Проект «Логическое мышление детей дошкольного возраста»
проект по математике

Людмила Алексеева
  1. Цель:  создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников.

            Задачи:

- развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

- создания условий, стимулирующих практическую, игровую и познавательную деятельность ребенка.

- развитие у ребёнка мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

 - сделать подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определить условия их организации.

Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские, мониторинговые.

Проект долгосрочный,  исследовательский

  1. Развитие логических приемов мышления, сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logicheskoe_myshlenie.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Курумканский детский сад «Родничок»

Проект  «Логическое мышление детей дошкольного возраста»

Содержание:

  1. Введение
  1. Краткое содержание. Актуальность.
  2. Цель и задачи проекта
  3. Предполагаемый результат
  1. Основное содержание проекта

  1. Введение
  1. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Овладев логическими операциями ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
  2. Цель:  создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников.

            Задачи:

- развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

- создания условий, стимулирующих практическую, игровую и познавательную деятельность ребенка.

- развитие у ребёнка мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

 - сделать подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определить условия их организации.

Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские, мониторинговые.

Проект долгосрочный,  исследовательский

  1. Развитие логических приемов мышления, сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр.

  1. Основное содержание проекта

Этапы реализации проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап. Целеполагание

Входящая диагностика

Моделирование проблемной ситуации.

 

Принятие детьми проблемы и предложение путей её решения.

2 этап. Разработка проекта

Планирование и организация деятельности.

Создание банка методического и развивающего материала для практической деятельности.  

По этапное обучение логическим задачам, умение находить главное и умение выстраивать логические цепочки.

3 этап. Выполнение проекта

Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Организация и проведение тематической образовательной деятельности.

Формирование специфических знаний, умений и навыков.

Реализация  потребностей и познавательной активности детей в разных видах деятельности.

4 этап. Подведение итогов

Сравнительный мониторинг

Подготовка к презентации. Презентация опыта работы в данной проблеме.

Подготовка и представление продукта деятельности.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Совместная образовательная деятельность по развитию элементарного логического мышления для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность.

   Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

   Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев.

   Игры позволяют организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогает в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми.

    Поскольку развитие логического мышления ребёнка происходит в неразрывной связи с развитием у него умения выражать свои мысли в слове, то в связи с этим особое внимание уделяется задачам, в которых требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать, делать выводы.

Календарно – тематическое планирование

работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Задачи

Средства реализации

Сентябрь

1.

Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.

«Сложи узор» (кубики Никитина) , «Коврик» (палочки Кюизенера).

2.

Развитие наблюдательности, творческого воображения.

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Угадай-ка», «Найди клад» и др.

3.

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.  Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.

4.

Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет

Словесно – логические игры и упражнения : «Что объединяет?»,

Октябрь

1.

Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.

Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др.

2.

Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).

«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша)

3.

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает».

4.

Развитие комбинаторных способностей.

Игры – головоломки со счётными палочками

5.

Развитие речи, памяти, внимания.

Словесно – логические игры и упражнения

Ноябрь

1.

Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).

«Кубики для всех», Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.

2.

Развитие умения сравнивать.

«Найди отличия», «Четвёртый лишний»; игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку».

3.

Развитие речи, внимания.

Логические задачи.

Декабрь

1.

Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,

Игры с «цветными числами»

(палочки Кюизенера)

2.

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

«Игры – головоломки», «Что изменилось».

3.

Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

«Чудесный мешочек», «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).

4.

Развитие речи, мышления

Словесно – логические игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни ряд».

Январь

1.

Развитие умения кодировать практические действия числами.

Игры с числовым кубиком и фишками.

2.

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний».

3.

Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д.

4.

Развитие речи, мышления.

Словесно – логические игры и упражнения: «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».

Февраль

1.

Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

«Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры.

2.

Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.

Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д.

3.

Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?».

4.

Развитие речи, мышления.

Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии»

Март

Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

«Чудесный мешочек», «Что изменилось».

Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.

Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются»

Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч.

Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку.

Развитие слухового внимания, памяти, речи.

Словесно – логические игры и упражнения : «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».

Апрель

1.

Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.

«Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры.

2.

Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера

3.

Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево»

4.

Развитие умения быстро подбирать нужное слово.

Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд».

Май

1.

Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.

Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».

2.

Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?»

3.

Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.

«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один»

4.

Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации

Словесно – логические игры и упражнения: «Четвёртый лишний», «Нелепицы».

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста

В связи с изменениями, происходящими в системе дошкольного образования наиболее актуальным стал вопрос о гендерном подходе к воспитанию дошкольников....

"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"

Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  ...

Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих ученых, детское...

нейрозарядка для стимуляции внимания,памяти и мышления детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Особенности работы по развитию когнитивных процессов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.

Перспективный план   работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...