«Методика формирования представлений о массе предметов и ее измерения»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Пахоменко Ксения Николаевна

Тема занятия: «методика формирования представлений о массе предметов и ее измерения»

Возрастная группа; 5-6лет

Цель: занятия: сформировать представление детей о массе предметов и способах измерения массы предметов

Задачи занятия:

Образовательные

- Обучать сравнивать предметы по массе, располагать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты деятельности словами: тяжелый, легкий, самый легкий, тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий,

- Познакомить детей с прибором измерения массы- чашечными весами,

- Формировать умение сравнивать массу предметов с помощью весов.

Воспитательные

- Воспитывать умение работать в подгруппах, помогая друг другу.

Развивающие

- Развивать у детей умение решать проблемные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bilnova_teh_karta.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «методика формирования представлений о массе предметов и ее измерения»

Возрастная группа; 5-6лет

Цель: занятия: сформировать представление детей о массе предметов и способах измерения массы предметов

Задачи занятия:

Образовательные

- Обучать сравнивать предметы по массе, располагать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты деятельности словами: тяжелый, легкий, самый легкий, тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий,

- Познакомить детей с прибором измерения массы- чашечными весами,

- Формировать умение сравнивать массу предметов с помощью весов.

Воспитательные

- Воспитывать умение работать в подгруппах, помогая друг другу.

Развивающие

- Развивать у детей умение решать проблемные ситуации.

Материалы и оборудование:

Фигурки: петуха, курицы, цыпленка; три мешочка разного цвета; в одном мешочке крупа, в другом нитки, в третьем шарик; картинки с изображением петуха, курицы и цыпленка; чашечные весы; два одинаковых кусочка пластилина (плей до)

Подготовительная работа:

Сравнение пластмассовых, деревянных, металлических предметов на ладошках; изготовление дидактической игры «Виды весов», экскурсия на кухню в медицинский кабинет.

Методы приёмы:

Наглядные, словесные, метод проблемного обучения.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, скажите, а у вас хорошее настроение?

Тогда давайте поделимся своим настроением друг с другом

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришли петушок со своей семьей ( подвожу детей к столу с фигурками петуха, курицы и цыпленка)

Воспитатель: Ребята, наши гости пришли к нам не просто так, они просят нас о помощи. Петушку, курочке и цыпленку пришла посылка с подарками, три мешочка, а вот кому какой не написано. Как вы думаете, кому какой подарок? (мысли детей) Находят открытку. Вот подсказка в открытке «Самый тяжелый мешочек - для петушка, а самый легкий – для цыпленка.» Но вот как узнать какой мешочек самый тяжелый и самый легкий они не знают. Поэтому и пришли к нам за помощью. Поможем?

дети с ладошки сдувают хорошее настроение друг другу)

Основная часть

Воспитатель: Тогда давайте возьмем мешочки и попробуем разобраться.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как можно определить какой мешочек тяжелее, а какой легче.

Воспитатель: Правильно, можно взять один мешочек в одну руку, второй в другую и сравнить мешочки между собой. Но у нас с вами не два, а три мешочка. Что нужно сделать?

Воспитатель: Что мы можем сказать о красном мешочке?

Воспитатель: Правильно. А что можно сказать о зеленом мешочке?

Воспитатель: А вот желтый мешочек вы поставили посередине, что про него можно сказать?

Воспитатель: Молодцы! Когда мы сравниваем предметы и говорим, легче или тяжелее, мы имеем в виду такое свойство предмета, которое называется «масса».

Давайте обозначим наши мешочки с подарками фотографиями петушка, курочки и цыпленка, чтобы не запутаться.(дети приклеивают стикеры с картинками)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы правильно расставили мешочки? А с помощью чего можно проверить?

Воспитатель: Молодцы! Да, ребята, оказывается не всегда можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки (с помощью ощущений). Для сравнения близких по массе предметов пользуются весами.

А где у нас в группе весы? Принесите, пожалуйста!(дети приносят весы и сами собирают)

Весы – это прибор для измерения массы предметов. Рассмотрим простейшие чашечные весы. Чтобы сравнить массы двух предметов, можно на одну чашу весов положить первый, а на другую второй предмет.

Воспитатель: Ну что, ребята, не подвели нас наши ладошки, правильно определили массы мешочков. Тогда, думаю можно вернуть подарки.

( отдаем мешочки)

Воспитатель: А еще петушок, послушай про себя стишок.

Артикуляционная гимнастика «Петушок»:

Любопытный петушок

Выглянул в окошко

Посмотрел налево

Посмотрел направо

Не нашел лисы

Заплясал от души

Ай да петушок!

Воспитатель: А вам интересно, какие подарки получили петушок, курочка и цыпленок.

Давайте, спросим можно ли нам посмотреть.

(рассматриваем подарки.)

Воспитатель: Ребята, я думаю, мы не будем прощаться с петушком и его семьей, пусть они еще посмотрят и узнают еще интересное про массу предметов.

Подходим к столам. На столах две тарелочки с пластилином.

Воспитатель: Ребята, давайте разделимся на две команды мальчики и девочки.

Перед вами два кусочка пластилина. Положите их на чаши весов. Что вы можете сказать?

Дети берут мешочки и выставляют их на стол.

Дети: Взвесить на ладошках

Дети: Нужно расставить мешочки в порядке убывания, от самого тяжелого к самому легкому.( Сравнивают мешочки, выставляют в последовательности от самого тяжелого к самому легкому)

Дети: Он тяжелее желтого и зеленого мешочка. Значит он самый тяжелый.

Дети: Он легче красного и желтого мешочка. Значит он самый легкий.

Дети: Желтый мешочек легче красного, но тяжелее зеленого.

Дети: С помощью весов.

( дети сравнивают мешочки, и расставляют их в порядке убывания)

Дети показывают кончик языка, затем весь язык. Поворачивают его к уголкам губ в правую и левую сторону. Затем быстрым движением.

Дети: Они одинаковые.

Заключительная часть:

Воспитатель: А как вы это поняли?

Воспитатель: Правильно. Значит масса двух кусочков пластилина одинаковая.

Но прежде чем лепить давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика. «Вышел петушок гулять»

Воспитатель: Теперь я попрошу вас слепить один любой предмет из пластилина.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Воспитатель: Теперь положите ваши предметы на весы. Что мы видим?

Воспитатель: Да ребята, форма предметов изменилась, а вот их масса осталась такой же.

Поэтому нужно запомнить, что не зависимо от формы предмета, масса может быть одинаковой.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень постарались. Я вами горжусь?

Воспитатель: Что вы интересного сегодня узнали?

Воспитатель: А кому вы сегодня помогли?

Воспитатель: Как вы это сделали?

Воспитатель: Давайте скажем до свидания нашим гостям!

Дети: Чаши весов на одном уровне.

(Дети лепят)

Дети: Ответы детей

Дети: Чаши весов на одном уровне.

Дети: Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание представлений о размерах предметов и их измерении, формируемых в дошкольном возрасте

Измерительная деятельность связана с целым рядом важнейших математических понятий. Остановимся более подробно на их характеристике. Так как в процессе измерения сравниваются в...

Обобщенный опыт работы по теме: "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста"

Представлен обобщенный опыт работы по "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста" в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте....

Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерении

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название н...

Методика ознакомления детей с массой предметов, как одной из величин.

Методика ознакомления детей с массой предметов, как одной из величин.План:Понятие «масса» как величина.Значение и особенности ознакомления с массой предметов в разных возрастных группах.Со...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ, МЕРАХ И СПОСОБАХ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ,МЕРАХ И СПОСОБАХ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ У ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(методические указания) Процесс дифференцировки массы должен...

Консультация для воспитателей "Формирование представления о величине предметов и измерения у дошкольников"

Теоретическое и практическое формирование представлений о величине предметов и способов ее измерения с помощью условной мерки....

Методика формирования представлений и понятий дошкольников о форме предметов.

В процессе мыслительной деятельности ребенок  познает окружающий мир с помощью умственных операций....