Системно-деятельностный подход
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Ирина Юрьевна Милюкова
Цель: создавать условия для совершенствования у детей математических
представлений
Задачи:
Обучающие задачи:
 
Познакомить с образованием числа 3, цифрой 3
 
Закрепить знания о геометрических фигурах.
 
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие задачи:
 
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию
речи и умения аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
 
Воспитывать самостоятельность: умение понимать поставленную
задачу и выполнять ее самостоятельно.
 
Прививать интерес к математическим заданиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_po_peterson.docx266.45 КБ
Файл matematicheskiy_sunduchok.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Цетр развития ребенка - детский сад № 211»

Ленинского района г.Саратова

410007, г.Саратов, ул. им. Блинова Ф.А, зд. 19А,  тел. (факс) 47-12-68, e-mail: dou211saratov@yandex.ru

Конспект

непосредственно  образовательной деятельности

в средней группе по теме

«Число и цифра три»

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Алексеева Ирина Юрьевна

г. Саратов

2022 г.

Возраст: средняя группа

Тема: «Число и цифра три»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: создавать условия для  совершенствования у детей математических представлений

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с образованием  числа 3, цифрой 3.
  • Закрепить знания о геометрических фигурах.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Развивающие задачи:

  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи и умения аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность: умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Прививать интерес к математическим заданиям.

Здоровьесберегающие задачи:

  • Формировать навыки правильной осанки.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: развивающие игры В. Воскобовича, решение проблемной ситуации, физкультурная минутка.

Формы организации: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: математический сундучок «Игралочка», ковробук, магнитофон, флешка с записанной музыкой, бубен.

Демонстрационный материал: фигурки «Малыш Гео» и «Долька», круг с точками, ёлочки, бабочки,.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, игра «Игровизоры», маркеры.

  • Предварительная  работа:
  • Чтение русской народной сказки «Три медведя» и английской сказки «Три поросёнка», рассматривание иллюстраций,;
  • Дидактические игры на развитие математических способностей: навыки счета «Арифметическое лото», «Сколько предметов»;
  •  развивающие игры: «Составим поясок», «Сложи узор»;
  • чтение стихов, загадок о цифре три;
  • Сюжетно-ролевая игра по сказке «Три медведя»;
  • изготовление поделок из бросового материала;
  • аппликация «Три поросёнка»;
  • физминутка «Весёлый счёт»;
  • тренажер «Базарного» для глаз.

Взаимодействие с семьей: создание папки – передвижки «Логика и математика для дошкольника», буклета «Проблема формирования и развития математических способностей детей».

Примерное содержание

непрерывной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

Приветствует детей.

Приветствуют друг друга.

Постановка проблемы

  Сегодня мы… (Раздаётся  волшебная музыка). Что это такое ребята?

Я, кажется, догадалась – это кто-то к нам идёт, давайте посмотрим, кто же это.

 « Ребята, мы жители Фиолетового леса. Я Малыш Гео, а это Долька. Приглашаем вас в гости. В нашем лесу много интересного. А недавно открылся мебельный магазин».

Вы хотите отправиться в гости в Фиолетовый лес?

Как Вы думаете, кто ещё живет в Фиолетовом лесу?

На  чем же мы с вами отправимся, узнаем, отгадав загадку. 

Загадка.  

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из избушек вереница. (Поезд)

Отправляемся в Фиолетовый лес знакомиться с достопримечательностями.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

II. Основная часть

Вот мы и в Фиолетовом лесу. Как красиво вокруг! Какой здесь чудесный воздух, давайте им подышим.

Дыхательное упражнение  «Шарик»(Представляем себя шариками,  на счет 1,2,3  сделать 3 глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на чет от1-3 медленно выдыхать.)

Я вижу замечательную полянку. А полянка то не простая, она математическая. Вот и задания для нас приготовлены. Давайте присядем. Возьмем в руки «Игровизоры» и маркеры. Посмотрим на рисунки отделов мебельного магазина.

Сосчитайте, сколько предметов на каждом из них?

Обведите нужное число.

Проблемная ситуация: какой рисунок лишний?

Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Теперь отправимся в мебельный магазин Ворона Метра. А вот и он сам.

Сядем  за столы. Сядем правильно, ровно. Внимательно посмотрите на листочки с заданием. Возьмите карандаши и проведите линии от картинки к нужной цифре.

Теперь поставьте в кружочках столько точек, сколько животных на картинке.

А теперь давайте вспомним названия сказок в которых есть цифра три.

Обведите персонажей этих сказок на картинке.

Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Пришло время немного размяться.

Физкультминутка

– Мы до трёх считаем, гири выжимаем,

– Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки

– Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим,

– Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов,

 

– Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты,

– Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас

– На носочки встанем,

Потолок достанем

Хорошо мы отдохнули! Можно снова продолжать выполнять задания от хозяина магазина Ворона Метра. Готовы?

На столе два мешочка. Синий мешочек и жёлтый. Нужно положить в синий мешочек столько треугольников разного цвета, сколько показывает число на мешочке.

А в жёлтый мешочек нужно положить столько же кругов одного цвета, сколько треугольников в синем мешочке

Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Физминутка для глаз

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

Глаза наши отдохнули. Теперь самое последнее задание. Нужно раскрасить столько треугольников, сколько показывает число в начале строки.

Дети садятся на подушки

Дети выполняют задания

Ответы детей.

Малыш Гео и Долька благодарят детей.

На столе фигурка Ворона Метра

Дети выполняют задания

Ответы детей.

Дети выполняют задания

Герои благодарят детей.

стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх — в стороны, пальцы сжаты в кулак (3 раза)

на коврографе — круг с точками. Воспитатель указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки

стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед — вниз. Воспитатель ударяет в бубен

на коврографе — ёлочки, в количестве трёх штук. Дети выполняют упражнение стоя, ноги врозь, руки на поясе, наклоны вперёд

на коврографе изображено 3 клетки. Воспитатель указывает на них, дети прыгают

На коврографе закреплены три бабочки. Упражнение дети выполняют стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед

основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх — в стороны, потянуться

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

Герои благодарят детей.

Дети выполняют упражнения физминутки для глаз.

Дети выполняют задание.

Сюрпризный момент

На память о путешествии в Фиолетовый  лес дети получают медаль «Лучший математик »

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s70f79b2e48c19621/image/i09c62052bc5dba39/version/1590060715/image.png

III. Заключительная часть

Рефлексия

Раздаётся волшебная музыка, которая была в начале путешествия, а герои задают ребятам вопросы:

Как прошло путешествие?

 - А что вам больше всего понравилось?

- О чём вы бы рассказали дома?

-Какое задание для вас было самым легким?

- А были ли трудные задания?

- До свидания, ребята! Приходите к нам еще в гости. Будем очень рады. До встречи.

Дети отвечают на вопросы.



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию сундучок математических открытий «Игралочка». Почему «Игралочка»? Да потому, что «без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности.»

Во всемирной сети интернета представлено великое множество математических сундучков и кейсов. А нам захотелось создать свой, ни на что не похожий математический сундучок.

При создании нашего пособия мы преследовали следующую цель: развитие математических представлений у старших дошкольников через игру. Поэтому придали ему вид сказочный. Это сделано было для того, чтобы мир математики не выглядел неприступным, чтобы детям хотелось познакомиться с ним поближе, и этот мир открыл им столько всего интересного. В основу наполнения нашего сундучка легли задания из программы Людмилы Георгиевны Петерсон. И вот перед вами - комплексное дидактическое пособие, обеспечивающее формирование математических представлений вне целенаправленной организованной образовательной деятельности.

Собранные задания можно классифицировать по цели применения:  

1.Задания на трансформацию:  

«Игры со счётными палочками»

2. Игры на плоскостное моделирование:

«Танграм»

3. Задания на освоение количественного счета:

«Весёлый счёт», «Обведи нужную цифру», «Посчитай»

4.Задания на освоение порядкового  счета:

«Назови по порядку», «Математические весы»

5. Набор для составления и решения задач: фрукты, грибочки и т.д.

6. Задания на выявление  величины предметов:

  «По порядку рассчитайсь», «Больше, меньше, равно»

7. Задания на соотнесение цифры и количества: 

 «Числовой домик», «Математические весы»

8. Задания для развития логического мышления

«Ваза с цветами»

9. Задания для ознакомления детей с циферблатом часов

«Который час»

10. Задания с использованием геометрических фигур и шнуров

Выполняя эти задания , дети осваивают:

- умение пользоваться  эталонами познания: цвет, форма, мера (размер, масса), модель, образ.

- владение способами познания: сравнение, обследование, счет, классификация, сериация и др.

- получают логико-математический опыт.

- развивают мышление, сообразительность, смекалку.

Ребенок поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления практического действия и получения результата, ответа на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации.

Принципы организации работы с сундучком таковы:

- отсутствие принуждения;

- развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

- поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

- взаимосвязь игровой и мыслительной деятельности;

- постепенный переход от простых форм и способов осуществления игровых действий к более сложным.

В заключение хочу отметить, что нашим детям нравится выполнять задания из волшебного сундучка. Это помогло сделать образовательный процесс по познавательно – математической деятельности не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Юные пешеходы» Системно-деятельностный подход в работе с дошкольниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Предложенная работа - попытка показать на практике  системно-деятельностный подход в работе воспитателя по приобщению  дошкольников к  правилам безопасного поведения на дороге....

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....