Проект: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» (старшая группа)
проект по математике

Анисимова Наталья Петровна

Проект:

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

(старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

(старшая группа)

Воспитатель: Анисимова Н.П.

Проект

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Тип проекта: обучающий, практический

Продолжительность: долгосрочный – один год

Возраст детей: старшая группа

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Актуальность темы.

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушевич) 

    На современном этапе обучения элементарным математическим представлениям старших дошкольников важным и необходимым является формирование у ребенка базы знаний, умений и навыков для приобщения к социокультурным нормам общества, для дальнейшего использования накопленного опыта при обучении в школе. 

    Исходя из требований ФГОС ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

    Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

    Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему мы широко используем игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов.

    Решению поставленных задач способствует также созданная в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП. Центр математики оснащен новыми современными математическими играми на развитие логики, мышления, счета, ориентировки в пространстве и др. Разработана и создана картотека «Веселые задачки». В наличии также игры, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми («Колумбово яйцо», клавиатура для закрепления геометрических фигур, чисел, карточки для закрепления счета, игры «Поле чудес», «Числовой диск», «Собери по цвету». Также был сделан математический кейс, в котором собраны разнообразные игры для решения арифметических задач, закрепления понятий «больше», «меньше», «равно», закрепления счета в пределах десяти, состава числа, моделирования геометрических фигур, ориентировки на плоскости.

     С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

    Важную роль в нашей работе по обучению наших воспитанников по ФЭМП играет взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность посредством создания данного.

    Многие родители желают, чтобы их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи. Поэтому они с энтузиазмом приняли участие в создании семейных математических газет, изготовлении и выставке настольных игр.

    Данный проект разработан и реализован для того, чтобы дети закрепили полученные в ходе образовательной деятельности знания и могли бы их использовать в повседневной деятельности.

Постановка проблемы.

     В процессе формирования элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.

    В основу проекта положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.

    Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта:

Образовательные:

-развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;

-расширить и систематизировать знания детей по ФЭМП.

Развивающие:

-формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;

-способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.

Воспитательные:

-формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности;

-формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Предполагаемый результат:

-применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

-развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;

-осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале

План реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки

I этап

Подготовительный

-поиск, изучение и обработка информации;

-создание проблемы, постановка цели и задач;

-работа над методической литературой по данной проблеме;

-предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;

-подбор методической литературы;

-подбор развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр;

-работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Сентябрь

II этап. Основной

-работа над проектом (см. «Модель реализации проекта»)

-работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;

-работа с родителями;

Октябрь - апрель

III этап. Заключительный

-проведение математического развлечения «В стране математики»

май

 Модель реализации проекта

1. Работа с детьми

-Беседы

-Дидактические, настольные, подвижные игры

-Чтение познавательной, художественной литературы

-Целевые прогулки, наблюдения

-Продуктивная деятельность детей

-Итоговое мероприятие

2. Сотрудничество с родителями

-Оформление консультаций для родителей

-Помощь в изготовлении настольно печатных игр

-Выставка математических игр

-Родительское собрание

-Методическое сопровождение

3.Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений

4.Разработка цикла дидактических и подвижных игр

5.Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед

6.Подборка художественной литературы

7.Консультационный материал для родителей

 РАБОТА С ДЕТЬМИ

1. Игровая деятельность:

Развивающие дидактические игры:

- «Сложи узор»;

- «Веселый счет»;

- «Математические задачи»;

- «Составь число»;

- «Собери фигуры»;

- «Фигуры из цветной мозаики»;

- «Разложи карточки по цвету»;

 - «Составь узор»;

- игры с планшетами «Математический счет»;

-игры с блоками Дьенеша;

- решение веселых математических задач.

2. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие: 

-Развлечение «Путешествие в страну геометрических фигур и чисел»;

-Заучивание стихотворений С. Маршак «Веселый счет»;

-заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;

-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;

-Составление описательных рассказов по картинкам;

-Упражнение «Дополни предложение»;

-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»

3. Художественно - эстетическое развитие:

-Продуктивная деятельность

-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;

-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»

4. Физическое развитие:

-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»; «Встань в обруч по двое, трое…»

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Информационно - аналитические мероприятия

Выявить интересы, потребности, запросы родителей

-Индивидуальные беседы;

-Анкетирование

2. Познавательные мероприятия

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей

Родительское собрание:

«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

3. Наглядно – информационные мероприятия

Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей

Консультации:

- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,

- «Использование игровых шуток в свободное время»,

- «Математика - это интересно»

4. Досуговые мероприятия

Выставка - «Математические игры для дошкольников» и семейные математические газеты.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ ПРОЕКТА

     В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

ОТЧЕТ о выступлении  «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...

Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.

Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....

"Дидактические игры в обучении детей основам математики"

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека....

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.» вторая младшая группа

Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»вторая младшая группа...

Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .

Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....