Опыт работы по теме «Обучение старших дошкольников игре в шахматы»
статья

Жукович Светлана Анатольевна

Обучение игре в шахматы - не самоцель. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

«Обучение старших дошкольников игре в шахматы»

Опыт работы подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Жукович Светлана Анатольевна

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника - важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие   детей.

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Интеллектуальное развитие определяется не только степенью возрастного созревания структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в процессе обучения и воспитания. Поскольку обучение является   источником   и   движущей силой умственного развития и существует жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы - не самоцель. Использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.

Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б.С. Гершунский); развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б. Богоявленская); повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными предметами (Н.Ф. Талызина), развития интеллектуальных способностей (Н.Г. Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А. Сухомлинский); формирования образного мышления (Л.А. Венгер). А Ш.А. Амонашвили, отвечая на наш вопрос, указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс. 

 Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь некоторые из них. И. Гете: «Шахматы - это пробный камень человеческого ума», Г. Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».

Игра в шахматы решает сразу несколько задач.

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира: А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю. Полгар и других, а также очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты

Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду организован кружок по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Белая ладья». 

Определены задачи на 2017-2018 учебный год.

1. Развивать умение ориентироваться на плоскости (шахматной доски), познакомиться с понятиями диагональ, вертикаль, горизонталь, центр поля.

2. Обучение счету до 10 и более.

3. Работать с шахматными диаграммами и решать несложные задачи.

4. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Занятия проводились 1 раз в неделю. Каждая новая тема давалась на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой в этой возрастной группе было начато со знакомства с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Играть с шахматными фигурами можно даже тогда,   когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т. д.

На занятиях детям давались творческие задания нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру. Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе. Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, помогают активизировать на занятиях детей, а детям в импровизации шахматного театра, что   повышает эффективность обучения.

Один раз в месяц проводилась шахматная викторина по пройденному материалу, где дети демонстрировали знания о шахматах, решали несложные логические задачи на шахматных диаграммах. В группе для детей, которые занимаются шахматами,   были заведены индивидуальные папки, в которые дети складывали выполненные задания на шахматных диаграммах. Это удобно для контроля.

Педагог,   изучая материал папок, может понять на каком этапе ребенок, испытывает трудности и за тем провести индивидуальную работу с ним. Дети,   так же по желанию,   могли брать задания домой, и выполнять   его совместно с родителями. Таким образом, родители становились   невольными участниками процесса при обучении детей шахматной игре.

В конце учебного года была проведена диагностика уровня сформированности интеллектуального развития у детей среднего дошкольного возраста. Высокий уровень интеллектуального развития детей повысился на 47% по сравнению с началом учебного года.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети могут не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако, подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.

Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты; а также представления, отражающие стадиальность преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений). Кроме того, продолжают развиваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь детей.

Был составлен перспективный план работы по обучению детей 6-7 лет игре в шахматы.

Были определены следующие задачи.

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 

Занятия проводились один раз в неделю. Для повышения интереса у детей к шахматной игре и с учетом возрастных особенностей шахматный уголок был пополнен иллюстративным материалом:

- папка с подборкой иллюстраций «История шахматных фигур»;

- папка с портретами чемпионов по шахматам;

- И. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны»;

- сказки Носова «Незнайка в солнечном городе».

Чем подвижнее окружающая ребенка среда, чем более она разнообразна и изменчива, тем скорее ребенок включается в процесс трансформации.

Подводя итог работы по обучению детей шахматной игре за 2017-2018 учебный год высокий уровень интеллектуального развития детей обучающихся игре в шахматы увеличился с 30% до 80%.

Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности   чаще стали проводить   время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат. Трое детей группы приняли участия в городских соревнованиях по шахматам среди детей дошкольного возраста, где заняли призовые места.

Высокие показатели интеллектуального развития детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы это результат совместной работы родителей и педагогов. Обучаются   шахматной игре не только дошкольники, но и члены семьи, в семье появился новый досуг.

В 2017-2018 учебном году на городском методическом объединении воспитателей старших групп был представлен опыт работы с детьми по интеллектуальному воспитанию через игру в шахматы. 

В 2018-2019 учебном году на городском методическом объединении воспитателей групп общеразвивающей направленности от 6-7 лет был проведен с педагогами мастер-класс по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы. Опыт получил высокую оценку, был рекомендован к изучению и внедрению в практику работы воспитателей детских садов города Радужного.  

Подводя итог многолетней работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Приобщение старших дошкольников к традициям и праздничной культуре русского народа»   

Цель:Приобщение  детей к   праздничной культуре русского народа - традициям, обрядам, литературному, изобразительному, музыкальному наследию.Задачи:Образовательные:•Продолжать знакомить...

Консультация для воспитателей по обучению старших дошкольников игре в шахматы

Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей....

Программа обучения старших дошкольников игре в шахматы "Шахматная азбука"

Обучение игре в шахматы детей старшего возраста...

Консультация для воспитателей по обучению старших дошкольников игре в шахматы

Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей....

Педагогический опыт работы на тему "Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями"

В данном материале раскрывается целенаправленная планомерная работа с детьми 5-7 лет в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о родном городе и воспитанию патриоти...

Обучение старших дошкольников игре в шахматы

                                                      ...

Обучение старших дошкольников игре в шахматы

В презентации представлен опыт работы воспитателя ДОУ по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста....