Статья "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" .
статья по математике (младшая группа)

Маршева Наталья Александровна
В статье "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" показывается взаимосвязь процессов формирования мыслительных операций и усвоения математических представлений и приводятся практические примеры её реализации в работе с детьми 3-4 лет. Статья может быть использована студентами профессионально - педагогических учреждений, воспитателями дошкольных учреждений и педагогами дополнительного образования дошкольников. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.

        Маршева Н.А. (воспитатель ГБДОУ д/с № 47 Колпинского района, г.Санкт-Петербург, 2023г.)

     Развитие пространственного мышления у младших дошкольников играет важную роль в формировании элементарных математических представлений, и, напротив, занятия «математикой» представляют огромные возможности для развития мыслительных процессов. Пространственное мышление позволяет детям воспринимать, представлять и использовать информацию о пространственных объектах и отношениях между ними. Упражнения же в различении, сравнении, сопоставлении объектов являются отличным материалом для мыслительного развития.

     Одним из важных аспектов развития пространственного мышления является развитие представлений о форме и размере объектов. Дети учатся различать геометрические фигуры, такие как круги, квадраты и треугольники, и определять их характеристики, такие как количество сторон и углов. Математические игры и задания с использованием геометрических фигур помогают младшим дошкольникам улучшить свое восприятие и понимание форм и размеров.

Стандартные задания с использованием геометрических фигур можно разнообразить, усиливая развивающий компонент. В настоящей статье приводятся задания из «новогодней математической копилки» автора.                                Например, новогодняя «задачка», использующая логику игры «Найди лишнее» может быть представлена следующим образом: на доску или фланелеграф вывешиваются четыре изображения ёлочек (1– из одного большого треугольника, 2– из трёх одинаковых треугольников, 3 – из трёх треугольников разных размеров, увеличивающихся сверху вниз, 4 – изображение настоящей ёлочки), после чего ребятам предлагается помочь сказочному герою «расколдовать» ёлочки, выполнив последовательно ряд заданий.                                                                        Варианты заданий:                                                                                        - из четырёх изображений выбрать ёлочку «не математическую», самую «настоящую»;                                                                                                        - из оставшихся трёх выбрать «третью лишнюю» – ту, которая сильнее всех отличается (из одного треугольника);                                                                        - из оставшихся двух выбрать ту, которая больше всех похожа на живую.

     А игра «Расставь подарки под ёлку» сочетает в себе закрепление знания детьми геометрических фигур, цвета и сравнения предметов по величине. Рассмотрим один из вариантов, подходящих для младших дошкольников. С обратной стороны трёх картинок подарков, отличающихся по размеру и цвету, изображены разные наборы геометрических фигур. Ребятам предлагается найти подарок, на котором, например, нет круга, или на котором есть квадрат, но он не оранжевый. Сложность задания определяется педагогом в зависимости от уровня развития воспитанников и целей использования, в связи с чем задание будет носить более развивающий, или когнитивно - закрепляющий характер. Логику выстраивания подарков под ёлкой мы закладываем различение по размеру, когда ребёнок называет понятия «большой», «поменьше», «маленький» и наоборот.

     Подобные задания дают простор для мыслительного развития младших дошкольников, а их праздничный мотивационный компонент помогает стимулировать процесс поиска решения.

     Другим важным аспектом развития пространственного мышления является развитие представлений о направлениях и отношениях между объектами. Дети учатся определять, где находится объект в отношении к другим объектам, такие как сверху, снизу, слева или справа. Они также учатся различать и использовать понятия близко и далеко, между и на.

Отличный пример «зимнего» упражнения на нахождение объектов относительно друг друга – построение изображений снеговика , ёлочки.

     Математические игры и задания, которые требуют от младших дошкольников ориентироваться в пространстве и находить отношения между объектами, помогают им развивать пространственное мышление. Например, игры с конструкторами или пазлами, где дети должны правильно соединить части или составить картинку, требуют от них умения ориентироваться в пространстве и понимать отношения между элементами. Для того, чтобы в более старшем возрасте эффективнее использовать геометрические конструкторы – головоломки  «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие, приводимые в пример автором в предыдущих публикациях, в младшем дошкольном возрасте мы используем в качестве подготовительной работы серии заданий «Собери квадрат», «Собери круг». Зимняя «обёртка» этих заданий, превращая квадраты в строительный материал для домиков, а круги – в снежки, усиливает стимулирующий компонент и задействует игровую мотивацию данного возраста. Следует отметить, что деление фигуры на части используется серийно и последовательно, не подразумевая деление на равные фигуры.

     Последовательное развитие пространственного мышления младших дошкольников способствует эффективному развитию математического мышления и предматематических навыков. Пространственное мышление является одним из базовых элементов математики и играет важную роль в решении задач, работе с геометрическими фигурами и установлении логических связей.

     В целом, развитие пространственного мышления у младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений является важным и необходимым компонентом образования детей. Математические игры и задания, направленные на развитие пространственного мышления, помогают детям лучше понимать и использовать математические понятия и представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольника в процессе формирования элементарных математических представлений».

Тема: «Путешествие в космос" Цели: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Задачи: Закреплять знания детей о том, что мы живем на планете Земля; в космосе...

« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...

"Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений"

Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений....

Значение предметно-пространственной среды в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников

Задачи:1. Формировать качества личности ребенка, необходимые для успешного владения  математикой: целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.2. Развивать представление о с...

Семинар-практикум для воспитателей Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

Актуальность выбранной темы Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми...

Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче - ра...

«Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»

Выступление на педагогическом совете по теме:«Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»(из опыта работы)....