняют задания. Затем любуются работами друг друга. Педагог предлагает найти знакомые фигуры: круг, квадрат). Игровое упражнение «Чем занимаются мишки?» (педагог предлагает выбрать детям иллюстрации и фигурку медведя. Задает вопросы детям, чем занимаются мишки. Коллективно ведется обсуждение, бывает или не бывает так, как сказал ребенок). Д/и «Что изменилось». «На своё место». «Паровозик». «На своё место» Игровой альбом-2 «Маленькие логики» П/игры с использованием блоков (Предметные ориентиры)

Формировать умение складывать предметы из геометрических фигур по образцу. Развитие представления детей о частях суток (утро, день, вечер, ночь) Формировать умение анализировать и делать вывод

Игровое задание «Мишки на прогулке» (педагог называет цвет медведя (размер) и где он гуляет (около кубика, рядом с деревом, за машиной и т.д.). Дети определяю местоположение медведей. Затем сами называют место прогулки медведя).

Игровое упражнение «Самая высокая башня» (дети строят башни из кубиков, Педагог называет какому медведю необходима башня. Например: высокая башня нужна синему медведю, а маленькому мишке – маленькая башня. Рекомендуется смешивать признаки (цвет, размер) Важно каждому ребенку раздать по 2 медведя, чтобы осуществлять сравнение и сопоставление).

Формировать умение детей различать предметы по цвету размеру, определить их местоположение в пространстве. Развивать умение осуществлять сравнение и сопоставление.

Декабрь

Игровое задание «Мишкин день рождения» (педагог предлагает угостить мишек «печеньем», определиться, кому какое печенье дадим по количеству: например, большим мишкам – много, маленьким – одно. Спрашивает у детей, какой формы печенье).

Игровое задание «Найди, где спрятано» (педагог предлагает детям найти спрятанную игрушку, пройдя по дорожке, указанной на схеме. В процессе игры обращает внимание на последовательность расположения фигур). Проблемная ситуация с использование блоков Дьенеша «Куда пропал зайчик» Игровая ситуация «Украсим ёлку бусами»

Развивать умение сравнивать предметы по количеству, использовать слова «один, много» Формировать умение классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).

Игровое задание «Мишкина стирка» (педагог предлагает помочь медведям со стиркой белья. Напоминает, что белье одного цвета нужно стирать отдельно от другого в машинке соответствующего цвета. В процессе игры задает вопросы: «Какого цвета платье?», «В какой машинке нужно его стирать?»). Игровое задание «Что делают мишки?» (педагог предлагает детям распределить картинки «Мишкины дела» по фоновым иллюстрациям «Части суток». В процессе деятельности проговаривает с детьми части суток. Д/и с использование блоков Дьенеша «Клад». «Угощение для медвежат». «Пряничный домик». «Пляшут зайки на лужайке» Игра «Лесенки» (Цветные счетные палочки Кюизнера)

Задачи: развивать умения формировать группу одноразовых предметов по одному признаку (по цвету) Развивать представления детей о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Продолжать формировать умение классифицировать по 2 признакам (цвет-форма)

Игровое задание «Волшебные дорожки» (педагог рассказывает историю о том, как мишки отправились гулять. Предлагает детям направить каждого из медведей по соответствующей дорожке).

Игровое задание «найдем мишкам друзей» (педагог предлагает найти мишкам друзей. Дает задание: «Зеленому большому мишке найти одного друга, красному маленькому – много» (дети проставляют необходимое количество штампов). С/р игра с использованим блоков Дьенеша «Поезд» (предметные ориентиры) Д/и «Игра с одним обручем»

Развивать представления детей о длине, использовать в речи слова «длинный, короткий». Формировать представления об единичности и множественности объектов и предметов, умения использовать в речи слова «много, один, мало».

Январь

Игровое задание «Найди пару» (педагог предлагает детям найти большому Мишке пару - маленького Мишку одного цвета). Игровое задание «Найди фигуру» (педагог показывает геометрическую фигуру – круг. Предлагает детям найти в окружении предметы круглой формы, назвать их. Вариант: «Кто больше найдет подобных фигур?») Игровая ситуация с использованием блоков Дьенеша «Магазин игрушек»

Развивать умения подбирать пары предметов, формирование умений образовывать группы предметов по двум признакам – цвет, размер Развивать умения различать и правильно называть геометрические фигуры – круг, формировать умения находить предметы круглой формы в окружении

Игровое задание «Сосчитай мишек» (педагог предлагает детям доставать из мешочка мишек по одному, считая их. Сосчитать, сколько мишек одинаковых по определенному цвету, сравнить их). Игровое задание «Что делают мишки?» (педагог предлагает детям придумать истории про мишек, чем они занимаются в разное время суток. Следует обращать внимание на верность использования особенностей занятий утром, днем, вечером, ночью. Педагог задает наводящие вопросы: «Чем Мишка занимался утром/ вечером?» и т.п.) Игровая ситуация с использованием блоков Дьенеша «У мишки день рождения» Конструирование «Сложи узор»

Развивать умения воспроизводить множества предметов, движений в количестве 1-5. формировать умения различать и обозначать словами все четыре части суток Развивать мышление, внимание, формировать умение делать умозаключения. Актуализировать умение классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).

Игровое задание «Опиши, где находится предмет» (педагог показывает детям сюжетную картинку, предлагает найти определенные предметы на ней, рассказать, где они находятся. Затем предлагает поиграть наоборот, когда ребенок сам задает предмет, который нужно найти на картинке, предлагает детям поиграть в парах).

 Игровое задание «Цветные рисунки» (педагог предлагает детям нарисовать любые фигуры с помощью трафаретов. Затем предоставляет цветные карандаши для того, чтобы раскрасить изображения на своих листах, но только каждый должен раскрасить свои фигуры только одним цветом. Затем педагог предлагает детям найти одинаковые изображения, сравнить их, объединить в группы). Д.И «Найди и покажи» (Цветные счетные палочки Кюизнера)

Развивать умения ориентироваться в пространственных направлениях Формирование умении группы предметов по одному, а затем по двум-трем признакам – цвет, форма, размер, назначение Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, памятьй образовывать

Игровое задание «Найди фигуру на ощупь» (педагог предлагает вытащить на ощупь фигуру определенной формы (фигуру, которую нужно найти, педагог называет или показывает, если у детей возникают трудности)

 Игровое задание «Штампы» (педагог создает последовательность из отпечатков картинок. Предлагает детям повторить по образцу. Затем педагог дает возможность детям самим создать последовательность, затем обменяться и повторить последовательность друг у друга). Творческие задания «Отгадай и сложи» (Набор блоков Дьенеша

Развивать умения различать и правильно называть геометрические фигуры - круг, квадрат

Развивать умения соблюдать определенную последовательность, создавать собственные последовательности

Февраль

Игровое задание «Где спрятался мишка?» (педагог предлагает детям в пространстве группе найти по словесному руководству предварительно расставленные фигурки медведей, определить их цвет и размер, назвать их местонахождение).

Игровое задание «Дорожки для мишек» (педагог называет цвет медведя, показывает схему дорожки для этого медведя, предлагает детям создать такую дорожку из геометрических фигур). Знакомство с карточками с изображенными свойствами. (Набор блоков Дьенеша) Игровая ситуация «Заселим домики» (2 признака) Формировать умение

Формировать умения ориентироваться в разных направлениях. Формировать умение выкладывать геометрические фигуры в определенной последовательности по образцу

Игровое задание «Мишки - строители» (педагог предлагает детям раздать мишкам – строителям строительный материал. Побуждает использовать в речи фразы «столько, сколько, поровну»). Игровое задание «Найди сюрприз» (педагог предлагает по словесному указанию найти сюрприз каждому ребенку. После нахождения просит описать то, что нашел (цвет, форма, размер). Н/п игры «Найди место фигуре». «Рассели жильцов». «Собери предмет». (Набор блоков Дьенеша)

Формировать представления о предметных разночисленных совокупностях (столько, сколько; столько же, сколько и; поровну; одинаково по количеству) Развивать умения ориентироваться в пространственных направлениях относительно собственного тела (вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево).

Игровое задание «Пригласим мишек в гости» (педагог предлагает пригласить в гости мишек. Детям необходимо позвать столько гостей, сколько блюдец и чашек у них есть).

 Игровое задание «Найди такого же цвета» (педагог показывает геометрическую фигуру и предлагает детям найти в окружении предметы такого же цвета назвать их). Д//И «Построим мостик» (Цветные счетные палочки Кюизнера)

Развивать умения определять численность множества и выражать ее с помощью слов, отражающих количественные отношения (больше, меньше; меньше, чем; поровну) Развивать умения различать и правильно называть геометрические фигуры и их цвет, формировать умения находить предметы определенного цвета в окружении. Знакомство с комплектом палочек Кюизенера, закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый»

Игровое задание «Нарисуй узор» (педагог предлагает детям нарисовать фигуры с помощью трафаретов так же, как они нарисованы на схеме. Дети изучают последовательность изображенных фигур и выполняют задание).

 Игровое задание «Кто играет с нами в прятки?» Педагог предлагает детям найти в мешочке мишку и определить его размер. После этого детям предлагается построить Мишкину семью: папа, мама, медвежонок, обозначая словесно их размеры)

Формировать умения образовывать группы предметов по одному признаку(форма) Развивать умения определять размер фигур на ощупь.

Март

Игровое задание «Мишки подружились» (педагог предлагает детям найти большому Мишке друга - маленького Мишку одного цвета).

Игровое задание «Посчитай, ка» (педагог предлагает детям пересчитать мишек и поставить столько штампов, сколько мишек) . Творческие задания «Мы для милой мамочки». Конструирование «Сложи узор» (Набор блоков Дьенеша)

Развивать умения подбирать пары предметов, формирование умений образовывать группы предметов по двум признакам – цвет, размер. Развивать умения воспроизводить множества предметов, движений в количестве 1-5

Игровое задание «Украсим коврик» (педагог предлагает детям выбрать образцы, по которым необходимо создать узор для коврика. В процессе деятельности просит назвать фигуры, помогает создать соответствующий узор). Игровое задание «Найди такую же фигуру» (педагог предлагает вытащить на ощупь названную или показанную фигуру).

Развивать умение выкладывать фигуры их в определенной последовательности по образцу. Развивать умения различать и правильно называть геометрические фигуры

Игровое задание «Достань мишек» (педагог предлагает детям доставать из мешочка мишек столько, сколько нарисовано на карточке, либо в соответствии с показанной цифрой). Игровое задание «Мишкины занятия» (педагог предлагает поиграть с медведями, объясняет правила: если на картинке изображен день, то мишки играют, прыгаю, а если ночь, то мишки спят. Затем предлагает детям ответить на вопросы, чем занимаются мишки утром, днем, вечером). Д/и «Внутри снаружи». «На свою веточку» (Набор блоков Дьенеша

Развивать умения воспроизводить множества предметов, движений в количестве 1-5. Развивать представления детей о частях суток (день, ночь); формировать умения различать и обозначать словами части суток

Игровое задание «Расскажи, где мишка» (педагог предлагает детям в пространстве группе найти взглядом предварительно расставленные фигурки медведей, назвать их местонахождение. Далее предлагает детям самим спрятать мишку и объяснить, где он).

Игровое задание «Мишки развешивают белье» (педагог предлагает помочь медведям развесить чистое белье. Напоминает, что белье одного цвета нужно повесить на веревку соответствующего цвета. В процессе игры задает вопросы: «Какого цвета платье?», «На какую веревку его надо повесить?»). Д/И «Башенки» (Цветные счетные палочки Кюизнер

Формировать умения ориентироваться в разных направлениях. Развивать умения формировать группу одноразовых предметов по одному признаку (по цвету) Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета.

Апрель

Игровое задание «Подбери мишкам бантики» (Педагог предлагает детям найти мишкам бантики соответствующего цвета и размера).

 Игровое задание «Мишки у нас в гостях» (педагог создает ситуацию «Мишки пришли к нам в гости», обращает внимание на полученное количество медведей, расположенных по группам. Спрашивает у детей «Сколько мишек пришли к нам в гости?». Создает условия для усвоения понятий «один», «много», «ни одного». Ведется счет медведей 1-3). Конструирование инопланетной ракеты Д/и «Художники» (Набор блоков Дьенеша)

Развивать умения подбирать пары предметов, формирование умений образовывать группы предметов по двум признакам – цвет, размер. Формировать представления о единичности и множественности объектов и предметов (один, много, мало, ни одного); развивать навыки счета 1-5

Игровое задание «Украсим домики» (педагог предлагает украсить домики для медведей. Предлагает детям выбрать образцы, по которым необходимо создать последовательность. В процессе деятельности просит назвать фигуры, помогает создать соответствующий узор). Игровое задание «Фигуры спрятались»

Развивать умение детей выкладывать фигуры их в определенной последовательности по образцу

(педагог заранее раскладывает по группе геометрические фигуры. Предлагает детям найти их. В процессе поисков педагог называет направления, помогает найти предметы. Когда дети находят фигуры, педагог стимулирует детей к их подсчету, задает вопросы, сколько фигур удалось найти, какие… помогает использовать понятия «мало», «много»)

Развивать ориентацию в пространстве; формировать навыки счета 1-5

Игровое задание «Достань фигуры» (педагог предлагает детям доставать из мешочка фигур столько, сколько нарисовано на карточке, либо в соответствии с показанной цифрой. Доставая, дети называют фигуру). Игровое задание «Мишкин день» (педагог предлагает детям распределить картинки «Мишкины дела» по фоновым иллюстрациям «Части суток». В процессе деятельности проговаривает с детьми части суток). Д/и «Друзья- ушастики». «Расставь фигуры в нужные ячейки». «Кто быстрее соберёт». (Набор блоков Дьенеша)

Развивать умения воспроизводить множества предметов, движений в количестве 1-5. Развивать представления детей о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

Игровое задание «Мишки подружились» (педагог предлагает найти мишкам друзей. Дает задание: «Красному большому мишке найти одного друга, желтому маленькому – три, большому зеленому – два» (дети проставляют необходимое количество штампов)

Игровое задание «Сошьем мишкам рубашки» (педагог предлагает помочь медведям сшить рубашки. Детям предлагается выбрать цвет и размер трафарета для того или иного медведя. Дети обводят по трафарету рубашку)

Формировать представления об единичности и множественности объектов и предметов, умения использовать в речи слова «много, один, мало», формировать навыки счета 1-5 Развивать умения формировать группу одноразовых предметов по двум признакам (по цвету и величине)

Май

Игровое задание «Подбери мишкам флажок» (Педагог предлагает детям найти мишкам флажок, чтобы идти на демонстрацию). Игровое задание «Украсим улицу к празднику» (педагог предлагает украсить улицу к празднику. Предлагает детям выбрать образцы, по которым необходимо создать последовательность. В процессе деятельности просит назвать фигуры, помогает создать соответствующий узор). Д/И «Лесенка для котенка» (Цветные счетные палочки Кюизнера)

Развивать умения подбирать пары предметов, формирование умений образовывать группы предметов по двум признакам – цвет, размер. Развивать умение детей выкладывать фигуры их в определенной последовательности по образцу.

Игровое задание «Мишки на параде» (педагог создает ситуацию «Мишки пошли на парад в честь Победы», обращает внимание на полученное количество медведей, расположенных по группам. Спрашивает у детей «Сколько мишек пошли на парад?», создает условия для усвоения понятий «один» «много», «ни одного». Ведется счет медведей 1- 5).

Игровое задание «Приготовим мишкам наряды» (педагог предлагает помочь медведям приготовить. Детям предлагается выбрать цвет и размер трафарета для того или иного медведя. Дети обводят по трафарету выбранный наряд).

Формировать представления о единичности и множественности объектов и предметов (один, много, мало, ни одного); развивать навыки счета 15

Развивать умения формировать группу одноразовых предметов по двум признакам (по цвету и величине)

Игровое задание «Чем занимаются мишки» (педагог предлагает детям распределить картинки «Мишкины дела» по фоновым иллюстрациям «Части суток». В процессе деятельности проговаривает с детьми части суток). Игровое задание «Мишка и его друзья» (педагог предлагает познакомиться с друзьями мишки, рассказать о них, посчитать. Дети ставят столько штампов, сколько друзей у мишки). Д/и «Сказочное солнышко». «По дорожке, по дорожке». «Найди клад» П/игры с использованием блоков (предметные ориентиры)

Формировать представления детей о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Формировать представления об единичности и множественности объектов и предметов, умения использовать в речи слова «много, один, мало», формировать навыки счета 1-5

Игровое задание «Найди такую же фигуру» (педагог предлагает детям доставать из мешочка фигур столько, сколько нарисовано на карточке, либо в соответствии с показанной цифрой. Доставая, дети называют фигуру). Игровое задание «Сложи домик». (педагог предлагает построить домики для медведей. Детям дается выбор карточек для создания постройки. Предлагается найти материал в пространстве группы). Д/и «Домик для белочки», «Красивые цветы» «Волшебный мешочек». П/игры с использованием блоков (предметные ориентиры

Развивать умения воспроизводить множества предметов, движений в количестве1-5.

Формировать умение складывать предметы и геометрических фигур по образцу

3.1. Распорядок и режим образовательной деятельности Учебный день делится на три блока:

1. Утренний образовательный блок включает в себя: -самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем

 2. Развивающий блок представляет собой: -организованную образовательную деятельность (организованное обучение в форме игровой деятельности)

 3. Вечерний блок включает в себя: -совместную деятельность воспитателя с ребенком; -свободную и самостоятельную деятельность воспитанников. На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышая учебную нагрузку.

3.2. Содержание образовательной деятельности может реализовываться как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Режим занятий к модулю «Математическое развитие»

периодичность 1 раз в неделю

продолжительность 15 минут

Виды занятий определяются содержанием Программы и могут предусматривать:

1. Дидактические игры.

2. Подвижные игры.

3. Задание по образцу, по условию (с использованием инструкции), по схеме;

4. Игровые ситуации.

Данные игровые формы не только интересны ребятам, но и стимулируют их к

дальнейшей работе и саморазвитию.

3.3. Перечень научно методических литературных источников, используемых при разработке Программы

 1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2001.  

 2. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.

 3. Финкельштейн Кюизенера «На золотом крыльце…» 3. Комплект игр с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»

 4. Альбомы «Чудо кубики», «Чудо кубики 2», «Маленькие логики

 2», «Лепим нелепицы»

5. Логические блоки Дьенеша. - СПб.: Корвет, 2011.

6. Палочки Кюизенера. - СПб.: Корвет, 2011.

7. Парциальная модульная программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Познаю пространство» Авторы-составители: Давыдова Н.Ф., старший воспитатель Виноградова Е.А., старший воспитатель Ерохина Т.А., старший воспитатель г. Томск, 2022 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста. Тема: «Осень золотая» ( в рамках реализации программы Миры детства»)

Цели: Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года. Учить эмоционально отзываться на красоту осени. Развивать интерес к явлениям природы. Показать многообразие красок ...

Занятия с детьми разных возрастных групп, в том числе в рамках реализации программы «Миры детства – конструирование возможностей».

Конспекты занятий в разных возрастных группах: 1.5-2 года ЦИПР, 2-3 года ГКП, 3-4 года 2-я младщая группа....

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на основе программы : "Миры Детства: Конструирование Возможностей"

Рабочая программа разработана в соответствии с ООП «Миры детства конструирование возможностей» под редакцией Т.Н. Дороновой (авторский коллектив: Т.Н.Доронова, С.Г. Доронов, Н.В. Тарасова,...

Проект "В мире пространства и времени" (старший дошкольный возраст)

Проект, направленный на расширение знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства, обучающий отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями час...

Познавательный проект (для детей среднего возраста) "В мире пространства и времени"

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника...

Консультация для родителей «В мире пространства и времени»

laquo;В мире пространства и времени»Время это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует наш...