Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений.
консультация по математике (старшая группа)

Олеся Дмитриевна Кутумова

Формирование математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребёёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Содержание предматематической подготовки в ДОУ имеет свои особенности , которые обусловлены спецификой математических понятий, традициями в обучении старших дошкольников, требованиями современной школы к математическому развитию детей. Учебный материал запрограмирован так, чтобы на основе более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые , в свою очередь, будут выступать предпосылкой более сложных знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На наш взгляд математика должна занимать особое место интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счёт , число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения.

Детский фольклор полифункционален. В нём сочетаются разные функции: познавательная, воспитательная, мнемоническая. Он помогает прививать ребёнку навыки поведения в коллективе, а также приобщать к народным традициям. К малым фольклорным формам относятся пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки. Это поистине сокровища русской народной речи и народной мудрости. Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как приём побуждающий их к приобретению знаний при  знакомстве с новым материалом, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний, как игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей.

Поговорим о загадке как о средстве усвоения представлений о некоторых математических понятиях, привития любви к народному творчеству, животному, развития речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений. условно загадки можно классифицировать  следующим образом

   Загадки , содержащие слова связанные с понятием числа и цифры

Восемь ног,   Как восемь рук ,   Вышивают шелком круг ( паук).

   Загадки , в которых есть слова, связанные со сравнением множеств, величин.

Чуть дрожит на ветерке , Лента на просторе,   Узкий кончик -в роднике,   А широкий в море( Река).

 Загадки в которых есть слова с пространственными представлениями  и понятиями.

Тра-та-та   Тра-та-та    Сверху кожа,   Снизу тоже, В середине пустота.

 Загадки  связанные с формой предметов, раскрывающих свойства геометрических фигур.

Кругла как шар,    Красна как кровь, Сладка как мёд( Вишня).

Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками т.е. короткими рифмованными стихами , применяемыми детьми для определения ведущего .

Считалка выполняет познавательную , этическую функции, а вместе с подвижными играми, прелюдией к которой она часто выступает способствует физическому развитию детей. Мы предлагаем использовать считалки с целью закрепления умения вести счёт в прямомо и обратном порядке, а также развития временных представлений.

1 Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять

Выплыл ясный месяц.

2 Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать кто из нас искать пойдёт.

Мир детства невозможно представить без сказки. Задачи со сказочными сюжетами помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, способствуют формированию глубоких  и чётких представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Особый интерес вызывают задачи , оформленные в виде сказок.  мы предлагаем использовать задачи , в которых встречаются хорошо знакомые детям персонажи русских народных сказок.

Задача 1

После чтения отрывка из  сказки " Колобок " можно задать детям следующие вопросы по содержанию:

Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?

Задача 2

Вопросы по содержанию сказки " Курочка-Ряба"

Сколько человек били и не разбили яичко?

Задача 3

Кто стоял перед внучкой? Кто стоял после Жучки? и т.д, Сколько всего персонажей тянули репку?

Особое внимание следует уделять технике речи. с этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых привлекательно для детей. мы предлагаем использовать скороговорки со словами связанными с математикой.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Шесть мышат в камышах шуршат.

В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Возле грядки -две лопатки, возле кадки- два ведра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых фольклорных жанров на развитие детей раннего возраста

Материал помещен для ознакомления родителей о самом первом взаимодействии с ребенком, о том, как колыбельные песенки влияют на развитие ребенка и на его эмоциональное состоятие....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений

Представлен фольклорный материал для работы с дошкольниками по развитию математических представлений...

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Презентация "Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"

Презентация раскрывает роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников...

Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует их отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использован...