Цикл НОД по обучению детей 6 – 7 лет игре в шахматы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Горбунова Алла Гайнитдиновна

Формирование   знаний  детей о шахматной  доске

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_nod_po_obucheniyu_detey_igre_v_shahmaty.docx245.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Цикл НОД по обучению детей

6 – 7 лет игре в шахматы

    C:\Users\user\Desktop\1667433520_35-sportishka-com-p-kruzhok-shakhmati-dlya-detei-instagram-36.jpg

                                               

Подготовила  

воспитатель МАДОУ ДСКВ

«Рябинушка»

Горбунова А.Г.

г. Покачи,   2023г.

Цикл НОД по обучению детей 6 – 7 лет игре в шахматыhttps://hobbygames.cdnvideo.ru/image/cache/hobbygames_beta/data/Ladia-S/2017-03-17/Sh_4-1024x1024-wm.jpg

НОД Тема: «Шахматная доска»                                        

Цель:  формирование   знаний  детей о шахматной  доске

Задачи:

  1. познакомить шахматной доской, ее  расположением и особенностями - горизонталью, вертикалью, диагональю .
  2. обучение шахматным терминам: шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ.
  3. учить детей ориентироваться на плоскости
  4. развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.
  5. вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски.

Материал:

  • Шахматная доска демонстрационная, раздаточные шахматные доски

Словарная  работа:

  • Горизонталь, вертикаль
  • Диагональ

Методы и приёмы:

  • Практический – моделирование шахматной доски
  • Наглядный, Словесный
  • Игровой

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная  часть (3 мин.)

Цель: способствовала  созданию положительного эмоционального настроя и мотивации к  игре  шахматы

Форма  роботы: фронтальная

Формируемые  умения: удерживать образовательную  задачу.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей и введение в проблемную ситуацию

Вы любите путешествовать.

 Сегодня отправимся в волшебное путешествие в Королевство Шахмат. А поможет нам карта, она покажет нам путь в  черно – белое королевство.  Показывает карту, на которой нанесён путь в Черно-белое Королевство»

Дети рассматривают  карту, ориентируясь по стрелкам находят путь в Королевство Шахмат

Основная  часть (25мин.)

1 задание (8 мин.)

Цвет поля

Цель:    Развитие представлений  о   шахматной доске и о полях белого, чёрного цветов.

Форма  роботы:  индивидуальная

Формируемые  умения:  ориентироваться на полях  шахматной доски Умение воспринимать информацию  на  слух   и  удерживать  в  процессе   деятельности. 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

- Но почему же Королевство называется Черно-белым? 

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной 

- На, что похожа шахматная доска?

- Что вы видите на доске?

Черные и белые клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом.

Игра «Цвет поля»

Ребята,  расположите  на шахматной доске фишки.

- только на черных полях

-только на белых полях

- занимают поля на первой горизонтали

- сделать шаг вперед на два поля

-  шаг вправо на три поля

 Какие, вы молодцы, замечательно играли.

Варианты  ответов  детей.

Познавательно – исследовательская  деятельность детей. Дети рассматривают шахматную  доску.

Ответы детей.

Дети  по заданию педагога располагают на шахматной доске фишки.

2 задание (8 мин)

«Улицы Шахматного королевства»

Цель: Познакомить детей с горизонталью, вертикалью, диагональю в шахматах

Форма  работы: индивидуальная

Формируемые  умения: умение ориентироваться на плоскости. Развивается  внимание,  наблюдательность.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей и введение в проблемную ситуацию

В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями и обозначаются цифрами, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями и обозначаются буквами. Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные. Диагональ – это любая прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками.

- Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их? Самые короткие черные диагонали. Сколько их?

Молодцы,  ребята.

Познавательно – исследовательская  деятельность детей. Дети показывают горизонтали, вертикали и диагонали на  шахматной  доске.

              4 задание (3 мин.)

Игра  «Прятки»

Цель: Освоение детьми  знаний о  горизонтали, вертикали, диагонали в шахматах

Форма  роботы: индивидуальная, фронтальная

Формируемые  умения: видеть и понимать шахматные горизонтали, вертикали,  диагонали.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Сколько шахматных вертикалей, горизонталей  и диагоналей  спрятано на рисунке

Дети считают и называют количество вертикалей, диагоналей и  горизонталей.  

3 часть (3 мин)

Игра «Что лишнее?»

Цель: закрепить знания  детей о шахматной доске.

Форма  работы: работа в группах

Формируемые  умения:  умение видеть  в части целое.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей и введение в проблемную ситуацию

 В каждом  ряду  уберите картинку, которая не встречается в шахматах

Ребята, вы молодцы

Дети совместно обсуждают какая картинка лишняя. Затем аргументированно обосновывают  свой  вариант ответа

Заключительная  часть (3 мин)

Цель: Развивать умения   анализировать  свою  деятельность, делать  элементарные  выводы.

Форма  работы:  фронтальная

Формируемые  умения: умение отвечать на вопросы, подводить итог своей   деятельности.

Наше путешествие подошло к концу. Мне было с вами весело и очень интересно.   Вам понравилось в нашем шахматном королевстве? Что больше всего понравилось? Что было самым интересным?    Что у тебя получилось лучше всего?    

  Что ещё не получается?    Что было самым трудным?    

НОД Тема: Шахматная доска Ñ„ото Доска шахматная

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат.

Задачи: познакомить с такими понятиями как вертикаль, горизонталь;

развивать ориентирование на плоскости, память;

воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

Методы: наглядный, практический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками,  экран с проектором, комплект шахмат для каждого воспитанника, комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски и черными полями (черные квадратики),  дидактическая игра, «Горизонтально-вертикальная игра», электронная игра.

ХОД

1. Вступительная часть

- Добрый день ребята! Ой, ребята, а что это за звон, кто там? И снова к нам пришла Клеточка из Волшебной шахматной страны, ну что отправляемся в путешествие, согласны? (на экране появляется Клеточка из Волшебной шахматной страны с загадкой и вопросами). (слайд№2)

2. Основная часть.

 1) А здесь у нас загадка.

Скучно было детворе

 Ранним утром  во дворе.

 -Знаю я одну игру,-

-Сказал ребятам Петя.-

Где бы ни был я, везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

 Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!              

     - Что же это за игра?

(Ответы воспитанников)

- Правильно это игра шахматы и снова мы с вами отправляемся в Волшебную шахматную страну. -    А сейчас все  аккуратно  достаньте  шахматы и положите перед собой шахматную доску.

2)  На  доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля. Но посмотрите на нашей доске поля темно коричневые и светло коричневые.  Просто   шахматисты договорились между собой  называть  все  светлые поля   белыми, а все темные поля -  черными. (слайд№3)

Покажите на своих досках любое белое шахматное поле. Покажите любое черное поле.

 Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое?

3)  - Ребята посмотрите, Клеточка нам хочет что-то сказать (слайд № 4)

– В шахматы обычно играют два ПРОТИВНИКА. Их еще называют ПАРТНЕРЫ. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета... (Доску правильно клади, на углы всегда гляди, чтоб у правого угла, клетка белая была!) Как нам правильно сесть за шахматную доску? (ответы детей). (слайд № 5)

Сказка.

-Юра усадил за стол девочку, с противоположной стороны стола сел сам.

– Белое поле справа, – сказал Юра.

Тут он обнаружил, что по соседству с этим полем стоит крошечный домик-кубик с резными окошками, маленькой дверцей и затейливым крылечком. Юра удивился, что не заметил домик сразу. На крылечке разместились три яркие кнопки: на красной кнопке была нарисована буква В, на синей – буква Г, на зеленой – буква Д.

 Как в азбуке: В, Г, Д! – воскликнул Юра. – Нет только А и Б.

– А и Б сидели на трубе, – пошутила Клеточка. – Сейчас узнаешь, зачем здесь домик и кнопки. Посмотри на шахматную доску: квадратики разных цветов всегда чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным. Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо – это ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ГОРИЗОНТАЛЬ. Смотри, вот горизонталь, – Клеточка нажала кнопку с буквой Г.

В тот же миг дверца домика-кубика отворилась, и на пороге появился симпатичный гномик. Он ловко прыгнул на белую клетку и проворно побежал по горизонтали до противоположного края доски. Там он развернулся, так же резво поспешил обратно и скрылся за дверцей домика.

– А он живой? – спросил Юра.

– Что ты! Это заводная игрушка – Горизонталик. Он показал тебе одну из горизонтальных линий. А всего их восемь. За белым полем каждой горизонтали следует черное, за черным – белое.

Неожиданно в беседку ворвался запыхавшийся мальчик. Большие уши и толстый нос делали его похожим на слоненка.

– Где тетрадка? А-а, вот она! – он метнулся к Юре и вырвал у него тетрадь.

– Ты Загадай? – удивился Юра.

– Я Задира! – мальчик щелкнул Юру по лбу и хотел убежать. Но не тут-то было. Юра подставил ему ножку. Задира кубарем покатился по полу и выронил тетрадь.

– Ах, так! Ты еще пожалеешь! Учишься в шахматы играть? Ничего у тебя не выйдет!

Задира схватил стул и с такой силой ударил по шахматной доске, что одна из черных клеток не удержалась на своем месте и соскочила на стол. Задира хихикнул и убежал, Клеточка заплакала.

Юра бережно поднял черную клетку и в растерянности глянул на шахматную доску. Откуда же она упала? (Примечание: она находилась в нижнем левом углу).

Юра догадался и от радости захлопал в ладоши. Когда черная клетка-квадратик заняла свое крайнее левое положение, девочка перестала всхлипывать и сказала:

– Хочешь узнать, какие еще бывают линии кроме горизонтальных? Рука Клеточки потянулась к кнопке с буквой В.

– Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, – это ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. За белым полем каждой вертикали следует черное, за черным – белое.

Горизонталик снова пробежался по шахматной доске, теперь по вертикали. На этот раз он зацепил черную клетку, и она наползла на белую.

Юра водворил дальнюю черную клетку на место.

– Спасибо, – поблагодарила девочка. 

4) Физминутка:

1,2,3,4,5 показали горизонталь!

1,2,3,4,5 показали вертикаль!

Повторяем 3 раза.

5) - Тихонько садимся на места. (работа на шахматных досках)

- Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных?  А сколько в вертикали белых полей, а сколько черных?      Сколько на доске всего горизонталей, а вертикалей?

6) - Ребята посмотрите, Клеточка нам прислала дидактическую игру. Поиграем? (воспитанникам раздаю белые листы в клетку «доски» и черные поля). 

- Выложите вторую горизонталь, выложите седьмую горизонталь.

- Выложите вертикаль B, вертикаль D. (воспитанники поочередно выкладывают горизонтали, вертикали). Молодцы ребята!

7)  - Ребята, а вот еще одна игра. Поиграем? Она называется «Горизонтально-вертикальная игра»  (ставлю  белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызываю детей по одному к демонстрационной доске, и дети передвигают пешку на одно поле в задаваемом направлении). Например  "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали"). Молодцы, вы справились.

8)  -  Ребята посмотрите на экран, кто на экране? Незнайка, что - то хочет нам сказать! (на экране Незнайка и надпись. Читаю или ребенок, который может читать. Мне подарили электронную игру с заданиями, а я не могу  справиться). Ребята, поможем? (Электронная игра: на экране вопросы и предметы, которые нужно найти). (слайд № 7,8,9,10)

Молодцы ребята посмотрите, какой довольный Незнайка, помогли мы ему (слайд № 11).

3. Итог  

-   Скажите, что же нового вы узнали сегодня   в  волшебной шахматной стране?

  1. Какая форма у поля?  А у доски? Что больше – доска или поле?
  2. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
  3.  Сколько полей в горизонтали?
  4. Сколько на доске горизонталей?
  5. Сколько полей в вертикали?
  6. Сколько на доске вертикалей?
  7. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
  8. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?
  9. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?
  10. Как правильно сесть за шахматную доску?
  11. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?
  12. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?
  13. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых? (слайд № 12)

  На этом наше  путешествие в Волшебную шахматную страну подошло к концу. До свидания.

Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы на тему «Пешка»

Задачи:Картинки по запросу картинка пешка

Образовательные: 

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка» и с

положением пешки на начальной позиции, ходе пешки и его взятии., взятии на проходе

Приобщать детей к самостоятельному решению логических задач. Способствовать

активизации мыслительной деятельности детей

Развивающие: 

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,

воображение.

Воспитательные: 

Воспитывать целеустремленность, волю, организованность,

самостоятельность в принятии решений.

Оборудование и материалы: шахматная доска и шахматные фигуры, карандаши цветные

и альбомный лист

Ход НОД

1 часть Повторение знаний о ранее изученных фигурах

Какие шахматные фигуры мы с вами уже изучили? Как ходит каждая фигура?(показ

детьми на магнитной доске)

2 часть Расстановка фигур на начальное положение

Сколько в начальном положении у партнеров пешек?

На какой горизонтали расположены белые пешки? (на 2-ой)

На какой горизонтали расположены черные пешки? (на 7-ой)

Уберите все фигуры, оставьте только пешки

3 часть Объяснение правил ходов пешки и практический показ

Ходят пешки только вперед. Это единственная фигура, которая НЕ может ходить и

наносить удар назад или по горизонтали. Когда пешка находится в начальной позиции (2-

я горизонталь для белых, 7-я для черных) своим первым ходом она может по желанию

играющего пойти на одно или на два поля вперед.

После своего первого хода пешка передвигается только на одну клетку вперед за один

ход.

Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали вправо и влево

Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по другому. У остальных фигур траектория хода и удара совпадает. Ниже приведены две позиции. В позиции «A» белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур. В позиции «B» пешка не имеет ни одного возможного хода – впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить

Есть еще особое правило – взятие на проходе. Если пешка из начальной позиции прыгает через клетку, которую держит неприятельская пешка под боем, то неприятельская пешка имеет право побить эту пешку так, как будто пешка прыгнула не через клетку, а пошла на одно поле. Допустим белые пешки с2 и е2 находятся на своих начальных позициях, а неприятельская пешка дошла до поля d4

Если пойти пешкой е2 на е3, то черная пешка d4, как нам уже известно, при желании может ее «съесть». Но вы помните, что из начального положения разрешается пойти пешкой е2 на 2 клетки, т.е. на безопасное поле е4. Там вроде бы никто не тронет? Да, но по дороге мы проходим через так называемое битое поле е3, и неприятельская пешка имеет право – только на ближайшем ходу! – съесть пешку, точно таким же образом, как если бы та пошла не на поле е4, а на поле е3. Т.е. черная пешка может перейти с d4 на е3 и снять нашу пешку с доски. Если же черные на ближайшем ходу не воспользовались этим правом,, то оно пропадает. Пешка d4может ждать, пока белые пойдут пешкой с2 со второго ряда на четвертый: тогда она сможет побить с3. 4 часть Практическая работа по взятию на проходе

5 часть Дидактические игры

6 часть Итог НОД Нарисуйте фигуру, с которой мы сегодня познакомились. Как она называется? Что особенного вы узнали о пешке?

НОД по обучению детей шахматам на тему: «Шах и мат»ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинка шахматы король

Цель:

сформировать элементарные математические представления через игру в шахматы.

Задачи:

Образовательные:

 Продолжать учить детей правильно понимать и самостоятельно решать поставленные задачи: находить позиции, в которых объявлен мат, шах;

 Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

       Упражнять детей в умении взаимодействовать между фигурами на   шахматной доске.

 Воспитательные:

    Воспитывать желание помочь другим, самостоятельность в выполнении задания.

Методическое обеспечение: ТСО, загадки, карандаши, демонстрационная шахматная доска и шахматные фигуры, шахматные диаграммы на каждого ребенка, папки по шахма-там индивидуальные, сундучок волшебный и раскраски на каждого ребенка, картинки к сказке.

Предварительная работа: занятия по шахматам, беседы, знакомство с историей шах-мат, работа с диаграммами, дидактические упражнения по шахматам, индивидуальная работа, чтение художественный литературы: стихи, загадки о шахматах, рассказ «Как Незнайка заболел шахматной горячкой» Носов Н., просмотр мультфильма «Югорка и заговор Черной королевы».

Словарная работа: мат, шах, шахматная позиция, побить фигуру.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

Воспитатель. Сегодня я расскажу вам сказку о том, как шахматы спасли царевну от колдуна.

...В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь со своей дочерью Анастасией. Царь был поклонником мудрой игры и любил решать на досуге шахматные этюды и задачи, да и дочь мало в чем ему уступала. Решила она выйти замуж за принца, царь согласился, но поставил непременное условие: должен тот решить три шахматные задачи. И полетели гонцы во все концы сообщать о царском указе, но мало кто отважился просить руки принцессы. Под видом жениха проник во дворец колдун. Решив все предложенные ему задачи, взял он принцессу в жены и увез ее в неведомые края, исчез — как в воду канул. Затужил царь-государь не на шутку и издал новый указ: отдаст, мол, дочь свою Анастасию за спасителя, кем бы он ни оказался. Но не откликнулись на зов царевичи, испугались, попрятались. Только Иванушка не заставил себя долго ждать, явился по первому зову гонца и тотчас отправился в путь. Долго ехал он по лесам и полям, и вот вдали высоко-высоко в горах появился замок колдуна. Добрался до него Иванушка, громко постучал кулаком в железную дверь. И тут из хором, весь в золотом наряде, вышел сам колдун и предложил Иванушке решить шахматные задачи. Решишь, заберешь с собой Анастасию, нет погибнешь молодым. Ребята, Иванушка просит нас о помощи. Поможем, Иванушке с колдуном сразиться?

II. Основная часть.

Первое задание колдуна было следующим, нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно.

1.Задание отгадывание загадок.

Не живет в зверинце, Не берет гостинцы. По косой он ходит, Хоботом не водит. (шахматный слон)

Стою на самом краю, Путь откроют – пойду. Только прямо хожу, Как зовут, не скажу. (Ладья)

Два брата через грядку смотрят, А подойти не могут. (короли).

Узнать его легко: он с гривой, С осанкой важной, горделивой. Красавца этого не тронь! Узнал, кто это? Это - …(конь)

Рожь на нем не колоситься, Не растет на нем пшеница, Слон и конь резвятся вволю. Это - …(шахматное поле).

С первым заданием ребята мы уже с вами справились. Молодцы!

2.Задание. Индивидуальная работа. Решение шахматных задач.

Ребята, следующее задание, нужно поставить шах черному королю на шахматной диаграмме. Вспомним, что означает слово шах? (Шах - это нападение на неприятельского короля, оставаться под шахом, король не может, и поэтому обязан срочно принимать меры – защищаться!) Какие способы защиты от шаха вы знаете:

  • король может уйти с атакованного поля, и уйти из-под шаха.
  • король может закрыться от шаха любой своей фигурой.
  • король может взять (побить) фигуру, объявившую мат, или это может сделать любая фигура из его «свиты».

Сначала нужно расставить шахматную позицию на шахматную доску. Найти решение и красным карандашом закрасить поле, с которого белые объявляют шах королю. Стрелками показать, как король может защититься.

Физкультминутка «Веселая зарядка» 3 мин.

3.Задание. Работа по подгруппам. Собрать диаграмму и определить шахматную позицию на шахматной диаграмме шах или мат, доказать.

Дети выполняют по подгруппам задание. Воспитатель с детьми устанавливает шахматную позицию на шахматной диаграмме шах или мат.

4.Задание. Работа в паре.

Вика и Паша на демонстрационной доске разыгрывают шахматную партию, задание - кто больше уничтожит фигур противника. Остальные дети выполняют, упражнение «Обжорный ряд», цель игрока, который играет фигурой ладья, «срубить» все пешки. Дети, которые играют пешками, должны постараться превратить пешку в сильную фигуру. Победителем станет тот, кто справиться с заданием. Определяются победители.

Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовил коварный колдун для Иванушки. Тем самым помогли освободить Анастасию от злого колдуна. Хотите узнать, чем закончилась сказка? Царь сдержал свое слово, отдал дочь Ивану в жены. И стали они жить поживать, да добра наживать. Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок.

III. Заключительная часть. Итог занятия. Ребята, сегодня вы были внимательными, активными, смелыми, дружными. Благодаря вашим стараниям Иванушка смог спасти принцессу Анастасию. Ребята, какие задания вам показались сложными? Какие задания понравились? Что интересного вы узнали для себя?

Сюрпризный момент. Посмотрите, какой ларец прислал нам Иванушка и Анастасия в подарок, а в этом ларце раскраски для детей.

Похожее изображение

НОД по обучению детей шахматам на тему «Ладья в шахматном королевстве» 

Цель: формирование элементарных математических представлений. Закрепление знаний о шахматной фигуре «Ладья»

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о шахматной фигуре «Ладья»: ходит по прямым линиям горизонталям, вертикалям, место ладьи в начальном положении.
  2. Развивать умение сравнивать множества, память, внимание, мелкую моторику рук. Счет в пределах 8.
  3. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Методическое обеспечение: ТСО, игрушка «Незнайка», шахматные доски по количеству детей, демонстрационная шахматная доска и шахматные фигуры, загадки, карандаши, шахматные диаграммы на каждого ребенка, фишки, сундучок с сюрпризом, красный карандаш на каждого ребенка, указка.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о шахматах, знакомство с шахматными фигурами, с шахматной доской, шахматные упражнения, изготовление диаграммы, работа с родителями, индивидуальная работа, разучивание игры «Цветные автомобили».

Словарная работа: ход фигуры, взятие фигуры, горизонталь, вертикаль, шахматное поле.

Ход занятия.

I.Вводная часть. Звучит музыка вдруг раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам в гости идет? В группу вносится игрушка Незнайка. Незнайка  здоровается с детьми.

Незнайка: Вчера у меня было день рождение, гости подарили мне много разных подарков. А среди них я нашел вот такую коробочку (на столе появляется шахматы в коробочке) А что это я не знаю?

Воспитатель: Незнайка наши ребята тебе помогут. Это шахматные фигуры, но чтобы в них играть нужна шахматная доска (достает шахматную доску)

Незнайка: Только как в нее играть я не знаю, может вы знакомы с этой игрой, и поможете мне научиться играть в нее.

Ответы детей

Дети предлагают Незнайке послушать стихотворение, что такое шахматная игра.

Шахматы – игра, где надо думать,

Шахматы – зарядка для ума,
Это интересная, увлекательная,
Интеллектуальная игра.

Незнайка: Как интересно, я хочу научиться играть в шахматы.

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, поможем гостю научиться играть в шахматы?

Дети: да.

Дети рассаживаются за столы, на которых расставлены шахматные доски, фишки, шахматные фигуры.

Воспитатель: И Незнайку посадим за стол, чтобы ему было видно, как мы занимаемся. На стене висит демонстрационная шахматная доска.

Воспитатель: Как называется это доска?

Дети: Шахматная доска.

Что мы видим на шахматной доске?

Дети: Мы видим много квадратов, они белые и черные.

Воспитатель: Как называются квадраты на шахматной доске?

Дети: Шахматное поле.

Воспитатель: Какие шахматные фигуры вы знаете, назовите их.

Дети: Ладья, слон, король, ферзь, конь, пешка.

Воспитатель: Каких шахматных фигур больше всего на шахматной доске?

Дети: На шахматной доске больше всего пешек.

Воспитатель: Какая шахматная фигура самая высокая, самая низкая?

Дети: Самая высокая фигура король, самая низкая пешка.

Воспитатель: Задание « Кто быстрее расставит шахматные фигуры на доске?»

Воспитатель: Ребята, правильно дети расставили шахматные фигуры на доске?

Дети: Да.

Воспитатель: На поле, какого цвета находиться белый ферзь, черный ферзь? Нужно запомнить правило, Ферзь любит свой цвет. Если это белый ферзь, он любит белое поле, если это черный ферзь он любит черное поле.

Воспитатель: Какая шахматная фигура стоит между слоном и ладьей?

Дети: Конь стоит между слоном и ладьей.

Воспитатель: Какая шахматная фигура стоит между ферзем и конем?

Дети: Между ферзем и конем стоит шахматная фигура слон.

Дети убирают с доски все шахматные фигуры, оставляют лишь ладьи.

Воспитатель: Какие фигуры находятся на доске? Сколько их?

Дети: На доске 4 ладьи, две белые, две черные.

Воспитатель: Назовите, на каких полях они находятся?

Дети: Ладьи находятся на полях а1, н1. а8, н8.

Воспитатель: Вспомним с вами, как ходит ладья по шахматной доске.

Дети: Она ходит по прямой линии, горизонтали, вертикали.

Воспитатель дает задание детям. Поставить ладью на поле с3, показать ход фигуры фишками.

Ребенок, который выполнит это задание быстрее всего, предлагается выполнить на шахматной доске у доски. Дети с воспитателем, проверяют правильность выполнения задания. Определяют, сколько ходов ладья из данного положения может сделать вверх, вниз, вправо, влево, по горизонтали, вертикали.

Сюрпризный момент. Посмотрите, какой у меня замечательный мешочек, как вы думаете, что у меня там находиться? Воспитатель раздает детям цветные колечки, проводится физкультминутка «Цветные автомобили» (используется музыкальное сопровождение).

Дети рассаживаются на стульчики перед мольбертом, на котором расположена шахматная диаграмма, проводится игра «Лабиринт». Цель игры: белой ладьей побить все черный фигуры, при этом нужно назвать какую фигуры бьет ладья, на каком поле стоит битая фигура. Фломастером рисуется путь белой ладьи. Зайка с воспитателем на протяжении всего занятия подбадривает детей, хвалит за старанье.

III. Заключительная часть. Итог занятия проводит воспитатель от своего лица и от лица Незнайки. Незнайка благодарит детей и дарит детям в подарок фломастеры, за то, что дети помогли познакомиться с новой игрой шахматы.

Литература

1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин  И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры

         Программа занятий по шахматам  в кратком, описательном и сказочном виде вводит детей в мир шахмат. В программе  широко используются шахматные сказки ...

Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры

Данная программа предназначена для работы с детьми второй младшей группы  детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игр...

Консультация для воспитателей по обучению старших дошкольников игре в шахматы

Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей....

Программа обучения старших дошкольников игре в шахматы "Шахматная азбука"

Обучение игре в шахматы детей старшего возраста...

Консультация для воспитателей по обучению старших дошкольников игре в шахматы

Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей....

Обучение старших дошкольников игре в шахматы

                                                      ...