Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Прохорова Анастасия Андреевна

Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений

 

Младшая группа

1.«Угости зайчат»

Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Оборудование: вырезанные иллюстрации зайчиков, вырезанные морковки.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

 

2.«Чего больше - чего меньше»

Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».

Оборудование: картинки с изображением разного количества предметов

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше. Усложнение: в кружочки положить цифру по количеству изображенных предметов. 

 

3. «Бабочки и цветы»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Оборудование: Иллюстрация бабочки, вырезанные цветочки

Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть.

Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек.

Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну?

Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

 

4. «Жучки на листиках»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Оборудование: вырезанные из бумаги жучки, разноцветные листочки

Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдет себе домик – листик.

Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть».

Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.

 

 

 

5. «В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Оборудование: корзинки по количеству детей (из картона), грибы (из картона) по 5 штук каждому ребёнку (2 см высота)

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного) .

 

6. «Построим дома»

Цель: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».

Оборудование: 1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов. 2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.

Ход игры: Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».

7. «Один – много»

Цель: научить соотносить предметы по количеству много – мало. Закрепить знание детей о количественном представлении много – мало. Отвечать на вопрос полными предложениями.

Оборудование: картинки на одной половине нарисованы много предметов, тарелочки, много других картинок.

Ход игры: Перед подгруппой детей лежат картины, на которых на одной половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету. Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в тарелочке. Просим ответить на вопрос: Где нарисовано много предметов? Где один?

 

8. Медведь и пчелы

Цель: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один

Оборудование: стульчики, маска медведя.

Ход игры: Дети разбирают стульчики – это домики-ульи. Воспитатель предлагает ребятам представить себя «пчелками». - Сколько «пчелок»? - Много. Затем он назначает кого-то из ребят, на роль «медведя». - Сколько «медведей»? - Один медведь. Как только воспитатель скажет: «Медведь идет!»,- «пчелки» должны разлететься по своим домиках (сесть на стульчики). Не поймает «медведь» «пчелок», отправляется спать. - Пчелка, еще пчелка, еще пчелка, - указывая на детей говорит воспитатель. – Сколько пчелок? - Много пчелок. - Сколько медведей? - Один медведь

 

9.«Много — мало».

Цель: развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов.

Оборудование: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков.

Ход игры: Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!»

 

10.«Поезд»

Цель: учить составлять группы из отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет до 5.

Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.

Ход игры: В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток),  и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:

- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.

Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку про зайчика. После ее отгадывания игра продолжается.

 

 

 

Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений

 

Средняя группа

1.« Игра с уточками».

Цель: Формировать представление о количестве.

Оборудование: Уточки и 3 штуки из целлулоида, конструктор.

Ход игры: Дети делают из кубиков ручей и пускают в него утку с утятами. Воспитатель вводит детей в игру рассказом:

Воспитатель: « Была одна утка, у нее было3 утенка (ставит на стол утку с утятами). Одного утенка забрала Ира, другого Оля (отдает). Утка пришла к  ручейку и зовет утят: «Кря- кря-кря». Приплыл первый утенок, который был у Ирочки (Ирочка кладет утенка в ручей). А потом приплыл второй утенок – Олин.

Воспитатель: Сколько утят возвратилось? Дети: (два).

Воспитатель: Прибежал еще один утенок. Сколько утят возвратилось

Дети: (Трое).

Воспитатель:  Теперь все утята все?Дети: Все.

Воспитатель: Правильно, утка уплывает со всеми своими утятами

 

2.«Сколько пешеходов идет по улице».

Цель: Различать число 1и 3.

Оборудование: Стулья.

Ход игры. Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами сыграем в прогулку. Построим улицу. Поставим стулья – это будут дома. Улица готова, пойдемте гулять. Дети встают в ряд, проходят по улице, и садятся на место. Потом воспитатель вызывает несколько детей и предлагает им пройти по «улице». Другому ребенку предлагает сосчитать количество гуляющих.

Воспитатель: Марина, и Уля идите в д\с.

Воспитатель: Оля сосчитай, пожалуйста, сколько детей идет в д\с., и т.д.

3.«Что нам принесла почта».

Цель: Упражнять в счете от 3 до 5.

Оборудование: Игрушки, несколько штук каждого вида.

Ход игры: Воспитатель приносит коробку, в ней в пакетиках по-разному сгруппированные игрушки. Дети подходят, вынимают пакетик и считают в нем игрушки. Например: «Я получил ведерко и две лопатки».

Эту игру можно использовать для определения цвета предметов.

 

4.« Найди свой дом».

Цель: Упражнять в количественном счете в пределах 3.

Оборудование: Стулья, флажки.

Ход игры: Игра проводится на участке детского сада.

1вар.игры: « Дома»- 3 больших стула, к ним прикреплены флажки 1,2,3. Детям раздаются флажки по – одному, по два, по три и ребята говорят слова « Мы по улице идем, солнышко сияет. Каждым маленьким флажком, ветерок играет». По сигналу « Дети домой»- все дети разбегаются по своим домам. Воспитатель проверяет, все ли правильно заняли свои дома.

2 вар.игры. Пока дети гуляют, воспитатель переставляет местами стулья.

3 вар. игры.  Поменять количество флажков у детей.

 

5.« Кто умеет считать дальше».

Цель: Упражнять в счете до 5.

Оборудование: 5 одинаковых игрушек.

Ход игры: Дети сидят за столом. У каждого в руках один предмет. Воспитатель ставит кубик по середине стола и говорит: « Один, кто умеет считать дальше, пусть продолжает. Кто скорее назовет следующее число, тот ставит свой кубик возле первого». Игра продолжается до тех пор, пока все кубику не будут поставлены на стол. В конце сосчитать все поставленные кубики.

 

6.«Сделай поровну».

Цель: Закрепить представление о независимости числа от формы их расположения и умение вести счет предметов до 5.

Оборудование: Набор из 3 карточек, состоящий из 3 клеток. На первой  клетке нарисованы кружки зеленого цвета, в количестве 3-5. На второй клетке нарисованы 3 горизонтальные линии для раскладывания кружков в ряд ( эта часть карточки наиболее длинная. Третья клетка свободная. Кружки красного, синего и желтого цвета (по 5 штук).

Ход игры: Играют трое детей. Каждый получил по одной карточке.

Отчитать равное количеств синих кружков и разместить их в свободной клетке по другому, чем в первой и второй. Проверить, поровну ли кружков во всех клетках. Для этого сосчитать кружки, затем поменять местами в первой и второй клетке, а затем первой и третей.

Правило: Отчитывать сразу нужное количество кружков. Нельзя брать недостающее и убирать лишнее. Выигрывает тт. кто поместит во всех клетках равное количество кружков и сумеет назвать их количество.

 

7.«Построим лесенку».

Цель: Количественный счет до 3.

Оборудование: Большие кубики 6 штук –воспитателю. Маленькие кубики 6 штук – детям. Курочки, матрешки.

Ход игры: Игра проводится за столом. Воспитатель предлагает взять 1 кубик, затем 2 кубика. Поставить кубик на кубик. Придвинуть их к первому кубику.

Воспитатель: Что получилось?. , Сколько ступенек на лесенке?

(Ответы детей).

Затем предлагает взять три кубика, поставить кубик на кубик, придвинуть их к маленькой лесенке. Все время вслух считают кубики. Затем на ступеньки ставятся матрешки. Дети водят их по ступенькам и вокруг.

 

 

Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений

 

Старшая группа

1.«Посчитай»

Цель: показать образование чисел.

Ход игры: Воспитатель выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы предметов. Задает вопросы: Поровну ли предметов? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что предметов поровну. Воспитатель добавляет еще один предмет и спрашивает: «Сколько стало предметов? Как получилось …? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких предметов получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше ... или …? Какое меньше? Как сделать, чтобы предметов стало поровну?  Убирает 1 предмет и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число …». Снова добавляет по 1 предмету в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать .

 

2.«Найди свое место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, между.

Ход игры: Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать.

 

3.«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

4.«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Оборудование: Карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

 

5.«Сосчитай и назови»

Цель: упражнять в счете на слух.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед. Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. По количеству звуков дети выставляют такое же число предметов.

Усложнение: считать звуки с закрытыми глазами.

 

6.«Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»

Цель: упражнять в счете на слух.

Ход игры: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.

Задание 1. Покажи такую цифру,  сколько звуков услышишь( 3-4 задания).

Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания).

 

7. «Отгадай моё число»

Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ, на каждую попытку ведущий отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим.

8.«Что изменилось»

Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

Ход игры: Предложите детям запомнить предметы. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый меняет предметы местами. Открыв глаза, ребёнок должен рассказать, что изменилось. Впоследствии игру можно усложнить: менять местами не 1, а 2 или 4 предмета, менять местами все предметы.

 

9.«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Оборудование: Карточки с пуговицами от 1 до 10.

Ход игры: Ведущий раздает детям по одной карточке. По сигналу дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа, а дети, у которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. (считать пуговицы можно только за спиной).

 

10. «Угадай, пропущенное число»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Оборудование: Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них предметов от 1 до 10 (на каждой карточке другие предметы), флажки.

Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число.

Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.

Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

 

 

11. «Положи столько же»

Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.

Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5 , 4 , 6 , но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол  такое же количество предметов (кругов, треугольников, квадратов). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой.  В этой игре дети учатся контролировать чужие  действия.

 

12.«Радуга»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?»

Ход игры: Воспитатель показывает детям радугу, состоящий из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету).

Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается.

 

13. «Сколько?»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у двух ослов?

-Сколько ушей у трех мышей?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько лап у пяти котят?

-Сколько рогов у пяти коров? и т. д.

14.«Угадай, пропущенное число»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Оборудование: Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них предметов от 1 до 10 (на каждой карточке другие предметы), флажки.

Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

 

15.«Сложи, отними»

Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Ход игры:  Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.

 

16.«Считай - не ошибись! »

Цель: упражнять в прямом и обратном счете.

Ход игры: В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает ребенку мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие

 

 

Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений

 

Подготовительная группа

1. «Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Оборудование:3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

 

2. «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Оборудование: магнитная доска, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Ход игры: Воспитатель расставляет на доске карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

 

 

3. «Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Оборудование: цветные косынки от 5 до 10.

Ход игры: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

 

4. «Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Ход игры: Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

 

5. «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Оборудование: карточки с нарисованными кружочками от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу и называют свое число. Водящий говорит: «Все ли встали на свои места? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?» Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

 

6. «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Оборудование: карточки с нашитыми в ряд пуговицами от 2 до 10.

Ход игры: Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

 

7. «Кто первый назовет»

Цель: развитие внимания, упражнение в порядковом счете.

Ход игры: В. показывает детям картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены разнородные предметы. В. договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Ударяет молоточков несколько раз. Дети должны посчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

 

8. «Угадайте, какое число пропущено?»

Цель: закрепить знания и последовательности чисел.

Ход игры: В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.

 

9. «Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10.

Оборудование: карточки с 2 полосками, красные и синие кружочки (по 10 кружков каждого цвета на ребенка).

Ход игры: Педагог дает детям задание: на верхнюю полоску карточки положить 6 красных кружков вплотную, а на нижнюю - 5 синих кружков на некотором расстоянии друг от друга. Затем обращается к детям: «Каких кружков у вас больше: красных или синих. Почему вы думаете, что красных кружков больше? Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну?» и т. д. (до 10).

 

10. «Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

Оборудование: наборы игрушек, числовые фигуры с количеством кружков от 6 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число); карточки, на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число, 1-2 карточки на каждого ребенка.

Ход игры: В. ставит на стол три группы предметов в ряд и спрашивает: «Как узнать, сколько разных игрушек?» 0дному ребенку предлагает сосчитать какие-либо игрушки слева направо, а другому - эти же игрушки - справа налево. В заключении спрашивает: Как дети считали игрушки? Изменился ли результат счета? И делает вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом направлении, результат получится один и тот же». В. помещает на доску 3 числовые фигуры, а карточки с изображением предметов раскладывает на столе рисунками вниз. Затем обращается к детям: «На столе лежат карточки рисунками вниз. Те, кого я вызову, должны взять по одной карточке, сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано, найти на доске карточку, на которой нарисовано столько же кружочков, и поставить под нею свою. Выиграет тот, кто правильно и быстрее других сделает это».

 

11. «Угадай, какой по счету цветок»

Цель: закрепить навык порядкового счета.

Оборудование:наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветов (9 штук).

Ход игры: На наборном полотне в ряд В. ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок. Упражнение повторяется несколько раз.

 

12.«Что звучит и сколько»

Цель: упражнять в порядковом счете звуков.

Оборудование:: барабан, металлофон, 2 палочки, бубен, погремушка, ширмочка.

Ход игры: Воспитатель размещает на столе барабан, металлофон, палочки, бубен, погремушку. Предлагает детям сначала послушать, как звучит каждый инструмент, затем ставит ширмочку и говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Надо будет угадать, на каких инструментах я играла, и сколько всего было звуков? Педагог извлекает 3 звука. Ребенок отвечает: «Один раз вы ударили по барабану, 1 раз по металлофону, 1 раз палочкой, всего было три звука». Задание повторяется — педагог извлекает от 2 до 5 звуков.

Вариант №2. Ход игры: В. предлагает детям взять карточки с кружками и поясняет: «Я буду стучать молоточком, а вы с закрытыми глазами посчитать звуки, а затем найдите карточки, на которых нарисовано на 1 кружок больше (меньше), чем количество звуков» и т. п. Игра повторяется несколько раз.

 

13. «Освободим принцессу»

Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Ход игры: В.: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, у которого была красавица дочь. Однажды небо потемнело, из-за туч вылетел Змей Горыныч, подхватил принцессу и понес в свой замок. Давайте освободим принцессу. В замке 9 башен, у каждой, кроме одной, числа написаны по определенному правилу. Принцесса находится в башне, где это правило нарушено. В какой башне находится принцесса? Догадайтесь, по какому правилу написаны числа?». Дети находят башню и объясняют: во всех записях числа увеличиваются на единицу, а под зеленой башней числа уменьшаются на единицу.

 

14. «Веселые соседи»

Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Ход игры: В.: «Посмотрите, перед вами целая улица с домами. Рассмотрите ее и скажите, кто живет в этих домах? У каждого животного свой дом. А если бы животные захотели бы жить вместе, на какие группы вы их разделили бы? Сколько домов понадобилось? (Два дома: для диких животных и домашних животных). Какие животные здесь дикие, какие домашние? А теперь ответьте, какие соседи у собаки? Чей сосед петух? Кто соседи у бабочки? Кто живет слева от мышки? Кто живет справа от мышки? Кто живет справа от коровы? внимательно рассмотрите номера домов. Какие числа-соседи числа 2, Какое число идет до 4?А после 4?Какое число сосед 8 справа? После какого числа называют число 6? Какое число меньше чем 6? Какое число пропущено между числами 3 и 5?».

 

15. «На зарядку становись»

Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Оборудование: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход игры: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

 

16. «Сколько?»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: В. предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у семи ослов?

-Сколько носов у двух псов?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько ушей у пяти малышей?

-Сколько ушек и трех старушек? и т. д

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений

Младшая группа

1.«Угости зайчат»

Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Оборудование: вырезанные иллюстрации зайчиков, вырезанные морковки.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

2.«Чего больше - чего меньше»

Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».

Оборудование: картинки с изображением разного количества предметов

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше. Усложнение: в кружочки положить цифру по количеству изображенных предметов.  

3. «Бабочки и цветы»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Оборудование: Иллюстрация бабочки, вырезанные цветочки

Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть.

Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек.

Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну?

Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

4. «Жучки на листиках»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Оборудование: вырезанные из бумаги жучки, разноцветные листочки

Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдет себе домик – листик.

Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть».

Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.

5. «В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Оборудование: корзинки по количеству детей (из картона), грибы (из картона) по 5 штук каждому ребёнку (2 см высота)

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного) .

6. «Построим дома»

Цель: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».

Оборудование: 1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов. 2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.

Ход игры: Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».

7. «Один – много»

Цель: научить соотносить предметы по количеству много – мало. Закрепить знание детей о количественном представлении много – мало. Отвечать на вопрос полными предложениями.

Оборудование: картинки на одной половине нарисованы много предметов, тарелочки, много других картинок.

Ход игры: Перед подгруппой детей лежат картины, на которых на одной половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету. Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в тарелочке. Просим ответить на вопрос: Где нарисовано много предметов? Где один?

8. Медведь и пчелы

Цель: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один

Оборудование: стульчики, маска медведя.

Ход игры: Дети разбирают стульчики – это домики-ульи. Воспитатель предлагает ребятам представить себя «пчелками». - Сколько «пчелок»? - Много. Затем он назначает кого-то из ребят, на роль «медведя». - Сколько «медведей»? - Один медведь. Как только воспитатель скажет: «Медведь идет!»,- «пчелки» должны разлететься по своим домиках (сесть на стульчики). Не поймает «медведь» «пчелок», отправляется спать. - Пчелка, еще пчелка, еще пчелка, - указывая на детей говорит воспитатель. – Сколько пчелок? - Много пчелок. - Сколько медведей? - Один медведь

9.«Много — мало».

Цель: развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов.

Оборудование: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков.

Ход игры: Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!»

10.«Поезд»

Цель: учить составлять группы из отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет до 5.

Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.

Ход игры: В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток),  и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:

- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.

Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку про зайчика. После ее отгадывания игра продолжается.


Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений

Средняя группа

1.« Игра с уточками».

Цель: Формировать представление о количестве.

Оборудование: Уточки и 3 штуки из целлулоида, конструктор.

Ход игры: Дети делают из кубиков ручей и пускают в него утку с утятами. Воспитатель вводит детей в игру рассказом:

Воспитатель: « Была одна утка, у нее было3 утенка (ставит на стол утку с утятами). Одного утенка забрала Ира, другого Оля (отдает). Утка пришла к  ручейку и зовет утят: «Кря- кря-кря». Приплыл первый утенок, который был у Ирочки (Ирочка кладет утенка в ручей). А потом приплыл второй утенок – Олин.

Воспитатель: Сколько утят возвратилось? Дети: (два).

Воспитатель: Прибежал еще один утенок. Сколько утят возвратилось

Дети: (Трое).

Воспитатель:  Теперь все утята все?Дети: Все.

Воспитатель: Правильно, утка уплывает со всеми своими утятами

2.«Сколько пешеходов идет по улице».

Цель: Различать число 1и 3.

Оборудование: Стулья.

Ход игры. Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами сыграем в прогулку. Построим улицу. Поставим стулья – это будут дома. Улица готова, пойдемте гулять. Дети встают в ряд, проходят по улице, и садятся на место. Потом воспитатель вызывает несколько детей и предлагает им пройти по «улице». Другому ребенку предлагает сосчитать количество гуляющих.

Воспитатель: Марина, и Уля идите в д\с.

Воспитатель: Оля сосчитай, пожалуйста, сколько детей идет в д\с., и т.д.

3.«Что нам принесла почта».

Цель: Упражнять в счете от 3 до 5.

Оборудование: Игрушки, несколько штук каждого вида.

Ход игры: Воспитатель приносит коробку, в ней в пакетиках по-разному сгруппированные игрушки. Дети подходят, вынимают пакетик и считают в нем игрушки. Например: «Я получил ведерко и две лопатки».

Эту игру можно использовать для определения цвета предметов.

4.« Найди свой дом».

Цель: Упражнять в количественном счете в пределах 3.

Оборудование: Стулья, флажки.

Ход игры: Игра проводится на участке детского сада.

1вар.игры: « Дома»- 3 больших стула, к ним прикреплены флажки 1,2,3. Детям раздаются флажки по – одному, по два, по три и ребята говорят слова « Мы по улице идем, солнышко сияет. Каждым маленьким флажком, ветерок играет». По сигналу « Дети домой»- все дети разбегаются по своим домам. Воспитатель проверяет, все ли правильно заняли свои дома.

2 вар.игры. Пока дети гуляют, воспитатель переставляет местами стулья.

3 вар. игры.  Поменять количество флажков у детей.

5.« Кто умеет считать дальше».

Цель: Упражнять в счете до 5.

Оборудование: 5 одинаковых игрушек.

Ход игры: Дети сидят за столом. У каждого в руках один предмет. Воспитатель ставит кубик по середине стола и говорит: « Один, кто умеет считать дальше, пусть продолжает. Кто скорее назовет следующее число, тот ставит свой кубик возле первого». Игра продолжается до тех пор, пока все кубику не будут поставлены на стол. В конце сосчитать все поставленные кубики.

6.«Сделай поровну».

Цель: Закрепить представление о независимости числа от формы их расположения и умение вести счет предметов до 5.

Оборудование: Набор из 3 карточек, состоящий из 3 клеток. На первой  клетке нарисованы кружки зеленого цвета, в количестве 3-5. На второй клетке нарисованы 3 горизонтальные линии для раскладывания кружков в ряд ( эта часть карточки наиболее длинная. Третья клетка свободная. Кружки красного, синего и желтого цвета (по 5 штук).

Ход игры: Играют трое детей. Каждый получил по одной карточке.

Отчитать равное количеств синих кружков и разместить их в свободной клетке по другому, чем в первой и второй. Проверить, поровну ли кружков во всех клетках. Для этого сосчитать кружки, затем поменять местами в первой и второй клетке, а затем первой и третей.

Правило: Отчитывать сразу нужное количество кружков. Нельзя брать недостающее и убирать лишнее. Выигрывает тт. кто поместит во всех клетках равное количество кружков и сумеет назвать их количество.

7.«Построим лесенку».

Цель: Количественный счет до 3.

Оборудование: Большие кубики 6 штук –воспитателю. Маленькие кубики 6 штук – детям. Курочки, матрешки.

Ход игры: Игра проводится за столом. Воспитатель предлагает взять 1 кубик, затем 2 кубика. Поставить кубик на кубик. Придвинуть их к первому кубику.

Воспитатель: Что получилось?. , Сколько ступенек на лесенке?

(Ответы детей).

Затем предлагает взять три кубика, поставить кубик на кубик, придвинуть их к маленькой лесенке. Все время вслух считают кубики. Затем на ступеньки ставятся матрешки. Дети водят их по ступенькам и вокруг.


Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений

Старшая группа

1.«Посчитай»

Цель: показать образование чисел.

Ход игры: Воспитатель выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы предметов. Задает вопросы: Поровну ли предметов? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что предметов поровну. Воспитатель добавляет еще один предмет и спрашивает: «Сколько стало предметов? Как получилось …? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких предметов получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше ... или …? Какое меньше? Как сделать, чтобы предметов стало поровну?  Убирает 1 предмет и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число …». Снова добавляет по 1 предмету в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать .

2.«Найди свое место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, между.

Ход игры: Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать.

3.«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

4.«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Оборудование: Карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

5.«Сосчитай и назови»

Цель: упражнять в счете на слух.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед. Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. По количеству звуков дети выставляют такое же число предметов.

Усложнение: считать звуки с закрытыми глазами.

6.«Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»

Цель: упражнять в счете на слух.

Ход игры: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.

Задание 1. Покажи такую цифру,  сколько звуков услышишь( 3-4 задания).

Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания).

7. «Отгадай моё число»

Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ, на каждую попытку ведущий отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим.

8.«Что изменилось»

Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

Ход игры: Предложите детям запомнить предметы. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый меняет предметы местами. Открыв глаза, ребёнок должен рассказать, что изменилось. Впоследствии игру можно усложнить: менять местами не 1, а 2 или 4 предмета, менять местами все предметы.

9.«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Оборудование: Карточки с пуговицами от 1 до 10.

Ход игры: Ведущий раздает детям по одной карточке. По сигналу дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа, а дети, у которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. (считать пуговицы можно только за спиной).

10. «Угадай, пропущенное число»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Оборудование: Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них предметов от 1 до 10 (на каждой карточке другие предметы), флажки.

Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число.

Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.

Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

11. «Положи столько же»

Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.

Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5 , 4 , 6 , но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол  такое же количество предметов (кругов, треугольников, квадратов). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой.  В этой игре дети учатся контролировать чужие  действия.

12.«Радуга»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?»

Ход игры: Воспитатель показывает детям радугу, состоящий из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету).

Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается.

13. «Сколько?»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у двух ослов?

-Сколько ушей у трех мышей?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько лап у пяти котят?

-Сколько рогов у пяти коров? и т. д.

14.«Угадай, пропущенное число»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Оборудование: Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них предметов от 1 до 10 (на каждой карточке другие предметы), флажки.

Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

15.«Сложи, отними»

Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Ход игры:  Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.

16.«Считай - не ошибись! »

Цель: упражнять в прямом и обратном счете.

Ход игры: В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает ребенку мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие


Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений

Подготовительная группа

1. «Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Оборудование:3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

2. «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Оборудование: магнитная доска, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Ход игры: Воспитатель расставляет на доске карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

3. «Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Оборудование: цветные косынки от 5 до 10.

Ход игры: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

4. «Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Ход игры: Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

5. «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Оборудование: карточки с нарисованными кружочками от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу и называют свое число. Водящий говорит: «Все ли встали на свои места? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?» Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

6. «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Оборудование: карточки с нашитыми в ряд пуговицами от 2 до 10.

Ход игры: Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

7. «Кто первый назовет»

Цель: развитие внимания, упражнение в порядковом счете.

Ход игры: В. показывает детям картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены разнородные предметы. В. договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Ударяет молоточков несколько раз. Дети должны посчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

8. «Угадайте, какое число пропущено?»

Цель: закрепить знания и последовательности чисел.

Ход игры: В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.

9. «Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10.

Оборудование: карточки с 2 полосками, красные и синие кружочки (по 10 кружков каждого цвета на ребенка).

Ход игры: Педагог дает детям задание: на верхнюю полоску карточки положить 6 красных кружков вплотную, а на нижнюю - 5 синих кружков на некотором расстоянии друг от друга. Затем обращается к детям: «Каких кружков у вас больше: красных или синих. Почему вы думаете, что красных кружков больше? Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну?» и т. д. (до 10).

10. «Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

Оборудование: наборы игрушек, числовые фигуры с количеством кружков от 6 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число); карточки, на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число, 1-2 карточки на каждого ребенка.

Ход игры: В. ставит на стол три группы предметов в ряд и спрашивает: «Как узнать, сколько разных игрушек?» 0дному ребенку предлагает сосчитать какие-либо игрушки слева направо, а другому - эти же игрушки - справа налево. В заключении спрашивает: Как дети считали игрушки? Изменился ли результат счета? И делает вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом направлении, результат получится один и тот же». В. помещает на доску 3 числовые фигуры, а карточки с изображением предметов раскладывает на столе рисунками вниз. Затем обращается к детям: «На столе лежат карточки рисунками вниз. Те, кого я вызову, должны взять по одной карточке, сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано, найти на доске карточку, на которой нарисовано столько же кружочков, и поставить под нею свою. Выиграет тот, кто правильно и быстрее других сделает это».

11. «Угадай, какой по счету цветок»

Цель: закрепить навык порядкового счета.

Оборудование:наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветов (9 штук).

Ход игры: На наборном полотне в ряд В. ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок. Упражнение повторяется несколько раз.

12.«Что звучит и сколько»

Цель: упражнять в порядковом счете звуков.

Оборудование:: барабан, металлофон, 2 палочки, бубен, погремушка, ширмочка.

Ход игры: Воспитатель размещает на столе барабан, металлофон, палочки, бубен, погремушку. Предлагает детям сначала послушать, как звучит каждый инструмент, затем ставит ширмочку и говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Надо будет угадать, на каких инструментах я играла, и сколько всего было звуков? Педагог извлекает 3 звука. Ребенок отвечает: «Один раз вы ударили по барабану, 1 раз по металлофону, 1 раз палочкой, всего было три звука». Задание повторяется — педагог извлекает от 2 до 5 звуков.

Вариант №2. Ход игры: В. предлагает детям взять карточки с кружками и поясняет: «Я буду стучать молоточком, а вы с закрытыми глазами посчитать звуки, а затем найдите карточки, на которых нарисовано на 1 кружок больше (меньше), чем количество звуков» и т. п. Игра повторяется несколько раз.

13. «Освободим принцессу»

Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Ход игры: В.: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, у которого была красавица дочь. Однажды небо потемнело, из-за туч вылетел Змей Горыныч, подхватил принцессу и понес в свой замок. Давайте освободим принцессу. В замке 9 башен, у каждой, кроме одной, числа написаны по определенному правилу. Принцесса находится в башне, где это правило нарушено. В какой башне находится принцесса? Догадайтесь, по какому правилу написаны числа?». Дети находят башню и объясняют: во всех записях числа увеличиваются на единицу, а под зеленой башней числа уменьшаются на единицу.

14. «Веселые соседи»

Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Ход игры: В.: «Посмотрите, перед вами целая улица с домами. Рассмотрите ее и скажите, кто живет в этих домах? У каждого животного свой дом. А если бы животные захотели бы жить вместе, на какие группы вы их разделили бы? Сколько домов понадобилось? (Два дома: для диких животных и домашних животных). Какие животные здесь дикие, какие домашние? А теперь ответьте, какие соседи у собаки? Чей сосед петух? Кто соседи у бабочки? Кто живет слева от мышки? Кто живет справа от мышки? Кто живет справа от коровы? внимательно рассмотрите номера домов. Какие числа-соседи числа 2, Какое число идет до 4?А после 4?Какое число сосед 8 справа? После какого числа называют число 6? Какое число меньше чем 6? Какое число пропущено между числами 3 и 5?».

15. «На зарядку становись»

Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Оборудование: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход игры: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

16. «Сколько?»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: В. предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у семи ослов?

-Сколько носов у двух псов?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько ушей у пяти малышей?

-Сколько ушек и трех старушек? и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь воспитателю. "Картотека дидактических игр для формирования геометрических представлений" (вторая младшая и средняя группа)

Дидактическая игра: «Разложи фигуры»Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических           фигурах,...

картотека дидактических игр по формированию математических представлений

Картотека направлена на формирование математических представлений у детей подготовительной группы...

Картотека дидактических игр по формированию количественного и порядкового счета

Цель Учить количественному и порядковому счету; воспитывать умение понимать причинные связи между явлениями; развивать речь и активизировать словарь; развивать умение соотносить числительное с существ...

Роль дидактических упражнений в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Основная особенность дидактических упражнений определена их названием: это упражнения обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образо...

Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений в младшей группе (3-4года)

Данный файл содержит множество дидактических игр для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей. ...

Картотека дидактических игр по формированию количественного и порядкового счета

Развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета...

«Картотека дидактических игр по формированию количественного и порядкового счета»

ель Учить количественному и порядковому счету; воспитывать умение понимать причинные связи между явлениями; развивать речь и активизировать словарь; развивать умение соотносить числительное с сущ...