Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Жергина Прасковья Николаевна

Изготовленные своими руками развивающие игрушки обладают высоким развивающим потенциалом:

- игрушка многофункциональна  (позволяет выполнять несколько заданий);

- изготавливая самодельную игрушку, можно предусмотреть в ней несколько ступеней сложности, тем самым повысить ее развивающий потенциал;

- самодельная развивающая игрушка обладает особой степенью «открытости»: стимулирует творческую активность и ребенка, и взрослого, побуждает придумывать новые задания для детей помимо тех, что заложены изначально;

- такая игрушка по-своему универсальна, так как может применяться для решения нескольких задач.

Обязательным условием любой дидактической игры являются какие-либо правила. При помощи этих правил, дети учатся быть организованными и последовательными. Только правила должны быть не слишком жёсткими,  соответствовать определённому возрасту, и быть выполнимы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается опыт педагогов МБДОУ Детский сад «Радуга» по теме «Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей».

В. А. Сухомлинский писал:  «Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.  Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Игра для ребёнка - дошкольника это жизнь, естественный процесс, без которого невозможно полноценное развитие личности.

Дидактическая игра  – представляет собой самостоятельный вид детской деятельности, она может быть индивидуальной или коллективной.

Обязательными структурными элементами дидактической игры  являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей развивается мышление, речь, память, воображение, воля. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебная «познавательная»  и игровое «занимательная». Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Изготовленные своими руками развивающие игрушки обладают высоким развивающим потенциалом:

- игрушка многофункциональна  (позволяет выполнять несколько заданий);

- изготавливая самодельную игрушку, можно предусмотреть в ней несколько ступеней сложности, тем самым повысить ее развивающий потенциал;

- самодельная развивающая игрушка обладает особой степенью «открытости»: стимулирует творческую активность и ребенка, и взрослого, побуждает придумывать новые задания для детей помимо тех, что заложены изначально;

- такая игрушка по-своему универсальна, так как может применяться для решения нескольких задач.

Обязательным условием любой дидактической игры являются какие-либо правила. При помощи этих правил, дети учатся быть организованными и последовательными. Только правила должны быть не слишком жёсткими,  соответствовать определённому возрасту, и быть выполнимы.

Организуя руководство   дидактической игрой 

  •  в среднем  возрасте: разъяснение 1-2 правил, частные  даются по ходу игры в совместной деятельности со  взрослым, можно использовать пробный ход игры,  где воспитатель уточняет правила.
  •   в старшем возрасте - объясняет правила  до игры, поясняет значения правил, если  сложные, то используется показ и пробный ход.

Процесс создания дидактических игр включает ряд этапов:

Первым этапом   в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
      Второй этап — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал.

Этап третий — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия.

Четвертый этап  — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности.

Заключительным этапом  является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также, одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному материалу являются дидактические игры.

Целью своей деятельности я поставила: развитие познавательной активности детей через дидактические игры. Для достижения цели необходимо решить задачи: Развивать мышление детей; развивать самостоятельность в поиске решений; развивать умение отвечать и задавать вопросы.  

Дидактическая игра с математическим содержанием позволяет не только активно включить ребенка в непосредственно образовательную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает воспитателю донести до ребенка трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр с математическим содержанием прекрасно развивают умственные способности детей. В результате использования дидактических игр на занятиях математики дети стали более активны, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Дидактическая игра «Гнездо» (чыычаах уйата).

Материал: Деревянная доска круглой формы, с одной стороны с пятью углублениями, с другой стороны гладкое, деревянные фигурки птиц 8 штук сделанные из тальника, с медными крючками. Удочка с крючком сделанная из тальника длиной 40-70 см, без лески. Игровые кости пластмассовые. Цифровые фишки.

Игра предназначена для детей 4 лет и старше.

Пособие может использоваться практически на любых занятиях. Игра проста в изготовлении и в применении.

Цель: Развивать связную речь, расширяет словарный запас, развивать мышление, логику, внимательность, мелкую моторику, координацию движений, закреплять порядковый счет, развивать математические способности; формировать усидчивость, умение доводить дело до конца.

Правила игры. Игрокам дается определенное время для выполнения задания. Не забывать про технику безопасности, не размахивать удочкой, стоять на двух ногах с упором.

 1 вариант. Несколько птиц сидят в гнезде, несколько птиц в поле. Нужно сосчитать сколько птенцов в гнезде, и сколько в поле. «Где больше птиц?» «На сколько больше птиц в поле?» «Сколько птиц надо прибавить в гнездо, чтобы их стало одинаковое число?». Нужно прибавить столько птиц в гнездо (или поле где меньше птиц), чтобы счет был равный.

2 вариант. Ведущий показывает любое число, столько же птиц должно сидеть в гнезде. Например: число «4» - в гнезде уже сидят 2 птенца. «Сколько нужно добавить птиц, чтобы получилось «4» и т.д.

3 вариант. Ведущий показывает любое число. Игрок должен поймать и посадить удочкой столько птиц, сколько показал ведущий.

4 вариант. Игрок осторожно кидает игровые кости на пол, какое число выпадет столько птиц надо выловить и посадить в гнездо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...

«Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей старшего возраста".

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Она является ведещим видом деятельности....

Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте развитию математических способностей должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышени...

Консультация для родителей на родительском собрании «Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей»

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огр...