семинар-практикум для родителей «Занимательные математические игры для детей дошкольного возраста дома»
материал по математике (подготовительная группа)

Спивак Ольга Евгеньевна

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.
Математика наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
          Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к учебной  деятельности. Основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации игра.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар -практикум128.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №28 комбинированного вида» д. Лампово

Семинар-практикум для родителей

«Занимательные математические игры

для детей дошкольного возраста дома»

         

      Подготовили:

 Воспитатели группы «Пчёлка»

Викторова Е.Е.

Спивак О.Е.

 

https://i.siteapi.org/GwgNJVQABhRd3ekiJBnLO4usa4w=/0x0:1044x900/283bab86ad21405.s2.siteapi.org/img/kcem6k8zjcgogwkgg0cww00s0sw8sg

Семинар-практикум для родителей

«Занимательные математические игры

для детей дошкольного возраста дома»»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с играми математического содержания, объединить родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий.
План семинара-практикума:
1. «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
2. Игротека для  родителей «Весёлая математика».
3. Подведение итогов семинара, обмен мнениями.

Ход встречи:
1.Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече.

Зачастую в бешеном ритме современной жизни мы забываем о самом главном. Нам не хватает времени на самых дорогих и любимых детей. Мы очень мало проводим с ними  времени. А потом удивляемся: «Почему мы такие разные? Почему не понимаем друг друга?».

Скажите, хотели бы вы видеть своих детей умными, сообразительными, находчивыми, успешными школьниками?
         Уже сейчас, когда нашим детям 6-7лет, родители задумываются о будущем школьном обучении детей. Иногда родители полагают, что главное при подготовке детей к школе - это познакомить ребёнка с цифрами, научить его читать, считать, складывать, вычитать. Это, конечно, важные умения. Но очень часто запас заученных знаний быстро кончается, и у ребёнка возникают «проблемы с математикой».
        В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.
Математика наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
        Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к учебной  деятельности. Основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации игра.                                                        
Игра способствует умственному развитию дошкольника.
        Математика играет особую роль  в умственном и интеллектуальном развитии ребёнка. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

        Математическое развитие - это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
        Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх.

2. - Уважаемые родители, сегодня мы предлагаем вам  принять участие в играх, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по ФЭМП.

- Несколько слов об играх, которые доступны для проведения в любое время и не требуют никакой особой подготовки.

1. «Считаем всё подряд»  Для формирования и закрепления понятия числа. Можно считать  всё, что находится в поле зрения ребёнка (ступеньки на лестнице,  машины по пути домой,  героев в книжке, посуду на столе и т.д.)
Предлагайте ребенку называть  число, которое у него получилось. Задавайте ему  вопросы на сравнение количества, например: «Чего в комнате больше — полок с книгами или ящиков с игрушками? Деревянных кубиков или карандашей?

2.  «На что похоже?»  Для закрепления геометрических фигур. Предложить ребёнку посмотреть на предмет и назвать, на какую фигуру он похож по форме.

3. «Назови по порядку»  Как вы думаете, что можно посчитать по порядку. (месяцы года, дни недели).

- Ну, а теперь об играх, которые требуют небольшой предварительной подготовки.

4. «Волшебные палочки»  (спички, макароны, шнурки и т.д. зависит от используемого материала)
(Для закрепления   геометрических  фигур, цифр, а также развития мышления). Вам понадобятся обыкновенные спички или сухие макароны. Покажите ребенку, как можно сложить из этих «палочек» треугольник, ромб, квадрат, трапецию. Вместе посчитайте углы и стороны у этих фигур. Когда он достаточно натренируется в выкладывании простых фигур, усложните задачу, предлагая ему сложить треугольник со стороной в 2 спички, квадрат со стороной в 4 спички, треугольник со сторонами в 3 палочки.

Работа с родителями:

5. «Полминутки для шутки» (динамическая пауза).

- Предлагаю сделать  небольшую паузу.
Задания:
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)
2. Ногой топни столько раз, сколько уточек у нас. (8)
3. Сколько покажу кружков, столько выполни прыжков. (7)
4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (9)
5. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (5)

6. «Оживи круг» (квадрат, треугольник и т.д.)
(для развития творческого воображения и закрепления геометрических форм)
Родителям  предлагается лист с нарисованными 5 – ю кругами одинаковой величины. Ему необходимо «превратить» эти круги в предметы (яблоко, часы и т. д.)

 


7. «Вылепи цифру». (вылепите ответ из пластилина, выложить из кубиков, палочек, бусин, семян.)

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)

Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)

Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру.(3)

На руке малышка Лена
Любит пальчики считать!
У нее, на удивленье,
Каждый раз выходит.(5)


Есть пословица у нас,
И она известна всем -
Отрезаешь только раз,
А отмерить надо.(7)


8. «Весёлая математика»


1. Сколько бегемотов плавает в Чёрном море?
2. На берёзе висели четыре яблока. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось на берёзе?
3. На столе лежали 2 луковицы, 1 помидор и 3 груши. Сколько всего овощей на столе?
4. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое) .
5. Каштан, клён, ромашка, дуб. Что лишнее и почему?
6. Что общего между вентилятором и холодильником?
7. Гусь весит 5 килограммов. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
8. У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка).                                                                                          9.
 На столе стоит 3 стакана с ягодами. Витя съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

10. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить её на угол стола)

11. Сколько ушей у трех мышей?

  1. Сколько лап у двух медвежат?

13.Два числа 1 и 3,быстро их сложите и ответ скажите?                                                     14. Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц, ответь скорей?

15. Из-под забора видны 10 ног .Сколько людей там стоит? (5)

 16. На деревьях видно 8 крыльев. Сколько там птиц? (четыре)                                17. У трех братьев по 1 сестре. Сколько всего детей в семье? (четыре)

Логические концовки.

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если два больше одного, то один… (меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая … (слева).

 9.  Загадки.

  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка).
  • У него 4 лапки, лапки ЦАП-царапки, пара чутких ушей, он — гроза всех мышей. (Кот).
  • Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк. (Паук).
  • На грядке сидит 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось? (Нисколько: остальные воробьи улетели.)
  • Работать примется одна – другая ей тотчас поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (Руки).

Кого больше?

Чего в реке больше – рыбы или окуней? (рыбы)

Кого у нас в группе больше – детей или мальчиков? (детей)

Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов? (цветов)

Кого в зоопарке больше – животных или медведей? (животных)

 Чего в квартире больше – мебели или стульев? (мебели)

Игровые задания

Топни правой ногой 3 раза.

Дотронься левой рукой до левого уха

Подними вверх правую (левую) руку.

Поставь на носок правую (левую) ногу.

Поставь на пояс правую (левую) руку.

Дотронься левой рукой до правого колена.

Повернись на право (налево) .

Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т. д.

 Дни недели

 Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету? :

 Сегодня пятница. Какой день будет завтра?

 Четверг – какой день по счету?

 Какой день недели будет после вторника?

 Какой день между четвергом и вторником?

 Сколько рабочих дней в неделе?  

Сколько всего дней в неделе?


10. Ориентировка в пространстве 

Предложить родителям  встать в круг. Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя?

11. «Танграм»
- Сегодня подробнее хочется остановиться на одной из многих занимательных игр, которые родители могут изготовить вместе с детьми своими руками.
Это игра «Танграм».
«Танграм» - одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором».
Геометрия или игра «Танграм».
Существуют различные легенды о появлении танграма. Мне больше всего нравится легенда о том, как три мудреца придумали Танграм.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик был здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к себе трех мудрецов.
- Один, из которых был известен как математик.
- Другой прославился как художник.
- А третий был знаменитым философом.
И повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей.
Квадрат размером 8 на 8 см из картона (демонстрирует, одинаково окрашенного с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.
Воспитатель предлагает родителям попробовать вместе  поиграть в игру «Танграм».
- Воспитатель раздаёт родителям квадраты, ножницы, предлагает им самостоятельно приготовить игру.
Родители разрезают квадрат на 7 частей. Фигуры для игры готовы.
Загадка:
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы.
Родители отгадывают: «Лиса»
Воспитатель показывает образец
- Дорогие родители, посмотрите внимательно на фигуру лисы. Из скольких частей её можно составить? (Ответы родителей.)
Воспитатель предлагает родителям составить фигуру лисы самостоятельно. Правила игры:
Игра заключается в том, чтобы собирать из кусочков квадрат, разрезанный на семь частей, силуэты людей, животных, птиц, предметов.
1. в собранную фигуру должны входить все семь частей.
2. части не должны налегать друг на друга.
3. части должны примыкать друг к другу.
Существует множество задач для танграма. Простые — выложить фигуру по контурному рисунку. Более сложные задачи — выложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой.
Ну, и конечно, можно придумывать свои фигуры, развивая фантазию.
Можно придумать множество игр с танграмом. Существует даже танграмная мебель.
Я предлагаю собрать танграм в виде квадрата, кто быстрее соберёт.

 

  12. Геометрические фигуры

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

 • «Кто больше назовет»

Родители соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке, похожих на геометрические фигуры).  Например:

прямоугольник - дверь, картина, стена, ковёр, оконная рама, крышка стола и т. д.

круг - тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т. д.

трапеция - конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т. д.

овал - огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т. д.

• «Какой фигуры не стало»

 Родители  рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза,  убираем какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, родители определяют, чего не стало.

• «Что изменилось?»

 Родители  рассматривают фигуры, запоминают, как они расположены. После закрывают глаза,  меняет фигуры местами. Родители  должны правильно назвать фигуру и место, где она первоначально располагалась.

3. Вывод:  занимательный  математический материал является хорошим средством  воспитания у детей интереса к математике, самостоятельности; развивает логическое мышление, интеллект. Совместная деятельность детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме. А также  важна для становления адекватной самооценки детей. Ведь когда ребенок получает похвалу от значимого взрослого, он чувствует себя действительно важным и ценным, понимает, что старался не зря.

Подведение итогов семинара, обмен мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Презентация отчёта плана по самообразованию на тему: "Занимательные математические игры в старшем дошкольном возрасте"

В данной презентации представлен материал, над которым я работала в течение 2012- 2013 учебного года . Это занимательные математические игры. К ним относятся " Блоки Дьенеша", "Выращивание дерева", "С...

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Углубленире и расширение работ по развитию умственных способностей через создание условий для развития логического мышления....

Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала»

Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала» Развитие математических способнос...

Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала.

Математика- наука точная, и при обучении очень важно, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее ...