Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений
консультация на тему

Тимофеева Тамара Владимировна

Представлен фольклорный материал для работы с дошкольниками по развитию математических представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений

                  Формирование элементарных математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

                  Содержание предматематической  подготовки в СПДС имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой математических понятий, традициями в обучении старших дошкольников, требованиями современной школы к математическому развитию детей, Учебный материал запрограммирован так, чтобы на основе уже усвоенных более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые, в свою очередь, будут выступать предпосылкой более сложных знаний и умений и т.д.

                  Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных мате математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения. Обучение на занятиях, в повседневной жизни, сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических играх и упражнениях, продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.) и хозяйственно-бытовом труде при условии наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у дошкольников основных математических представлений и развитие математического мышления. Поэтому проблема совершенствования методов обучения и воспитания приобретает особую актуальность.

                  Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский. Е.И. Тихеева, А.П. Усова, АМ. Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве обучения и воспитания, повышения общего и математического образования детей.

                 Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-пракгическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая (мнемоника — «искусство запоминания»), эстетическая.

                 Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (предмет, явление, число, буква); как прием, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям  детей.

               Поговорим о загадке как средстве усвоения представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число и т.д.), привития любви к народному творчеству, живому, образному и точному слову, развития речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП).

              Загадка — замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, дается с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической «выдумке» (Словарь литературных терминов. М.; Просвещение, 1974).

Условно загадки можно классифицировать следующим образом.

1. Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры.

Восемь ног,

Как восемь рук,

Вышивают шелком круг.  ( Паук.)

2. Загадки, в которых есть слова, связанные со сравнением множеств, величин, чисел: больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче, шире—уже и ,г

Чуть дрожит па ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик — в роднике,

А широкий — в море. (Река.)

3. Загадки, в которых есть слова, связанные с временными представлениями и понятиями: части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

                                                  Попрощается последний —

                                                  Появляется передний. (Дни недели.)

4. Загадки, в которых есть слова, связанные с пространственными представлениями и понятиями.

Тра-та-та!

Тра-та-та!

Сверху кожа,

Снизу тоже,

В середине пустота. (Барабан.)

5. Загадки, в которых есть слова, связанные с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур.

Кругла, как шар,

Красна, как кровь,

Сладка, как мед. (Вишня.)

                В загадках математического содержания предмет или явление анализируется с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Загадка может стать исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.).

               Чтобы отгадать загадку, детям нужно осуществить ряд операций в следующей последовательности: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта (анализ); сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними (синтез); на основе соотнесения признаков и выделения связей отгадать загадку (умозаключение).

              Использование загадок на занятиях по математике способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д., но и обогащению и активизации словаря.

             Особое внимание следует уделять технике речи, т.е.  правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т.д. С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей. Можно использовать скороговорки со словами, связанными с математикой.

Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 4 можно предложить разучить скороговорку «У четырех черепашат по четыре черепашонка»  вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать его соседей.

              Методика работы над скороговоркой проста. Сначала воспитатель произносит ее, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (взрослый в этом случае выступает в роли дирижера).

              На занятиях по математике можно использовать пословицы, поговорки и считалки.

Пословица — краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм, поговорка — выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они чаще всего двучленны, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучи тельный смысл, например «Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года». Поговорка, повторим, не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Пословицы, поговорки на занятиях используются с целью закрепления математических представлений и развития речи.

              Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), те, короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Соревнования в «сказывании» считалок обучают детей артистизму — заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память и добиваться права вести пересчет. Это право предоставляется только тем, в ком все остальные уверены, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков (на рушивший это правило лишается их доверия). Считалка, таким образом, способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества.

                 Считалки рекомендуют использовать с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений и т.д.

1. Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь,

девять, десять.

Выплыл ясi-iый месяц.

2. девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

3. Раз-два, раз-два, раз-два-три!

Вслед за мною говори;

В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду,

А в четверг и в пятницу

Санки к дому катятся.

За субботой воскресенье,

В этот день пекут печенье.

Раз-два, раз-два, раз-два-три!

Всю считалку повтори!

                 Мир детства невозможно представить без сказки. Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, при менять их при решении различных жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Присутствие сказочного героя на занятиях придает обучению яркую эмоциональную окраску что в свою очередь способствует более эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.

                 В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т.д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.

Хорошо использовать задачи, в которых встречаются хорошо знакомые детям персонажи русских народных сказок

Задача 1

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

А от лисы не успел уйти.

Вопросы

Сколько зверей встретил колобок?

Сколько раз он смог уйти?

Задача 2

Жили мужик да баба. У них были дочка да сынок маленький,

— доченька, — говорила мать, — мы пой дем на работу береги братца! Не ходи со двора. Будь умницей — мы купим тебе платочек и по два пряника тебе и брату.

Вопрос

Сколько пряников купит мать детям?

дошколыiики должны научиться ис только решать задачи, но и составлять их. Сначала им можно давать готовые задачи и предлагать поставить вопросы к ним.

Задача1

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко.

Яичко непростое — Золотое.

дед бил, бил -

Не разбил;

Баба била, била — Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало

И разбилось.

Работая над данным текстом, ребенок может поставить следующий вопрос:

Сколько человек били и не разбили яичко?

Задача 2

Посадил дед репку выросла репка большая-пребольгвая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может. А вытащили репку только тог да, когда стали тянуть всем семейством:

дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Дашка и мышка.

К данной задаче можно поставить следующие вопросы:

Сколько человек тянули репку?

Сколько животных помогали тащить репку? и т.д.

Фрагмент занятия

                  Сегодня к нам в гости придут наши старые друзья. Кто? Вы можете узнать это, отгадав следующую загадку: <.Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки: кто герои этой сказки? (Три медведя.)

                  Как называется эта сказка? Какой математический термин вы услышали в названии этой сказки? (Число 3.) Сегодня мы с вами познакомимся с записью числа 3, те. цифрой 3. Каких предметов в этой сказке было по три? (Три стула, три кружки, три кровати, три подушки и т.д.)

                Отсчитайте три чашки и обозначьте это количество предметов числом и со ответствующей цифрой. (Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные за своими рабочими местами.) Каждое число имеет свой знак на письме, т.е.  цифру. Кто из вас знает эту цифру? Вот как говорит о ней С. Маршак: «Тройка, третий из значков, состоит из двух крючков» Как вы понимаете выражение  «из значков» Какие это знаки? (1, 2, 3.)

                 Возьмите карточку с цифрой 3, вырезанную из наждачной бумаги. Какая цифра изображена на карточке? (3.) Проведите указательным пальцем по поверхности цифры. Закрыв глаза, обследуйте цифру З пальцами и представьте ее перед глазами. Напишите цифру З в воздухе ладонью, сложив три пальчика клювиком, двумя руками одновременно, носом.

Вспомнить загадки и сказки, в названии которых встречаются это число и цифра.  («Три медведя», «Три толстяка» и т.д.)

Вы не назвали еще одной сказки, но обязательно ее вспомните, отгадав загадку.

Носик — круглый, пятачок,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка.)

Вспомните пословицы, поговорки, скороговорки, где встречаются это число и цифра (Заблудился в трех соснах. От горшка три вершка. Обещанного три го да ждут и др.).

Возьмите из кассы цифр карточки с изображением чисел 1,2,3 и расставьте их по порядку, начиная с самого меньшего.

• Какая из этих цифр обозначает боль шее число? (3.)

• Какая из этих цифр обозначает меньшее число? (1.)

• Какие числа идут при счете раньше, чем число 3? (2, 1.)

Таким образом, мы видим, что малые фольклорные жанры являются важным средством развития математических представлений дошкольников.

Загадки

1. Для уборки урожая

На поля я выезжаю.

И за несколько машин

Там работаю один. (Комбайн.)

2. Вид ее, как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи — нет. (Двойка.)

3. У него четыре лапки,

Лапки — цап-царапки,

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей. (Кот.)

4. дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется... (трамвай.)

5.На дворе переполох:

С неба сыплется горох,

Съела шесть горошин Нина

У нее теперь ангина. (Град.)

6. Что это за семь братьев:

Годами равные,

Именами разные? (Дни недели.)

7. «Я так мила, я так кругла,

Я состою из двух кружков.

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы, дружков»

Какая цифра это сказала? (Восемь.)

8. Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет. (девять.)

9. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры.)

Скороговорки

• В один клин, Клим, колоти.

• Возле грядки — две лопатки, возле кадки — два ведра.

• два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

• Три свирестели еле-еле свистели у ели.

• Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.

• Три сороки-тараторки тараторили на горке.

• Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки: три — сегодня, три — вчера, три — еще позавчера.

• Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами четыре чертежа чрезвычайно чисто.

• Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

• Шесть мышат в камыше шуршат.

• Саша шустро сушит сушки. Саша вы сушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

• В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

• У Степана есть сметана, простокваша да творог. Семь копеек — туесок.

• Сидели, свистели семь свиристелей.

• Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.

• Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

• Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка (и так до тридцати трех Егорок.)

Пословицы, поговорки

Ноль

Абсолютный ноль, круглый ноль.

Ноль без палочки.

Один

Один ум хороню, а два лучше.

Одна пчелка немного меду натаскает.

Одна пчелка лучше, чем рой мух.

Одна ласточка весны не делает.

У ежа одна сила — колючки.

Один за всех, все за одного.

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Руки поборют одного, знанье - тысячу.

Трус умирает сто раз, а герой — один раз.

От одного слова да навек ссора.

Один раз солгал — навек лгуном стал.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Два

два сапога — пара.

Как две капли воды.

Между двух огней.

От горшка два вершка.

Палка о двух концах.

Убить двух зайцев.

Скупой платит дважды.

Старый друг лучше новых двух.

Одна голова хорошо, а две лучше.

двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Три

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года; чтобы научиться лени — только три дня.

Обещанного три года ждут.

С три короба.

Четыре

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

На все четыре стороны.

Пять

Знать как свои пять пальцев.

С пятого на десятое.

Пятое колесо в телеге.

Семь

Семеро с ложкой — один с сошкой.

Семеро одного не ждут.

Семь пятниц на неделе.

Семь бед — один ответ.

В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.

За семью печатями.

У семи нянек дитя без глазу.

Восемь

Весна да осень — на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.

Девять

За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.

Десять

Дело десятое.

Не трусливого десятка.

Считалки

Вышли мышки, как-то раз поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре, мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон — убежали мыши вон!

Раз, два, три — Ваня, не шути. Раз, два, три, четыре, пять — Ваня, не шути опять. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь — Ваня, не шути, мы просим.

Раз, два, три, четыре жили мушки на квартире. И повадился к ним друг — крестовик, большой паук. Пять, шесть, семь, восемь — паука мы вон попросим. К нам, обжора, не ходи... Ну-ка, Мишенька, води!

Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. Пиф, паф! Не попал — серый зайчик убежал.

Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре, пять — мышь пошла гулять! Пять, четыре, три — кот идет, смотри! Кот разинул рот — вот и кончен счет.

Раз, два, три, четыре — кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон. Кто не спит, тот выйдет вон!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Пойду каши я поем. Вы же пока считайте, кому водить, гадайте!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплыл ясный месяц.

Раз, два — шли утята. Три, четыре — шли домой. Вслед за ними плелся пятый. Впереди бежал шестой. А седьмой от всех от стал, испугался, запищал: «Где вы? Где вы»?)

—  «Не пищи! Мы тут рядом... Поищи».

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ  И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Подготовила:

Алексеева Т.В.

Зам. Завед. д/с№6

«Солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых фольклорных жанров на развитие детей раннего возраста

Материал помещен для ознакомления родителей о самом первом взаимодействии с ребенком, о том, как колыбельные песенки влияют на развитие ребенка и на его эмоциональное состоятие....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Презентация "Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"

Презентация раскрывает роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников...

Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует их отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использован...

Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений.

Формирование математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребёёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Содержание предматематическ...