Познавательный проект «Играем, познаем, думаем вместе с математикой»
проект по математике (старшая группа)

Екатерина Юдкина

Краткосрочный познавательный проект в старшей группе детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_femp.docx52.23 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект

«Играем, познаем, думаем вместе с математикой»

Выполнили:

Воспитатели: Юдкина Е.А.

г.Ступино 2022

Содержание.

1. Паспорт проекта………………………………………………………….стр.2

2. Этапы работы над проектом…………………………………………….стр.4

3. Результаты проекта …………………………………………………….. стр.7

4. Список использованной литературы……………………………………стр.8

5. Приложение………………………………………………………………стр.9

1. Паспорт проекта

1. Название проекта

«Играем, познаем, думаем вместе с математикой»

2. Разработчики проекта

Юдкина Екатерина Андреевна - воспитатель, МАДОУ Д\С №2 «Звездочка»

3. Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Развитие логического мышления и формирование элементарных математических представлений у детей старшего возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

- Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей;

- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;

- Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

- Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее;

4. Сроки и этапы реализации проекта

Проект рассчитан на реализацию в течение 2-х месяцев (краткосрочный)

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный ( )
  2. Основной ( )
  3. Заключительный ( )

5.Тип проекта

Информационно - познавательный, творческий.

6. Исполнители проекта

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.

7. Результаты реализации проекта

1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

3. Повышение интереса родителей к использованию математических игр и упражнений, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Актуальность проекта:

В современной жизни проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста приобретает все больше значение. Это объясняется, прежде всего, развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Кроме того, математика очень развивает умственные способности ребенка: научно доказано, что чем больше информации проходит через мозг ребенка, тем он быстрее развивается. Математика – один из наиболее сложных предметов в школе, поэтому для успешного обучения ребенка уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств.

Этапы проекта:

1 Подготовительный ( ) Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов, методических разработок.

2 Основной ()

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа педагогического коллектива в режиме проектной деятельности.

3 Заключительный ()

Обобщение результатов работы; анализ проведённой работы; вывод.

2. Этапы работы над проектом.

1 Подготовительный этап:

Цель: Создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.

Содержание мероприятий:

- Определение темы проекта.

- Постановка цели и задач проекта.

- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

- Подбор дидактических и подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики по теме проекта.

2 Основной этап:

Цель: Осуществление педагогической работы по внедрению в занятия и режим дня дошкольного учреждения.

Содержание мероприятий:

- ООД по ФЭМП «Волшебная страна Математика», интегрированное занятие с использованием конструктора Лего «Волшебный конструктор»;

- ООД по ознакомлению с окружающим «Математика в нашей жизни»

- ООД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные цифры», коллективная аппликация «Царство королевы математики», лепка «Веселые цифры».

Чтение сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Шашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек».

Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется», «Добеги до флажка», «Найди свой домик».

Пальчиковая гимнастика «Пять воробьев», «Считаем обувь», «Пять пальцев», «Пять поросят».

Физкультминутки «Сделай фигуру», «Часики», «Три медведя».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Влияние дидактических игр на развитие ребенка»,

«Развитие математических способностей у дошкольников»,

«Математика - занимательная игра».

Индивидуальные беседы о необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.

3 Заключительный этап:

Цель: Подведение итогов по реализации проекта. Выявление проблем и определение перспектив в данном направлении.

Содержание мероприятий:

- Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.

- Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

- Использование дидактических игр по ФЭМП на ООД.

- Обработка и оформление материалов проекта.

3. Результаты проекта.

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. В результате проекта дети освоили геометрические фигуры, умеют сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие, установили взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами; обогатили словарь математическими терминами; научились использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности, развили образное и логическое мышление, развили интерес к решению познавательных, творческих задач, могут распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам; могут конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Используемая литература:

1. Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.: Мозаика - Синтез. 2014

2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. С.-П.: Изд.

«Детство – Пресс», 2010.

3. Попова Г. П., В. И. Усачёва. Занимательная математика: Материалы

для занятий и уроков с дошкольника и младшими школьниками. – В.: Изд.

«Учитель», 2011.

4. Большунова Н.Я. «Организация образования дошкольников в формах

игры средствами сказки». Учебное пособие – Новосибирск: Издательство

НГПУ, 2000.

5. Стасова Л. П. Развивающие математические игры – занятия в ДОУ:

Развивающие математические игры для детей дошкольного возраста. – В.:

Изд. «Учитель», 2010.

6. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические

рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2010.

7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для

дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2010.

8. «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и

мышление». - Дом ХХI век 2010 г.

9. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду.

– М.: АСТ, Слово, 2012.

10. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие

дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП

на тему «Волшебный конструктор»

Цель – развивать творческие способности детей, их познавательную активность и интерес к математике.

Задачи:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- Воспитывать интерес к математическим занятиям;

- Закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов;

- Закрепить знание понятий высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий;

- Закрепить умения различать и конструировать цифры и геометрические фигуры (используя схемы);

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

Материал: Набор карточек с цифрами, карточки геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, шестиугольник) кубики LEGO, коробка в подарочной упаковке.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, у меня для вас подарок, а прислала его вам королева математики. Давайте откроем его? Воспитатель помогает открыть детям коробку.

Что же это? (ответы детей – конструктор ЛЕГО)

Воспитатель: Ребята, это не простые кубики Лего, они волшебные, и сейчас мы с вами в этом убедимся. Вместе с кубиками в коробке лежат карточки заданиями, от королевы математики, давайте, их выполним?

1 задание «Построить цифры из конструктора ЛЕГО»

Дети собирают цифры из кубиков ЛЕГО, используя схемы. Каждый ребенок собирает по одной цифре.

2 задание «Возьми столько же кубиков»

Перед детьми лежат кубики ЛЕГО, каждый должен взять столько кубиков, сколько показывает цифра. Цифры выкладываются в произвольном порядке, по одной в центр стола (от 1до 10).

Воспитатель: Вы все справились с заданием, все правильно сделали. Предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка:

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо сесть.

Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: "Будет интересно!”

3 задание «Построй, что скажу»

Дети строят фигуры, которые говорит воспитатель, используя кубики ЛЕГО

(высокая и низкая башни, длинная и короткая дороги, широкая и узкая речки).

4 задание «Построй геометрическую фигуру»

Перед детьми лежат кубики ЛЕГО, в центр стола воспитатель кладет по одной картинке с изображением геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, шестиугольник) дети собирают предложенные геометрические фигуры, используя конструктор ЛЕГО.

Воспитатель: Ну что ребята, вы убедились, что кубики ЛЕГО оказались волшебными? Они помогли нам заниматься математикой. Что мы сегодня делали с конструктором ЛЕГО?

Конспект организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

на тему «Математика в нашей жизни»

Цель – развивать творческие способности детей, их познавательную активность и интерес к математике.

Программные задачи:

- закреплять знания детей о цифрах от 1 до 10;

- закреплять умение видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов и называть их;

- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Развивающие: развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, интерес к математике.

Материал: демонстрационный материал для каждого задания, карточки с цифрами.

Ход ООД:

С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У людей необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. "Все есть число" - считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю" - говорил Архимед.

Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях. Убедимся в этом на примере. Мы исследуем, как используются математические знания в кулинарии, торговле, в раскрое одежды и в строительстве.

Математика в кулинарии.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам, опять же, поможет математика. Показ иллюстраций воспитателем.

Математика в торговле.

Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

Математика в изготовлении одежды.

Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Математика в строительстве.

В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами: надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак! Математику применяли ещё задолго до нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.

Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения.

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию

на тему «Раз, два, три, четыре, пять – будем цифры украшать»

Цель: упражнять детей в различных техниках рисования, формировать и развивать художественно-творческие способности.

Задачи:

- развивать творческое мышление, воображение и восприятие;

- вызывать эмоциональный отклик на знакомые способы рисования;

- развивать эстетическое восприятие;

- закреплять умение наносить гуашь с помощью ватных палочек;

- упражнять в рисовании горизонтальных и волнистых линий;

- упражнять в рисовании приемом примакивания;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность;

- совершенствовать умение оценивать готовые рисунки.

Материал: силуэты цифр размером в половину альбомного листа, кисти № 2, 3, ватные палочки, салфеточки, гуашь красного, желтого, синего и зеленого цветов, стаканчик-непроливайка.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришел Чебурашка и принес вам подарок, давайте посмотрим, что же это за подарок? (Показывает детям силуэты цифр от 1 до 10).

Воспитатель: Дети, а вы знаете что это?

Дети: Да. Это цифры.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательнее на цифры, и расскажите, что вы заметили.

Дети: На них нет рисунка, они не украшены.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте мы украсим наши цифры. Посмотрите, у вас на столах стоят стаканчики с кисточками, лежат ватные палочки. Предлагаю украсить цифры уже знакомыми вам приемами. Воспитатель вызывает двух-трех ребят для того, чтобы дети на мольберте показали разные приемы и узоры.

Воспитатель: Как вы будете украшать? Каким цветом? Дети выбирают, каким цветом гуаши будут рисовать и каким способом.

В процессе работы проводится физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выложить цифры по порядку, посмотреть работы, отметить лучшие.

Консультация для родителей на тему

«Влияние дидактических игр на развитие ребенка»

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Следовательно, дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности.

Дидактические игры создают условия для возникновения потребности, ее закрепления (ситуации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

• Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для тренировки памяти и умственного развития детей в целом, а также их воспитания.

• В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

• Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.

• Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра - является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей

«Развитие математических способностей у дошкольников»

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно? Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать? Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то всё больше, до школы, употребляют большой - маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы -четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете. Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).

Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Консультация для родителей

«Математика - занимательная игра»

Очень часто можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума, потому что совсем не хватает времени на общение с ребенком. По вечерам родители находят себе занятия по своим интересам (телевизор, компьютер, телефон), а ребенку просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате. Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из вида потребность ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему много красивых и интересных игрушек или каких-нибудь домашних животных, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате. Родители дома, но ребенок не чувствует их присутствия - они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого страдает. Ведь игры, какими бы они ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями. Если вы не можете выделить специального времени для обучения ребенка, есть масса простых способов уделить внимание развитию ребенка, не отрываясь от дел. Например, по дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше – ниже, толще – тоньше). Или, когда вы идете по ступенькам с вашим ребенком, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий «высоко», «низко», «вверх» и «вниз». Можно показать или просто назвать номер вашего дома, квартиры, машины. А если у вас все же выдалась свободная минутка, когда можете присесть и отдохнуть, можно поиграть с ребенком. Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона, посчитать, сколько всего цифр в номере телефона, есть ли одинаковые цифры в номере и. т.д. Если же вы читаете с ребенком книгу, то попросите его назвать страницу, на которой вы читаете или пусть назовет ту страницу, на которой бы он хотел, чтобы вы ему почитали. Попросите отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра, или покажите ту цифру, сколько пуговиц у него на кофточке и. т. д. Поиграйте в игру «Кто больше назовет цифр» или «Какое число пропущено?». Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтобы получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используйте слова: вчера, сегодня, завтра. Можно спросить ребенка, какое сейчас время суток (утро, день, вечер или ночь), в какое время суток он завтракает, обедает или ужинает, и. т. д. Называйте дни недели, какой день недели сегодня, а какой был вчера, какой будет завтра. Называйте время года, какой месяц, какое число. Обратите внимание детей на часы, которые есть в вашем доме, покажите стрелки (минутная и часовая), можно потренироваться, за сколько минут он убирает постель, одевается или убирает игрушки. Познакомьте детей с деньгами, монетками. Пусть ребенок знает, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей. В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки. Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике. И еще хочется напомнить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложение: «Поиграем!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Играя, познаем Ямал!"

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учё...

Проект "Играя познаем мир"

Паспорт проектной работы  Тема: Играя, познаем мир.1. Название проекта: «По дороге игр к знаниям».2. Руководитель проекта: воспитатель группы Прамзелева Наталья Анатольевна.3. Во...

Проект «Играя, познаем природу»

laquo;Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания»                        ...

Проект "Играя познаем природу"

Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на прир...

Проект «Играем! Познаём! Думаем!»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.Ог...

Детский образовательный проект "Играя, познаем мир"

Дошкольное детство понимается как уникальный, самоценный период жизни человека, когда происходит становление его личности, формируются основы самосознания.  В дошкольных учреждениях игра использу...

Математический проект " Играем! Познаём! Думаем!"

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений....